Если кто и должен был снимать фильм о Диего Армандо Марадоне, то только Эмир Кустурица. Нарисовать портрет этого аргентинца возможно, если вы сами прошли через тот же быт, что прошел Марадона. Латинская Америка и Балканский полуостров исторически схожи. И те и другие были подвержены влиянию западных стран. 'Для тех и других бедность – это не проблема, а способ выражение страдания'.
Эмир Кустурица сам себя называет художником, который рисует портрет. И это не портрет великого футболиста, это портрет сына, верного мужа, гражданина с твердой политической позицией, любящего отца своих дочерей. Неслучайно название фильма очень простое – «Марадона». Потому что сам сам Диего не называет себя богом, революционером или скажем философом. Он, сам того не подозревая, имеет власть над миллионами людьми. Но по его же убеждениям, власть – не значит обладать. Марадона показан как настоящий солдат, для которого честь и моральные принципы стоят на первом месте. Ведь наемники бьются за деньги, а солдат убьет за семью.
Неслучайно Эмир Кустурица начинает свой фильм с поезда, на котором Диего отправляется в Венесуэлу, где проходит марш против Джорджа Буша. Казалось, этот поезд, как говорил сам режиссер, идет не только в Венесуэлу, а намного дальше. Таким и получился фильм о Марадоне. Он словно этот самый поезд ведет своего зрителя куда-то дальше, чем просто к биографии Диего, оставляя много поводов для рассуждения и внутреннего диалога.
Хочется отметить акцент Эмира Кустурицы на голах Марадоны в ворота сборной Англии на Чемпионате Мира 1986 года. Балканский художник показывает, что те голы были настоящим выстрелом из винтовки Че Гевары нашего времени. Один гол, признанный лучшим голом 20 века, был прямым выстрелом во врага, которого видит Марадона на протяжении своей жизни. А гол рукой – хитрость, которой можно этого врага взять. Особенно удачно подобрана композиция «God save the Queen» британской группы «Sex Pistols», которая символизирует все отношение Марадоны к западному миру.
В фильме Кустурица используется диалог со зрителем, рассуждая о Латинской Америке, ее культуре и как она отобразилась на главном герое его картины. О том, каким он видит Марадону в каждой встрече с ним. Фильм построен на откровенном общении автора с главным героем. В картине используются великолепные краски – голы Марадоны, сумасшедшая любовь болельщиков к Диего Армандо, его слезы от того, что прошлое изменить нельзя.
Перед нами обычный человек, который упорно работал, чтобы стать звездой мирового футбола. Он не остается в стороне от политики, потому что ему не наплевать на свой дом. Он любит свою семью и свой народ. Казалось бы, это все те черты, которые присущи каждому человеку от природы. Но тем не менее, автор не может отогнать мысль, что все это присуще только богу. В своей жизни Марадона сделал много скверных вещей. 'Но Богу прощается все'.
« - Я могу быть белым или черным. Но серым не буду никогда.» ( Марадона )
Долго думал, смогу ли я написать рецензию на данный фильм одного из своих любимых режиссёров. Всё таки я принадлежу к поколению чьё детство выпало на 90-ые, а потому не застал спортивные годы героя этой документально – публицистической картины. Поэтому после первого просмотра фильма, который случился несколько лет назад – я и не стал тогда писать свою рецензию. Но затеяв не так давно подборку рецензий на все фильмы сербского постановщика, пройти мимо его «Марадоны» невозможно. Причина и в большой информативной и чисто зрительской ценности этой документальной картины, снятой знаменитым режиссёром с необычайной исповедальностью героя. Которая, конечно же была бы невозможна без авторитета снимавшего такое кино человека. Не мог простой телевизионщик или журналист добиться от легендарного футболиста такой большой искренности. Это обязательно должен был быть кто то из известных и крупных мастеров экрана, который решив дебютировать после успешной карьеры в художественном кино на поприще документалистики. Это с успехом проделывали разные режиссёры мирового уровня – например Оливер Стоун и наш Никита Михалков, который частенько снимает для телевидения публицистические новеллы. Но личность эпохального спортсмена заинтересовала другого мастера – родом с Балкан. Этим человеком стал популярный режиссёр «другого кино», лауреат двух Золотых Пальмовых Ветвей, номинант на премию Оскар, человек – оркестр - Эмир Кустурица. Который выступил на данном проекте и как автор оригинального замысла и как режиссёр и репортёр – интервьюер, и собеседник и даже как… партнёр на футбольном поле! Понимая, что это будет большая авторская картина о нём и его непростом жизненном пути, Диего Армандо Марадона согласился пустить собеседника – автора фильма в свой мир. Позволив себе за многие годы открыть душу перед своими поклонниками и миллионами зрителей, которые в последствии захотят посмотреть данный фильм.
Не являясь обычной биографической «документалкой», в стандартном понимании этого определения, фильм Эмира Кустурицы всё же рассказывает о знаменитом футболисте очень ярко и с присущей этому режиссёру толикой грусти – способной выжать скупую мужскую слезу, а так же эксцентрикой – которой полны его художественные произведения. Ну и конечно же, как и все его работы – фильм наполнен жизнеутверждающей музыкой. Над саундтреком картины занимался сын режиссёра – актёр, музыкант и композитор Стрибор Кустурица. Которого культовый отец в кадре представил великому футболисту. «- А это твой маленький? Иди сюда парень, как дела?» - сказал жизнерадостный Марадона, обнимая здоровенного лысого детину! Забавно отношение героя картины к окружающим людям, простым прохожим попадающим в кадр – когда они снимали на улицах Буэнос Айреса – почётным гражданином которого Диего Марадона является, или во время его визита в Белград. Невероятно тёплый приём оказали ему в Аргентине и в Испании. Везде и всюду появляясь на улицах, звезда футбола вёл себя как обычный парень с района – будто он для всех свой, вне зависимости от того, где он оказывается. Очень мудрые рассуждения о природе добра и зла в судьбе человека, о важности иметь перед собой цель. О любви и сожалении, которое футболист осознал слишком поздно. Когда понял, что не помнит взросление дочерей – так как много лет находился в наркотической зависимости, и то как это воспринимали его дети и супруга. Которая смогла вытащить мужа из бездны, оставшись с ним, даже тогда, когда у него обнаружились незаконнорожденные дети. Правда о судебных разбирательствах в фильме ни слова. Кустурица это объясняет косвенно, когда в начале фильма уподобляет себя назойливым папараци стремящимся заснять появление «звезды», или журналистам задающим своим «жертвам» скользкие вопросы. Поэтому автор тактично замалчивает неудобные темы, которые по большому отношению не играют никакой роли в понимании личности знаменитого футболиста. Всё лишнее режиссёр Кустурица оставляет за кадром. Зато много времени посвящено легендарному матчу между Аргентиной и Англией в 86 –ом, когда Марадона забил в ворота противников два гола, один из которых вообще от руки – в последствии этот гол получил название «Рука Бога». И имел принципиальное значение, в виду агрессивной политики Британии по отношению к родине Марадоны. В победе которой у всех тогда были сомнения…
Да, во многом мне сложно судить о личности героя картины. Ведь я не видел его на футбольном поле, и помню как толстого коротышку похожего на мафиози. Молодым его я видел лишь на постерах, футболках и игральных фишках с футболистами – которые собирал в третьем классе. О величии Марадоны свидетельствуют его список наград, статья о нём в Википедии и то, что он находится на первом месте среди футболистов 20 – ого века по версии влиятельного журнала «Таймс». Это долгое время не давало мне взяться за рецензию на «Марадону» Кустурицы. Однако, просмотрев рецензии других зрителей, я убедился что не я один не застал триумф этого спортсмена. Тогда я решил, что это и не так уж важно. Можно ведь описать достоинства фильма с позиции кино. И как кино, документальное кино – фильм конечно же уникален. Не имея стандартного сценария повествующего о детстве, юности и становлении этой колоссальной личности – как это обычно бывает в фильмах посвящённых известным людям, тем не менее картина раскрывает душу героя. Позволяя увидеть не «звезду» Марадону – а человека Марадону. Который может пообщаться с прохожими, посидеть в стрип - баре за кружкой пива и откровенно говорить о жизни и политики. Вернувшись к нормальной жизни и сумев побороть свою пагубную зависимость, Марадона стал основателем собственной церкви – «прихожане» которой – его фанаты. А о жизни футболиста даже была написана песня «La mano de Dios» - которая звучит здесь в исполнении самого Марадоны. Рассказывается о его визите на Кубу и о легендарной встрече с лидером «острова свободы» - Фиделем Кастро, подарившим гостю военную фуражку с дарственной надписью на память. Мало кто знает, но поехав на Кубу, Марадона отдал предпочтение их премии, отказавшись прилететь для аналогичной награды в США. Являясь ярым противником диктата больших держав и выступая открыто против кровавых политиков, вроде Джорджа Буша – Марадона стал для государственных мужей нежелательным гостем. Так как всегда говорил собеседникам в лицо всё то, что думает о них и их политике… Словом – этот фильм и о Марадоне и о Кустурице и об его отношении и к герою картины и к самому футболу – которым режиссёр был увлечён в юности. Очень интересная, познавательная и как всегда у этого автора – душевная картина. Так что, всем её советую.
Эмир Кустурица и Диего Марадона... Эти два гения просто обязаны были встретиться на планете Земля и подружиться. Кому бы еще удалось снять такой правдивый, такой настоящий, такой искренний фильм о великом Диего, как не его другу Эмиру?
'Марадона' не похож на обычный документальный фильм. Кустурица выходит за рамки привычной документалистики, и получается фильм в чем-то художественный, в чем-то спортивная сводка, в чем-то road-movie, в чем-то политическая зарисовка, с элементами мультипликации и карикатуры. Если задуматься, весьма взрывной получается коктейль, сочетание несочетаемого. Быть может, в этом и секрет искренности фильма?
Диего изображен как личность легендарная - но живая. Показаны его сильные стороны, его взлеты. Не вызывает сомнения тот факт, что Марадона - не просто человек, а легенда. Человек-борец, который честен с самим собой и окружающими несмотря ни на что. Который не боится выступить против существующего режима, дать метафорическую пощечину сильным мира сего, которых он по вполне понятным причинам не уважает ('Со мной хотел встретиться принц Чарльз. Я отказался. Он хотел меня увидеть, а я его видеть не хотел. Я бы ему руки не дал. На его руках кровь'). Власть и деньги - далеко не все в этой жизни.
Но с другой стороны, ни Кустурица, ни Марадона не приукрашивают жизнь великого футболиста. Показано и его падение на самое дно - наркотики, состояние между жизнью и смертью, потеря собственного 'я'. Изображено это очень честно - без излишнего драматизма либо поиска оправдания. Как поется в песне 'Марадо':
Любопытная слабость, раз Иисус споткнулся,
Почему со мной этого не должно случиться?' -
В этом весь Диего.
Отдельного внимания заслуживает изображение болельщиков и так называемой 'Марадонианской церкви'. Эти эпизоды вышли в духе великого Эмира - абсурдно комичные, живые, яркие, настоящие. Просто потрясающе! Также берет за душу и изображение фанатов Наполи, которые готовы были разорвать Диего на куски - из любви к футболу и легендарному игроку их клуба.
Марадона-футболист и его великий гол, 'Рука Бога', Марадона-тренер, Марадона-общественный деятель и друг Фиделя Кастро, 'Буше-ненавистник', Марадона-муж и отец и его семья, Марадона-человек, который был между жизнью и смертью, бывший наркоман.. И это далеко не все грани величайшего футбольного игрока всех времен и народов.
'Марадона' Кустурицы - фильм, пропущенный через себя. Не случайно Эмир вставляет кадры из своего фильма, кадры знакомства Диего со своей семьей, кадры совместного путешествия в Белград... Это очень личный фильм. Думаю, никто бы не смог изобразить Диего, как это сделал югославский гений, фанат футбола, почитающий Марадону, Гагарина и Фиделя.
Жизнь Диего-человека - поучительная притча. Каждый может найти в этом фильме что-то свое. Слезы Диего, песня 'Марадо' - незабываемо.
“Я ошибся и заплатил за ошибку. Но мяч пачкать нельзя”.
Божествам древних и великих цивилизаций, например египетской или античной, всегда наделялись качества простых людей. Боги также как и мы могли любить, дружить и завидовать. Позже, ученые дали этому явлению соответствующий термин - антропоморфизм. Фильм Кустурицы по сути является критикой, разоблачением этого самого антропоморфизма. Марадона показан великим футболистом, кумиром миллионов, символом борьбы. Название одного из фильмов Эмира Кустурицы полностью соответствует жизненному пути великого футболиста - 'Жизнь как чудо'. Марадона как кумир, у которого есть последователи, которого любят, которому поклоняются (порой, в прямом смысле слова), действительно является олицетворением эпохи, прошедший под лозунгом 'Борьба за свободу!' Но режиссер хочет показать его другим. Он, словно раннехристианский апологет, изобличает, критикует культ футболиста, являющийся детищем не самого Диего Армандо, а общества, которое его обожествило.
Кустурица прямо говорит о том, что мы его сделали таким. Не зря режиссер разбавляет кадры с голами и интервью с Диего отрывками из своих фильмов, где красочно, с долей иронии, изображена жизнь простых людей. Марадона глазами Кустурицы - это в первую очередь человек, жизнь которого полна взлетов и падений. Талантливый мальчишка выбился из трущоб, покорил целый мир и чуть не сгубил самого себя, но все таки поднялся. Режиссер указывает именно на это, подчеркивая, что богам не дано падать с Олимпа и вновь пытаться вскарабкаться на него. Марадона глазами Кустурицы - это в первую очередь любящий муж и отец (очень жаль, кстати, что в фильме уделено мало внимания вопросу взаимоотношений Диего с женой), человек огромной души. Именно человек, а не божество. Очень примечательна финальная сцена, в которой слова Марадоны о своем падении (Кустурица специально не смакует этот эпизод) перемежаются с исполнением песни Ману Чао о Марадоне, как о символе и примере для всех людей. Все таки, в богах больше человеческого нежели сверхъестественного, а может наоборот - в людях больше последнего нежели первого.
Документальный фильм про знаменитую и легендарную личность - Диего Армандо Марадона. Больше похоже на рассказ восторженного поклонника - сбивчивый, перескакивающий с одного на другое, но оттого еще более интересный.
Режиссер говорит, что Диего вполне мог бы быть главным героем каждого фильма Кустурицы. Свободолюбивый, никого не боящийся, вышедший из бедной семьи и ненавидящий гнет американцев. Диего много и сам рассказывает, вспоминает... Говорит, что вся его суть - это противоречие общепринятым правилам, делать все во вред своему здоровью.
'Планета Земля чудом не слетела со своей орбиты, когда более миллиарда людей одновременно соскочили со своих мест. Это произошло, когда мы ликованием встретили гол Марадоны в матче против Англии на Кубке Мира в Мексике. Земля продолжила свой невозмутимый полет, потому что в этой победе было какое-то вмешательство свыше'. Земляки обожают его и относятся к нему чуть ли не как к божеству. Сам он считает, что ничего так не сплачивает семью, как бедность, когда все последними крохами делятся друг с другом, а мама притворяется, что у нее болит желудок для того, чтобы еды больше досталось детям. Кем был бы великий Диего Армандо Марадона, не будь он футболистом? Сомнений нет, - революционером. Но ни в коем случае не политиком: 'Все политики воруют у народа'.
Не умолчав и про наркотики, он предстает перед нами такой, какой есть: то домашний и любящий, то, вне дома, без лишней скромности заявляющий о своих заслугах и смело рассуждающий о политике, о судьбе Аргентины, о Буше и Америке в целом... Это стоит посмотреть, он довольно интересный человек. Легендарный человечище.
20 июня 1982 года завершилась война между Аргентиной и Великобританией, в ходе которой последние вернули себе контроль над Фолклендскими островами. Четыре года спустя конфликт, метко названный Борхесом «ссорой двух лысых из-за расчески», получил развитие уже на футбольном поле: жребий свел двух недавних врагов в четвертьфинале чемпионата мира. И пусть в официальных заявлениях все говорили, что противостояние не выходит за спортивные рамки, каждый аргентинец мечтал о мести. На фоне бушующих реваншистских настроений, в одном из самых напряженных матчей того чемпионата, Диего Марадона принес своей команде столь нужную победу, забив два уникальных гола. Первый позднее назовут «рукой Бога», второй «голом столетия», а сам Диего получит прозвище «футбольный Микеланджело».
Правильное название фильма все-таки не «Марадона», а «Марадона глазами Кустурицы». Ни в коем случае нельзя вычеркивать сербского режиссера, потому что, как бы тавтологично это ни звучало, «глаза Кустурицы» здесь трудно не заметить. Автор даже не пытается быть объективным и беспристрастным, выбирая из обширной биографии футбольного идола лишь немногие понравившиеся эпизоды. Ни о какой всеохватности, конечно же, речи не идет, зато в наличии грамотно расставленные политические акценты. Более того, Кустурица отчасти продвигает свои собственные идеи, используя схожесть во взглядах с Марадоной, что есть отличный пример умело завуалированного полемического приема «ссылка на авторитет». Однако же вся эта слишком явная для документальной ленты субъективность позволила красиво и образно ответить на вопрос «Какой Диего Марадона?» и, что более важно, «Почему он такой?».
Следуя заветам Фрейда, причины следует искать в детстве. Но мы зайдем издалека. Кто лучший футболист всех времен? Правильных ответа два: Пеле и Марадона. И нет ничего удивительно, что именно в Бразилии и Аргентине родились два величайших в истории игрока. Корявенькая фраза «футбол не спорт, а социальное явление» давно превратилась в журналистский штамп, но все еще близка к истине. Трудно назвать другой вид физической активности, в котором путь из условной фавелы в роскошный особняк семизначной стоимости был бы столь же коротким. Но если в какой-нибудь Нигерии просто нет приличных футбольных клубов, а, скажем, в Италии нет такого количества катастрофически неблагополучных районов, то в Бразилии и Аргентине пресловутый социальный лифт «из грязи в князи» выглядит наиболее впечатляюще. В этих странах судьба (или футбольные скауты) всегда приходит к уличным кудесникам мяча с двумя таблетками: красная позволит стать новым Марадоной, ну или на худой конец каким-нибудь Месси, а синяя заставит вживую пройтись по сценарию фильма «Город Бога». Кустурице удалось в паре эпизодов вызвать Марадону на откровенный разговор про детство. И слово «бедность» аргентинец произносит с особой гордостью, считая малый достаток семьи едва ли не первопричиной своих успехов.
«Если Пеле говорит, что он в футболе как Бетховен, то я Рон Вуд, Кит Ричардс и Боно от футбола». Даже сам Марадона использует в определении аж трех знаменитостей. Что уж говорить про режиссерские попытки обрисовать Диего, ассоциативные ряды Кустурицы напоминают притчу про слона и слепцов: Уго Чавес, Гильгамеш, «Бешеный Бык» Ламотта, какие-то герои из вестернов. И разумеется не мог он не вспомнить о собственной фильмографии: среди разнообразных котов, цыган, гусей, сельских пейзажей и постоянно бегущих куда-то под несуразную музыку полусумасшедших людей взбалмошный аргентинец смотрелся бы невероятно органично. В подтверждение тезиса Кустурица включает в фильм отрывки из «Черная кошка, белый кот».
Но в итоге ключевая мысль обнаруживается в пересечении мировоззрений режиссера и футболиста. Просто они оба ненавидят «проклятых империалистов». Первый за бомбы над Югославией, второй за Фолклендскую войну. Главная визуальная находка документальной ленты – карикатурные коллажи, где Марадона бежит к воротам, обыгрывая вместо английских защитников знаменитых агрессоров международного масштаба вроде Джорджа Буша или Маргарет Тэтчер. Кустурица расширяет спортивное событие до политической метафоры. В этой же плоскости автор объясняет весь жизненный путь Марадоны: «Если бы он не стал футболистом, он был бы революционером». Революционер – вот каков Марадона глазами Кустурицы. Его игра – всегда на пределе, всегда непредсказуемо - перманентная революция. Вот Диего получает мяч - и никто не знает, что будет дальше. Дальний удар под перекладину? Гениальный пас, отрезающий всю оборону соперника? А он вместо этого идет напролом, обводит половину команды и забивает свой «гол столетия».
4 ноября 2008 года Диего Марадона был официально назначен главным тренером сборной Аргентины. Команда успешно дошла до четвертьфинала чемпионата мира в ЮАР, где была без шансов разгромлена немцами. После чемпионата Диего покинул свой пост из-за разногласий с национальной федерацией. Ходят слухи, что сейчас им интересуются богатые клубы из Китая. Не сомневайтесь, этот футбольный революционер еще не раз напомнит о себе.
Будеть такие моменты - ты от всего устаеш. Не знаю других, но со мной такие вот вещии приключится. Устаю от современности, устаю от будни, устаю от общественных мнении о соверщенстве. Тогда мне протянут руку только Бог. Его вспоминаю и в душе станеть легче. Или посматрю на таких богов - Марадона и Кустурица. Обе достойно друг друга, обе неординарный. Когда такие неординарные люди сходится получится что то великолепные. Про фильм я могу сказать, я дольжен сказать - он сногшибателен. Во время просмотра душа то плакала, то радовалься.
В моей жизни имеют место много разных увлечений, но самое большое и всепоглощающие – это интерес к футболу. Люблю все связанное с этой «красивой игрой» - историю, терминологию, клубы и национальные сборные, культуру боления и индивидуальные личности, такие как Диего Марадона. Этот коротышка, десяточка, золотой бочонок (благо, прозвищ у него масса) по праву считается одним из феноменов футбола. Никто не спорит, что он один из лучших футболистов мира за всю историю человечества, и соревноваться с ним за первенство под силу только великому королю футбола – Пеле. Так же ни у кого не вызывает сомнения, что он бывший наркоман и скандалист, которого недолюбливают журналисты. Его биография может считаться одной из самых интересных, потому что обществу всегда любопытно следить не только за головокружительным успехом звезд, но и за их стремительными падениями. В жизни Марадоны имели место как подъемы, так и падения, но что бы не происходило: дисквалификации, травмы, наркотики, скандалы, развод – он всегда продолжал свой путь с гордо поднятой головой.
Родился он в бедной, обычной аргентинской семьи, из тех, в которых дети, вырастая, часто выбирают кривую дорожку. С Диего это не случилось, ведь обладая сумасшедшим талантом, он также приложил к нему большой труд. Вместо того чтобы, скажем, воровать на рынке, он с малых лет упражнялся набивать мяч одинаково хорошо как основной левой, так и правой ногой. Это делает его гением из трущоб, чем он, кажется, гордится.
Я так много уделила времени Марадоне и совсем забыла об Эмире Кустурице, который также является совсем не обычным персонажем. Первый его фильм, который я имела удовольствие посмотреть – был «Черная кошка, белый кот». Потрясающая картина, которая наполнена юмором и цыганским колоритом. После этого заинтересованность сиим режиссером возросла во сто крат, и я была приятно удивлена встретив в списке его работ фильм о Марадоне.
Что касается фильма, то он не стал для меня каким-то грандиозным открытием в аспекте биографии Диего, о котором я знаю порядочно, но он кардинально повлиял на мое отношение к футболисту. Раньше я считала его Богом футбола, но не очень хорошим человеком. После просмотра фильма ко мне пришло осознание, что это прекрасный человек, который много пережил и выстрадал и именно поэтому некоторые интервью он дает в состоянии ежика, колючего и обиженного на весь мир.
И напоследок. Вы думаете, что мой заголовок нужно ассоциировать с эпизодом, когда Диего Марадона забил англичанам рукой? А вот и нет. Это та рука, которая прикоснулась к Марадоне и Кустурице, когда они появились на этот свет, сделав их гениальными, каждого в своей отрасли.
Документальный фильм о драматичной жизни, без преувеличений, лучшего футболиста в мире, снятый не менее великим человеком из мира кино. У Кустурицы с Марадоной дружеские отношения, и эта работа предоставляет нам возможность на 1,5 часа почувствовать себя если не другом, то, как минимум знакомым Диего.
В своих фильмах, Кустурица показывает не простые жизни простых людей в своем фирменном трагикомичном стиле. И здесь Марадона показан в первую очередь как простой человек со своими проблемами и противоречиями. Кустурица постарался как можно шире охватить весь не постижимый образ футбольного гения.
Патриот своей страны, ярый ненавистник империализма, революционер, но очень чувствительный в душе, невероятно эмоциональный. Неуемная энергия, наркотическая зависимость, борьба с самим собой и чувство не полной реализации своего потенциала, сожаления и раскаяние в своих ошибках. Он недаром упоминает «Бешеного быка» Мартина Скрозеса, где главный герой мог справиться с любыми соперниками, но только не с самим собой. Мы видим настоящего живого Марадона, который играет в свою жизнь без фальши, выкладываясь на сто.
«Я актер. Потому что я живу, жизнь как мне хочется. То есть актерам дают сценарий, и они его читают. Так? А я не читаю, я живу, и в этом моя игра. Я живу своей жизнью».
Я уверен, что фильмы о Марадоне еще будут снимать, и не только документальные, но вряд ли мы еще где-то увидим его таким. Смотреть всем фанатам футбола и просто интересующимся.
P.S. Если я бы был Кустурицей, то я снял бы фильм так, как он
Диего Марадона. Эмир Кустурица. Нет сомнений, этим людям можно посвящать стихи, песни, книги, фильмы... Но сейчас не о том. И даже не о них. Мы говорим о фильме.
А о чем фильм? Вопрос, казалось бы, риторический, но все же. Месседж киноленты уверенно повис в воздухе и вовсе не собирается приспускаться на землю, дабы нам, зрителям, явить свои очертания. Чем закончился фильм? Я бы сказал, тем же, чем и начался. После просмотра осталось лишь чувство недосказанности, незаконченности. Последнее вполне характерно для художественных фильмов, но это, господа, кроме всего прочего, картина документальная. Какая бы проблема ни поднималась в фильме, она всегда растворяется в какой-то другой информации, в каких-то других диалогах и размышлениях. Вердикт: фильму не хватает конкретики, месседжа. Вышел своего рода обычный фильм о великом футболисте. Не более. Или я бы даже сказал не так. Данная лента не тянет на то, чтобы называться 'фильмом о великом футболисте', потому на этом стопроцентный акцент не ставится вовсе. Получился фильм о каком-то обычном человеке, которого (как будто) мы даже и не знаем. О чем речь? О ком речь? Где акценты? Где интонация? Человек, не знающий Марадону, и вовсе бы не удивился.