К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

У итальянской картины «Расследование идеального преступления» непростая судьба, связанная с тем, что в какой-то момент съёмочный процесс пришлось прервать из-за недостатка финансирования. Когда дело удалось сдвинуть с места, основной груз лёг на плечи опытного монтажёра Франко Фратичелли, худо-бедно слепившего из имеющегося материала связную историю, а ряд недостающих сцен досняли с участием дублёров. Что же режиссёр? Он предпочёл отстраниться от происходящего, и даже на афишах вместо его настоящего имени оказался указан загадочный 'Аарон Левиафан'.

Желание Джузеппе Розати уйти в тень псевдонима можно легко объяснить невозможностью получить то, что задумано. Похожих примеров немало. Но эти же самые примеры говорят о том, что не всегда в таких случаях творение получается из рук вон плохим. Вот и предпоследний в карьере фильм постановщика, подобно третьему «Чужому» открестившегося от него Дэвида Финчера, почти не заставляет задумываться об оставшихся за кадром подробностях, оставляя их для пост-исследования, раскрывающего глаза, но не наносящего кардинального удара по уже полученным впечатлениям.

Впечатления эти по ходу просмотра всё больше положительные. Итальянский акцент английской криминальной истории, в других руках способный раздражать различными несуразностями, умело размыт сдержанным, спокойным тоном повествования, придающим его эмоциональной составляющей холодный чопорный оттенок. Спокойствие отражается и в подаче образов героев, среди которых по сути отсутствует главное действующее лицо, нуждающейся в особом сопереживании. Нам предлагается только наблюдать; причём наблюдать, пребывая в умиротворённой наивности.

Помочь в этом призван превосходный актёрский состав, представленный прожжёнными мастерами, часть которых начинала ещё в 30-х годах. Американец Джозеф Коттен, работавший с Уэллсом и Хичкоком, и словно обладавший способностью не мараться в откровенном шлаке, брутальный сицилиец и вечный плохиш Адольфо Чели, ярко стартовавший и запоминающийся Леонард Манн, выступающая важнейшим звеном меж ними Глория Гвида, заодно отвечающая за малую эротическую составляющую, настоящий британец Энтони Стил в роли добросовестного инспектора хороши каждый по-своему.

Не менее примечательны и второплановые персонажи, при общей камерности постановки получающие убедительный шанс запомниться даже появлением в небольших фрагментах, подобно королю эпизодов Тому Феллеги или ещё более колоритному Франко Ресселю в роли помощника инспектора. Но как чья-то невидимая, но сильная рука по сюжету направляет в нужное ей русло усилия персон, готовых на всё ради власти, так в их рассредоточении и взаимодействии чувствуется рука Розетти, до поры до времени контролировавшего процесс.

Действительно, как ни странно это звучит в свете ранее названных проблем, данная лента является прежде всего режиссёрской работой, когда артист, как бы одарён он не был, оказывается инструментом, необходимой деталью в общем механизме, сильном не отдельными частями, а общей слаженностью и компоновкой. Умеющий создавать авторскую атмосферу, знакомую по его же мрачноватой «Свидетель должен замолчать», постановщик успел использовать все имеющиеся козырные карты, включая и отличный саундтрек Карло Савины, чтобы картинка не выглядела излишне пресной.

В целом, она таковой и не выглядит, занимая не только детективной подоплёкой с лёгкими аллюзиями на джалло, особенно заметными в гротескно-вычурной сцене с кардиостимулятором, но и драматическими личными отношениями героев и героинь, а также лёгкой социалкой, показывающей гнилые нравы «высшего общества». И вроде бы всё хорошо, но только чётко выстроенную притягательную концепцию разрушает один, но очень весомый нюанс. Вернёмся к тому, что наблюдая за происходящим лучше особо не вникать в наивные тонкости угадывания главного кукловода.

Подобный совет происходит из явного определения личности невнятно скрываемого убийцы почти сразу после начала столкновения интересов трио, дружно претендующего на одно лакомое место. Это порождает любопытный эффект «анти-Коломбо», по итогу лишающий в меру внимательного зрителя надежды на то, что его ожидает один, а то и несколько пируэтов, ставящих всё с ног на голову, и не зазря заставлявших думать: «Ну с этим-то было понятно, а как ловко всё напоследок вывернулось!» Не вывернулось, и финал невероятно разочаровывает.

Главное же разочарование состоит в том, что интересная история осталась недокручена и недоделана, притом, что бить можно было сразу по нескольким точкам - и по социалке, и по детективной части, и по линии личных отношений. Виноваты ли обстоятельства, сопутствующие съёмкам, или так и было задумано изначально, на что намекает само название, теперь однозначно не скажешь. В любом случае, это не радует, поскольку мизерная фильмография Розетти пропитана духом самобытного таланта.

Тем не менее, «Indagine su un delitto perfetto» имеет достаточно притягательных черт, чтобы рассмотреть их поподробнее хоть разок. Созвездие исполнителей, умелая режиссура, уверенная операторская работа, хорошая музыка и неплохая интрига не дают фильму упасть в «мусорную» категорию, и лишь прямолинейность развязки оставляет его за пределами волшебного кино-сундучка с недооценёнными сокровищами жанра.

5 из 10

20 июля 2023 | 04:04
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: