Натолкнулась на это кино случайно, изучая список фильмов, к котором писал музыку Джо Хисаиси. Сначала воспринимала все происходящее просто как комедию, историю о том, как к старой тете с аристократическими замашками приезжает «продвинутый» племянник и о том, как он ее будет всячески доводить. Оказывается, что это была всего лишь одна, незначительная глава в этой длинной истории. Я временами и смеялась и плакала.
Женщина (у нас бы ее назвали «пенсионерка», но еще не «бабушка»), почетный гражданин, со старомодными взглядами на мир и на общество, получившая хорошее образование (английский язык, каллиграфия, китайский театр, пение, рисование и многое другое). Ей очень сложно найти общий язык с окружающим миром. Она очень добра и верит всему, что ей говорят. Потом она знакомится с разными людьми... и мне начинает казаться, что это фильм про то, что даже в старости есть свои прелести, что есть шанс для любви, для новой жизни. А потом разом все рушится и бедная женщина возвращается к той жизни, от которой бежала 10 лет назад, оставив мужа (бравого работягу) и дочку. Провинция, рабочий район, трущобы, ссоры, в общем ничего прекрасного, к чему так лежит ее душа.
Китайцы как мы. Вот, пожалуй, главное впечатление от данного фильма. Впечатление немного неожиданное и приятное. Самые простые и узнаваемые люди в, не побоюсь этого слова, привычной обстановке. Только что едят палочками, да и то - свинину, не кузнечиков каких. Знакомые характеры, знакомые проблемы. От снега, телогреек и ушанок в конце у меня вообще челюсть упала. Одним словом, если вас пугает перспектива всемирного расселения китайцев - рекомендую. Успокоит.
Единственный, но жирненький такой минус - это конец. Последние минут двадцать были нужны данному фильму не больше, чем кобыле пятая нога. Унылый конец, который грубо превратил оптимистически-пессимистическую трагикомедию в пессимистическую.
Постепенно раскрывается нам характер главной героини. Сначала она вызывает жалость и непонимание, потом и уважение, и раздражение, и досаду. Так, история за историей, эпизод за эпизодом, словно пазл постепенно складывается стройный образ, со своими добродетелями и тараканами, но верный себе. Героиня неизменно наступает на одни и те же грабли, простодушно доверяя каждому новому знакомому, и также неизменно и решительно вычеркивает каждого, кто неизменно ее разочаровывает. И когда появляется дочь - мы уже с большой точностью можем представить семейную историю нашей тети. Не задумываясь выйти замуж за ненужного человека и решительно без оглядки уйти - последняя деталь мозаики встает на место - именно такой, какой ее уже представляет зритель...
Вот, собственно, и все. А дальше... Дальше Надя Огарышева, видимо, перечитала свою тончайшую, душевную историю и растерялась - 'ой... я ничего не писала про труд'. И решила дописать. По моему скромному мнению - зря. Социальная зарисовка на тему 'как груба, тупа и беспросветна жизнь простой китайской женщины' разрушила все впечатление. Не поверила я в дальнейшее поведение тети. Полвека прожила она со своим характером, и прожила бы еще столько же точно так же. Она же не Бог игроков, чтобы от одного удара головой кардинально измениться :)
Ну да на этом минусы и закончились. В целом картина оставила впечатление весьма занимательной и забавной. Порадовал Чоу Юнь-Фат, который при первом появлении изрядно напугал меня своими усами и, мягко говоря, своеобразной песенкой. Вышеупомянутой песенкой, костюмами и поэтами он иногда напоминал зрителю, что мы все таки в Шанхае, а не в Южном Бутово. Впрочем, очень иногда. Гораздо чаще Фатыч напоминал какого-нибудь дядю Васю из санатория. Вообще, очень интересно было посмотреть на Чоуюня в роли совсем не благородного, не крутого и не мужественного персонажа :)
P.S. Снимаю баллы только за 'кому в Поднебесной жить хорошо'
Фильм поначалу напомнил по стилю 'Моих соседей Ямада' студии Дзибли, но затем все более стал перекликаться с 'Жить' Чжана Имоу или 'Весной, Летом... ' Ким Ки-Дока. Из западного пришло на ум 'Возвращение' Альмодовара.
Рекомендуется лицам, согласным с тем, что ирония в определенном смысле является оружием мудрости. А если не ирония, то буддистское терпение.
Сценарий порадует, особенно на фоне панорам Шанхая. Войн и массовых убийств ждать не придется, трагедии герои делают сами, не забывая помогать друг другу в этом нелегком деле. Если что, выручит Дзё Хисаиси - музыка доводила до мурашек.
Кстати, в фильме встречаются сюжеты из китайской оперы, да и герои активно её практикуют, заедая рисом из чашек своих родителей. Одно слово - постмодернизм.
Еще один шедевр от Энн Хуэй. Четкий портрет странной немолодой женщины с описанием ее соседей, родственников и любовника. Понемногу в первый час копится непонимание.
Почему у этой женщины все идет именно так? Почему среди соседей не нашлось истинных друзей? В чем причина ее одиночества? Почему среди многих достойных мужчин она выбирает самого обаятельного и нечистоплотного? Почему ее племянник не слишком ценит ее? Как так случается, что полицейские вынуждены охранять эту даму с оружием?
Каждый сюжетный поворот отвечает нам на поставленные вопросы. Неспроста уже в самом начале нас познакомят с девушкой с обезображенным лицом. Неспроста она расскажет последствия этой травмы и ее причины. Неспроста ее родственница, повинная в трагедии, даже не может вспомнить о содеянном. Все неслучайно. В каждой ситуации, которая происходит с героиней уже содержится ответ на ее жизненные поступки.
Так мы получаем тонкий зрелый трактат о смысле жизни.
Даже Чоу Юнь Фат тут будет совсем иным, не таким, как его привыкли обычно видеть. Вроде обаятельный и улыбчивый, но при этом ни разу не респектабельный. Его беседа на кладбище похожа на пророчество...
В итоге: Энн Хуэй на мой взгляд один из лучших гонконгских режиссеров. В фильме 'Постмодернистская жизнь моей тети' она подтвердила свой высокий уровень. Это глубокий фильм полный психологизма и размышлений о смысле жизни
Этот фильм попал в поле моего зрения отнюдь не из-за «звёздного» Чоу Юнь-Фата. Причиной являлся известный по совместной работе с Хаяо Миязаки и Такеши Китано и, неоспоримо, талантливый композитор Дзё Хисаиси.
Тем более в фильме описывается современный Китай, в частности «выставочный» Шанхай со своей экспериментальной архитектурой и прочими достижениями экономического чуда одного из азиатских «тигров». Поэтому, глядя на название «Постмодернистская жизнь моей тёти», я ожидал некое анахроничное действие, разворачивающееся на фоне небоскребов и неоновых огней (подсознательно предвкушал увидеть что-то вроде декораций из фильма Майкла Уинтерботтома «Код 46» и ощутить ту же атмосферу).
Впрочем, напрасны были все надежды и ожидания – камера режиссера со смешной для русского уха фамилией выхватывает по большей части серые тона из, думается, красочной палитры современного мегаполиса «Поднебесной».
Выражаясь жанровым языком, этот фильм, безусловно, стоит отнести к социальной драме, в которой человек зачастую слишком поздно осознаёт, что он оказался не в то время, и не в том месте. Но просмотр «Постмодернистской жизни моей тёти» нисколько не однообразен, т.к., во-первых, музыка Дзё Хисаиси на протяжении всего фильма нежно сопровождает микро-драмы главной героини; во-вторых, ограниченность мышления показанных архетипов порой создаёт комичные ситуации; и, в-третьих, герой Чоу Юнь-Фата своим появлением привносит колорит богатой китайской культуры, будь то цитаты поэтов, внезапное пение или танцы в традиционных костюмах.
Мне, как человеку, неравнодушному к азиатской культуре, а тем более, к экономическим достижениям, интересно наблюдать за историями простых людей, оказавшихся в этаком социальном локомотиве, который, скорее всего и сам не догадывается о своём пункте назначения, но уверено молотит колёсами, не замечая перемен происходящих внутри него.
Думаю, интересно будет и другим людям, чей взгляд обращён на Восток.