К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Печальный и пророческий монолог шерифа Эда Тома Бэлла вместе с рассветом над бескрайними полями Техаса звучит устало: кто уж не любил слушать истории о стариках-героях прошлого? Хочешь-не хочешь, а начинаешь себя с ними сравнивать и думать, как бы они выжили в наше время, размышляет Эд Том, вспоминая кровавые подробности покрывшихся пылью историй, пока камера одного из лучших операторов современности Роджера Диккинса плывёт по безжизненной прерии. Шериф никого не боится, он стар и умудрён опытом, а преступность – она всегда молодеет, видоизменяется, становится сильнее. Уж мог бы и уступить ей старый Эд Том, но нет – это значит подыграть злу, замарать душу, сдаться, а ведь наш герой старой закалки, в те времена никто и не думал сдаваться.

Братья Коэн не впервые затрагивают тему провинциальных глубинок, где случается убийство – их «Фарго» также об обычных жителях, вовлечённых в таинственное преступление маленького городка, а полицейские где-то на шаг позади пытаются собрать всю головоломку воедино. Даже суровые и голые ландшафты являются своего рода зеркальным отражением друг друга, пусть и в совершенно иной температуре. Циничный и невозмутимый юмор так же остался на месте, хотя «Старикам тут не место» куда более пессимистичная история, где надежда остаётся только по воле случая, а смерть... Что про неё сказать, кроме того, что она всегда идёт по следу? Во вселенной Коэнов портфель, полный денег, неизменно является корнем всех зол, как и в истории писателя Кормака Маккарти, чей роман лёг в основу сценария: главный герой Мосс во время охоты случайно обнаруживает в пустыне место перестрелки двух банд, где находит чемодан денег, много трупов и одного полуживого мексиканца. Деньги, конечно, Мосс забирает с собой, но затем делает дурацкую вещь - возвращается, чтобы дать умирающему выпить воды. Мосс – пенсионер с понятиями чести и живущий по собственному кодексу джентльмена пустыни, украв деньги и вернувшись на место преступления, становится жертвой преследования – и уж теперь-то ему придётся несладко.

Его Немезида - кровавый призрак Антон Чигур, появляющийся внезапно, несущий смерть, с прической принца Валианта при короле Артуре. Чигур тоже принц, но его король – великий и могучий Дьявол, сделавший своего протеже практически бессмертным и неуловимым. У этого принца смерти нет чувства юмора, но порой ему не чужда философская оценка происходящего – в случаях, когда чужие судьбы решает не он, но сама судьба, в чьей роли может выступить случайная монетка. Орёл или решка, что выбираешь? Отвратительный, грозный зверь, будто созданный в самых страшных кошмарах, Чегур почти совершенен – и даже его оружие, не поддающееся объяснению (что изводит местных полицейских), подчеркивает характер его носителя. Это человеческая оболочка без души, облачённая в тёмные одежды – даже имя этого героя удивляет, но больше – пугает. Его цель – заполучить свой чемодан, почти мифически-тарантиновский волшебный кейс, обладание которым дарует всё, что угодно, эдакое кощеево яйцо, смерть под семью замками – нужно только уметь правильно этим распорядиться. Если не умеешь – изволь бежать, прятаться, бояться, бесконечно умирать и наблюдать за чужими мучениями. Если не боишься. Герой Джоша Бролина в ковбойской шляпе и с извечной фразой «подумаешь, не беда» тоже, как и шериф Эд Том, ничего не боится. Ну разве что за свою любимую жену. Но мужские истории не про это – если уж взялся за дело, то изволь его закончить, а если уж бежишь от самой Смерти – изволь дать ей бой.

«Старикам тут не место» медитативно и молчаливо, никакой музыки здесь не встретить, только иногда низкие рокочущие звуки тревожат и волнуют, их даже можно ошибочно принять за отголоски грозы или подступающего дождя, но нет – скорее это тяжёлая поступь рока за бегущим от страшного суда человека с чемоданом денег. Такой минимализм выбран не случайно, несмотря на мнимые голливудские законы жанра – эта история обретает жизнь, так естественна здесь сама смерть; тишина, ковбойские разговоры за стойкой бара и пара полицейских – один из них стар, другой наивно молод, один говорит про завершение всему, другой чаще – про начало; они как своеобразное зеркало друг друга, напарники, пытающиеся вместе поймать отражение преступника в слепой зоне, вот-вот догонят. Преступник и сам оставляет им следы – ещё тёплое недопитое молоко в доме, откуда он только вышел, ещё горячая кровь, ещё не остывший труп случайного свидетеля. Эта долгая погоня почти как сама жизнь – кто же победит? Об этом в обрамляющим фильм монологе вновь расскажет Томми Ли Джонс, исполнивший одну из лучших и безупречных своих ролей. Голосом Эда Тома, шерифа, который всегда шёл по следу зла, он под тиканье часов, звучащих как отсчет каждой минуты жизни, рассказывает верной супруге о сне, где герой прошлого – его собственный отец, ждёт его где-то в таинственной долине, разводя огонь. Ждёт всегда. И там, возможно, самое место для тех, кто прошёл всю эту жизнь и устало оглядывается назад, гадая, не было ли это напрасным путешествием.

30 ноября 2015 | 12:14
  • тип рецензии:

В головокружительном мире хаоса каждое существо спустя какой-нибудь временной интервал занимает свою орбиту. Так и у любого человека образуется индивидуальная сфера, соприкасающаяся с миллионами других. И наивен тот, кто решил изменить заданную траекторию полета по своему разумению. Нам не дано предугадать, чем наше действо отзовётся.

Молодой пенсионер, охотник на газелей Ллевелин Мосс решил взойти на другой уровень без прокаченных скиллов. Став невольным свидетелем кровавой разборки мексиканских наркоторговцев, он аккуратно (как ему казалось) переместил оставленные без присмотра доллары из одного пункта в другой. Но параллельные прямые в реальном мире не пересекаются. Саморазрушающий механизм был запущен. Фатум исправил вероятностное отклонение лишним десятком трупов.

Ковбойщина давно заняла уютное место в пантеоне зрительских предпочтений. 'Старикам тут не место' - картина де-юре современных реалий (до восьмидесятых всё-таки рукой подать), де-факто - вестерн эпохи Дикого Запада. Прерии остались те же, мустангов заменили джипы да шевроле, шериф гоняется за сумасшедшим негодяем, доллары заливает густая кровь. Братьям Коэн удалось на типично криминальную, даже гангстерскую, историю накинуть ковбойскую паранджу. Изрядную роль в этом играет антураж - кожаные сапоги, стетсон, джинсы. Даже новаторское орудие убийство взято со скотобойни. Но главное - дух вестерна, этакая американская быль. Городки пустынны, как сожженное ранчо, полиция - призрачна, простой люд - декорации в сценах налетов.

Из разных подвидов жанра авторы выбрали философский уклон. Утомленные солнцем и насилием ветераны все больше констатируют и созерцают, чем проминают жизнь под себя. Яркий представитель уходящего поколения герой Томми Ли Джонса не укладывает мексиканских бандитов в поленницы, а спокойно, не в пример незабвенному Верещагину, встречает старость. Все равно не изменить убегающий в закат мир. Сварщик-'вьетнамец', несмотря на не совсем преклонные года, тоже выжжен дотла, и сил противостоять року хватает до первого расслабления с красоткой у бассейна. А зло приняло форму каменнолицего мужчины с прической, напоминающей помятый парик. Оно играет квотером, решая 'быть или не быть', идёт на звук долларов, играючи вгоняет штырь в подвернувшихся под руку статистов. И скрывается в окровавленной рубашке под набегающие титры. Старикам тут не место.

Из присвоенных двух с лихвой миллионов бедолага Мосс не успел потратить и ничтожной доли, даже покупая за бешеную сумму потертую куртку у прохожего и снимая по несколько номеров в придорожных мотелях. Ему суждено было притянуть к себе несчастья. Не в первую ночь, так позже совесть, привычный образ или неслучайная случайность позвали бы охочих эринний. Нельзя пытаться прожить чужую жизнь, нельзя отклониться от предначерченной линии, как ни хотелось убедить бы себя в обратном. И, если равнодушная пустыня будет искушать вас призрачными богатствами, найдите в себе силы пройти мимо. Или сыграйте в 'орел-решку', и будь что будет.

13 июля 2012 | 00:24
  • тип рецензии:

Лучший фильм 2008 года по мнению Американской киноакадемии и один из выдающихся фильмов 2000-х годов по версии ряда кинокритиков. Картина, снятая по мотивам одноименного романа Кормака МакКарти. Первая работа братьев Коэн, с которой мне довелось познакомиться.

На первый взгляд, сюжет этого фильма не кажется замысловатым. Действие происходит в 80-х годах прошлого века. Ветеран Вьетнамской войны Ллевелин Мосс обнаруживает в техасской пустыне несколько трупов, грузовик с героином, а в дальнейшем – чемодан с двумя миллионами долларов. Он забирает деньги себе, в результате чего становится жертвой преследования мексиканской мафии и хладнокровного убийцы Антона Чигура. Оказать помощь Ллевелину пытается пожилой шериф Эд Том Белл.

Философский элемент в режиссерской задумке преобладает над элементами вестерна и триллера. Режиссеры затрагивают темы судьбы, совести, обстоятельств, а также того, что в англоязычной культуре принято называть generation gap. В данном случае подобный разрыв между поколениями показан очень контрастно и драматично. Шерифа трудно назвать героем: он не понимает и не принимает новые реалии, устал и не чувствует сил бороться. Основная движущая сила Белла в фильме – разочарование. Он скорее предпочитает ностальгировать по прежним временам и сокрушаться о нынешних неудачах, чем предпринимать реальные действия. В лучшем случае он может каким-то образом сбежать от зла, нежели победить его. Помимо прочего, этот человек не только честен и порядочен, но и простодушен.

Следующее поколение, представленное, в первую очередь, Чигуром, жестоко, бесчеловечно и бессовестно, но в большинстве своем еще принципиально. Антон Чигур – безусловно, принципиальный злодей, у него есть своеобразный «кодекс чести», свои правила игры, он верит в судьбу. Именно поэтому, например, он не смог договориться с Карсоном Уэллсом, советуя ему «выглядеть достойнее» на предложение «Хочешь, банкомат найдем? Возьмешь оттуда четырнадцать штук, и каждый пойдет своей дорогой». Чигур увидел в нем человека, который не имеет четких принципов и, будучи наемником, ищет только выгоду. На смену Антону Чигуру и Ллевелину Моссу приходит новое поколение, мы видим это в последних кадрах. На мой взгляд, важнейшей является сцена с двумя мальчиками, один из которых отдает раненому Чигуру рубашку. Фактически, это уже беспринципное поколение. Как только проходит шок от увиденного, мальчики начинают активно делить между собой «прибыль», что весьма показательно. На пустом месте возникают претензии, дружба отходит на второй план, зрителю намекают на зарождающийся конфликт.

Что касается темы совести, здесь стоит отметить интересную деталь – есть прямое указание на то, что если бы Ллевелин не захотел принести воды умирающему, теоретически у него была бы возможность избежать того, что с ним случилось. Совесть в данном случае – это не принципы, а пережиток той эпохи, по которой на протяжении всего фильма так скучает шериф Белл.

Отдельного внимания заслуживает игра Хавьера Бардема, главного антагониста. В 2008 году он получил Оскар за лучшую мужскую роль второго плана. При упоминании фильма, именно герой Бардема, а не Джоша Бролина или Томми Ли Джонса вспоминается в первую очередь. Человек, который, по собственному признанию, ненавидит оружие и испытывает определенные трудности при общении на английском языке, смог потрясающе передать характер своего персонажа.

Коэны показывают корень зла каждого из трех поколений: чрезмерная наивность, жестокость и меркантильность. Прошлое, настоящее и будущее. Почему «старикам тут не место»? Потому что каждое новое поколение буквально сминает моральные устои предыдущего и диктует новые условия жизни.

8 из 10

02 мая 2016 | 19:09
  • тип рецензии:

Для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы хорошие люди ничего не делали(Эдмунд Берк)

Эта история началась в один из самых жарких и изнурительных дней засушливого июня 1980 года на бесконечных, пустынных и уходящих куда-то в закопченную солнцем даль горизонта просторах западного Техаса. Статистика с самого начала года была неумолима, твердя с монотонностью молитвы, что смерть и лишь она одна воцарилась на этой благословенной земле ковбоев и расистов, смерть и безысходность. Неуклонно растет уровень преступности, а сами преступления поражают какой-то неизмеримой, неизбывной, нечеловеческой жестокостью, недремавшей дикостью. И в тот день, когда шериф Эд Том арестовал Антона Чигура, а Ллевеллин Мосс обнаружил на месте очередной мафиозной бойни чемодан, набитый до отказа вечнозелеными президентами, вся дикость людская вырвалась наружу в одночасье, сметая всех и вся на своем пути.

Братья Коэн, вдоволь наигравшись в псевдонуар в 'Человеке, которого не было' и в сугубо развлекательное кино в 'О, где же ты, брат?' и 'Невыносимой жестокости', вернулись к 'большому стилю' собственной режиссуры времен 'Фарго' столь же непринужденно и играючи в одноименной экранизации романа культового американского беллетриста и нигилиста Кормака МакКарти 'Старикам тут не место' 2007 года. 'Старикам тут не место' в версии Коэнов, которые с особым, чуть ли не подкожным и подсознательным чутьем своим сумели переложить мрачный и жесткий мир литературного первоисточника на резкий обличительный язык вневременного киновысказывания о современной Америке и американцах и не только, сохранив и аутентичность оригинала(МакКарти остается в любом виде МакКарти, кто бы не взваливал на себя ношу быть его кинематографическим негром от Цейса - Джеймс Франко ли, Ридли Скотт или Джон Хиллкоут), и разбавив ее глубинами собственного синематического пространства, характеризуемого почти всегда фирменным черным юмором и легкостью повествования, каковое бы оно не казалось тяжеловесным изначально.

А фильм Коэнов, между тем, по-настоящему обладает тяжеловесностью, которая будто стремится подавить и изничтожить зрителя под гнетом собственной фундаментальности и монументальности, в первую очередь, благодаря наличествующей в картине многоголосице и многогранности затронутых тем, множественностью переходов от нескольких личных историй до обобществляющих, универсальных высказываний, от шелухи жанровой принадлежности к чистому кинематографу без привязи к жанрам как таковым. Коэны в 'Старикам тут не место' удачно играют как на поле иньярритовско-арриаговского сюжетного лабиринта с множеством линий, перипетий и пространств, на выходе сводящихся к единому моральному выводу(в фильме братьев ничего подобного не будет, к счастью, и он превратится в притчу, полную недосказанностей), так и взрыхляют фертильные поля классических вестернов, деконструируя и деклассифицируя их в своем фильме ничуть, а моментами даже еще мощнее, чем Клинт Иствуд. Коэны по сути отшучиваются формальными кинематографическими фразами, идя по тропе тотального ревизионизма этого самого американского из всех американских видов искусств, кроме джаза, естественно, по меткому выражению Клинта Иствуда. Кроме места действия - американского Запада, пускай восьмидесятнического периода, но по-прежнему Дикого - 'Старикам тут не место' почти ничего не роднит с жанром кино о ковбоях и прериях, ибо Коэны вслед за МакКарти переворачивают наизнанку конфликт между антагонистом и протагонистом, делая фильм громким авторским высказыванием о торжестве зла в одной отдельной взятой стране, подменяя и отменяя весь гуманизм предшественников, и через призму показанного маленького мира обращаясь к миру большому, в котором Антонам Чигурам имя легион, и дремлет он буквально в каждом. До поры до времени, но неизбежно вырываясь наружу, и сея хаос, террор и насилие, высокую притягательность которого никто и никогда не отменял.

Антон Чигур - герой маленького мира, живущего мелкими горстями радостей и огромными ковшами горестей. Большой мир далеко, но он еще безобразнее этого ада маленького мира, населенного маленькими людьми с большими грехами. И нет им искупления, прощения и спасения. МакКарти в этой своей безысходности схож с Достоевским, только резче, жестче, показывая мир без прикрас и вне религиозных догмат. Коэны, впрочем, пытаются насытить фильм аллюзиями на справедливое наказание для Чигура, едко отшучиваются в ряде ключевых сцен, очеловечивая своеобразно своего антигероя, но это кажется лишь попыткой управлять законами жанра, чтобы в финале обрушить символическую многозначительность финала, в котором оживает фраза про сон, рождающий чудовищ. Алчный делец, киллер, фактический маньяк и садист, маргинал - он до боли рифмуется с маккартистским же Лестером Баллардом из 'Божьего дитя', которого общество всегда отвергало, и он этому обществу решил отомстить, отрешившись от цивилизации. При всей благостности своей наружности(едва ли в Антоне можно признать чудовище, что бы там не считал Чезаре Ломброзо) Чигур таков же - его личная история лишена намеренно конкретики, он само воплощенное Зло в невоплощенном маленьком мире трафаретных протагонистов. Зло, от которого не скрыться и которое всегда побеждает.

Центростремительным кирпичиком в фундаменте всей сюжетной интриги фильма становится чемодан с деньгами, который находят и теряют, который служит главной приманкой для охотника и губит его же поступательно, стирая окончательно все черты человечности в героях. Коэны действуют жестко, с нажимом, без сентиментальности, обрекая на смерть - не всегда физическую, но всегда духовную - всех, кто готов к настоящей борьбе с Чигуром. Если в 'Фарго' были всегдашние коэновские марафеточные маньяки и малохольные садисты, уравненные до статистов во всей человеческой комедии, то в 'Старикам тут не место' для подобных героев действительно не находится места. Начав с истории противостояния очень хорошего с нереально плохим, практически до абсурда, героя, Коэны переходят из этого узкого пространства в большее. Вот слышатся громкие отзвуки эха рушащейся американской мечты, ярким воплощением которой стал зловещий чемоданчик; вот меняются полюса между Добром и Злом, а все преступления остаются безнаказанными; вот сновидения обретают плоть и кровь в реальной жизни, и над всем этим кошмаром висит дамоклов меч рока, неизбежной фатальности. Даже если Антона Чигура убьют, на его место обязательно придут новые. а маленький мир, захлебнувшись в крови, поглотится миром большим. И Чигур, будто Воланд, вступит в него на своих правах, диктуя свои условия и радуясь очередной победе над уже поверженными и побежденными.

10 из 10

11 октября 2014 | 15:23
  • тип рецензии:

Помните, как в 'Унесенных призраками' Дух рек выходил из ванной? Помните это его 'Хо-ро-шооо'? Как он из куска жирной черной грязи превратился в комочек тщательно промытых и довольно симпатичных мощей?

Я каждый раз, как ни посмотрю 'Стариков', - вспоминаю тот мультяшный эпизод. Ощущение чистоты. Не новорожденной чистоты, не первозданной - а выскобленной временем, немножко щербатой. Чистоты костей из фамильного склепа, напоминающей о том, куда мы все в конце концов придем.

Это простое кино. Простые вещи. Вот пустыня. Дядьки в ковбойках и с ружьями. Ветер. Кровь. Все как-то в этих декорациях живут. Да что там живут - все сами давно превратились в декорации. С одинаковыми лицами, с одинаковыми мыслями в головах под одинаковыми шляпами.

Тем удивительней, что среди этой ходячей бутафории находятся герои, которые ближе к Конфуцию, чем к Буффало Биллу.

Про Чигура не сказал только ленивый. Бардем заслуженно срывает овации. Он не то что бы страшный - он какой-то неотвратимый. Если есть люди-декорации, то он - человек-декоратор. Нечто большее, чем оживший кусок картона. А с точки зрения здравого смысла, он гораздо меньший психопат, чем слесарь, решивший безнаказанно слиться с двумя миллионами долларов в чемоданчике. Он идет своим путем, вполне экономично избавляясь от всего - и всех, что - и кто становится помехой. Без обид и аффектаций. Аккуратно задергивает занавеску перед человеком, стоящим в ванной - не потому что боится встретиться с ним взглядом, а потому что иначе после выстрела брызги крови разлетятся во все стороны.

Полицейский, по сути, антипод серийного убийцы. За весь фильм и не выстрелил не разу - только ходил, аккуратно прибирал трупы, осматривал места преступления да трепался о старых добрых временах. В то же время, он ближе остальных персонажей к Антону Чигуру. Эти двое абсолютно бескорыстны. Всегда правы. Неизменно спокойны. Практически небожители. Вся возня вокруг них, все эти распухшие под жарким солнцем тела, деньги, погони - какая-то детская игра в ковбоев. А они вдвоем никуда не бегут, не суетятся. И, на самом деле, ничто им не угрожает. Потому что этой картинке мира, пропитанной рыжей пылью, - ей не за что их зацепить.

Они, думается мне, и есть старики. И ни при чем тут возраст. Сон, рассказанный героем Джонса в самом конце, про то, кого ждут там, после этого мира, другие старики (опять же, относительные старики - отец полицейского умер молодым) - ответ. Здесь старикам не место. Слишком много здесь глупости и суеты. Для них, мудрых и спокойных, уготован более достойный удел. Парадокс в том, что попасть в это нездешнее место им сложнее, чем простому человеческому мусору, ведь их некому туда отправить. Разве что один старик окажет услугу другому...

Фильм на десятку. Классика.

22 февраля 2011 | 01:01
  • тип рецензии:

Кормак МакКарти написал свой роман 'Старикам тут не место' с минимумом знаков препинания. Точки и знаки вопроса в конце предложений - вот и все, фактически. Братья Коэны сняли свой фильм без саундтрека. Нарочито однотонный сухой безэмоциональный текст...о жизни и смерти, о самых главных вопросах человеческого бытия оказался перенесен талантливыми режиссерами на экран бережно и умело.

Что есть такое этот текст? Банальнейшая история для боевика с захваченными чужими деньгами, наркотиками, кровью, погонями-расследованиями...каким-то непостижимым образом обрастающая по-настоящему глубоким смыслом.

Мы имеем трех главных героев. Человек, Ллуелин Мосс (Джош Бролин). В полном смысле слова Человек, со своими слабостями и достоинствами, совершающий ошибки и способный к состраданию. Человек бежит от Смерти, нашего второго героя, - и Смерть имеет вполне человеческое имя, Антон Чигур (Хавьер Бардем). Однако это именно Смерть, а не просто безумный маньяк, и именно относительная абстрактность образа Чигура, а не его безумие, оправдывает порой совершенно необъяснимые логически сюжетные нестыковки. Лично мне при просмотре был совершенно непонятен момент, когда Чигур и шериф Белл оказываются в одной комнате. Шериф без прикрытия, Чигур одержим манией убийства - ну зачем эта сцена, почти кричу я, зачем Чигур прячется от шерифа, зачем Бардем так прекрасно играет совершенно неподдельный страх? Перед кем, перед чем? А потом я поняла. Ведь если Смерть столкнется лицом к лицу со Стариком сейчас, нарушится уже другая логика, глубинная и куда более важная, согласно которой Старик должен жить. И сцена, столь нелогичная с первого взгляда, прекрасно эту иную логику обнажает.

Ах, да, третий герой. Старик, шериф Эд Том Белл (Томми Ли Джонс). Его роль, роль наблюдателя, старика, которому не место в схватке Человека с его судьбой, оказывается самой тяжелой. Ведь если Мосс до самого конца не осознает всю бесполезность своей борьбы, шериф Белл понимает все. Он стар и опытен, живет верой в то, что 'раньше трава была зеленее', и в то, что уж если не под силу ему изменить этот новый, невесть когда изменившийся под корень мир, то хоть отстаивать в нем последние крохи справедливости можно. Правда, в конце шериф придет к неутешительным выводам и неразрешимым вопросам. Быть может, его усилия так же бессмысленны, как бессильны попытки Карсона (Вуди Харрельсон), представляющего здесь некую силу извне, чужеродную, искаженную форму 'ангела-хранителя', вмешаться в происходящее? Может быть, мы, люди, остались одни в этой выжженной пустыне, наедине со Смертью, сами преградили путь для спасительных сил, забыв о вечных ценностях, Боге, о том, зачем мы на этой земле?... А может быть, все еще страшнее. Может быть, никогда и не помнили, и не было никакого смысла. Тогда все напрасно, шериф Белл, и прав был тот старый полицейский. И некому, некому подать воды умирающему в пустыне. Поскольку ближний не брат ему, а вор, что вполне себе разумеется...

Спасибо за возможность подумать над хорошим кино.

8 из 10

17 июня 2012 | 13:59
  • тип рецензии:

Не важно получил бы этот фильм 'Оскар' или нет, я все равно бы его посмотрел из за сюжета. И вопрос был в том, можно ли снять серьёзный и умный фильм, а не примитив? Я не являюсь поклонником творчества братьев, но то что они оригиналы, имеющие свой почерк, это несомненно. Несколькими рецензиями ранее я писал что 'Игры джентльменов' - худший фильм братьев Коэн. 'Старикам здесь не место' - лучший их фильм. Я считаю его потрясающим и сейчас объясню почему.

Все состоит из мелочей. Это давняя мудрость. Тонко продуманы различные мелочи. Отражение в выключенном телевизоре то убийцы, то шерифа, который пытался идти по следу. Они даже пьют молоко из одной бутылки, по очереди. Царапины в вентиляции, время на ручных часах, фантик на прилавке. Все это в совокупности делает фильм наполненным и живым.

Оригинальность. невозможно предсказать действия героев, а тем более чем закончится фильм. Гениальная идея использовать баллон под давлением таким образом. Скорее всего это было в книге. Своеобразный стиль братьев, в котором некоторые сцены кажутся нелогичными, но они делают этот фильм непохожим на остальные. И конечно же меня поразила концовка фильма. Нестандартная, оставляющая вопросы. В глубине души я давно хотел увидеть фильм примерно с таким окончанием.

Главные герои. Положительный герой - обычный, 'деревенский' мужик. Крепкий, но без замашек супергероя и голливудского примитивного пафоса. Это радует. Отрицательный герой - это нечто. Таким Бардема я не видел и больше не увижу. Его Чигур производит впечатление абсолютно невменяемого, больного и вместе с тем хладнокровного и расчетливого человека. Такое оригинальное противостояние дает ленте еще одно преимущество над остальными.

'Старикам здесь не место' - вестерн двадцать первого века. Оригинальный и умный. Жестокий, но правдоподобный. С выдающийся режиссурой и атмосферой. Фильм не для массового зрителя и не для детей, привыкших к героям. Фильм, который не оставит равнодушным ценителей кинематографа мужского пола. Но самую высшую оценку я поставить не могу. Оценка 10 для меня, это безукоризненный шедевр... Поэтому

9 из 10

01 февраля 2010 | 20:08
  • тип рецензии:

Сегодня в меню вам предложена горячая кинолента братьев Коэн со жгучим темпераментом южного штата и, конечно, пряным ароматом проблемы 'отцов и детей'.

Льюэллин Мосс - типичный представитель юга США (ковбойская шляпа, сапоги из крокодильей кожи), во время охоты в пустыне, замечает машины, 'сырые губы под вороньём и тела изъеденные червём'. Все это последствия встречи, закончившейся перестрелкой, наркокартелей. Осознав все, Льюэллин и его алчная натура, начинают искать чемоданчик с деньгами (по другому поводу же не станут собираться наркоторговцы). И тут начинается завязка.

А если вам скажем, что фильм не о перестрелках и погонях? Вы понимаете к чему мы клоним. Все это уходит на второй план тех действительно важных вещей, которые заложены авторами.

В фильме 3 главных героя: авантюрист Льюэллин Мосс (аллегория на настоящее - стремление к переменам), пожилой шериф Эд Том Бэлл (аллегория на прошлое - памятник ушедшей эпохи) и охотник за головами Антон Чигур (аллегория на будущее- это именно тот самый 'сверхчеловек' по Ницше: человек без эмоций и морали). Каждый из них- олицетворение различных временных периодов и поколений, живущих в нем.

Ну и конечно, самая важная сцена фильма - это визит Эда Тома на ранчо к своему старому сослуживцу, давным-давно ушедшим на заслуженную пенсию. Именно в их диалоге показывается, что насилию всегда было время, а упоения старшего поколения прошлым- не больше чем обычная ностальгия.

Фильм сложно назвать динамичным: он тягучий, как ириска. Но каждое событие насыщенное, что тут, собственно, некуда торопиться.

В этой кинокартине используется прием панорамы, тем самым подчеркивая особенности юга страны.

Так же, в этой киноленте, мы лицезрели самый настоящий дримкаст, с ведущими позициями у Томми Ли Джонса, Джоша Бролина и конечно Хавьера Бардема. Именно Хавьер предал своему персонажу (Антону Чигуру), неповторимый взгляд, от которого кровь стынет в жилах.

По итогу мы получаем ответ на вопрос, поставленный в название фильма. Братья Коэн намерено его прячут и уводят наше внимание от него, от чего приятней и авантюрней смотреть этот фильм. Бесспорно 'Старикам тут не место' - шедевр.

10 из 10

05 июля 2020 | 11:35
  • тип рецензии:

Я прочитал книгу Кормака МакКарти «Старикам тут не место». Меня сразу впечатлил своеобразный авторский стиль письма. Вначале подумалось, что это редактор решил устроить забастовку. Но с орфографией вроде все было в порядке, так что сразу стал выяснять причину такого беспрестанного потока слов. Оказалось, что МакКарти просто не использует кавычки в диалогах (т. е. тире у нас), а также редко поощряет запятые. Так что читать такое произведение довольно непривычно.

К концу постепенно привыкаешь. Но все же кажется, с нормальной грамматикой читалось бы лучше.

С другой стороны, не несешься вперед, как почтовый экспресс. Читается неторопливо, вдумчиво.

Коэны почти дословно перенесли на экран книгу. Диалоги и монологи те же, ход событий не изменяется коренным образом (как, например, это сделал Акунин в фильмах «Турецкий гамбит» и «Статский советник»).

Правда, парочка монологов шерифа Белла (героя Томми Ли Джонса) затерялись в рукописях сценария. Также в книге узнаешь, почему был арестован Чигур в начале фильма.

Фильм мне понравился именно простым изложением событий. МакКарти считает, что писатель должен говорить о том, что имеет отношение к жизни и смерти, вызывать чувства и мысли по этому поводу. Смерти в фильме присутствует очень много.

Интересно было наблюдать, как поведет себя Мосс, обнаружив неожиданный куш. Найденные деньги могли изменить всю его жизнь. И они изменили. Самым кардинальным образом.

Чигур является главным гением и безумцем данной картины. Он единственный из всех, кто делает то, что хочет и как это хочет. Если в его жизнь вклиниваются неконтролируемые обстоятельства, он спокойно и без лишних слов справляется с ними. А потом встает и идет себе дальше.

Интересным показался момент, когда Мосс ударился в бега и остановился в мотеле. Перед въездом на парковку видна большая вывеска с названием мотеля. А ниже написано: «Free HBO». Я недавно стал смотреть сериалы этого канала, так что неосознанно усмехнулся, заметив это. На момент происходивших в фильме событий ему было всего восемь лет.

Коэны умеют создать атмосферу южных штатов. Вообще они всегда снимают атмосферные фильмы. Но в данном фильме прерия и мотели, вместе с близлежащей границей с Мексикой напомнили мне фильм братьев «Просто кровь». Все ходят в ковбойских сапогах. Ллевелин Мосс продемонстрировал, что без них приходится очень тяжко. Полно разнообразного оружия. И насилие происходит из-за денег. За исключением жертв Антона Чигура. Но в основе его действий лежала именно награда за выполненный контракт.

Вуди Харрельсон появляется ненадолго. Конечно, у него больше шаблонная роль. Он не мог полностью выплеснуть из себя талант и воображение, которые превратились в профессионального зомби-убийцу Таллахасси. В «Старикам тут не место» он играет убийцу, но наемного. Своего рода он является оппонентом Чигура.

Именно с именем Карсона Уэллса связана одна из интересных деталей книги. В фильме на этом не акцентировали внимание. МакКарти часто вносит в сюжет различные технические достижения. Защитные и шпионские. Офис, в котором Уэллс договаривается о контракте на Чигура, снабжен специальным защитным лифтом, на который устанавливается пароль, и просто так этот лифт не двинется с места. В фильме это упоминается лишь вскользь. Недостающий этаж и Чигур, пришедший туда со стороны лестницы.

Про маячок и передатчик все показано в полной мере. Единственное, где Коэны изменили что-то в сюжете более-менее серьезно, это то, как решилась судьба Мосса. В книге применялся еще один шпионский прием. В любом случае, итог вышел тот же.

Еще одна интересная особенность. Все говорили о необычной прическе Бардема. В том числе и он сам. Но у Коэнов почти в каждом фильме есть герой с необычной прической. Джордж Клуни в «О, где же ты, брат» и «Невыносимая жестокость», Брэд Питт в «После прочтения сжечь», герои в «Игры джентльменов», Николас Кейдж в «Воспитание Аризоны». Так что просто авторский стиль. Но уже Коэнов.

В итоге получилась почти дословная адаптация романа Кормака МакКарти. При этом режиссеры добавили немного своего собственного лоска. Мне фильм понравился. Сочетание небольших деталей превращается в нечто стоящее.

Многие противоречиво относятся к данному фильму. Отрицают его, держат нейтралитет. А кому-то он нравится.

Если не можете решить, бросьте монетку. Но будьте осторожны, играя на неизвестную ставку. Чтобы потом не пришлось жалеть и агонизировать так, как это делала на столе пустая упаковка из-под орешков, которые ел Антон Чигур.

9 из 10

27 мая 2012 | 20:16
  • тип рецензии:

Если соотнести такие понятия как “смысловая нагрузка” и “развлекательность” по разным полюсам кинематографа, несомненно, творчество братьев Коэн расположиться аккурат по серединке. Фирменный юмор с действительно редкой способностью снимать умные фильмы, при этом ни капли не ущемляя увлекательную сторону своего произведения, еще с 90-х годов позволил братьям светиться яркой звездочкой в необъятной кино-вселенной. Следует лишь обратить внимание, что независимо от того, в чьей папке любимых режиссеров светятся имена знатных братьев, органичность их вписывания сомнению подлежит довольно редко. И если рассматривать творчество Коэнов исключительно под вышеописанной призмой, ибо таких призм на их фильмографию может найтись добрый десяток, невольно приходишь к выводу, что Старики и вовсе являются квинтэссенцией работ славных братцев.

'Старикам тут не место' – философская притча, развернувшаяся на фоне психологического триллера. На самом деле, явление довольно уникальное, ибо редко какой автор пытается донести до зрителей проблематику тех или иных серьезных вопросов через остросюжетное действие. Завлекая в одинаковой степени и мыслительные и зрительные процессы, Коэны начисто стирают ощущение того, что пред тобой всего лишь кино, а не суровая реальность наших дней. Двухчасовой беззвучно нагнетаемый саспенс, вызывающий напряжение еле слышимым дыханием героев, где поневоле вздрагиваешь от каждого шороха, стука, звона и нет нарочитой волнительной музыки. Общий антураж дикого Запада, где каждая песчинка, уносимая ветром, как одна из сотни незначительных деталей, выстраивающих аутентичность картины. Полное отсутствие штампов, свойственных жанру и развязки, переходящие по уровню циничности и жесткости в отношении зрителей все мыслимые и немыслимые грани. Накаляя градус жестокости до предела и не используя в кои-то веки элементы иронии и стеба, Коэны на фоне трех героев практически отражают современное общество, которое на первый взгляд может показаться и вовсе гиперболизированным.

Смена поколений, отдаление от любых морально-нравственных ценностей, где более не следует разбрасываться такими чувствами, как сострадание, где жестокость и циничность правит балом. Ветеран войны Льюэлин Мосс, поневоле набредший на чемоданчик, аккуратно набитый зелеными купюрами, сам того не подозревая навлек на себя само зло в человеческом облике. Военная закалка и ум, позволившие на равных сражаться с бесчувственным и хладнокровным Чигуром, ничего не смогли поделать с добрым сердцем, тем самым отголоском старых нравов, которым Коэны не дают никаких шансов. И старый шериф Белл, который, не понимая, как так быстро канули его времена, уже ничего не может поделать с нарастающим безумием. Он лишь разводит руками и вспоминает былые времена, свергнутые буквально на его глазах. И только боль, щемящая сердце, и только грусть, отраженная в глазах…

В конечном счете, Коэны без лишнего морализаторства просто показали то, кем мы стали, попутно смастерив эталонный триллер, который в действительности и вовсе мог бы выехать без заложенной идеи, и смотрелся бы также весьма и весьма. Но идеально совместив форму и содержание братья, по сути, соорудили бронебойное сооружение, к которому подступиться объективно весьма затруднительно. Ибо и экранизируемый роман стал на порядок тоньше и изысканнее, не пытаясь зрителю поднести все на блюдечке, стимулируя мыслительные процессы и все мелочи, нашедшие отражение в фирменных Коэновских диалогах, отполированы до блеска. И если шальная мысль прикопаться все же закрадется и проявится в виде претензий к нудности старческих монологов, то и тут не сомневайтесь, учтивые братья вам вежливо укажут на название.

20 апреля 2012 | 02:43
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: