Фильм «Бритва» 1980 года стал для меня приятным открытием, с которым довелось познакомиться в рамках просмотра картин: лауреатов и номинантов премий «Сатурн», «Золотая малина» и «Золотой Глобус». Это напряженный и мрачный триллер, который заставляет буквально прильнуть к экрану благодаря своей непредсказуемости, мрачной атмосфере и превосходной игре актеров. Этот фильм стал одним из тех редких проектов, где каждая деталь сюжета и каждый персонаж играет важную роль в создании общего настроения и ощущений. И, да. Картина противоречивая. Особенно, если учесть, что номинировалась одновременно на антипремию «Золотая Малина» и при этом на премии «Золотой Глобус» и «Сатурн».
Особенно стоит отметить игру Майкла Кейна, который в очередной раз продемонстрировал свой непревзойденный талант. У меня актер ассоциируется с ролями в фильмах Нолана, где как ни крути типаж у него примерно одинаковый. Здесь же персонаж Кейна предстает (что естественно для возраста Майкла в этом фильме) как молодой человек с ледяным взглядом и желанием докопаться до истины. Его персонаж полон внутренней напряженности и скрытых мотивов, и Кейн мастерски передает все это через жесты, мимику и интонацию. Его харизма приковывает внимание с первых минут, а динамика представленного героя делает развитие сюжета еще более интересным. Это одна из тех ролей, которая заставляет постоянно гадать о реальных намерениях персонажа.
Не менее впечатляюще смотрятся женские персонажи, чьи образы исполнены Нэнси Аллен и Энджи Дикинсон с тонкостью и глубиной. Каждая из актрис привносит в фильм свою уникальность, делая героинь не только привлекательными внешне, но и сложными, многослойными личностями. Их взаимодействие с героем Кейна добавляет напряжения и интриги, постепенно раскрывая их мотивации и внутренние конфликты. Особо выделяется драматическая игра, которая удерживает баланс между загадочностью и эмоциональной силой. Впечатлили обе актерские игры. Аллен и Дикинсон — действительно украшения картины.
Одной из самых сильных сторон фильма является его мрачная атмосфера, которая буквально пропитывает каждый кадр. Режиссеру удалось создать ощущение постоянной угрозы и опасности, которая словно нависает над героями. Визуальный стиль фильма и его темные, почти готические декорации усиливают эту атмосферу и заставляют чувствовать тревогу на протяжении всего просмотра. Каждый поворот сюжета добавляет еще больше напряженности, и зритель остается в состоянии постоянного ожидания, не зная, что будет дальше.
Картина щедра на множество откровенных сцен, которые сняты со вкусом и позволяют назвать жанр фильма, как эротический триллер. Не сказал бы, что здесь очень много таких сцен, перебора не наблюдал. Такие кадры скорее призваны создать атмосферу, показать не только красоты фигур актрис, но скорее передать аутентичность произведения через подобные образы, показать беззащитность героинь перед скрывающимся маньяком, а в какой-то момент трансформировать эту красоту из слабости в яркую силу, что позволяет быть опасной.
«Бритва» — фильм, который удачно сочетает в себе психологический триллер и элементы драмы, удерживая в постоянном напряжении. Это не просто история о преступлении или интриге, а глубоко проработанное произведение, где каждая деталь играет важную роль. Напряжение, выстроенное через актерскую игру и атмосферу, делает эту работу режиссера Брайана Де Пальмы по-настоящему захватывающим.
Брайана Де Пальма можно смело назвать одним из величайших режиссеров своего времени. Конечно же, перешагнув рубеж нулевых, режиссер погряз в достаточно спорных и своеобразных картинах. Но его куда более ранние картины можно смело выделять настоящей классикой жанра. Не стала исключением и 'Бритва', которая вернула Брайана Де Пальма в жанр триллера после комедийного 'Домашнего видео' и закрепила за ним статус настоящего пионера жанра триллера и фильмов ужасов.
Сюжет картины начинается достаточно обыденно и просто. Женщина в возрасте испытывает на себе тяготы неудовлетворения собственной жизнью. Не только в карьерном плане, но и сексуальном. Однако, поиски заветного утоления жажды завершаются кровавым и жестоким убийством, которое и запускает целую цепочку последующих событий.
Практически на протяжении всей ленты, Де Пальма оттачивает тот стиль и манеру повествования, которую опробовал четырьмя годами ранее при экранизации культового произведения Стивена Кинга. Создавая на экране впечатление некого подобия немого кино. Где диалоги или какие либо слова сведены к абсолютному минимуму, а весь фильм буквально пронизывает вызывающая сексуальность, чрезмерная чувственность и прочая эмоциональная фантасмагория под доминирующие позиции музыки композитора Пино Донаджо.
Более того, картина Де Пальма подкупает не только формой, но и содержанием, которое он отлично реализовал в лучших традициях творчества гениального Альфреда Хичкока. Создав на экране атмосферу непрерывного саспенса, напряжения и непрекращающегося чувства опасности, которое удерживает интригу и интерес на протяжении всей ленты. Единственным замечанием можно выделить лишь то, что первая половина картины чрезмерно затянута. Практически 'спуская с привязи' детективную составляющую картины и само убийство лишь спустя почти час экранного времени. Но в дальнейшем более, чем достойно удержав главную интригу картины касательно того, кто же является этим самым убийцей.
Звезда 'Робокопа' и тогдашняя супруга режиссера Нэнси Аллен продолжила традицию воплощения образа сексуально раскрепощенных девушек и проституток в картинах режиссера Брайана Де Пальма. Если не брать в расчет отсутствие элемента новизны, то Аллен сыграла более, чем хорошо и практически именно за счет неё, по большей части и смотришь фильм с огромным интересом. Чертовски хорош в картине и гениальный Майкл Кейн, персонаж и игра которого раскрываются лишь ближе к финалу повествования. Нельзя не отметить и Денниса Франца, который создал на экране крайне харизматичный и яркий образ. Не удивительно, Де Пальма охотно продолжил работу с Францем и в последующем 'Проколе'. Хорошо сыграла и Энджи Дикинсон. Если не брать в расчет чрезмерное переигрывание актрисы в сценах сексуального характера.
7 из 10
Бритва - это более, чем достойный образец детективного триллера выполненного в лучших традициях творчества раннего Альфреда Хичкока. Напряженный, волнительный, интригующий и крайне интересный фильм, который охотно досматриваешь до конца с целью разгадывания загадки - кто же является этим самым убийцей.
Альфред Хичкок, да, именно с него стоит начать данный текст. Ведь он бесспорно повлиял на стиль, который мы видим в картинах Брайана Де Пальмы (по крайней мере, когда речь идет о триллерах). Хичкок обрел покой за считанные месяцы до выхода данной картины, поэтому первая сцена, которая мне показалась абсолютно бессмысленной (но в силу факта, описанного выше, она обретает его), является трибьютом несравненному мастеру своего жанра.
Этот фильм заставил задать издание Rolling Stone своим читателям вопрос: Брайан Де Пальма - новый Хичкок или очередной плагиатор? (Brian De Palma: the new Hitchcock or just another rip-off).
Для меня фильм по-настоящему начался сдолгой сцены в галерее, которая удивительном образом сначала казалась чрезвычайно растянута, но со временем все больше вовлекала в повествование, в результате чего от фильма оторваться уже было нельзя, даже когда она кончилась - так хорошо все завязано.
Во время этой сцены замечаешь (и не перестаешь следить уже до конца фильма) поразительный симбиоз музыки и действия: она передаёт настроения персонажей на высочайшем уровне и очень доходчиво, что может, в принципе, показаться клишированием, но это уже по предпочтениям.
Так или иначе, честно говоря, смазливая драма прыгнула в разряд триллеровневероятно быстро. У нас на руках нетривиальная детективная история, и здесь, если честно, у меня не было желания угадать убийцу, как в произведениях Агаты Кристи. Было лишь желание увидеть, какой ход следующим предпримет съёмочная группа.
Раз уж разговор зашёл о съёмочной группе, то обилие поделенных на двое кадров (с двойным фокусом, излюбленный инструмент Де Пальмы) удивляет и, может, опять же в зависимости от предпочтений начать отвлекать. Что уже говорить про сцену, где ведутся два связанных маленькой деталью эпизода, представленные на одном кадре.
Лишь самая последняя сцена, концовка, которая является, вероятно, ещё одним трибьютом Хичкоку, меня расстроила. Мне показалось, что повествование потеряло ритм. И это не так опасно в первой сцене, когда ритма ещё нет вовсе, но в последней сцене это сильно бьёт по остающемуся впечатлению. 'Что это было?' - повисает в воздухе вопрос, но, увы, - уже идут титры.
Я заметил, что мне нечего сказать про актерскую игру, потому что в ней действительно нет ничего экстраординарного. Режиссёр не делал акцент на персонаж или на чьём-то таланте, он сделал акцент на истории, поэтому так много можно о ней рассказывать.
P.S. Кстати, тот вопрос от Rolling Stone сам Де Пальма прокомментировал так: 'My films are very different from Hitchcock's, and I think anyone with a brain can see it'.
P.P.S. Персонаж компьютерного парня частично списан с самого Де Пальмы. Тот сделал прослушивающее устройство, чтобы поймать своего отца на измене.
Брайан Де Пальма - один из моих самых любимых режиссёров, который всегда производит впечатление. Особое место среди его картин у меня занимают 'Чёрная орхидея', 'Путь Карлито', 'Роковая женщина' и, разумеется, культовая 'Лицо со шрамом', ставшая вершиной его мастерства. Не менее приятное послевкусие осталось у меня и после просмотра 'Одетого для убийства', которого русскоязычные переводчики нарекли 'Бритвой'.
Прежде всего хочется похвалить Де Пальму за невероятно насыщенную атмосферу картины. Несмотря на не самую сильную детективную линию, чувство напряжения, плавно обволакивающее практически со вступительной сцены, не отпускает на протяжении всего экранного времени. И за это моя отдельная благодарность композитору Пино Донаджо, который заслуженно получил номинацию на 'Сатурн' за лучшую музыку к фильму. Порадовала тонкая режиссура Де Пальмы, чьи приёмы сходу навеяли аналогию с великим Альфредом Хичкоком. Как говорится 'Лучшие должны учиться у лучших'. Де Пальме удалось меня перехитрить, и за это я также ставлю жирный плюс его работе. И снят фильм, особенно его эротические сцены, просто великолепно.
Нельзя обойти стороной и актёрские работы. Как всегда порадовал сильной актёрской игрой сэр Майкл Кейн. Приятное впечатление произвела Энджи Дикинсон, которая и в достаточно зрелом возрасте ничуть не утратила своей привлекательности. Уверенно вошли в образы своих героев юный Кит Гордон и Деннис Франц, который известен большинству зрителей по своей роли недалёкого, но честного полицейского во втором фильме франшизы 'Крепкий орешек'. А вот звезда 'Робокопа' Нэнси Аллен несколько разочаровала. И её номинацию на 'Золотой глобус' за лучший дебют, кроме как тесными связями с Де Пальмой, с которым она на тот момент состояла в браке, я объяснить не могу
Бобби – психически нездоровая высокая блондинка в плаще и кожаных перчатках, которая вооружена бритвой и представляет собой смертельную опасность для окружающих. Ее жертвой стала замужняя женщина Кейт Миллер, которая недавно посещала того же психоаналитика, что и Бобби когда-то. Следующим утром Кейт Миллер была жестоко убита в лифте, когда возвращалась от своего любовника. Свидетельницей убийства стала девушка легкого поведения Лиз Блейк, которая сразу же оказалась в полицейском участке, как подозреваемая в убийстве. Теперь Бобби попытается устранить и ее, как опасного свидетеля, способного разоблачить мрачную тайну ее личности.
К сожалению, сильно недооцененная в свое время лента Брайана Де Пальмы, которая даже оказалась представлена на антипремию «Золотая малина – 1981» за якобы худшие режиссуру, главную мужскую и главную женскую роли, на деле, оказалась отменным, изящным и стильным в каждой своей сцене триллером, источающим легендарный хичкоковский саспенс. Режиссер вновь вернулся к продолжению традиций почитаемого Альфреда Хичкока, на этот раз, сделав реверанс в сторону культового «Психо» (сюжетная основа), а заодно и Дарио Ардженто с его классическими джалло (образ убийцы и сами убийства), не забыв также про щепотку-другую черного юмора. Впрочем, и без привязки к вышеназванным режиссерам, работа Брайана Де Пальмы, безусловно, выделяется и задает свою моду в период 80-х годов, так или иначе, внеся свой вклад в жанр триллера. Пусть сценарий, порой, и отодвигается на второй план в угоду смакованию стиля и эротики, а Майкл Кейн в своей роли психоаналитика заметно скован и «деревянен», фильм привлекателен именно своей блестящей стилизацией а-ля Хичкок. Чего только стоит девятиминутная сцена в музее из начала фильма – прямая отсылка к другой хичкоковской работе – «Головокружение», когда камера просто наблюдает за героиней в зале музея, а завороженный зритель не может при этом оторваться от экрана! А жуткая сцена убийства бритвой в лифте, которая смотрится впечатляюще и сейчас… Кстати, хоть фильм и получил российское название «Бритва», более точным был бы перевод «Одетый для убийства», а вообще, «dressed to kill» – это сленговое выражение, примерно означающее «потрясно выглядеть», или «убийственно выглядеть», то есть, одеться по последней моде. В общем, что до «золотых малин» (причем забавно, что Нэнси Аллен, сыгравшая проститутку, параллельно была представлена на «Золотой глобус», как открытие года), то достаточно вспомнить, что даже великий режиссер Стэнли Кубрик получил номинацию в том году за якобы плохую режиссуру «Сияния», что также совершенно ни о чем не говорит и себя нисколько, разумеется, не оправдывает.
Этот скандальный в свое время эротический триллер можно считать предтечей 'Основного инстинкта', ведь 'Бритву' окружали такие же скандалы при выходе фильма в прокат. ЛГБТ и феминистские сообщества встретили ленту необоснованными обвинениями в предвзятости и женоненавистничестве, хотя на самом деле лента была всего лишь данью уважения Хичкоку.
Каждый момент в фильме смакуется и создает невероятно эротичную атмосферу.
Сюжет сложно пересказать, ведь все происходящее в фильме можно объяснить с точки зрения фрейдизма или ницшеанства, ведь история начинается как банальный детектив, но в конце выруливает на грань, стирающую сны и реальность.
Да уж, я тоже впечатлилась, не ожидала, что мне этот фильм так понравится. Сюжет отличнейший и так лихо закрчуен, что невозможно оторваться. Это безусловно один из лучших фильмов Де Пальмы. Жаль, что он неизвестен широкой аудитории. 'Бритва' заслуживает внимания.
Здесь хичкоковские мотивы в творчестве Де Пальмы достигают своего апофеоза.
Актёрская игра, конечно, не выдающаяся, но это неважно. Роскошная Энджи Дикинсон хорошо справилась с ролью сексуально озабоченной невростенички Кейт, страдающей от безделия. Нэнси Аллен, куда же без неё, играет проститутку, которая становится свидетельницей убийства Кейт, а потом и главной подозреваемой. Ну и конечно же Де Пальма не мог не накрутить: опять на первый план выходит безумный доктор, делающий эксперименты над людьми. Нечто подобное можно видеть и в 'Воскрешение Каина'. В общем, интрига - что надо!
От просмотра данного фильма я получила огромное удовольствие. А любителям триллеров с сексуальной подоплёкой понравится вдвойне.
Я всегда считал Брайана Де Пальму одним из мастеров саспенса. Мало кто умеет так нагнетать страх на зрителя, как это делает он. По признанию самого режиссёра, он является большим поклонником Альфреда Хичкока, на произведения которого мы можем видеть уйму отсылок у самого Де Пальмы. Но это не просто отсылки. Постановщик грамотно обыгрывает их в своём творчестве и вместе с этим у него отлично получается сжать нервы зрителю, который чуть ли не умирает на кресле от того, что вот-вот случится на экране. Один из самых впечатляющих моментов, который я помню, это сцена из «Подставного тела» (1984), когда главный герой наблюдает за девушкой через телескоп и в этот момент он замечает, что в дом забрался маньяк. Воистину ужасное зрелище от которого становится не по себе.
В 1980 году режиссёр снимает картину под названием «Бритва», а если правильно — «Одетый для убийства». Я считаю, что именно с 80х годов в творчестве Брайана Де Пальмы начался подъём, потому что за «Бритвой» последовали такие известные всем работы, как «Лицо со шрамом» (1983) и «Миссия: невыполнима» (1996), до и после которых мастер триллера снял ещё несколько заманчивых проектов. В их числе можно выделить словно благословлённое Хичкоком «Подставное тело» и «Прокол» (1981), который является своеобразным перезапуском нудного «Фотоувеличения» (1966) Антониони. «Бритва» тоже в чём-то стала отсылкой к знаковой ленте Альфреда Хичкока, и также, как и у мэтра саспенса фильм Де Пальмы не сдаёт позиции и держится молодцом, сохраняя тайну убийцы до конца.
Как и прочие его работы, эта не стала исключением в плане свойственной Де Пальме депрессивности. Большее число его произведений являют собой некую смесь триллера с нуаром. Отсюда вытекает обыкновение жанров — меланхолическая аура и чувство преследования. Как будто в этом мире, где разворачиваются события сюжетов Де Пальмы нет ничего светлого. Даже в «Неприкасаемых» (1987), где всё вроде бы хорошо закончилось, кажется, что это лишь временное затишье перед новой волной преступности и угнетающего зла.
«Бритва» начинается с эротической сцены, которая потом переходит в сцену насилия. Не ясно, был ли это сон героини или что-то ещё. Ясно одно, у Де Пальмы по первым кадрам, в принципе, можно обозначить весь фильм. Эротика переходящая в насилие, насилие взращённое на эротике, психологические комплексы, детские травмы... всё очень сложно и страшно, ведь это далеко не выдуманное явление. Постановщик с лёгкостью и в то же время с хичкоковской продуманностью рисует эту картину кровью. Я, конечно, утрирую, потому что убийств здесь, на самом деле, не много. Гораздо больше тут визитных карточек режиссёра, выраженных в запасе приёмов, которыми он пытается схватить зрителя за сердце.
В большей степени вся эта детективно-триллерная история, скорее вызывает улыбку, а некоторые сцены хохот. Фильм до того дурацкий, что это скорее даже своеобразная форма успеха. Потому что большую часть времени меня больше всего поражало удивительная нелепость сюжета. А нелепым было все, сюда идут сюжет, актерская игра, музыка и общая атмосфера. Все это сдобрено легкими элементами софт-порно и здоровенными, прямо-таки, огроменными кусками лишенных смысла эпизодов. Причем этим эпизодам времени уделяется до того много, что ключевые моменты... давайте я так объясню. Возьмем бесмысленную сцену и ее хронометраж обозначим цифрой пять, тогда в таком случае важная сцена будет обозначена цифрой три. То есть коэффицент получается где-то 1,6. А ведь здравый смысл подсказывает что все должно быть наоборот.
Кстати, о здравом смысле. Этот фильм находится в жесткой конфронтации с этим самым здравым смыслом, потому как данное кино слеплено абы как из каких-то разрозненых кусков. Например, в фильме просто таки много внимания уделено сексуальной неудовлетворенности героини. То ее показывают в душе, мучающуюся от того что на нее не смотрит муж, то ее показывают бродящей по музею. В музее она то бегает, то преследует какого-то типа. Вот эти сцены, которые я описал выше очень здорово напоминают порно эпохи семидесятых. В принципе все потом заканчивается постелью.
И это ведь здорово что так заканчивается, только из час сорокового фильма где-то минут сорок уходит на изображение сексуальной неудовлетворенности главной героини. И все это чтобы потом ее убить и всю оставшуюся часть смотреть развитие сюжетной линии. Таким образом смысл и идею фильма мы узнаем только через сорок минут после начала просмотра. Неплохо, да?
Дальше лучше. Множество вопросов рождает одна абсолютно не к месту сделанная сцена. Героиня страстной любви с таинственным незнакомцем, находит у того в ящике справку о том что этот таинственный незнакомец является носителем не менее таинственного синдрома приобретенного иммунного дефицита. Героиня в ужасе выбегает из квартиры. Ее убивают. Вот собственно и все. Интересно, а зачем вообще было вводить в действие эту дурацую справку и этого незнакомца, если потом этот незнакомец нигде не фигурирует больше, а смысл в заражении СПИДом оказался никакой, поскольку заражение от многочисленных порезов опасной бритвой оказались более смертельными.
Следующей и весьма примечательной деталью фильма является музыка. Стилистически эти постоянные саксофонные соло очень похожи на те что играли в фильм 'Таксист', с той лишь разницей, что в Таксисте играет настоящий саксофон, а в 'Бритве' играет миди-саксофон из какого-то там синтезатора. Довольно забавно наблюдать когда героиню убивают, а на фоне искусственный саксофон хватает высокую жалобно-трагичную ноту и тянет ее пару минут. Жаль что не додумался во время просмотра, но надо было в особо трагические моменты включать восьмибитную музыку, чтобы уж совсем превратить все в фарс. Но все же в то время, когда делался фильм, не было еще такой музыки и поэтому весь фильм зрителя донимают очень надоедливым саксофоном в стиле нуар.
Ожидать такого фильма от Брайан де Пальмы вообще невозможно. Потому как возникает удивительный возглас:
- Да он же потом снял столько хороших фильмов, не мог же он в начале карьеры такую ересь делать!
Мог и еще как. Причем видно что этот фильм является творческим поиском самого де Пальмы. Многие сцены прямо-таки изобилуют явным цитированием Хичкока. В данном случае я считаю что неуместно употреблять слово плагиат, здесь именно что цитирование любимого режиссера, а он у де Пальмы, в смысле Хичкок, явно в группе творческих ориентиров находится.
Фильм не спасают и актеры, которые тут играют. Например, Майкл Кейн, на тот момент уже состоявшийся и очень успешный актер, почему-то дал согласие на то, чтобы сняться в таком ужасном фильме.
Трудно охарактеризовать стиль игры всех актеров в этом фильме, но по ощущениям это очень похоже на сериальную игру. Представьте себе актерскую выжимку из сериалов вроде 'Она написала убийство', 'Санта Барбара' и 'Династии', то вы сразу получите представление о фильме. И это совершенная правда, 'Бритва очень похожа на серию какого-то детективного сериала. Поэтому актеры тут страдают слишком долго, задерживают долгие взгляды куда-то за камеру и зрителя, множество статичных кадров, а если есть какое-то движение, то резкие повороты в сторону на несколько градусов.
Убитую героиню вообще можно было выделить в отдельный параграф, чтобы по ее довольно нелепой игре составить руководство 'Для чайников', чтобы наглядно пояснить, что вот так играть актеру не стоит, поскольку это явная халтура.
Оставшаяся часть фильма, а она существенно весомой первой части, получилась весьма сжатой и до конца фильма была такая мысль, что создателям не дали много пленки и дали приказ уложится в оставшийся запас.
Из этой беды мы получаем то что неожиданно откуда-то появляется проститутка, у нее происходит легкий флирт с сыном убитой, муж куда-то загадочно выпадает из сюжета, на фоне маячит какой-то назойливый полицейский с весьма комичной внешностью. И потом все идет сплошным сумбуром из допросов проститутки, психотерапевта, друга психотерапевта, преследованиями, шпионажем и так далее. В общем бред какой-то. А на фоне играет саксофон, то есть синтезатор. Да, и не играет, а че-то там попискивает. Не исключено что эта музыка это часть системы оповещения, в этом самом синтезаторе, который при каком-то сбое начинать пищать саксофоным звуком. Пип-пип, пип?
Тон насмешливый, скрещенный с музыкой из заставок мыльных опер, с лицом Энджи Дикинсон, обещающим неземные наслаждения, женщины зрелой (взрослый сын тому подтверждение), с блеском ненасытия в глазах, встречает у самого порога, заставляя сделать меня лишь одно – тепло усмехнуться вместо приветствия и проследовать дальше.
Мягкую дорожку расстелил Де Пальма. «Мягко стелешь», - хочется съязвить, но не буду. Язык прикушен. Все в свете пастельной глазури, ванили, взбитых сливок. Оказывается у Энджи есть врач. Освоив азы психоанализа, доктор Эллиотт с глубоким вниманием выслушивает рассказы Энджи о сексуальных неудовлетворенностях, кое-что спросит, даст бесценный совет, но в ласке откажет. Еще один сучок, загогулина, о который спешно спотыкаешься, ну а после улыбаешься собственной дискоординации, а может мечтательности, не заприметив волка в овечьей шкурке? На этом показательные выступления о пользе психоаналитиков заканчиваются, и начинается КРОВЬ (тревожные сигналы) моего любимого цвета.
В «Одет для убийства» нет игры «А угадайте-ка кто у нас тут маньяк ненормальный?» Де Пальма выстраивает вокруг персонажей вполне явную цепочку совпадений, намеков, таких, какие упустить из виду не в состоянии любой хоть капельку прожженный киноман, да и вообще человек внимательный. И тут не скажешь, что фильм плохо снят и сценарий никуда не годится, потому что, как я уже говорила, режиссер этого не предполагал – водить зрителя за нос именно по этой схеме – ой, а я и не думал(а) что это именно он(а) убийца... Также и у меня глаза неожиданно не округляются как у Кита Гордона во время, ну вы поняли, так называемого апофеоза.
Ведь что-то он делает другое, этот Брайан... смеется? О да, и много. Избегая стандартных рассуждений о борьбе, подавлении сексуальности, к чему обычно все и сводят, будто в ней весь корень зла и обитает, все это скучно и старо и плоско, Де Пальма исполняет забавный финт по формуле «кесарю – кесарево»... Еще он не слушает сны, а их показывает, бесшумно и без объяснений. Хождение героини Дикинсон по лабиринтам музея, в поисках понравившегося мужчины, затем он – за ней, и снова – она... Этот «как бы сон», являясь по сути предвестником настоящего ночного кошмара, но чуть позже, ближе к концу, налаживает с ним невидимую связь, сцепляя весь фильм ощущением легкого забвения, полуобморочного состояния ступора. И за это Брайану Де Пальме огромное спасибо.
И хотелось бы похвалить Нэнси Аллен, впервые порадовавшую меня в роли пожившей и на своем веку много чего повидавшей проститутки Лиз. Последние минут десять – они просто шикарны. Еще раз – спасибо.