К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Да, теперь понятно за что картине дали аж 4 «Оскара», это того стоило. Фильм действительно очень и очень стоящий.

Действие не балует зрителя динамикой. Диалоги размеренные, никто никуда не спешит, ни торопится, благодаря такому неторопливому темпу события на экране более понятны, и одновременно хочется перемотать вперед, потому как зрелище интригует. Да, динамики особой нет, как и каких-то невероятных спецэффектов (они тут и не нужны), но события завораживают и не дают оторваться от экрана. А полное отсутствие саундтреков, оказывается, иногда идет на пользу.

В центре истории три персонажа. Что примечательно (сугубо мое личное мнение), 100% центральных героев тут нет. Да, за Лювилина переживаешь, но он не центральный персонаж, а стало быть, и симпатий к нему, как к главному герою, быть не может. Вообще трудно кого-то выделить из троицы Бардем-Бролин-Джонс. Это как обычная жизненная история, без супергеройского пафоса и преувеличений, история с обычной жизненной концовкой, оставляющей после себя горьковатый привкус.

Теперь о персонажах:

Антон Чигур (Хавьер Бардем) – антагонист. Идеально сыгранный испанским актером, Чигур вселяет в зрителя ужас уже одним своим внешним видом. Очень неприятный персонаж, если не сказать ужасный. Профессиональный киллер, без эмоций и жалости, но с чудаковатыми принципами. Убить человека для него все равно, что подкинуть монету. С ним не договоришься, его не купишь, такие как он не «отходят от дел». Идеальная игра Бардема.

Лювилин Мосс (Джош Бролин) – бывший военный, а теперь сварщик. Оказался не в том время и не в том месте, но слишком поздно это понял. В принципе неплохой парень, но не совсем умный, иначе бы не стал возвращаться ночью на пустырь (совесть, видите ли). Лювилин излишне самоуверен – задумал бороться с соперником, который явно ему не по зубам. Лишь чудо позволяло ему раз за разом уходить от Чигура, но в итоге Мосс все же сдулся. Как и Бардем, справился с ролью на ура.

Ну и шериф Том Белл (Томми Ли Джонс) – когда-то у него был крепкий стержень, но со временем этот стержень превратился в тоненький грифель. Время вокруг Тома менялось, но шериф упорно смотрел назад, не желая принимать современные реалии такими, какие они есть. Отсюда и его пассивность в расследовании – чувство справедливости в нем исчезло, точнее, сменило масштабы (легче погасить свет внутри себя, чем развеять темноту вокруг). Шериф лишь создает видимость расследования, намеренно не лезет в пекло и не желает общаться с полицейскими из города. Белл смиренно ожидает пенсии, уповает на тяжелое время и старается огородить себя от зла извне. Идеальная актерская игра.

Вот такое вот кино. Жестокое, правдивое, мрачное. Одна из многих историй Техаса.

26 октября 2012 | 21:45
  • тип рецензии:

'Говорят глаза окна души. Не понимаю что было в его глазах и вряд ли когда пойму. Но мир становится другим и глаза тоже, к тому все идет. Не думал что доживу до такого. Где-то там есть настоящий живой пророк разрушения и я не хочу столкнуться с ним. Знаю он действительно существует...'

'Старикам тут не место'- это не совсем кино, это философский и многоступенчатый рассказ о том, что истинное, исключительное зло может быть представлено глазами и действиями одного человека. Всего одного, но этого оказывается вполне достаточно, чтобы увидеть его разрушительную мощь. Воплощением глаз и действий этого зла является образ Антона Чигура (Хавьер Бардем), который охотится за двумя миллионами долларов, которые в свою очередь, по стечению случайных обстоятельств попали в руки обычного, но чрезвычайно упёртого, гордого, сомневающегося, но уверенного в себе Лювилина Мосса (Джош Бролин). Стечением этих обстоятельств оказалась сделка, в результате которой погибло множество людей. Расследованием убийств занимается обычный шериф, который готовится к уходу на заслуженный отдых (Томми Ли Джонс), через этот образ Братья Коэны показывают нам проблеск добра, который попытается пробраться через завесу кровавых и безжалостных событий. В помощниках у него будет очень старательный молодой паренёк, который туговато соображает, но будет стараться набираться опыта и помогать шерифу в расследовании. Идея повествования довольно проста, но передана очень тонко и идеально. Мы увидим, что при попытке противостоять злу, истинному злу, которому не нужно мотивов чтобы осуществить очередное убийство, нет места жалости и состраданию и если ты решился бросить ему вызов, а Лювилин решился, то идти придётся до конца или до момента, когда зло предлагает тебе выбирать. Как писал Анджей Сапковский в серии книг про 'Ведьмака':

Существуют просто Зло и Большое Зло, а за ними обоими в тени прячется Очень Большое Зло… Порой бывает так, что Очень Большое Зло схватит тебя за горло и скажет: 'Выбирай, братец, либо я, либо то, которое чуточку поменьше...'

Говоря об игре актёров и постановке этого рассказа, хочется сказать, что разработчикам и исполнителям на 100% удалось передать ту необходимую атмосферу и эмоции, нужные для передачи общей картины. Меня очень порадовал сюжет и развязка, фильм отличается от многих в своём жанре. Смотря фильмы в подобном жанре, ты целиком и полностью погружаешься в окружающее тебя действие и не думаешь, не можешь себе представить чем всё закончится. Наблюдая за этим повествованием, я, напротив, предвосхищал и раздумывал как всё закончится, во что выльется противостояние серьёзных сил...

Этот шедевр и умное донесение того, что нам хотели показать, я имею честь оценить в 10 баллов из 10 возможных.

31 января 2014 | 11:41
  • тип рецензии:

Вечно у братьев Коэнов все сложно. Грубое, долгое изложение, поиск морали через аллюзии, философствующие тезисы. К этому фильму они шли очень долго. От самого своего дебюта, они и не знали, что когда-то, в их творчестве наступит 'золотое' время. Они перешагнули ими же начерченную линию и сами этого не заметили. Их фильм все также мудр и циничен. В дополнение к этому, жестко подмяв, присоединяется слой социальной аналитики. Они очень современно изобразили колорит мафии, без каких либо причуд, изъясняя все очень понятливо, и даже филигранно. Собственно, все гениальное - просто. В их фильме преступный мир показан со всеми прикрасами, анархично и одно вытесняет другое, в итоге, вырисовывается компактная иерархия. И что еще интересно, присутствие двух сторон (плохая и хорошая) удачно сказывается на зрителях.

Это лишь начало. Как говорится, еще цветочки. Задачей Коэнов было создать именно эксклюзив. Очень броское и громкое. Но все не так-то просто. Для начала, нужно как бы покрыть все медленным, но пугающим, даже саспенсовым триллером-вестерном. И, как и ожидалось, баланс они умело удержали. Мастера, как-никак. Дальше, по ходу идет основная структура, менее ясная, и более углубленная всеми стержнями в неприятную для общества проблему. По сути - главный герой и есть тот самый старик, он попадает в опасную для жизни ситуацию. Ему нужно лечь на дно, а он наоборот подливает масло в огонь. Он не уходит из этой проблемы, он все дальше входит в нее. Тут понимаете, двойственный смысл. Дескать, стариков не нужно забывать, а ставить их наравне с самим собой, и не думать, что положения в обществе они не достойны. А случай с главным 'стариком' фильма - наиболее пылкое и развернутое содержание. И последняя фраза Томми Ли Джонса, заключительная фраза всего фильма - гениально. Когда кости уже скрипят, нужно валить из преступного мира, бросать все это дело, молодое поколение все равно сильнее.

Коэны перевернули весь кинематограф. В их картине преобладает целый муравейник умных цитат, часть из которых - в цитатник. А Хавьер Бардем, исполнивший роль хладнокровного Антона Чигура - самый запоминающийся персонаж из всех, что я видел. Он не только машина для убийства, которого встретишь и... Все. Не проснешься уже никогда. Так он еще и умный малый. Бардем пугает, завораживает, смешит. Кстати о юморе, черный естественно, но пара-тройка действительно забавных сцен вас ожидает, впрочем, как и неприятных эпизодов (кровищи избыток). Одним словом - Коэны. Бесшабашные интеллектуалы Голливуда, для них кино - это парк развлечений, где хочется перепробовать каждый аттракцион. Очень сложный фильм, даже моя корявая писанина и то не изложила его 'настоящего' в полной форме. Любите такое кино. И, на будущее - умейте вовремя проснуться, а иначе - беда.

25 февраля 2012 | 09:39
  • тип рецензии:

8 номинаций на 'Оскар', из которых получено 4 награды в категориях: лучший фильм, лучшая мужская роль второго плана, лучшая режиссура, лучший адаптированный сценарий.

Триллер режиссеров Джоэла и Итана Коэнов снят по одноименному роману, и в отличие от многих других картин, основой которых послужили книги, большинство событий развивается в той же последовательности, что и в оригинале произведения.

Фильм рассказывает о событиях лета 1980 года в диком и пустынном западном Техасе. Беглый преступник (он же наемный убийца) Антон Чигур, постоянно разгуливающий с баллоном газа под сильным давлением, преследует ветерана Вьетнамской войны, смирного охотника - Льювейлина Мосса, которому по воле случая довелось найти головокружительную сумму в два миллиона шуршащих американских долларов. Первый готов наступать при любых обстоятельствах, в то время как второй защищается. Порой они меняются местами. Их коллизия наблюдается на протяжение всего повествования, а интрига сохраняется вплоть до последних минут фильма.

Он родился с дьяволом в душе.

Безусловно на высоту оскаровского уровня фильм поднял в первую очередь Хавьер Бардем и его изумительно исполненная роль хладнокровного убийцы-маньяка. Образ его героя получился довольно неприятным и скользким: широко раскрытые глаза, отсутствующий, а порой и испепеляющий все вокруг взгляд, всегда невозмутимое лицо, нелепая прическа, походка 'шаг в шаг', отточенная речь и столь необычное орудие убийства. Согласитесь, весьма отталкивающая личность. Поначалу Чигур появляется нечастыми отрывками, производя впечатление второстепенного персонажа, но постепенно побочная фабула плавно переходит в главную, и вот зрителю открываются все сильные и слабые стороны циничного киллера, идущего по кровавому следу своей жертвы. Он ведет смертельную игру и, похоже, получает от этого удовольствие, что противоречит здравому смыслу. Для него шантаж или угроза - резонное явление (за одни только его реплики фильм должен быть удостоен отдельного 'Оскара'). Феноменальный успех, оригинальное исполнение.

Меняются времена - меняются и устои.

Красной нитью проходит история старого шерифа, разочаровавшегося в своей работе, и его довольно-таки интересные мысли по поводу насущной проблемы. Как все уже догадались, речь идет о Томми Ли Джонсе, отлично вжившемся в свою роль. Его герой всегда раскрывал преступления, основываясь на логике, отслеживая цепь событий и сопоставляя факты. Это и выводило его на людей 'вне закона'. Но в данном случае все факты были против него: мотивы и действия убийцы не поддавались никакому рациональному объяснению. Идут годы, и вот наступило время безбашенных и алогичных убийц, на след которых напасть крайне тяжело. Старик-шериф прекрасно понимает, что он не в силах что-либо изменить. Его переживания отражены в финальном монологе, подсознательно обращенном к зрителю.

Несомненно у каждого найдется свой собственный верный способ деления персонажей на первичных и вторичных, положительных и отрицательных, ярких и непримечательных. Но в конце концов, вывод напросится сам собою: этот фильм про инфернального, жестокого, безумного убийцу Антона Чигура с одной стороны, и всех остальных действующих лиц с другой. Оцените сами эту работу по достоинству.

9 из 10

16 августа 2010 | 20:37
  • тип рецензии:

Не секрет, что братья Коэны снимают порой странные фильмы, не похожие на все другие, фильмы 'не для всех', привнося собственное видение мира и свою изюминку. Кто -то их понимает, кто-то-нет, кто-то даже любит; ясно одно: они настолько же сложны, насколько гениальны в своей простоте. Никаких излишеств. Только суть происходящего в коэновской, фирменной оболочке.

Данная экранизация точно соответствовала книге своеобразного автора Кормака Маккарти, мастера своего жанра, отличающегося особым стилем и синтаксисом, сравнимого по психологии с Достоевским. Думаю, он остался доволен.

В фильме, как и в романе, я бы выделила две основные темы:

1.Старики: 'Если бы мне кто-то 20 лет назад сказал, что по городу будут ходить девки с зелёными волосами и с костью в носу, я бы не поверил'

Эта фраза как нельзя лучше всё объясняет: старикам-то тяжелее всего приспособиться к нововведениям времени. Конечно, оно примиряет, сглаживает противоречия, залечивает раны, но изменить сознание, скорее всего, не может, потому что устои слишком крепки, непоколебимы.

Название правильнее даже перевести как: 'Нет страны для стариков'. Здесь показана именно страна, в которой им нет места. Их забыли, выкинули на свалку истории, словно отработанный материал, оставили доживать век в глуши. Казалось, ничто их не может удивить: слишком много повидали в своей жизни и крови, и боли, и страха, но каждое новой поколение найдёт, чем удивить, будь то неоправданная жестокость, цинизм, отношение к заслугам предков, наркотики, пушки, панки, фрики и так далее... Поэтому они чувствуют себя лишними, бесполезными, малопричастными членами общества, которое уже окончательно развращено, и нет в нём места ни морали, ни религии, ни правде, ни душе, ни спасению, ни чести, когда всё человеческое отмирает, оставляя только чувство хаоса, пустоту, отрешённость и одиночество, которые ничем не восполнить. Они боятся за родную страну, которая неизбежно движется по наклонной, впадает в эпоху декаданса, загнивает и запустевает, за молодежь, которой наплевать...А конфликта поколений как бы и нет: все хотят либо снять, либо переложить ответственность.

Стариками могу назвать всех: Карсона Уэллса, Эд Тома Белла (с его архаичными суждениями, но логически мыслящего и правильно взявшего след), даже 36-летнего Луэллина Мосса, ветерана Вьетнамской войны, жившего в крошечном городке и никогда не видавшего такой огроменной суммы денег, поэтому поддался соблазну и взял чужое. Он не понял, с кем связался, начал действовать неправильными методами, не смекнул, что от безжалостного киллера бегать бесполезно, злил, подливал масла в огонь, за то и был неизбежно наказан. При данных обстоятельствах главным было - вовремя остановиться!

Но как актуальна тема и в наши дни! Разве сейчас что-либо изменилось? В этом ценность как первоисточника, так и адаптации.

2.О правосудии и Смерти

'Ты хоть представляешь, насколько ты тронутый?'

Смерть и Правосудие - это Антон Чигур, беспощадный, сумасшедший маньяк-психопат, стоит особняком. Как у каждого убийцы, у него есть фирменный знак- газовый баллон, используемый как глушитель. Но в остальном он похож на своих 'коллег' и неоригинален, возводит себя в Абсолют, но небезупречен в своей деятельности. Не был он также ни нов, ни свеж в своих похождениях. Что-то подобное вытворяли его предшественники. Возомнив себя Карателем, он судил (якобы за предполагаемые пороки), убивал всех подряд, почти без исключения, считая, что имел на это право. А его ему ведь никто не давал... Он прикрывался фальшивым благородством в виде подбрасывания монетки, чтобы решить судьбу жертвы, которого, на самом деле, и в помине не было.

Отдельное внимание нужно уделить Хавьеру Бардему, которого я обожаю. Без него Коэны бы сильно проиграли, а Чигур не получился бы таким, каким был. Не зря он получил Оскара. У Бардема всё напоказ: Вы хотите увидеть страсть?- Держите. Ненависть? -Пожалуйста. Безумие и одержимость? -в полном объёме. Харизмы у него не занимать, образ получился настолько ярким и запоминающимся, что забыть его невозможно. Джош Бролин померк, потерялся на его фоне.

Смертью же веет отовсюду:она и в достаточно откровенных сценах убийств, и мёртвой тишине природы, и в паузах между дословно перенесёнными диалогами, и в полном отсутствии музыки в картине, отчего очень многие зрители, кстати, недоумевали...

Жёсткий, мощный, провокационный арт-хаусный триллер, самый серьёзный для братьев, а также достойнейшая экранизация бестселлера.

30 августа 2010 | 19:01
  • тип рецензии:

Первый фильм братьев Коэнов, который я посмотрел, был 'После прочтения сжечь'. Тогда я впервые удивился манере и стилю подачи сюжета. Концовка же стала полной неожиданностью, мол, а дальше? После этого я посмотрел 'Большого Лебовского'. Тут уже я более свыкся со стилем фильмов гениальных братьев. Не жди ничего предсказуемого, просто смотри, что тебе показывают, не торопись с выводами, после фильма будет время подумать...

При просмотре 'Старикам здесь не место' я надеялся увидеть что-то более менее похожее на ранее увиденные мной фильмы в жанре Коэнов, но постепенно я стал замечать, что этот ни в какую обойму не лезет. Молчание музыки, максимум звуков событий, тишина пустыни, звуки перестрелок - все как на ладони, без спецэффектов, без вообще каких либо эффектов! Не в 1987м, не в 1997м, а в 2007м ведь снимали! Видимо не только спецэффектами и музыкой можно увлечь зрителя...

Сюжет комментировать не стану. Скажу лишь, что очень впечатлил момент с гонящейся собакой и перестрелками на улицах ночного города - это нечто!

Насилия в фильме просто через край. Даже чем то на Тарантино смахивает...Только насилие ради насилия это не то. Вот поэтому в фильме нет главного героя, каждый сам за себя. Мы только делаем выводы.

Герой Хавьера Бардема просто леденящий ужас. Он как будто бессмертен. Он хорошо мыслит, но при этом не обременяет себя ответственностью - пусть решает монета. Таким образом он пытается освободить себя от раздумий и философствования, от тяжести принятия решений. Клац - и ты труп. Все просто. Без лишних разговоров. Ему нравится быть правым, пусть это право он получает от неодушевленной монеты или от своих принципов, главное что ему никто не перечит.

Впечатлила Карла - жена Мосса. Как она любит своего мужа, как она трепетно переживает за него, она пожалуй единственный просвет любви и надежды в этом фильме. По одной только интонации в разговоре с мужем по телефону почувствовала что он ранен.

Мосс же действовал эгоистично и самоуверенно, в итоге просто глупо.

Мое мнение - фильм впечатляющий. Жизнь ведь не только погоня за деньгами и тщеславием. Жизнь это любовь.

9 из 10

07 ноября 2009 | 20:44
  • тип рецензии:

Как это по Коэновски – преподнести нам обычную бандитскую историю, что сгодилась бы для какого-нибудь среднебюджетного боевичка, так виртуозно, так удивительно, так нестандартно. За это они и уважаемы. За свой неповторимый стиль – гимн его величеству случаю, да случаю злому, чёрному, фатальному – Фак-Фатуму, если перефразировать Набокова...

Особенность фильма заключается в том, что Вы вряд ли догадаетесь, что произойдёт в следующий момент. Вам как будто показавают только малую часть происходящего, как будто всё главное и значимое действо происходит где-то не в поле зрения камеры. Частично это так и есть, но в основном так выглядит жизнь, когда она подкидывает испытание неприятностями. Всё происходит внезапно, нелепо, не так и не туда.

Впечатлений хватит надолго. Каждый значимый персонаж – уникален и харизматичен. И не зря Хавьеру Бардему дали оскара за эту работу. Очень уж вжился в роль хладнокровного и принципиального маньяка-убийцы с кислородным баллоном. Я ему поверил от начала до конца. В отличие от Вуди Харльсона. Как-то не потянул он на профессионала, которого строил из себя в офисе своего заказчика. Как-то очень легко выбыл из игры, так толком ничего и не успев сделать. Хотя, может это часть задумки Коэнов... Джош Бролин и Томми Ли Джонс так же не подвели. Отработали как надо. Один, рваный и отчаянный всё пытался выжить и денег сохранить, всё не сдавался и вёл себя очень осторожно и продуманно – благо за плечами опыт Вьетнама. Второй в роли умудрённого шерифа всё шёл по его следам в надежде спасти, по пути рассуждая о жизни, о её нелепых несправедливостях, о безумии, что творят люди.

Кино сильное, впечатляющее, дикое, как пустыня, где происходит завязка, кровавое и жёсткое. Ни старикам, ни женщинам, ни детям – никому тут не место, кроме отчаянных героев этой чёрной истории.

9 из 10.

27 октября 2009 | 11:30
  • тип рецензии:

В фильме все события происходят в Техасе, в малонаселенных и диких местах. Пейзаж олицетворяет ту борьбу за выживание, которая происходит в природе. Так на выжженной территории люди устраивают жестокую и кровавую бойню из-за наркотиков и денег. Трупы и пару миллионов случайно находит Луэллин, ветеран Вьетнамской войны (Josh Brolin), который страстно желает изменить свою жалкую жизнь. Эти же деньги, а соответственно и Луэллина ищет убийца Антон Чигур (Javier Bardem), которого в свою очередь разыскивает Карсон Уэллс (Woody Harrelson). Ищут их и мексиканцы-наркоторговцы, а за всеми в итоге гонится шериф Белл (Tommy Lee Jones).

Нить погони и розыска, поиска ответов проходит по всему фильму. На самом простом уровне – наркоторговцы ищут свои деньги, они убивают, потому что преступники. Уэллс ищет Чигура, потому что тот убивает всех, в том числе и преступников. На первый взгляд, Чигур также жаждет денег. Но это не так. Неизвестно прошлое этого человека, откуда он, почему он стал таким. И от этого образ убийцы становится еще более зловещим. Его поступки непредсказуемы, он убивает согласно случаю и своему расположению духа. Он использует баллон с воздухом, с помощью которого забивали раньше скот, не оставляя таким образом пуль. У него нет чувства юмора и вообще каких либо человеческих эмоций. Кажется, что он готов выдержать любую боль. Тем более Чигур явно обладает необходимыми навыками в хирургии. Настоящее олицетворение зла. Но ему не столько нравится убивать, сколько гнаться за жертвой. Антон Чигур не психопат, который наслаждается муками жертвы или обилием крови. Он лишь забавляется с ней, заставляет врасплох. На сюжетном уровне, фильм является игрой «в кошки-мышки», на кону которой сама жизнь. Ведь Луэллин не просто бежит от Чигура, но и сам хочет его поймать. Происходит разбивание киношаблона – Луэллин вовсе не жертва. Он человек сильного характера: прошел войну, всю жизнь сам зарабатывал себе на хлеб тяжелым трудом. Чигур также развлекается игрой с монетой, когда убивать нет особой необходимости. Просто подбрасывает монетку, а жертва должна выбрать орел или решка. По мнению убийцы, жизнь есть не что иное, как набор случайных встреч и поступков. И что самое интересное, сами события подтверждают это. Не следил за преступником, поэтому был задушен наручниками. Вернулся дать воды умирающему - получил пулю. Пришел на пару минут позже - не поймал преступника. Просто ехал на зеленый свет, а в тебя врезается автомобиль. Жизнь - ирония, жизнь полна удач и неудач. Еще Хёйзинга употребил термин «homo ludens/человек играющий» и заявил, что культура (читай все!) сформировалась из игры. Сама жизнь и есть игра. Очень много зависит от везения и случая.

Шериф же ищет преступников, так как это его работа. С этим персонажем связана основная идея картины. Ведь Белл ищет ответы на вопросы, которые давно мучают его: почему его родной округ и люди, живущие в нем, так изменились? Откуда столько насилия? Есть в фильме эпизод, где шериф навещает друга своего деда, который также когда-то был шерифом. И в ходе диалога, и в свете прошедших событий, он понимает, что насилие и жестокость были, есть и будут всегда. Зло лишь меняет форму и методы, а сущность остается прежней. Как бороться с тем, кто убивает без цели, просто так, который ничего не боится…? Тут вспоминается разговор двух персонажей из фильма о Чигуре:

-Насколько он опасен?
-По сравнению с чем, с бубонной чумой?


Белл осознает, что он человек из прошлого, так как не может противостоять такому явлению. Он говорит: «Я не люблю рисковать, когда нет козырей и идти сражаться с чем-то, чего не понимаю». Здесь же чувствуется мотив старости и смерти как забвения. Его время ушло, но он все еще привязан к традициям и прошлому. Поэтому фильм имеет такой меланхоличный осадок. Это ветвь сюжета показывает человека, который разочаровался в своем деле – он не смог защитить, не смог изловить убийцу. Эта горечь на фоне ландшафта Западного Техаса добавляет картине тягучую тоску, пустоту и безысходность. Песок не только на дорогах, но и время имеет свойство покрываться слоем пыли, становясь в человеческом сознании лишь прошлым.

Если бы не «Miller's Crossing» и недавняя «True Grit», то с уверенностью можно было бы назвать «No country for old man» чуть ли не самой сильной работой режиссеров. Эти три фильма лишь предпочтение автора рецензии. «Старики…» сняты также как и предыдущие фильмы братьев в их собственном своеобразном стиле. Есть ощущение, что сюжеты они выбирают с такой легкостью, как будто те сами их находят. Самое главное даже не то, что эти два гения работают вместе как один человек и заканчивают мысли друг друга, а то, что они сами пишут сценарии для своих фильмов. Поэтому основная изюминка их стиля – это крепкий сюжет. Оператор Дикинс, номинант на 9 премий Оскар – это руки «двухголового режиссёра», как шутливо прозвали братьев. В данном случае его техника соответствует настроению фильма – спокойное, немного статичное. Таким образом, оператор концентрирует внимание зрителя на происходящем, а не на оригинальности съемки. Еще мы видим отличную покадровую нарезку той самой country с закадровым голосом Томми Ли Джонса, которая вносит в фильм ностальгический оттенок.

Коэны наряду с Вуди Алленом отличаются тщательным кастингом. И здесь помимо американцев Джоша Бролина, Томми Ли Джонса и Вуди Харрельсона, засветились шотландка Келли Макдоналд и испанец Хавьер Бардем. Последний просто поразил всех своей невероятной игрой. Хавьеру не впервой создавать такие необычные образы. Мы помним его по фильмам «Mar adentro», где он сыграл инвалида, «Before Night Falls», где ему досталась роль гомосексуалиста, «Carne trémula» испанского режиссера Педро Альмодовара. Национальная экзотичность Бардема придала его персонажу ту самую изюминку, мистичность, тайну. Его мягкие движения и плавная походка, а также местами безумный, местами загадочный взгляд сделали характер насыщенным и живым.

Замечу еще одну составляющую любого фильма, отсутствие которой является здесь небольшой особенностью - музыка. Ее нет, потому что авторы хотели усилить эффект наличия преступления, которое будто никто не замечает – тишина как символ ненаказуемости, беззакония происходящего.

Этот фильм - еще один шедевр Коэнов. В каждой своей работе они создают особый мир, и это очень заметно. Здесь нет музыкального сопровождения, нет ощущения суеты погони, зато есть поэтичность, закадровый голос, прием затемнения, ощущение абсолютного и бескрайнего простора, даже какого-то умиротворяющего покоя. Это своего рода философская притча, ода пессимизму.

02 февраля 2012 | 20:30
  • тип рецензии:

Писать рецензию на такой вот шедевр, в чьем статусе «живой классики» не приходится сомневаться, очень тяжело. Тем более что критики всего мира, уже спели ему обо всех его достоинствах. И тебе не очень хочется повторять то, что уже было сказано множество раз, до тебя.

Но мы же говорим о фильме братьев Коэн. Их фильмы это безграничная кладезь сюрпризов, цитат и “подмигиваний. Тем более что братья, в своем новом фильме, наконец-то ушли от студийных комедий, к фирменному авторскому стилю – соединению «чернухи» с абсурдистским юмором.

Погоня за раненой антилопой, неподалеку от Рио-Гранде, приводит мужчину неопределенного возраста и рода деятельности (известно лишь, что он бывший ветеран Вьетнама) по имени Льюэлин Мосс (Бролин) к месту разборки местных “бандитос”. В укромной и тихой долине, рядом с брошенными машинами он обнаруживает кучу продырявленных тел, пикап, забитый до отказа кирпичиками с наркотой, и труп “умника” пытавшегося под шумок уйти с чемоданом наличности. Какая удача, подумал Мосс, и денежки прикарманил. Но, как это обычно бывает, ничто не бывает просто так, и на любые ценности найдется тот, кто должен их забрать. Последний, в этом фильме особенно колоритен. Безжалостный, как смерть, и неуловимый, как призрак, человек с лицом молодого Геннадия Хазанова и звучным именем Антон Чигур (Бардем). Да и свои зверства, он устраивает не с помощью изощренного холодного оружия, а с помощью устройства для забоя крупного рогатого скота. Антагонистом же Антона выступает техасский шериф предпенсионного возраста Эд Том Белл (Джонс).

Начало фильма примерно такое же, как и в “Большой Лебовски” – тихий голос, с уловимым южным акцентом, рассказывает о суровых буднях местного шерифа. На экране же в этот момент “плывут” величественные виды пустынных техасских прерий. Эх, как же много было снято фильмов, где мы видели эти локации. «Сумеречная зона» Америки, граница Техаса и Мексики. Как же все знакомо: невзрачные придорожные мотели с умирающим от скуки хозяином, пошарпанные бензозаправки, пустынное шоссе – все это такие же неотъемлемые атрибуты национальной американской мифологии, как бейсбол, гамбургер, или флаг над диваном в гостиной.

Воистину, Коэны как никто другие, умеют обращаться с культурными артефактами Америки, при этом, не переходя тонкую линию патриотично заряженного кино. К слову, в “Стариках” очень тонко, по мистическому что ли, обыграна тема самой границы. Мол, перейдешь ее, и смерть придет за тобой, кто бы ты ни был.

На границе жить – по волчье выть, тут либо ты, либо тебя. Это суровый мирок пограничников, в котором не терпят бравады и заносчивости, здесь ценят личный кодекс, и умение быть начеку. Альтернатива не соблюдению этих постулатов – смерть.

Тема границ всплывает не только при описание места действия. Но и при попытке описать жанровую принадлежность фильма Коэны берут абсолютно не совместимые стили и жанры, и мешают их на свое усмотрение. Судите сами, тут и вестерн, находящийся в родных локациях, и хичкоковский нуар, а антураже спящего города, и классический триллер, и комедия, и что самое гениальное, кровавый слэшер. Соединенные вместе столь разные элементы образуют органичный фильм, состоящий из жестокости, интриги, юмора и саспенса.

Вот Антон Чигур совершает очередное зверство — конечно, оно камерное по сравнению с “Пилой” или “Хостелом”, но глядя на игру Бардема, ты скрещиваешь пальцы в надежде, что ты никогда не встретить такого человека в реальной жизни. А вот гениальный диалог, между Антоном и его очередной жертвой. Будет смешно, очень смешно, но ведь этот юморной парень вышибает людям мозги. И смех и грех. Что же, это братья Коэны.

Но я хочу заметить, что юмор в “Стариках” не столько уходит корнями в прошлые работы Коэнов сколько отдает послевкусием Линчевских фильмов, когда не понятно, смешно, и от этого невыносимо страшно.

Но не только “новый” юмор, удивляет в данном фильме. Хитрецы Коэны, конечно же, рисуют свой шедевр яркими мазками, но при этом они не забывают и о зрителе, они предлагают ему самому додумать множественные белые пятна на холсте.

Каждый сам решит для себя: Кем на самом деле был Чигур? Чем-то метафизическим, аномальным, не из этого мира или обычным психом с замашками японского война? Что значил финальный монолог шерифа? Почему в картине нет музыки, но есть композитор?

Наконец-то появился фильм, который хочется пересматривать снова и снова, и строить новые догадки, рожденные в нахождение новых деталей и мелочей, хитро спрятанных режиссерами в фильме. Или не спрятанных?

Под конец поговорим об актерах. Они в принципе заслужили по отдельной статье, но я попытаюсь восхвалить каждого исходя из размера рецензии.

Начнем с Чигура в исполнении Бардема – яркий, колоритный, потрясающий, и живой персонаж, при одном взгляде, на лицо которого понимаешь: перед нами убийца, способный в мгновение ока прекратить источать цинизм и отчужденность и разорвать вас на куски взглядом. Томми Ли Джонс словно и не прекращал сниматься в “Трех могилах”. Джош Бролин же феерически хорош в своем образе – актер в последнее время становится все более заметным, достаточно вспомнить отлично сыгранные им роли продажного детектива Трупо в “Гангстере” и доктора Блока в „Планете страха“.

Точеный, аккуратный, стильный, напряженный и одновременно веселый, великолепно сыгранный фильм от режиссеров, таланту которых нет предела. Коэны вернулись, вносите Оскар.

10 из 10

14 февраля 2011 | 18:29
  • тип рецензии:

Смерть стоит за спиной у каждого из нас:
за кем-то с подушкой, за кем-то с мечом, за кем-то с пилой,
а кое-кто вначале примерит испанский сапожок.

Томас Торквемада (основатель испанской инквизиции, первый великий инквизитор Испании XV в. н. э.)

Слабые Мы… Потому что не умеем сопротивляться. Воле обстоятельств, судьбе-злодейке, а порой и собственному мировоззрению. «Налепили свой мягкий мирок на привычных телу костях». Живём, мечтаем, строим планы на будущее и нисколько не задумываемся над тем, что за нашей спиной рослый брюнет в джинсовом костюме уже, возможно, наводит на кого-то своё пневматическое ружьё.

Искренне благодарен братьям Коэнам за непошлый реализм и замечательное искусство подтекста, что особенно приятно зрителям, которые умеют и любят анализировать происходящее на экране. Жёстко, последовательно, правдиво, интеллектуально.

Нет музыки… Совсем… В жизни тоже нет, если не вслушиваться.

Его Величество Случай – в центре внимания. Ведь абсолютно случайно «зеленый берет» натыкается на эти злосчастные деньги и оставляет их себе, после чего, из чисто гуманных побуждений решив принести воды умирающему гангстеру, опять же случайно сталкивается с мексиканскими мафиози, которые открывают на него охоту. А как вам нравится игра в Орел-решку, излюбленную забаву убийцы с пневматическим пистолетом, или же тонкие монологи мудрого шерифа в блестящем исполнении Томми Ли Джонса: «Даже в поединке человека с бычком исход далеко неочевиден».

Одна из главных находок картины – прекрасное воплощение актером Хавьером Бардемом роли Антона Чигура, на мой взгляд, центрального персонажа этой картины. Актерское мастерство и качество игрового таланта ставят эту роль на один уровень со знаменитым Ганнибалом Лектором, переданным на экране сэром Энтони Хопкинсом.

Фильм с изяществом соединяет в себе несколько безусловно новаторских и неизбитых кинематографом идей. Например: деньги, в особенности большие – это зло, кому бы они не принадлежали, и несут они своим обладателям лишь смерть и трагедию, при этом обнажая все их скрытые отвратительные пороки. Обратите внимание на одну из заключительных сцен, где Чигур дает сотню баксов одному из двух случайно проезжавших на велосипедах мальчишек за то, что тот отдал ему рубашку, чтобы подвязать сломанную руку, и тотчас же два правильных тинэйджера с бойскаутским стилем поведения превращаются в жадных недорослей, готовых избить друг друга за эту паршивую сотку с пятнами крови.

Или же парочка пёрлов от героя Хавьера Бордема, которые вполне претендуют на то, чтобы разойтись на цитаты: «Мнение монетки совпало с моим» или «Объясни-ка мне кое-что. Если твои принципы привели к такому концу – какой от них был прок?».

Как известно, глубина любого произведения, в том числе и в сфере киноискусства, определяется наличием обширного сюжета, вскрывающего множество тем и определяющего различные пути их толкования. Так вот этот фильм кишит обилием недосказанностей, незаконченных размышлений и вероятностных мыслей, которые, вне всякого сомнения придают ему особый шарм. Так как вариантов их трактовки не счесть.

Под занавес, хочу добавить цитату одного из героев-стариков фильма, который много повидал: «Жизнь в нашей стране тяжела. Грядущего тебе не остановить. И жизнь под себя не подстроить. Это эгоизм и высокомерие…». И если уж бывший американский рейнджер, прошедший свою нелегкую судьбу в сытой, стабильной, спокойной стране, говорит такие слова, то в России пора бы уже научиться воспринимать жизнь как она есть. С другой стороны – старикам тут не место…

P.S. Очень впечатлила концовка. Сон шерифа на пенсии. Класс… Остаётся мечтать, вот, бы у нас были такие защитники законности и справедливости…

23 января 2010 | 01:25
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: