В большей степени вся эта детективно-триллерная история, скорее вызывает улыбку, а некоторые сцены хохот. Фильм до того дурацкий, что это скорее даже своеобразная форма успеха. Потому что большую часть времени меня больше всего поражало удивительная нелепость сюжета. А нелепым было все, сюда идут сюжет, актерская игра, музыка и общая атмосфера. Все это сдобрено легкими элементами софт-порно и здоровенными, прямо-таки, огроменными кусками лишенных смысла эпизодов. Причем этим эпизодам времени уделяется до того много, что ключевые моменты... давайте я так объясню. Возьмем бесмысленную сцену и ее хронометраж обозначим цифрой пять, тогда в таком случае важная сцена будет обозначена цифрой три. То есть коэффицент получается где-то 1,6. А ведь здравый смысл подсказывает что все должно быть наоборот.
Кстати, о здравом смысле. Этот фильм находится в жесткой конфронтации с этим самым здравым смыслом, потому как данное кино слеплено абы как из каких-то разрозненых кусков. Например, в фильме просто таки много внимания уделено сексуальной неудовлетворенности героини. То ее показывают в душе, мучающуюся от того что на нее не смотрит муж, то ее показывают бродящей по музею. В музее она то бегает, то преследует какого-то типа. Вот эти сцены, которые я описал выше очень здорово напоминают порно эпохи семидесятых. В принципе все потом заканчивается постелью.
И это ведь здорово что так заканчивается, только из час сорокового фильма где-то минут сорок уходит на изображение сексуальной неудовлетворенности главной героини. И все это чтобы потом ее убить и всю оставшуюся часть смотреть развитие сюжетной линии. Таким образом смысл и идею фильма мы узнаем только через сорок минут после начала просмотра. Неплохо, да?
Дальше лучше. Множество вопросов рождает одна абсолютно не к месту сделанная сцена. Героиня страстной любви с таинственным незнакомцем, находит у того в ящике справку о том что этот таинственный незнакомец является носителем не менее таинственного синдрома приобретенного иммунного дефицита. Героиня в ужасе выбегает из квартиры. Ее убивают. Вот собственно и все. Интересно, а зачем вообще было вводить в действие эту дурацую справку и этого незнакомца, если потом этот незнакомец нигде не фигурирует больше, а смысл в заражении СПИДом оказался никакой, поскольку заражение от многочисленных порезов опасной бритвой оказались более смертельными.
Следующей и весьма примечательной деталью фильма является музыка. Стилистически эти постоянные саксофонные соло очень похожи на те что играли в фильм 'Таксист', с той лишь разницей, что в Таксисте играет настоящий саксофон, а в 'Бритве' играет миди-саксофон из какого-то там синтезатора. Довольно забавно наблюдать когда героиню убивают, а на фоне искусственный саксофон хватает высокую жалобно-трагичную ноту и тянет ее пару минут. Жаль что не додумался во время просмотра, но надо было в особо трагические моменты включать восьмибитную музыку, чтобы уж совсем превратить все в фарс. Но все же в то время, когда делался фильм, не было еще такой музыки и поэтому весь фильм зрителя донимают очень надоедливым саксофоном в стиле нуар.
Ожидать такого фильма от Брайан де Пальмы вообще невозможно. Потому как возникает удивительный возглас:
- Да он же потом снял столько хороших фильмов, не мог же он в начале карьеры такую ересь делать!
Мог и еще как. Причем видно что этот фильм является творческим поиском самого де Пальмы. Многие сцены прямо-таки изобилуют явным цитированием Хичкока. В данном случае я считаю что неуместно употреблять слово плагиат, здесь именно что цитирование любимого режиссера, а он у де Пальмы, в смысле Хичкок, явно в группе творческих ориентиров находится.
Фильм не спасают и актеры, которые тут играют. Например, Майкл Кейн, на тот момент уже состоявшийся и очень успешный актер, почему-то дал согласие на то, чтобы сняться в таком ужасном фильме.
Трудно охарактеризовать стиль игры всех актеров в этом фильме, но по ощущениям это очень похоже на сериальную игру. Представьте себе актерскую выжимку из сериалов вроде 'Она написала убийство', 'Санта Барбара' и 'Династии', то вы сразу получите представление о фильме. И это совершенная правда, 'Бритва очень похожа на серию какого-то детективного сериала. Поэтому актеры тут страдают слишком долго, задерживают долгие взгляды куда-то за камеру и зрителя, множество статичных кадров, а если есть какое-то движение, то резкие повороты в сторону на несколько градусов.
Убитую героиню вообще можно было выделить в отдельный параграф, чтобы по ее довольно нелепой игре составить руководство 'Для чайников', чтобы наглядно пояснить, что вот так играть актеру не стоит, поскольку это явная халтура.
Оставшаяся часть фильма, а она существенно весомой первой части, получилась весьма сжатой и до конца фильма была такая мысль, что создателям не дали много пленки и дали приказ уложится в оставшийся запас.
Из этой беды мы получаем то что неожиданно откуда-то появляется проститутка, у нее происходит легкий флирт с сыном убитой, муж куда-то загадочно выпадает из сюжета, на фоне маячит какой-то назойливый полицейский с весьма комичной внешностью. И потом все идет сплошным сумбуром из допросов проститутки, психотерапевта, друга психотерапевта, преследованиями, шпионажем и так далее. В общем бред какой-то. А на фоне играет саксофон, то есть синтезатор. Да, и не играет, а че-то там попискивает. Не исключено что эта музыка это часть системы оповещения, в этом самом синтезаторе, который при каком-то сбое начинать пищать саксофоным звуком. Пип-пип, пип?
1 из 10
Хотя фильм стремится за пределы нуля.