К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

С детства увлеченный кино, в 18 лет Эмир отправляется обучаться в братскую по соцлагерю Чехословакию, где поступает на режиссерский факультет пражской киношколы (FAMU), выпускниками которой в свое время были такие небезызвестные в мировом кинематографе люди как Иржи Мензель и Милош Форман. Здесь он создает свои первые короткометражные работы «Часть правды» (1971), «Осень» (1972) и «Герника»(1978) – эта дипломная черно-белая короткометражка, снятая на 35-миллиметровую пленку, в которой еще совсем молодой по режиссерским меркам Кустурица, попытался в сжатом виде показать и раскрыть очень серьезную тему, выступив при этом одновременно в качестве режиссёра, сценариста и оператора (неофициально). Старания молодого автора не прошли незамеченными и на МКФ студенческих фильмов в Карловых Варах, Кустурица получает главный приз, тем самым войдя в число наиболее перспективных молодых режиссеров Европы.

Сюжет «Герники» основан на романе соотечественника Кустурицы Антонайджа Изаковича. При чем тут Герника? В преамбуле отец с сыном посещают парижскую Всемирную выставку 1937г., где собственно и была впервые выставлена на суд общественности знаменитая картина испанского мастера, там отец рассказывает сыну знаменитый диалог гения с нацистами:

- Вы сделали это?

- Нет, это сделали ВЫ.


Сам диалог, кстати, имел место намного позже, только в 1940г., но в данном случае, я думаю, это особой роли не играет, ведь главное для произведения Кустурицы был смысл слов. Сам же посыл творения Эмира во многом перекликается с антисемитским посылом картины художника, отсюда и идентичное название.

Основное действие короткометражки разворачивается вокруг молодого семейства чешских евреев-интеллигентов и происходит в оккупированной Праге 1939г., когда в силу вступают новые порядки со всеми прелестями нацистской евгеники, главной жертвой которой становятся, конечно же, евреи - враги Гитлера №1. Боятся ли они репрессий, возможной гибели или нечеловеческого труда на фабриках и рудниках Германии? Нет. Несмотря на внешнее показательное спокойствие в глубине души родители понимают, с каким злом столкнулись и как трудно будет им пережить смутное время мировой истории. Они хотят лишь одного - сохранить потомство, сохранить жизнь единственного сына и целостность его неокрепшей детской психики, столь чувственной к веяниям внешнего мира. Но как объяснить мальчику, что из-за кучерявых черных волос и больших горбатых носов евреев уже и за людей не считают и прав у них не больше чем скотины, которую ведут на убой? Отцовская идея клуба «больших носов», все члены которого носят повязку со звездой Давида, и попытка перевести все на нелепую детскую игру невольно наталкивает на проведение аналогий с более поздней, безалаберно снятой Бениньи картиной «Жизнь прекрасна», правда надо отдать должное Бениньи - он блестяще исполнил главную роль и развил на уровне сценария сам сюжет абсурдной детской игры с нелюдями, удачно балансируя между комичным и трагичным. В фильме же Кустурицы комичного мало, его работа, пронизанная настоящей человеческой трагедией, куда жизненней и честней, в ней нет мимолетной клоунады, она намного правильней с точки зрения развертывания сюжета и постановки всего киноповествования. Поэтому когда сын отрезает фотопортретам родственников носы, зрителю отнюдь не смешно, наоборот, на душе тяжко, а в голове роятся неприятные мысли о людях и жертвах истории, которая так часто повторяется. Финальная версия «Герники», созданная руками мальчика может и уступает по содержанию и символизму работе испанского гения, но по форме так же шокирует, пугает и вызывает отторжение.

Первое, на что при просмотре обращаешь внимание, наверно простая мелодия, которая вкупе с родственной чешской речью, где все слова до боли знакомы, моментально пронизывает зрителя и западает в его душу, она дарит ощущение «родственности» этого фильма. Возникает чувство, что ты тоже причастен к действиям на экране, был их свидетелем, а теперь на тебя нахлынула волна далеких ностальгических воспоминаний и переосмысления тех событий. Конечно, Эмир подражал более сильным работам признанных коллег, тут и созерцательность повествования, наталкивающая на размышление (долгие общие планы, перемешанные с укрупненными вертикальными проходами камеры, выхватывающими старые семейные фото на стенах) и проверенный визуальный ряд и классная передача эмоций за счет крупных планов лиц (спасибо актерам) и серьезная сложная историческая тематика фильма, где все закручено вокруг семейных ценностей.

Нет еще тут характерных для Эмира обилия этнической культуры и ее неповторимых черт, иррационального ожидания вспышки веселья, беспросветной веры главных героев в светлое будущее на фоне исторической трагедии всего народа, неповторимого сочетания смешного и грустного на фоне личной драмы, но эта короткометражка, через фрагмент жизни еврейской семьи, уже всерьез заставляет задуматься зрителя над судьбой семьи о отдельно взятой человеческой жизни в жерновах истории. Подымая актуальные вопросы пацифизма и антисемитизма, Кустурица доказывает, что такие понятия, как «жизнь», «семья» и «человек» никогда не будут совместимы с ужасающими зверствами войны и гнилой, антигуманной сущностью нацизма.

Хороший дебют режиссера-постановщика, людям думающим, а также всем поклонникам и ценителям творчества Кустурицы рекомендую к просмотру, эта короткометражка никого не оставит равнодушным.

10 июня 2010 | 15:02
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: