К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

На запрос 'скандинавский юмор' Яндекс, к примеру, выдает лишь 4 абсолютно совпадающие ссылки. Одна из них - полный бред, вторая ведет на обзор литературного творения Эрленда Лу, которому и впрямь присущ вполне адекватный юмор, - 'Грузовики 'Вольво'', третья - на запись в ЖЖ с формулировкой 'тяжеловесный скандинавский юмор', четвертая на некий форум в топик 'Норманнская теория и скандинавский юмор', причем о юморе непосредственно я там ничего не разглядела. Картина симптоматичная, да?

Короче, если юмор у потомков викингов и имеется, то весьма своеобразный. Уж точно не русское народное 'три ха-ха' и даже не идиотствующий Бин с Туманного Альбиона, весьма понятный и близкий русской душе.

В этом месте надо вспомнить еще и тот факт, что юморить в 'Самом главном боссе' персонажи будут с подачи и под чутким руководством известного много-чего-фоба Ларса Триера, носителя гордо присобаченной приставочки 'фон', что само по себе забавно, если иметь представление о некоторых фактах биографии режиссера и предыдущих его кино-работах.

Однако ж Триер, знаменитый своим безудержным кино-новаторством, поснимав кино всех мыслимых и немыслимых жанров, начиная с мистических сказаний в больничных интерьерах, заканчивая социальной драмой на фоне черного задника, благодушно и закономерно перенес свои старания в комедийный жанр, как единственную целину, доселе остававшуюся непаханой. Впрочем, многие зрители, посмотрев «свеженького» Триера, поймут, что чувства юмора у них нет. Или его нет у датчанина. «Что вероятней», - скажем мы им в утешение.

Сюжет прост: директор некой IT-фирмы средней руки нанимает безработного актера, чтоб тот, за умеренную мзду, эффектно и убедительно изображал «самого главного босса», в природе, заметим, не существующего, наехавшего в датское королевство с проверкой собственного бизнеса. Все.

Один час сорок минут экранного времени «самый главный босс» попадает в забавные передряги болтологического характера, вступая в конфликты и более-менее близкие отношения с сотрудниками конторы (6 «старичков» с соблюдением гендерного баланса), с бывшей девушкой, с исландцем, с нанимателем. Четырежды в события вмешивается и сам автор, уверенным голосом создателя «разоблачающий» перед зрителем комедию, озвучивая и иллюстрируя законы существования жанра.

Вообще, юмор в «Самом главном боссе» надо ХОТЕТЬ разглядеть. Я хотела, и мне было смешно. Не постоянно, животики не надорвала, но истинно забавных ситуаций – хоть отбавляй. Да и общая атмосфера изначального абсурда очень удачно поддерживается картинкой, чья оригинальность обусловлена, видимо, той самой Automavision, выдуманной Триером, потому как ни один живой и здоровый оператор так снимать не рискнет. Сплошь и рядом в середине кадра то дверной проем, то компьютерный монитор, то лишь половина лица персонажа, произносящего реплики. Ощущение, что камера живет своей отдельной жизнью, независимо от персонажей. И это тоже смешит.

Сказать, что картинка минималистична – не сказать ничего! В «Боссе» нашему взору предстает эдакий хай-тэк от кинематографа: белые ровные стены, офисная мебель – сплошь прямые линии и стандартные цвета, оргтехника, судя по диспозиции в кадре, исполняющая заглавную роль, лица и фигуры персонажей.

Понятно, что при столь аскетичном сюжете и декорациях зрительский интерес автоматически смещается на персонажей фильма и то, что они говорят (в меньшей степени – чем занимаются). Чтобы «удержать» интерес и внимание публики, надо ИГРАТЬ! И ведь играют.

Нельзя не похвалить, конечно, Йенса Альбинуса, удивительно неумному и трогательному лицу которого, «Самый главный босс» обязан очень большим процентом своего успеха. Роли неудачников и растяп отлично смотрятся в исполнении именно таких парней, вызывающих симпатию и легкое раздражение одновременно.

Интересен и факт наличия в кастинге режиссера тяжеловесных, ласково принятых в свое время «Ангелов вселенной», исландца Фридрика Тор Фридрикссона в роли бизнес-партнера, а также потенциального покупателя всей этой конторы, совершенно неуемного и неуправляемого, чертовски ГОРЯЧЕГО (хихи) и исключительно недипломатичного исландского дядьки Финнура. Роль мелкая, но очень яркая.

Из дам, пожалуй, хочется похвалить «настоящую блондинку» Ибен Яйль, памятную мне еще по роли истеричной скандинавской подружки персонажа Джона Кьюсака в «High Fidelity» Стивена Фрирза, да хорошей игре в «Догме-95» №3 – «Последняя песнь Мифунэ». Отличная мадама. Пи-ара бы ей куда надо – осела б в Голливуде с миллионными гонорарами.

Вместо выводов.

Кино забавное и оригинальное, не лишенное, впрочем, изрядной доли скуки. На комедию чистой воды не тянет, но вполне смотрибельно, если не в 2 часа ночи. Всем и каждому бы не рекомендовала, но любители Триеровских выходок будут, думаю, удовлетворены. Как, впрочем, и ценители о-о-очень тонкого, едва заметного юмора. Всем, кто хочет подурачиться и взглянуть, как это делают кинематографические гении – милости просим! Вам сюда.

8 из 10

03 сентября 2007 | 15:30
  • тип рецензии:

Триер снял комедию. Любой человек, хоть немного знакомый с творчеством датчанина, при первом известии об этом должен был бы, как минимум, удивиться, а что еще вернее - не поверить источнику. Хотя на самом деле, с чего бы не верить? Триер в первую очередь - новатор, человек, не любящий ходить проторенными путями и буквально каждым своим фильмом заново открывающий кинематограф. Так что, почему бы и нет? Почему бы и не комедия?

Но ведь Триер всегда умел всех обхитрить и дать такого фортеля, что челюсть зачастую уходила в самостоятельную прогулку. Не изменил он себе и на этот раз… Комедия? Ну, конечно. Неужели и вправду кто-то ждал комедии в стандартном, классическом, до отвращения банальном понимании этого слова? Не таков Ларс. Вместо всего этого он подсунул наивному зрителю фьюжн из комедии, социальной драмы и даже какого-то подобия то ли триллера, то ли детектива. Получилось кино у него до безобразия злободневное: про неудачников и самолюбцев; про то, как люди строят и разрушают стены недопонимания во взаимоотношениях; кино о страхе быть не любимым, ну еще и про офисную атмосферу, которая из любого вменяемого человека даже за короткий срок сделает клерка, со своими внутренними тараканами размером с небольшую Годзиллу.

На первый взгляд может показаться, что фильм невероятно прост и беден на хорошие свежие идеи, как церковная крыса на доллеры. Но не тут-то было. То, что должно было стать комедией положений, превратилось в довольно глубокую философскую притчу с социальным подтекстом. При этом юмор из действия никто не выключал, и даже имеется пару моментов, когда смеешься - не только как-то ехидно и глубоко внутри сознания, но и откровенно можешь дать эмоциям голос.

Триер как всегда играет со зрителем, оставляя самое вкусное к финалу, и по ходу сюжета, его становлению и завязке, лишь подкидывает небольшие кусочки, заставляя эмоции работать, а голову до поры до времени отдыхать. Лишь после финальных титров, когда сидишь в недоумении и пытаешься понять, что это, черт возьми, сейчас было, в голове потихоньку начинают складываться кусочки офисной и серой мозаики, в общей картине которых зарыто то, что может разглядеть только самый внимательный и вдумчивый зритель.

Триер умеет создавать впечатление честного рассказчика и даже если и манипулирует, то делает это исключительно во благо самого зрителя. Возможно, поэтому актеры в его картинах всегда играют так, что не создается впечатления фальши и неискренности. Порой даже кажется, что на экране самые реальные клерки, неудачники-актеры, боссы и прочие жители маленького душного офиса в картине. Триеру не нужны дорогие, да какое там, просто хоть сколько-нибудь интересные декорации. В «Самом главном боссе» мы наблюдаем такую обстановку, по сравнению с которой пол в Мандерлее и Догвилле смотрится вполне себе интересным задним фоном. По крайней мере, он не душит так, как это делает маленькое, тесное и какое-то скучное офисное помещение.

Реализм превыше всего, потому и музыка тоже ни к чему. Разве в реальной жизни мы часто слышим музыку, просто разговаривая с кем-нибудь или думая о хлебе насущном? Вряд ли.… Вот и у Триера не слышим. Декорации, музыка, актеры… ах да! Еще в новой картине появилась новая фишка маэстро. Теперь он выступает еще и как рассказчик, выходя на сцену со своими комментариями в начале, конце и середине картины. Выглядят такие перфомансы вполне себе мило и обаятельно, венчая кинокартину таким же образом, как маленькая, но яркая вишенка венчает вершину большого и красивого торта.

Ну и пару слов нельзя не сказать об очередном изобретении датского гения - «Automavision». Прикольная такая штука. После первых сообщений о том, что весь фильм снимался без участия оператора, как-то ожидал большей жести, куда как намного большей, чем получил в итоге. Ну да, местами лица людей ополовиниваются, камера показывает не собеседников, а какую-нибудь ерундовину, но при этом все нисколько не напрягает, а лишь приносит очередную порцию реализма в картину.

Вывод: Триер снял проходное для себя и сильное для любого другого режиссера кино, которое оставляет ощущение недосказанности и глубины, чтобы докопаться до которой, нужно потратить немало сил и времени.

17 марта 2008 | 10:32
  • тип рецензии:

Офисная комедия от Ларса фон Триера – это звучит почти так же, как «Мелодрама от Квентина Тарантино» или «Памела Андерсон в роли инвалида». Гений европейского кино, снявший «Догвилль», перед грозой своего грядущего «Антихриста» решил повеселить интеллектуалов разговорно-иронической постановкой.

«Самый главный босс» идёт на датском, с подслеповатыми жёлтыми субтитрами – но при этом публика на нём смеется так, как не на всякой классической комедии.

Сюжет простой, но весьма оригинально закрученный: пронырливый бизнесмен нанимает неудачливого актёра, чтобы тот сыграл вымышленного директора для сделки по продаже IT-фирмы (покупатель пожелал иметь дело исключительно с директором). Первый раз переговоры срываются – и актёру приходиться сыграть директора ещё и для сотрудников фирмы, которых, как оказывается, бизнесмен ловко обирал, всякий раз прикрываясь приказом «самого главного босса».
В этом почти линейном сюжете (трепещите, голливудские бумагомараки!) Триер находит столько метафор и аллюзий, сколько жанру «офисной комедии» в принципе не надо.

Тут и стремление всякого объединения людей искать причины неудач «выше» - от начальника до бога, в противовес тому, что начальники и боги любят сваливать вину, наоборот, в самый низ.

Взаимоотношения «директора» и нанявшего его бизнесмена – аллюзия на отношения режиссёра и актёров на съемочной площадке: может ли режиссёр быть уверен, что это он делает свой фильм?

И самая главная, на мой взгляд, тема – сила (и одновременно слабость) искусства: оно побуждает людей к проявлению своих лучших качеств, но одновременно жаждет внимания – и в этой жажде раскрывает самые худшие стороны человеческой натуры.

Уже после титров я узнал, что фильм снят по новоизобретённой Триером технологии Automavision – когда нужный ракурс выбирает не оператор, а компьютер из восьми вариантов при заранее определенном положении камеры.

Единственный кадр, снятый, как говориться, по-человечески (чувствую, со временем в разговоре про кино это уже будет не ирония, а констатация факта) – слон в зоопарке, который при «компьютерном» выборе никак не влезал в экран.

В 'Боссе' помимо сюжета самое лучшее - великолепные актёры: от, собственно, 'директора', легко пробивающего на ха-ха 'долгим взглядом своих печальных глаз' до затурканой пугливой сотрудницы, вскрикивающей всякий раз, когда включается принтер.

При всей своей гениальности фильм вызывает лёгкое недоумение – как у человека, который ещё не определился, услышав остроумную шутку: добродушное ли это веселье или тонко продуманное издевательство над ним? С таким же чувством на этот раз я покидал кинозал после фильма Триера: словно ещё не решив, бросаться ли на обидчика с кулаками, или добродушно засмеяться в унисон со всеми.

23 июля 2007 | 17:28
  • тип рецензии:

Юмор в кино - очень интересная штука, и тем, кто любит изучать это стоит посмотреть этот фильм. Триер сразу говорит, что смысл комедии в разоблачении комедии. Все так и есть, этим в фильме он и занимается, и занимается очень интересно и оригинально, по-моему, на грани с любительской, несколько документальной съемкой. Сюжет описан, смысла его повторять нет. Только вот фильм настолько не развлекательный в начале, что не все его 'потянут'.

В первой небольшой части, режиссер вводит в курс того, что вообще будет происходить остальное время, то есть какую роль он дает актеру, который будет играть самого главного босса. И в это время, если вы не любите ждать может так случиться, что вы покинете зал, что и происходило в кинотеатре и в моем случае и в других (по рассказам). Затем уже смешнее, актер не справляется со своей ролью, но это идет ему на руку. Начинается постоянная игра между актером, который исполняет роль 'самого главного босса', и его подчиненнными, под конец эта игра еще сильнее обостряется, для некоторых сложившаяся в конце ситуация пожет показаться вообще на грани безумия.

Эта несомненно умная комедия с оригинальным сценарием, идеей, и как и полагается хорошей игрой актеров, что неудивительно, потому что некоторое отсутствие художественности фильма, по-моему, позволяет актерам играть более жизненно, ситуационно.

Увлекательное, умное и оригинальное кино со скандинавским привкусом некоторой заторможенности, медлительности и артхаусного настроения.

22 мая 2007 | 13:42
  • тип рецензии:

Для меня Триер почти как и Вуди Аллен — всегда ожидаемый режиссер. И если очкарик это эталон интеллектуальной самоиронии, то формалист-датчанин, скорее догматик человеческой искренности.

Морализаторства нет. Об этом предупреждает сам режиссер в начале фильма снимая собственное отражение в стеклах современного здания. Сюжет разворачивается в офисе одной из датских IT компаний. Не совсем искренний, в первую очередь с самим собой, директор фирмы, нанимает ничего не подозревающего безработного актера на роль самого главного босса приехавшего из Америки для осуществления непопулярных в коллективе мер. В частности директор компании планирует продать фирму исландцу уволив персонал без выплаты компенсаций. По ходу сюжета, актер узнает об обстоятельствах и начинает корректировать свое поведение стараясь аппелировать к совести настоящего директора. Но актер есть актер и... В общем получается очень интересно.

Будет интересно даже если не читать предварительных сведений о фильме, не знать технологии съемки, ни разу не быть погруженным в атмосферу социально стерильного скандинавского офиса (благо я отработал в подобном месте пять лет). А тем же кому интересна всяческая дополнительная информация или тем кто поленился поискать сам, сообщаю:

— фильм снят по технологии Automavision сводящей операторскую (и звукооператорскую?) работу к минимуму (если вообще оставляющей её) иногда при этом допуская забавные 'псевдоошибки ' в виде неправильных, а скорее неожиданных, фокусировок, углов освещения и звуковых 'эффектов ';

— отношения исландца (им по сюжету является покупатель компании, а играет его исландский режиссер Фридрик Тор Фридрикссон ('Остров Дьявола ') и датчанина, частично переданные в фильме, это пример давней многовековой вражды — Исландия была колонией Дании в течении 4х веков. Впрочем, в современной истории достаточно подобных примеров;

— герои фильма — нанятый актер и реальный директор фирмы, во время одной из встреч в кинотеатре смотрят не что иное как 'Зеркало ' Тарковского. Диалог на русском языке звучит фоном к разговору героев. Тарковский для Трира достойный восхищений режиссер, да и самого Трира часто причисляют к числу зараженных 'Сталкером ';

— Трир изобрел еще одну игру для зрителя 'лукейс '. К сожалению, подробностей достаточно мало, однако на 'ленте. ри ' кое-какие сведения отыскать удалось.

— наверняка я еще чего-то упустил...

В общем не комедия это и не драма, а пища для ума, как обычно (хотя сам Трир в начале фильма утверждает обратное). Как по мне, так очень вкусно. Только бы вот трирская депрессия, которая по сообщениям некоторых источников всецело поглотила режиссера в последнее время и заставляет затягивать текущие проекты, оказалась позитивной дозой лекарства.

Поехал тратить полученные калории.

03 сентября 2008 | 12:39
  • тип рецензии:

История такова: владелец фирмы хочет ее продать. Но дело в том, что он притворялся рядовым сотрудником и скрывал от своих коллег тот факт, что он и есть настоящий начальник, прикрываясь тем, что где-то в США живет так называемый «самый главный босс» и все решения, столь часто негодные сотрудникам компании, принимает именно он. Но так как на переговорах по продаже фирмы необходимо присутствие «главного», то истинный владелец нанимает актера-неудачника, который и соглашается сыграть роль великого и ужасного «Босса». Казалось бы, заговорщики продумали все до мелочей, но не тут-то было…

Ситуации в фильме настолько абсурдны, что смех хоть и вызывают, но скорее, от недоумения, нежели от реально комичных положений. Но в некоторые моменты было ну просто невероятно смешно.

Ну разумеется, Триер не был бы Триером, если снял бы просто уморительный фильм. Нет «Самый главный босс» - это едкая пародия на «офисный муравейник» и муравьишек-клерков, его населяющих. Достаточно приглядеться и вы обнаружите типаж за каждым из «большой шестерки».

Это, безусловно, фарс, но черт побери, фарс гениальный и восхитительный.

10 из 10

17 октября 2008 | 21:28
  • тип рецензии:

Триер и комедия звучит довольно абсурдно. Но именно это и есть суть его своеобразного юмора. Полнейший абсурд. Вот, что предстает перед нами на экране. Путем заигрывания со зрителем реальным, Триер создает фарс в фарсе. Этакая матрешка из театров абсурда, которые постепенно вытаскивает одну из другой режиссер. Актер, попадающий в коллектив на первый взгляд, понятный, оказывается зрителем постановки полной фальши, постановки ради постановки, если можно так выразиться.

Невероятно тонкая аллегория на темы перекладывания ответственности, комплексов и нереализованных амбиций. И в финале именно амбиции становятся краеугольным камнем, о который рушится все наше представление о сюжете. Именно амбиции становятся ключом к финалу. На последней кульминационной реплике одного из героев, я смеялась в голос. Произносится некий пароль, ключ, и мы уже понимаем, что произойдет дальше. Нам уже все ясно.

Триер - режиссер, который не дает ответов. Этому он научился, на мой взгляд, у Тарковского. И ведь не зря, когда двое главных героев сидят в кинотеатре, на кране идет фильм именно Тарковского. Если вы внимательный зритель, то вы это услышите.

Также стоит отметить манеру съемки. Здесь Триер, по его же словам, отказался от оператора и предоставил компьютеру самому выбирать кадры. Думаю, что господин фон Триер, как всегда лукавит. Слишком много смысла в обрывающихся репликах и в крупных планах.

По сути это фильм для тех, кто любит по-настоящему абсурдные вещи. Кого не сбить с толку, на первый взгляд кажущимся отсутствием смысла и какого-либо сюжета. Здесь все элементарно, достаточно лишь смотреть глубже...

Впрочем это можно сказать не только об этом фильме.

17 марта 2013 | 20:19
  • тип рецензии:

Сложилось впечатление того, что поистине искренний и нравственный человек попал в прогнивший театр, но не имея возможности помочь его актёрам - просто его уничтожает (хотя, по сути это и есть помощь).

Ларс Фон Триер очень тонко показал притворство, свойственное офисной системе, где порой деньги затмевают нравственные корни жизни в обществе. Истинный начальник пытается быть хорошим, накидывая сладкую пелену лжи на сознание своих рабочих ('друзей и семьи'). Главный герой, Кристофер, виртуозно вливается в 'коктейль' из офисных секретов, дел компании, о которых он не имеет никакого представления, и, просто проникается в новую жизнь.

Очень хрупкая аллегория склоняется перед зрителем в виде любимой пьесы главного героя - пьесы о городе, где нет труб, но есть трубочист с сажей на лбу. На первый взгляд нам кажется, что фирма вполне благополучна, наличие эфемерного главного начальника делает коллектив дружным и заботливым, потому что все проблемы можно скинуть на того, кого в общем то не существует. Истинный же начальник, паразитирует на своей репутации хорошего человека, переписывается от лица главного начальника с работниками и в целом считает их 'стариками', которых готов подставить продав фирму. Но сделать это должен не он, а 'самый главный', актёр Кристофер, тот самый трубочист, в чьём городе нет труб. Он единственный кто видит эти трубы, кто чувствует 'смрад и сажу' в происходящей ситуации, понимает что ему придётся 'спасать' тех кому так приятна сладкая лож и видимость благополучия и того, кто сеет ту самую сладкую лож на 'поле доверчивых людей'.

Интересным моментом был кадр, когда Главный герой получил кулаком по лицу от одного из рабочих за якобы возникающие из-за него(как главного начальника) проблемы и в этот момент расплакалась одна из сотрудниц(она как будто чувствовала в этом несправедливость). Но когда правда раскрывается, следует удар кулаком уже истинному начальнику...и сотрудница уже не плачет, а холодно смотрит на обманщика и негодяя, который скрывался под ликом хорошего человека.

Сентиментальность и доверчивость всё же взяла верх, всем хотелось что бы всё было хорошо, работники хотели что бы им врали(попустительствуя тем самым греху), начальнику было удобно врать, но всё же наказание пришло всем... Права на продажу фирмы были только у Кристофера, и покупатель, напомнивший ему о любимой пьесе, вдруг почувствовал необходимость покончить со всем этим театром.

Некоторая дёрганность съёмки, различные находки в работе оператора хорошо вписались в общий контекст фильма. Посмотреть стоит.

10 из 10

30 апреля 2012 | 23:10
  • тип рецензии:

Ларс фон Триер снял абсолютно абсурдную комедию, которая нарушает все сформировавшиеся привычки и вкусы современного кино. Руководитель фирмы Равн не хочет 'светить' свой статус перед своими сотрудниками и потому придумывает некого 'главного босса', живущего в Америке и принимающего все непопулярные решения... Но при продаже фирмы какому-то викингу-исландцу ему придется продемонстрировать публике специально для этой цели нанятого неудачника актера Кристофера, свихнувшегося на пьесах некого Гамбини. А то исландец что-то не то прочитал в 'Старшей Эдде' и потому не готов говорить ни с Равном, но лишь с 'самым главным боссом'. И приходится бедному Кристоферу осваиваться в новой профессии по ходу, узнавая походу что его зовут Свен и что он флиртовал по е-мейлу с одной из сотрудниц... Нельзя сказать, чтобы у него это плохо получалось...

Триер на этот фильм решил попробовать новую фишку и обойтись без оператора, потому расстояния и фокусы для камеры определял компьютер случайным образом и в итоге половина действия может быть закрыта от зрителя монитором, который в данной сцене ну никак не нужен... Скорее всего, Триер врет, и элемент случайности был сведен к минимуму, ведь не компьютер же при монтаже обрывает фразы посередине? Нет, разумеется сам Триер...

Первые 30 минут была злость, что это за чушь, следующие полчаса я вникал в смысл, а остаток времени я смеялся и восхищался режиссером и фильмом...Вот только первое время может многих сломать.

13 мая 2009 | 20:02
  • тип рецензии:

Фон Триер в своем «офисном памфлете» продолжает провоцировать зрителя. Его прежнее «душераздирательство» видоизменилось. Глубинный смысл теперь явно превалирует над видео-звуковой оболочкой, отводя последней место «грубой холщовой обёртки». Как и прежде, его новое произведение весьма трудно переваривается, оставляя привкус «недобродившего сусла» ультра-интеллектуального еврокино с налетом слащаво-мелодраматического «монпасье». Что делать со всем этим пока не знаю? Однако метаморфозы «неполноценного лицедея» воодушевляют…

15 апреля 2007 | 21:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: