Совсем слабо в последнее время обстоят дела со специфическим жанром «зоологический триллер». Переживший свой расцвет в эпоху спилберговских «Челюстей» ныне представляет собой весьма печальное зрелище. Если в девяностые еще выходили более-менее неплохие, интересные постановки на эту тему, такие как «Призрак и Тьма», «Анаконда», «Глубокое синее море», «Лэйк Плэсид», то вот в двухтысячных ситуация кардинально переменилась. Из последнего вспоминаются «Пираньи»(ремейк одноименной картины Джо Данте), главной заслугой которых стало порождение выражения «сиськи в 3D», совершенно меня разочаровавшая «Схватка» с Лайэмом Нисоном в главной роли, да еще «Первобытное зло»(наглядное пособие для непослушных детей, почему не следует ходить гулять в Африку).
На этом фоне фильм «Rogue»(в русскоязычном прокате – «Крокодил») выглядит очень выигрышно. Не пытаясь косить под «новое слово в жанре», фильм подкупает своей непосредственностью и смотрится с интересом вплоть до своего захватывающего и напряженного, пусть и совершенно предсказуемого финала.
Завязка тут, как водится в подобных лентах, нехитрая. Некий странствующий журналист приезжает в Австралию по делам и покупает билет на занятный туристический маршрут – путешествие по реке с лицезрением местных природных достопримечательностей. По законам жанра, опять же, мирная экскурсия обернулась страшной трагедией и не все туристы доживут до конца фильма. Казалось бы, банальнее некуда, но австралиец Грег МакЛин умудрился обыграть все жанровые клише настолько непринужденно, что на них почти не обращаешь внимания.
Впрочем, несмотря на то что упомянутый Грег МакЛин(на его счету еще довольно сносный «Wolf Creek») является довольно компетентным режиссером, сценарист из него явно неважный ибо прописывал второстепенных персонажей очень половинчато и бессистемно: только какой-то из туристов начинает проявлять свои личностные качества, как тут же фокус внимания переключается на другого, да и вся история в целом линейна, проста и предсказуема вплоть до финала, как уже говорилось.
Зато вот по части атмосферности и напряженности картина на голову превосходит всех своих жанровых конкурентов последнего времени. Минуты спокойствия сменяются мгновениями опасности и когда жизни героев висят на волоске действо действительно нешуточно захватывает. Обычно в картинах подобного рода полно крови и оторванных рук/ног/голов, но здесь успешно обошлись и без этого(почти без этого, по крайней мере). Малое количество бутафорского мяса только придает картине сухого реализма.
Технически фильм выполнен на высоком уровне, во всяком случае по части операторской работы, монтажа и звука претензий совершенно никаких. Первую треть фильма мы любуемся профессионально отснятыми красотами северной части Австралии, позже качественно поданы ночные сцены на маленьком островке посреди реки во время половодья, ну а в финале мы полюбуемся на мрачноватый «интерьер» норы громадного крокодила. Сам крокодил сделан очень здорово, на совесть, выглядит и двигается как крокодил а не как творение криворуких кукольников и аниматоров. В кои-то веки рептилия не гарцует по суше со скоростью «Запорожца», а подкарауливает людей в воде, нападая внезапно. Размеры крокодила пусть и очень велики, но все же допустимы а прожорливость его объясняется охраной территории: насытившись, хищник продолжает убивать незваных гостей и просто складирует трупы в своем логове «до востребования».
В плане актерской игры нареканий никаких, правда и хвалить особо нечего в силу слабой прописанности персонажей, эмоции изображают живо, не переигрывают – и то хорошо.
Итог: очень неплохой зоологический триллер, а если брать только «крокодилий» сегмент этого жанра – то даже и лучший.
Иногда я сама себя не понимаю. Бывает, что не испытывая особой любви к какому-либо жанру, я просто никак не могу успокоиться, пока не посмотрю тот или иной фильм.
Так и сейчас, будучи абсолютно равнодушной к фильмам о рептилиях (за редким исключением) в целом, и к австралийскому кино в частности, я чувствовала, что душа моя не обретет покоя до тех пор, пока я «Крокодила» не посмотрю.
Ну ладно, посмотрела, особого киноманского удовлетворения я, чего и следовало ожидать, не получила, зато получила возможность вздохнуть свободно, наваждение отпустило.
Чего сказать. Фильм банальный, серый и особо ничем не выделяющийся из многочисленного ряда себе подобных. Сколько их было и сколько еще будет.
Группа туристов отправилась по реке на лодке. Название, по крайней мере, отечественный перевод не скрывает от нас, что фильм о крокодиле или про крокодила. Разумеется, сразу всем ясно, чем дело кончится. Единственный интерес здесь может составлять ставка на то, кем пообедает, а кем побрезгует рептилия.
На сей раз, рептилия оказалась, очевидно, не очень голодной, либо австралийские туристы вызывали у ней сильное несварение. Так или иначе, но кушала она плохо. Или режиссер, пресытившись садизмом «Волчьей ямы», решил сделать тут поменьше кровушки.
Кстати, тут и сопереживать особо было некому, персонажи тоже серые, невзрачные и, в общем-то, никакие.
Да что там, данная киношка даже нервишки не может пощекотать, как следует. На один раз зрелище. Но австралийская природа безупречна, как всегда.
Мне не особенно понравилась `Волчья яма`, поэтому на режиссера я больших надежд не возлагала - смотрела исключительно из-за Сэма Уортингтона. Наивная! Он очень быстро кончился, к сожалению... Хотя его герой несомненно, вызывает симпатию – эдакий деревенский задиристый дуралей, который тем не менее, аки Брюс Уиллис, постарался спасти всю компанию горе-туристов от злого разбойника крокодила...
Несомненные плюсы `Крокодила` - неожиданно интересные штришки к характерам героев в первые полчаса (даже можно было подумать, что грядет какая-то серьезная драматическая часть с последующим использованием всех этих милых мелочей – ан нет... может, есть какая-нибудь режиссерская версия?..) очаровательная Рада Митчелл и великолепные видовые съемки (какая там графика в Аватаре!.. Вооот где красотища - и все настоящее, совершенно бесплатно!). Однако этого фильму явно недостаточно, чтобы держаться на плаву. Просмотр необходим исключительно для фанатов – Семена, Рады либо Грега МакЛина.
Излюбленная тема киношников про животных убийц, уже давно затерта до дыр. Порой очень сложно удивить зрителя, но порой иногда удается. Крокодил хоть и миновал многие российские кинотеатры, зато в этом фильме есть на что посмотреть, в отличии от своих недавних собратьев.
Но сначало о грустном:
В первую очередь очень сильно убивали примитивные и глупые диалоги главных героев. Потом напрочь 'пробивала череп' глупость их поступков и мотиваций. В некоторых сценах актеры либо переигрывали, либо не доигрывали. Все это очень сильно отложило отпечаток на дальнейшую судьбу картины. Ну а продвинувшись чуть дальше у фильма появляются белые пятна.
Теперь соответственно о хорошем:
Напряжение картины достигается только к 40 минуте, после нудненьких, и в тоже время красивеньких пейзажов. Пожирание крокодилом людишек, снято красиво и со вкусом. Сам же крокодил сделан безупречно, тут киношники не пожалели бюджета и вложили в него всю душу. Большой, страшный, зубастый ублюдок, готовый разорвать любого, кто хотя-бы дышит. Ну и, конечно, как же можно обойтись без собачки, кошечки или попугайчика, в данном случаи без собачечки, которую обязательно съест огромный зеленый монстр? Да никак, обязательный атрибут подобных рода фильмов.
В целом Крокодил не произвел революции жанра - монстров убийц, зато подарил хотя бы минимум 90 минут напряженного время провождения.
Фильм можно строго разделить на три части: знакомство, остров и крокодильи альковы. В первой части обычное вступление около получаса, во второй герои пытаются перебраться в безопасное место, а в третьей принимают смертельный вызов, после которого начнутся титры. Каждую часть фильма наградили примерно получасовым пересказом, чтобы можно было догрести до красной линии хронометража. Из-за нехватки идей, фильм иногда мог показаться натянутым, однообразным и не интересным. Сам зевал в некоторых местах, но ближе к третьей части об альковах крокодила моё мнение о фильме резко изменилось.
Фильм заставил посмотреть себя по личным причинам. Не по актёрам, не из-за режиссёра, заинтриговавшего меня 'Волчьей Ямой ' в своё время, а из-за страшного сна. Давным-давно в детстве мне приснился сон о том, как меня съел волк. В этом сне я прятался от зверя на дереве, потом случайно соскользнул и залетел целёхенький прямо ему в пасть. Как вчера помню этот сон, эти страшные пожирающие меня звуки, которые я мог слышать внутри его глотки. Этот сон оставил в детстве невидимый отпечаток в моей голове. После него я готов с радостью смотреть любого рода фильмы, где злодей (скорее всего животное) целиком съедает человека. С детства отделял все обычные ужасы с резнёй, от ужасов с людоедами-животными.
Но не один сон заставил меня посмотреть этот фильм о крокодиле-убийце. Я давно не видел ужасы, где врагом выступает животное, которое является не вымыслом художников, а реально существует. Сегодня фильмы ужасов нас кормят типичным однообразием: компьютерными Чужими и Хищниками, которые в природе не существуют, или плагиатами Самар из 'Звонка '. Чужие и Хищники это, конечно же, хорошо, но не те скрещённые, являющиеся на экраны в последние годы. Фильм, о котором сейчас идёт речь, представляет собой не новую ступень, не эталон для подражания, но знак отличия среди серой и не нужной коммерческой массы.
'Крокодил', это нечто не далеко отличившееся от обычного ужастика, но имеющее в своём кармане несколько своих нестандартных примочек для своего жанра. В фильме есть явные минусы, но плюсы, на первый взгляд невидимые, берут верх над всем остальным. Сюжет разворачивается не торопясь, завязка происходит, как обычно происходит во всех фильмах. Обычные проблемы, которые решаются в фильмах ужасов платой в несколько трупов, здесь решаются по-другому. Тут приходится платить ожиданием новых действий. Не смотря на кажущуюся трату времени, после третьей главы с альковами крокодила, мнение о фильме меняется в лучшую сторону.
Любая концовка и любой поворот событий можно было заплевать под разными предлогами; там либо так, либо этак, вариантов не много. Но когда в фильме ужасов герои существуют не для того, чтобы сдохнуть различными способами для кровавой зрелищности, этот фильм мгновенно перепрыгивает остальных на ступень выше. Этот гуманный ход можно смело назвать не стандартным или оригинальным. Приятно, когда среди серой тучи китайских ремейков и различного рода неудачных проектов о надоевших мертвецах, выходит фильм ужасов о животном, которое реально существует и действительно может сотворить с человеком такое, что сотворило с людьми в этом фильме.
Привыкшие к стандартным наворотам ужасов, зрители, скорее всего, расстроятся. Но лично я к такому повороту событий был рад. Не привычно так… странно… самой странной загадкой является то, что на протяжении девяноста минут нигде не было написано, что фильм основан на реальных событиях. После концовки самому хочется написать эту фразу где угодно. По-киношному вышло, но, скорее всего это бы произошло так, чем как в коммерческой обработке. Пускай лучше так, чем по-другому.