'Бесстрашная гиена' это превосходный образец гонконгской боевой комедии 70-х годов. Славится это десятилетие выпуском огромного количества кунг-фу боевиков, просто таки штампуемых киностудиями того времени. Однако дебютная картина Джеки Чана не стала очередной копией историй о противостоянии школ боевых искусств и мести за смерть учителя. Она стала чем-то совершенно новым - боевой комедией, в противовес комедии ситуационной, доминировавшей в мировом кинематографе во все времена.
Каждая схватка в картине. Нет! Каждое движение персонажа прописано до деталей и исполнено с высшим профессионализмом. Драки на кулаках выглядят такими же смертоносными, как и сражения на копьях. А копья здесь смотрятся крайне опасно!
К слову, разнообразных хваток в 'гиене' представлено уйма. Тут вам и бои на деньги, где главный герой примеряет на себе различные образы от алкоголика до восточной красавицы. И уже полюбившиеся зрителю схватки с использованием окружающей среды (лавок, столов, тростей, кувшинов, окон и дверей). А вы когда-нибудь задумывались, откуда ноги растут у забавной сценки из 'Панды Кунг-фу', в которой главный герой дерётся с мастером на палочках, чтобы положить в рот лакомый кусочек? Вы очень сильно удивитесь, на сколько лет первоисточник опередил голливудскую пародию.
Однако, если зритель решит, что 'Бесстрашная гиена' будет удивлять только сногсшибательной постановкой боёв - вы сильно ошибаетесь. Ведь и сам сюжет, хотя не блещет высокой оригинальностью, построен так, что зритель то и дело будет заходиться от смеха (чего только стоят сценки из лавки по продаже гробов и торги за жизнь мастера во время боя с мечником).
Как итог, могу смело заявить, что данная картина, наряду с 'Пьяным Мастером' Ло Вея (и с тем же неотразимым Джеки в главной роли), достойна называться одной из лучших кунг-фу экранизаций всех времён. Ибо здесь есть всё: великолепная операторская работа, классический сюжет, превосходная постановка боёв и уморительный, добрый юмор!
И снова Джеки Чан. И снова он не перестает нас радовать своими актерскими работами. Однако в этом фильме он еще сел в режиссерское кресло, что стало для него дебютом на этом поприще. А также написал сценарий.
Коротенький синопсис от себя писать не имеет смысла, ибо в официальном все хорошо отображено. Да и фильмы про восточные единоборства в те года были конвеерны и однообразны. Обычный шаблон. Тренировки, смерть близкого, тренировки, месть.
Джеки Чан как всегда великолепен. И даже такой, казалось бы, типичный и неброский сюжет заиграл всеми красками. Он привнес в фильм какую то частичку, которая есть только у него, за что мы и любим его фильмы. Отличная боевка, неплохая актерская игра, заезженный (к нашему времени) но интересный сюжет. Ну и конечно куда уж без его фирменного юморка.
Говоря о кинокарьере Джеки Чана в семидесятые, сложно пройти мимо «Бесстрашной гиены» - одного из самых известных гонконгских боевиков с его участием. Ведь именно в нем Чан впервые в жизни сумел реализовать себя в качестве режиссера. Имея за плечами десятки ролей и опыт постановщика боев, на сей раз Джеки самостоятельно снял свой первый фильм.
К большому сожалению, у Джеки не получилось снять полностью свою картину, поскольку денег на съемки дал Ло Вэй, с которым у Чана было многолетнее сотрудничество. Поэтому в «Бесстрашной гиене» все же будет присутствовать стиль, свойственный картинам Ло Вэя – амбициозного, но посредственного режиссера. Но к счастью, Чан привнесет в фильм многое из своего «звездного» опыта в комедийных боевиках Юэня Воо-пина (тем самым, лента будет напоминать «Пьяного мастера» и «Змею в тени орла»).
Джеки Чан за годы работы в кино, хоть и не стал вторым Брюсом Ли (как этого хотелось бы Ло Вэю), но постепенно от картины к картине выработал свой собственный стиль. Его герой получился забавным ленивым парнем, который весьма легкомысленно относится к некоторым просьбам старших. Но когда в сердце добродушного Джеки проникает месть, то герой Чана тренировками закаляет свое тело и дух, готовясь нанести врагам ответный удар. Таким же персонажем Чан показал себя и в «Бесстрашной гиене».
Приятно было увидеть в картине некоторых давних знакомых Чана по съемочной площадке. Так Джеймс Тьен, который в разных фильмах был как противником Чана, так и союзником, в «Бесстрашной гиене» сыграл дедушку главного героя. А вот Дин Шек напротив – сыграл лишь в маленьком эпизоде (который все равно запомнился зрителям из-за своей комичной ситуации).
Несомненным достоинством дебютной работы Джеки Чана стали качественный юмор и драки. Ну а сюжет при своей простоте, тем не менее неплохо мотивирует не отлынивать от занятий спортом.
В целом, режиссерский дебют Чана вышел весьма успешным.
Основное правило гонконгского кинематографа: 'Если что-то сработало раз, делай так и дальше'. Джеки Чан вовсе не хотел нарушать правило, просто он добавил к нему '...и лучше'. После своих первых больших хитов Чан хотел немедленно разорвать контракт с Ло Вэем, который вовсе не был намерен отпускать курицу, которая неожиданно стала нести золотые яйца. Ло был посредственным режиссером и неприятным человеком, но, конечно, он намного лучше разбирался в кинобизнесе, был хитрее, мудрее, опытнее. Используя самые разные ухищрения и уловки, обман и пустые обещания, Вэй уговорил остаться своего протеже в 'Ло Вэй продакшнз', обещая ему полную автономию в творчестве. Джеки же, которому только того и надо было, решил, что от добра добра не ищут, и, несмотря на более выгодные условия, которые ему предлагали 'Сизнел', 'Шоу Бразерс', 'Голден Харвест', свой первый самостоятельный фильм остался делать для Ло Вэя.
Таким образом, Чан приступил к созданию 'Бесстрашной гиены', в которой попытался соединить все, чему его научили семья Хэпинов в 'Пьяном мастере' и 'Змее в тени орла', годы, проведенные в школе Пекинской оперы, наблюдения за работой Брюса Ли, Джона Ву и годы прозябания у Ло Вэя. В общем, он по-прежнему хотел расширять и утаптывать ту колею, которую он так удачно нащупал в предыдущих фильмах.
Бюджет был крошечным, однако, Чан не унывал, работал с грандиозной самоотдачей и энергией, изо всех сил стараясь доказать свою состоятельность, как режиссера, сценариста, мастера боя, актера, постановщика трюков. Он впервые полностью отвечал за производство фильма и, конечно, провала себе не простил бы.
В 'Гиене' использовались сюжетные схемы его предыдущих фильмов, поэтому иногда в качестве сценариста указывается даже Ло Вэй. Это неверно. Ло над фильмом не работал, но сюжет Чан действительно позаимствовал в закромах его студии, где таких нереализованных бросовых историй валялось миллион. Простой парень делает в жизни все, лишь бы ничего не делать. Ленится, прогуливает тренировки, не горит желанием искать работу, ввязывается в аферу, и, во многом по своей глупости теряет любимого деда - единственного близкого человека. Мучимый осознанием собственной вины, под руководством старого учителя-инвалида, тренируется, вырабатывает собственный стиль и побеждает злодея.
Но, черт возьми, как же круто был реализован этот замшелый сюжет! Джеки Чан продолжил в режиссерском дебюте не только повсеместное 'очеловечивание' и приземление героев, но и тему низведения кунг-фу боевика до пародии на самое себя. Именно этого и ждал зритель, наевшийся эпическими героями и размеренными, статичными поединками. Драйв, действие, напор, юмор, герой нового формата, куг-фу не как искусство избранных, а как олицетворение внутренних качеств любого человека, - то, что получил зритель от 'Бесстрашной гиены' и за это простил Чану шероховатости постановки (объективно фильм уступает 'Пьяному мастеру'), пунктирный и местами глуповатый сюжет (например, Чан, который изначально так себе боец, участвуя в афере, побеждает всех пришлых мастеров. Почему? Мастера действительно так плохи? Или Чан врал деду, что не умеет толково драться?), и изрядное шутовство самого Джеки, с видимым удовольствием издевающегося над фильмами Ло, над образом непобедимого Брюса, над персонажами Пекинской оперы и над многим другим.
Например, его даже зовут в фильме Шин Лун. А это явная отсылка к Син Лун, имени, которое Ло дал своему подопечному, буквально означающее 'Стать Драконом'. И вот такой он Дракон - ленивый, нерадивый и безалаберный, но только дай ему волю - и он покажет, на что способен. А жирного вруна-афериста в фильме зовут Си Фу (в английской версии Ти Ча), то есть почти ШиФу, почти 'учитель'. И этот образ - пародия на самого Ло - трусливого, толстого афериста, юлящего и выкручивающегося вместо того, чтоб просто снимать хорошее кино. В образах тройки глуповатых приятелей Луна - огромного Медведя, коротышки и Каменной башки - друзья Чана по Пекинской опере.
Сам Чан виртуозно справляется и с комическим репризами (которые, однако, несколько затянуты) и с драматическими сценами - чудно играет и простака, и мужчину, и женщину, и идиота. Видно, что чувствует он себя, как рыбка в воде и почти все рождается в порядке импровизации. Делать это кино съемочной группе было, судя по всему очень весело. Весело его и смотреть.
Поединки здесь, пожалуй, даже лучше, чем в 'Пьяном мастере'. Как бы отправляя в прошлое Брюса Ли, герой Джеки осознает, что драка из ненависти - не есть правильно и изобретает 'эмоциональное кунг-фу', которое ведет к бою 'с радостью в сердце'. Герой Брюса кричал, когда мочил героев, Джеки тоже кричит, но это - то писк, то плач, то шизоидный хохот. И это не только весьма забавно (я смеялся в голос, когда Джеки, только что отшвырнутый злодеем, поднимается и снова прет на него, якобы ноя, и виснет на нем, как тряпка), но и превосходно поставлено. Бои изобретательны, динамичны, используется уже ставший основной фишкой Джеки стиль 'винегрет', в котором накрошено всего на свете, используются различные вещи для боя и, конечно, множество бытовых зарисовок-тренировок, которые порой даже лучше боя, настолько разнообразны и классно выстроены (эпизод с кувшинами).
'Бесстрашная гиена', несмотря на некоторые недостатки, стала хитом - вторым самым кассовым фильмом на тот момент в истории Гонконга. Зрителям не просто приглянулся этот герой, он становился их кумиром. Причины этого более сложны и закономерны, чем может показаться на первый взгляд. Тут и история самого Гонконга - европеизированного и американизированного Китая, где традиции смешались с новыми веяниями, история местной киноиндустрии, любимых героев Китая, от некоторых из которых зритель устал, а других полюбил в несколько иной интерпретации, здесь же и мастерство, и заразительность, и харизма Джеки, которой он без сомнения обладал и обладает, и смерть Ли, и многие социо-культурные факторы, позволившие в тот момент появиться и Джеки, и его герою. Но здесь не место и не время для таких исследований. Ведь речь идет о совершенно замечательной кунг-фу комедии, режиссерском дебюте Джеки Чана, которым он заявил свое право на лидерство в азиатской киноиндустрии и корону короля экшена. Ах да, и еще право именоваться азиатским Чаплиным - и чем дальше, тем больше он будет подтверждать все свои громкие титулы.
Было бы странно, если б между 'Пьяным мастером' и, например, 'Проектом А' не было 'Бесстрашной гиены'. Мы воочию можем наблюдать самосовершенствование Чана-актера, режиссера, человека. Этот беспорядочный фильм в свете оказанного им влияния вполне заслуживает встать в ряд лучших лент гонконгского кино, пусть он и выглядит среди остальных лент Джеки как мальчишка - наивный, глупый, но отнюдь не робкий.
Древнее боевое искусство, которому нужно долго и старательно обучаться, давно уже помогло создать неповторимый жанр в кинематографе. Точные движения, быстрая реакция, никакого огнестрельного оружия – боевики вышли на совершенной новый уровень. Вот только преуспеть в этом жанре удалось только нескольким особенно талантливым актерам, которые отдавали всех себя ради того, что бы сделать фильм идеальным с точки зрения боевых постановок. И Джеки Чану удалось сделать свои киноработы таковыми еще задолго до того, как он стал всемирно знаменитым.
Свою первую кинокартину в качестве режиссера Джеки Чан снял, когда ему было всего 25. Молодой, амбициозный, талантливый, он с каждым новым фильмом завоевывал интерес к своей персоне, пока не начал создавать бесподобные фильмы, известные и любимые многими зрителями разных возрастов и национальностей. Когда же Джеки только учился создавать достойные фильмы с интересным сюжетом, захватывающими драками и прекрасным юмором, то сделал ставку именно на свои боевые навыки, вывел кун-фу на первый план. Потому ожидать от его первой режиссерской работы некой масштабной истории и приключений не стоит. Этот фильм интересен совершенно другим – неповторимым стилем Джеки, который в те года уже практически сформировался.
«- И что это такое? Железные ноги? На вид они железные, а на проверку – не очень.»
Сюжет повествует о молодом парне Ланге. Ему очень повезло, ведь у него есть хороший шанс превосходно овладеть искусством кун-фу, но его несерьезность и корыстолюбие становятся причиной большой опасности, ставят под угрозу секрет мастерства его рода. Эту роль Джеки исполняет бесподобно. На протяжении всего фильма он показывает множество разных трюков, благодаря ему каждая драка выглядит как небольшой спектакль, где главный персонаж Ланг не забывает и о том, как сделать ее не только зрелищной, но и не лишенной юмора. Также Джеки сумел развить своего персонажа, к концу фильма он действительно осознает свои ошибки, тяжело тренируется и становится настоящим мастером, но платит за это слишком большую цену.
Впечатляет игра актера Джеймса Тьена, исполнившего дедушку главного героя. Джеймс создал очень строгий персонаж, но сюжет дает понять, что у него на то были веские причины. Ведь кун-фу не является игрушкой, забавой, или средством для создания капитала, это опасное искусство, способное защищать и уничтожать.
Кинокартина является отличным стартом для Джеки Чана. Она позволяет увидеть насколько он с тех пор стал больше внимания уделять непосредственно сюжету, но ни в коем случае не забывает и о постановочной части фильма – искусных драках, где используются даже самые необычные предметы, приемы, и которые впоследствии принесут ему много травм. В фильме проходит очень мало времени, как он вновь сражается с противником. А финальная битва здесь совершенно не разочаровывает, очень впечатляет силой и мастерством главного героя.
Кун-фу в кино может быть серьезным или же комедийным. Но таким ярким, необычным и гармоничным боевое искусство бывает лишь в творчестве Джеки Чана.
Одному пареньку из Гонконга
Побывать удалось даже в Конго
В мире много чудес:
Там река, а там лес,
Но проснулся от звуков он гонга.
Вот, тьфу, тьфу! И кого ругать за такое название, то ли переводчиков наших, то ли азиатов, неровно дышащих к громким названиям.
Ну, причем, причем тут какая-то гиена, да еще и бесстрашная к тому же. Ладно, еще бы речь шла о стиле гиены, например, но ведь фильм совсем не об этом.
Любопытно мне стало это кино посмотреть по нескольким причинам. Во-первых, подобное кино – моя стихия. Я боевики про мастеров кун-фу очень люблю. Во-вторых, было мне интересно чего ради Джеки Чан отказался от, так сказать, продолжения «Пьяного мастера» и «Змеи в тени орла», а точнее, от фильма «Костолом снова нападает», который по идее задумывался своего рода триквелом. И, наконец, в-третьих, я просто люблю фильмы с Джеки Чаном.
Да и вообще я в последнее время почему-то смотрела одни только фильмы ужасов, вот душа и попросила отдыха.
«Бесстрашная гиена» не разочаровала меня ничем, разве что кроме своего названия. Ну, название не такая уж беда, бог с ним. А само кино получилось весьма ничего. Сюжетец здесь простецкий – сначала внук-шалопай обманывает дедушку, что нашел подходящую работу, а потом, когда дедушку-мастера боевых искусств убивают, ему приходиться за него мстить.
Зато, какие тут трюки, какие трюки! Описывать не стану, не получится, да и ни к чему это, думаю, вы и так прекрасно все поняли. Кстати, кто тут повнимательней, ответьте-ка – эпизод с пельмешками в «Кун-фу панде» не из «Бесстрашной гиены» ли позаимствовали?
Как бы то ни было, но всем фанатам подобного рода фильмов смотреть обязательно стоит.
Легко писать о том, о чём много знаешь. Я являюсь преданным фаном Джеки и смотрел большую часть его кинокартин. Творчество этого человека можно разделить на 4 периода:
1. Начало карьеры. (1972 - 1979 год).
Начало карьеры великого бойца и превосходного актёра. Здесь Джеки всё чаще начинает играть главные роли, в Китае он становится узнаваем, появляются фанаты. Почти все фильмы в этот период снимают Му Жу и Ло Вэй. И если о первом я мало чего знаю, то второй очень хитрый и недоброжелательный режиссёр. В то время он был одним из самых перспективных деятелей кино Китая и просто большой шишкой в этой области, его можно сравнить с Дон Кингом, только в кино. Ло Вэй снимал ещё Брюса Ли, и вот, когда Брюс трагически погиб, Вэю нужно было находить новую звезду для своих фильмов, как вы уже поняли её стал Чан. И как не крути, всё же Джеки очень обязан этому человеку. Не будь его - не факт, что мы могли бы видеть нашего героя на экранах. В этот период Джеки ещё нормально ладит с Ло Вэем, их конфликт произошёл позже, во время съёмок второй части 'Бесстрашной Гиены'.
Лучшие фильмы периода - 'Бесстрашная Гиена', 'Пьяный Мастер'.
2. Взлёт популярности. (1979 - 1985 год).
Джеки становится в Китае звездой первой величины, каждым новым фильмом он собирает полные залы. Все китайские пацаны хотят быть похожими на Чана. Зато он тем временем, почти все фильмы, начиная с 'Молодого Мастера' снимает сам, или отдаёт эту должность Саммо Хунгу. В компании с ним же, и с Юанем Бяо начинает сниматься Джеки. Каждый фильм этого трио - полноценный Шедевр. Вот самые яркие примеры: 'Мои счастливые звёзды 1, 2', 'Закусочная на колёсах', 'Проект А'. Впервые трюки Джеки Чан человек начал исполнять в фильме 'Драка в Бэтл-Крик', до этого он только дрался. Стоит так же добавить, что эти трое друзья с самого детства, они учились в одной школе Пекинской Оперы.
Лучшие фильмы периода - 'Проект А', 'Лорд Дракон'.
3. Пик. (1985 - 1998).
Однозначно, этот период - период Полицейских историй. И в то же время пик карьеры великого мастера кунг-фу. Здесь он становится сам себе хозяин, так как и снимает, и продюсирует, и играет главную роль везде он. До сих пор временами он попадает в компанию Саммо Хунга и Юаня Бяо, вместе они до сих пор снимают первоклассные фильмы, такие как 'Драконы Навсегда', 'Парень из Тибета', 'Остров огня'. Но в 1988 году умирает самый главный человек в жизни Чана - его учитель, Учитель Ю. И в том же году Чану поступает предложение из Голливуда, ему предлагали роль в фильме 'Чёрный Дождь', где он мог сыграть с Майклом Дугласом, но Голливуд получает отказ. Проблема в том, что Джеки предлагали роль злодея, а это портило его имидж. Однако начиная с фильма 'Мистер Крутой' 1997 года, Чан всё-таки начинает сниматься в Голливуде.
Лучшие фильмы периода - 'Полицейские Истории', 'Кто я?'.
4. Смена амплуа. (1998 - наши дни).
Всё хорошее рано или поздно заканчивается, и Джеки не вечен. Он до сих пор в отличной форме и может показать класс, но нашему герою уже 56, и все мы отлично понимаем, что нового 'Пьяного Мастера' уже ждать бессмысленно... Однако и снимать со счетов этого челвека не стоит. Он до сегодняшнего дня радует нас своими фильмами. И начиная с фильма 'Час пик', Джеки меняет своё амплуа, он уже не тот озорной парень, а серьёзный инспектор Ли. Позже он становится романтиком в фильме 'Великолепный'. Ещё позже становится трагичным героем и снимается всё больше в драмах-боевиках (Миф, Новая полицейская история, Инцидент Синдзюку, Большой Солдат...). Чан сам когда-то сказал, что наступит день, и он сядет за кресло режиссёра, подберёт актёров-бойуов и начнёт снимать фильмы, не вечно же ему по крышам прыгать.
Лучшие фильмы периода - 'Час Пики', 'Шанхайский Полдень'.
Теперь о самом фильме:
К фильму 'Бесстрашная Гиена' я отношусь очень положительно. Это безусловно успех. Здесь нам предоставлены первоклассные драки от мастера кунг-фу, и очень тонкий юмор, как и во всех остальных его фильмах.
Сам сюжет довольно прост: Джеки зарабатывает деньги на боях вопреки своему деду. И вот, в один день, его деда убивают в целях узнать секрет кунг-фу их клана, причём всё это происходит на глазах Ланга (Джеки Чана). Ему приходится немедленно начать тренировки, чтобы отомстить за деда, расправиться со злодеями. К его счастью, он находит первоклассного учителя, под чьим руководством и начинает заниматься.
Как всегда, много внимания уделяется боям. Они занимают примерно половину фильма, может немного меньше. Ну а последняя драка, заключительная просто поражает своей красотой, при просмотре отвисает челюсть. Во времена 'Бесстрашной гиены' Джеки был совсем юношей, но уже тогда был способен на многое. Его физическая форма превосходна, а способности в боевых искусствах ещё лучше. Я не только о кунг-фу, этот человек владеет ещё несколькими боевыми искусствами, среди них такие, как бокс, каратэ, рукопашный бой и т.д. Поэтому его нельзя не назвать гением.
Если сравнивать первую часть со второй, то с большим перевесом побеждает первая. Как я уже говорил, во время съёмок продолжения этой картины произошёл конфликт между Ло Вэем и Джеки Чаном. В итоге фильм выпустился на три года позже обещанного. И во время отсутствия Джеки Ло Вэй снимал в главной роли его двойника. И из-за этого окончательно всё путается. Я бы даже полноценным фильмом не назвал 'Бесстрашную гиену 2'. Поэтому давайте наслаждаться первой частью, ведь это Шедевр с большой буквы!
Вывод: Этот фильм поражает наповал. Каждый ценитель боевого кино должен посмотреть его. Ну а каждый фанат Джеки Чана тем более. Я не совру себе, если назову эту картину одной из лучших в карьере раннего Чана. Вобщем, смотрите и наслаждайтесь!