Меня всегда поражало, насколько карикатурными, пафосными и слащавыми получаются герои в романтических фильмах. В этом плане трилогия Линклейтера стоит особняком от прочих картин подобного жанра. Такое настоящее кино нельзя придумать, его нужно сначала пережить.
Здесь главные герои получились невероятно живыми. Каждый раз я ловил себя на мысли, что смотрю не художественный фильм, а словно скрытой камерой наблюдаю за обычной влюбленной парой.
Они смеются, улыбаются и просто не могут отвести взгляд друг от друга. Все эмоции настолько естественные, что невольно закрадывается мысль, что между Хоуком и Дельпи на самом деле существовала та самая заветная искра. Ну честно, так восхитительно играть нельзя.
А их диалоги? Это же просто отдельный вид искусства. Никогда бы не подумал, что я смогу не отрываясь смотреть, как герои только и делает, что болтают. Всю дорогу Джесси и Селин никак не насытятся друг другом. Они все говорят, говорят и говорят: о жизни, о любви, обо всем и ни о чем. Воистину родственные души.
У фильма три части и все они держат марку. С каждым эпизодом мы видим, как развиваются отношения героев, как меняются их чувства под прессом времени.
Резюмируя: фильм фантастический, смотрите - и получите большое удовольствие.
Первое что хочется заметить, так это то, что данный фильм очень сладок. Но, не смотря на свою приторность, картине удается быть весьма и весьма интересной.
По большей части кинолента состоит только лишь из диалогов. Никаких ярких действий, событий, приключений. Просто два человека беседующих друг с другом о разном. Казалось бы, подобная предустановка не сулит ничего хорошего, но, при всем при этом, фильм способен удерживать внимание зрителя. Трудно сказать, может быть это химия между актёрами? Может быть хороший сценарий? Но что-то в данной картине цепляет. Как будто бы каждый из нас может вспомнить ту самую ночь, того самого человека, и каким-то образом сопоставить себя с главными героями.
Как будто бы это история о нас всех. Как будто бы мы все когда-то хотели или оказывались в подобных ситуациях. Красиво, сладко, почти что несбыточно. Примерно таким и должен быть прекрасный и нежный сон. Данный фильм, по сути, этим сном и является.
«Обожаю чувствовать на себе его взгляд, когда смотрю в сторону»
Думаю, эти слова главной героини вполне могли бы сказать создатели фильма своему зрителю. Оторваться невозможно. Взгляд прикован к экрану. Потому что интересно. Потому что про любовь. Потому что про путешествие. Кайф, который мы получаем от жизни, часто связан с любовью или с путешествием. Поэтому за теми, кому посчастливилось получить двойную дозу кайфа, прочувствовать это волшебное комбо, хочется смотреть и смотреть.
Тем более сделано талантливо. Очень романтично и при этом без излишней ванили. Это надо уметь. Снять так, чтобы пройти по грани, по этому лезвию бритвы. В некоторых моментах узнаешь себя, как будто это просто взяли из твоей жизни и экранизировали. Например, когда вы с ней спокойно договариваетесь принять взрослое решение, а потом на вас обоих обрушивается лавина эмоций и метаний, приносящая осознание того, что воплотить это рациональное, холодное и, казалось бы, легкое решение не так уж и легко. Дальше специально этот снежный ком раскручивать не буду, чтобы не раскрывать, куда качнется маятник сомнений в фильме.
Впрочем, не буду и перегружать рецензию выверенными речевыми оборотами. Не буду усложнять. Ведь иногда перед рассветом действительно просто хочется сказать: «Почему люди всё так усложняют?» И дальше то, что последовало за этими словами…
Есть песня у Дельфина - Молоко. Она про то, что как бы мы кого-то не любили, как бы ни были к кому-то привязаны, всегда максимально сильно будем любить, будем привязаны - завтра, в будущем, только тогда, когда потеряем того, кого любили.
Этот факт очень легко объясняется. Свойствами психики, особенностями памяти. Это факт. Всё так и есть.
А что, если исключить возможность будущего? Если знать (договориться), что никакого завтра не будет? И всю свою потенциальную любовь, нежность, интерес к партнёру, другу, любимому - не экономя на будущее, не боясь - расходовать сейчас, сегодня?
Фильм и показывает такую попытку. Не всегда удачную сразу. Бывают моменты, когда герои боятся. Но - преодолевают свой страх. И в итоге всё у них получается хорошо.
Не смотря на кажущийся грустным финал фильма. Всё у них просто идеально. Как всегда и бывает в сказке.
А в жизни... В жизни тоже должно быть так же. Жизнь ведь тоже - не намного длиннее, чем ночь перед рассветом. И в ней тоже не нужно бояться, не нужно 'экономить', не нужно откладывать на завтра самое нужное и самое важное.
Вряд ли это получится. Но посмотреть на тех, у кого это получилось, посмотреть на сказку, посмотреть фильм Перед рассветом - надо. А вдруг все-таки что-то из увиденного в кино получится повторить и в жизни?
Никогда не знаешь, что изменит твою жизнь. Порой, даже такая мелочь, как шумные соседи в вагоне поезда, может привести к человеку, который перевернет всю последующую жизнь за один единственный день.
Случайная встреча двух незнакомых, но, как оказалось, очень близких по духу людей. Джесси собирается вернуться домой в штаты после не самых удачных европейских каникул. Селин едет в родной Париж на учебу, после визита к своей бабушке. Они не захотели противиться судьбе и вопреки намеченным планам продолжили свое знакомство в прекрасном городе Вена.
В чем-то разные, но такие схожие душой, они безмятежно гуляют по красивейшему городу беседуя: о простом и сложном, о жизни и смерти, о мужчинах и женщинах, о любви и ненависти. Удивительно, но, порой, даже самый незатейливый обмен мнениями и старыми историями может показать невероятную химию между этими людьми и каждый зритель найдет в этом что-то близкое для себя. Наблюдая это общение и постепенное сближение, невольно сам погружаешься во все происходящее. Диалог длинной в фильм ни на минуту не надоедает — настолько широким выходит круг их разговоров. Мы будто бы сами становимся незримыми участниками происходящего и незаметно для себя, в такт героям, даже сам зритель начинает желать, чтобы эта удивительная ночь двух влюбленных никогда не заканчивалась.
Важный фактор созданной атмосферы на экране — это, конечно же, актерская игра. Итану Хоуку и Жюли Дельпи удалось очень достоверно отобразить в своей истории простую юношескую беззаботность и искреннюю самоотдачу внезапно нахлынувшим чувствам.
Нельзя не отметить также отличную операторскую работу. Благодаря этому нам открываются замечательные виды города Вена, а финальная зарисовка тех мест, где побывали герои на протяжении фильма — шикарный и невероятно атмосферный прием.
Безусловно одна из лучших романтических историй в кино, а благодаря оригинальной задумке режиссера Ричарда Линклейтера, она получит свое эпизодическое развитие на протяжении последующих 18 реальных лет.
Если вы настоящий романтик по своей натуре, то просмотр этого фильма, вне всяких сомнений, станет прекрасной отдушиной, уносящей вас на пару часов от унылой повседневности и привычных забот.
'Если и есть в мире магия, то она не в тебе и не во мне, а между нами...'
Влюбившийся в кинематограф ещё в молодые годы Ричард Линклэйтер впоследствии стал одним из апологетов американского независимого кино. Даже свой первый фильм, который оказался замеченным зрительской аудиторией, он снял на собственные деньги. Этим фильмом стала бессюжетные зарисовки о праздношатающихся людях на улицах, обобщённые единым названием 'Бездельник', премьера которого произошла в 1990-ом году. А спустя три года Линклэйтер снова обратился к теме молодёжи, не знающей как себя занять, когда снял ленту 'Под кайфом и в смятении', где одни из основных ролей сыграли молодые и удалые Бен Аффлек, Мэттью МакКонахи и Милла Йовович. Практически сразу после выхода 'Под кайфом и в смятении' он обрёл культовый статус, в особенности у своей целевой аудитории, то есть у американских тинейджэров, учащихся в последний год колледжа, и у тех, кто в ближайшие годы к этому готовится. А вот за пределами родной страны у Линклэйтера пока что не было поддержки и далеко не каждый знал его имя, но всё изменилось с выходом новой ленты независимого режиссёра.
После 'Под кайфом и в смятении' Линклэйтеру потребовалось всего два года, чтобы отдохнуть и подготовить себя и съёмочную группу для производства лирической мелодрамы 'Перед рассветом' по сценарию Ким Кризан. Такую трудоспособность Линклэйтера можно объяснить не только его одержимостью кинематографом, но и тем, что ему на тот момент было всего 35 лет и он был полон сил и амбиций, желая доказать всему миру свою профессиональную состоятельность. Но, не изменяя своим правилам, Линклэйтер снимает за небольшие деньги историю всего про один день и двух людей, которые случайным образом встретились в скоростном поезде, но очень быстро почувствовали тягу друг к другу. Фильм 'Перед рассветом' преисполнен диалогами, где молодые люди рассказывают о себе, о своих чувствах, своих желаниях и переживаниях. Прислушиваясь к их словам, то можно отметить, что многие сложные эмоциональные ощущения главных героев объясняются на обычных примером, вот почему они становятся гораздо ближе к зрителю, нежели это можно было ожидать.
И вот мы видим как за окнами скоростного поезда мелькают альпийские пейзажи, ведь поезд мчит в столицу Австрии Вену. В это время в одном из вагонов супружеская пара начинает ругаться друг с другом, а рядом с ними сидит миловидная девушка, занятая чтением. Желая, чтобы ей не мешали, она решает пересесть и оказывается через пролёт от юноши, который также держит в руках книгу. Слово за слово и они разговорились. По приглашению парня они идут в вагон-ресторан, где за милой беседой коротают время до того как парню надо будет выйти в Вене. И вот этот час наступает, но парень, немного подумав, возвращается к девушке и приглашает её теперь побыть с ним оставшийся день и ночь, до того времени, когда у него будет отлёт в родные США. Не надо думать, что девушка легкомысленная, но всё же она соглашается, чувствуя какое-то магнетическое притяжение к новому знакомому. Так они проводят неполные сутки вместе, знакомятся с Веной, но главное, что они больше узнают друг друга и теперь точно осознают, что их свела судьба и расстаться им будет очень сложно...
Красивая, романтическая история, зарисовки которой хватило бы, скажем, на какую-то короткометражку, но благодаря постоянным диалогам фильм приобретает хронометраж на полтора часа, но это время пролетает также незаметно, как для главных героев фильма. А их сыграли 25-летний американец Итан Хоук и 26-летняя француженка Жюли Дельпи. И в этой связи можно говорить, что актёры по возрасту и гражданству полностью совпадали со своими персонажами из 'Перед рассветом', что, ясное дело, придаёт больше реализма происходящему. И языковая разница для них не барьер, ведь героиня Дельпи весьма сносно говорит на английском. И у актёров получается создать какой-то очень и очень лирический тандем, их пара буквально окутана аурой романтики и во время просмотра ни разу не усомнишься в том, что эти люди были созданы друг для друга, но пришлось подождать какое-то время, чтобы они встретились в самом неожиданном месте. И их ночное путешествие по Вене только сближает. Так за один вечер и одну ночь люди обретают свою любовь, которая, такое чувство, сошла откуда-то свыше...
Этот фильм необходимо посмотреть людям особо утончённым, не лишённым романтической нотки, верящие в любовь с первого взгляда. В мелодраме 'Перед рассветом' можно найти что-то от Вуди Аллена, что-то от театра, что-то от киноальманахов 'Париж, я люблю тебя' и ему подобных. И особую ценность 'Перед рассветом' придаёт диалоговая основа, где главные герои говорят обо всём и вроде как ни о чём, но при этом раскрываются перед друг другом, обретая и ощущая родственные души. Если кто-то испытал такие чувства, то значит уже жизнь была прожита не зря. И, конечно, нельзя не отметить так поэтично создавшийся дуэт Итана Хоука и Жюли Дельпи.
Неторопливая, но мимолетная встреча Жюли и Джесси действительно похожа на воспоминание старого человека. Все углы сглажены, сжаты и романтизированы. Однако сделано это правдиво, сложилось впечатление, что произошла некая полуимпровизация в исполнении главных героев, которая передала конечность европейской ночи во всей её роскоши.
Подобные романтические расставания в жизни обычно инкрустируются в районе правого предсердия. Они чисты и печальны.
Фильм оставляет похожие впечатления-вспышки в памяти — светлые кадры австрийского рассвета освещающего тела уходящих вагонов.
Кажется, что еще можно сказать о любви такого, чего мы не знаем? Но оказывается, есть. И это не какие-то прорывы науке психологии, а всегда личное, индивидуальное переживание – вечное и неповторимое одновременно.
В 1995 году Ричард линклейтер снял «Перед рассветом» – удивительно легкий, почти невесомый фильм, легкий и нежный. По его словам, картина – это выражение собственного опыта, которые ему хотелось «запомнить». С режиссером это случилось в Филадельфии, два человека провели ночь в разговорах и прогулках. «Я ждал, – вспоминал он – пока моя сестра [закончит с покупками], и со мной стала флиртовать, так что я отдал ей записку типа «Эй, эту ночь я в городе, можем пересечься». А уже ночью я сказал: «Я хочу снять об том фильм. О самом ощущении». Его я и хотел запечатлеть – восторг от знакомства, едва уловимые флирт и увлечение».
Конечно, и такие фильмы уже были, прогулки по городу, диалоги тет-а-тет: от «Римских каникул» (1953) Уильяма Уайлера до «Прогулки» (2003) Алексея Учителя. Но каждый автор расставляет акценты по-своему. Ричарда Линклейтера не интересует ничего, что происходит за пределами этого круга двоих – только химия их взаимного притяжения, только эмоция, которая не эволюционирует – даже еще не превращается в чувство. Поэтому и город – поэтичная Вена – почти никак не фигурирует в кинополотне, а самые запоминающиеся декорации – поезд, автобус, уличное кафе. То есть все то, что подвижно и ежесекундно изменчиво. Как и эти двое – Джесси (Итан Хоук) и Селин (Жюли Дельпи), которые постоянно в движении своей молодости, влюбчивости, умении увлекаться и так же легко отпускать все – людей, города, книги.
Может, именно на то и дается нам молодость, чтобы с помощью ее легкости, как можно больше узнать, увидеть, запечатлеть? Может синонимом молодости является любопытство, а антонимом скука? На английский «влюбиться» переводиться как «fall in love», дословно «упасть в любовь». Очень метафоричное определение, особенно если эту метафору развить и сказать, что, возможно, это не просто упасть, а нырнуть в любовь, как в море. Отбросить страх и испытать хотя бы на мгновение ощущение полета. И разве не является ли такой безрассудный прыжок еще одной метафорой молодости, чуждой осторожности.
Режиссер на самом деле снял трилогию об отношениях двух людей: после «Перед рассветом» вышли еще «Перед закатом» (2004) и «Перед полуночью» (2013). Это тот случай, когда сиквелы не уступают оригиналу ни в глубине авторского исследования человека, ни в стилистике, ни в драматургии. И все-таки, они вторичны, именно потому что на фоне первого фильма ощущаются как придуманные – ты видишь, как автор сценария этот сценарий придумывал, как искал те сюжетные якорьки, за которые ему следует цепляться. А «Перед рассветом» кажется не придуманным, а подсмотренным, так много здесь актерской искренности и непосредственности и личной режиссерской эмоции.
И важно еще то, что «Перед рассветом» самодостаточен – нам не так уж и важно знать, что там будет дальше, и даже то, встретятся ли герои, как договорились. Потому что важнее самой истории здесь – настроение. Которое каждому посмотревшему фильм напомнит о его собственной неповторимой, незабываемой и такое уникальной юности.
Мое знакомство с фильмами Ричарда Линклейтера до последнего времени исчерпывалось лишь просмотром визуально новаторского «Помутнения», но, как и любой синефил, я не мог пройти мимо культа вокруг его любовной трилогии с Хоуком и Дельпи – едва ли не самого успешного его проекта. Справедливости ради и в пандан поклонникам этих фильмов могу сказать, что «Перед рассветом» не произвел на меня ровным счетом никакого впечатления – картина показалась настолько традиционной мелодрамой, что никакого желания смотреть оставшиеся части трилогии у меня нет.
Конечно, то, что лента камерная и ультрамалобюджетная идет ей на пользу, но никаких аналогий с Буниным и Антониони (кроме финальной цитаты из «Затмения») я не заметил. Актерская раскрепощенность Хоука и Дельпи (у которой, право, же есть и лучшие роли, например, у Шлендорфа и Кесьлевского), безусловно, покоряет зрителя, но диалоги их не так уж важны, хотя они и занимают 99% экранного времени. Линклейтер изо всех сил пытается снимать как Кассаветес, делая ставку на импровизацию и непосредственность исполнительских реакций. Однако, это не «Лица» - здесь все просчитанно и взвешенно, актерам негде развернуться, от картинки веет плохо пахнущей голливудчиной (то есть сентиментальностью, помноженной на шаблонность в передаче чувств).
Герои говорят о чем-угодно, но разговоры их не блещут интеллектуальностью и глубиной, следить за ними менее интересно, чем за пластическими и мимическими акцентами Хоука и Дельпи, убедительно передающими зарождающуюся влюбленность. Между актерами есть несумулированная магия, а это дорогого стоит, им веришь, по крайней мере. Однако, от «Перед рассветом» веет масскультовостью, как от любовных романов Вишневского (параллель с «Одиночеством в Сети» напрашивается сама собой), этих глобалистских амурных бестселлеров, стремящихся нравится всем. Но к чести Линклейтера надо сказать, что в по крайней мере в первой части трилогии (как в других, не знаю) он обошелся от физиологии и сексуализации отношений героев. Это во многом платоническая любовь и именно это в картине покоряет.
Персонажи видят друг в друге прежде всего личностей, им интересно друг с другом, они читают любопытные книги, но почему-то не спрашивают о них друг у друга (это просчет сценаристов). Селин – более традиционная интеллектуалка, интересующаяся маргинальной философией и литературой, без пяти минут феминистка, Джеймс – попроще, но не мужлан. Никаких особый откровений мы от них не услышим, их взаимопонимание будет на всем протяжении фильма полным и безоговорочным. Это не антониониевские невротики и даже не девиантные личности из дебюта Содерберга, потому их нормальность не так интересна, как проблемы героев «Красной пустыни» или ленты «Секс, ложь и видео».
Быть может, за эту нормальность в описании истории любви, за вегетарианские чувства Линклейтеру и надо сказать спасибо, в этом – секрет успеха фильма у широкой публики, которую всегда отличает средний вкус. В любом случае, если вы устали от бергмановских бездн «Сцен из супружеской жизни» или комплексов «Ночи» и «За облаками» (с последней картиной фильм Линклейтера многое роднит и не только то, что вышли они почти синхронно, а попытка запечатлеть мимолетность случайных связей) если вы устали от всего этого, «Перед рассветом» вам понравится.
Но если вы любите Бунина, особенно «Солнечный удар» (с которым сравнивал «Перед рассветом» один мой хороший друг-синефил), то вы заметите, насколько у Бунина все на полутонах, на недоговоренностях, как мало у него внимания уделяется собственно речи и как много языку тела. У Ликлейтера же напротив магия влюбленности рождается из слов, из болтовни, говорильни. Но разве так бывает? Вспомним, к примеру, первую встречу героев «Последнего танго в Париже» или финал маккуиновского «Стыда»: вот как рождается любовная магия! А болтовня уже приходит потом. К сожалению, Линклейтер полностью проигнорировал этот аспект любовного увлечения и оттого «Перед рассветом» сильно проиграл. Будем надеяться, что остальные фильмы трилогии – не близнецы этой картины, и хоть чем-то от нее отличаются.
Качественные истории всегда оставляют на тебе отпечаток.
'Перед рассветом' оставляет, и ещё как.
Это фильм-диалог о любви (в первую очередь), Европе, роли мужчины и женщины и ещё о куче других вещей.
Итан Хоук и Жюли Дельпи - это для меня, на данный момент, одна из лучших экранных пар всех времён. Случайная встреча, разговор длиною в день и ночь. И самую капельку перед рассветом в чарующей Вене, которую сразу же захочется по просмотру посетить и проверить, остались ли отголоски той химии между двумя невероятно сильными сердцами.
Эта картина светится колоритом и жизнеутверждающими вещами. У 'Перед рассветом' можно и нужно учиться, это как познавательная история ваших родителей об их ошибках и успехах.
И ничего в картине больше не нужно, кроме этой идеально случайной парочки, прогуливающейся по славному европейскому городу в поисках ответов на вопросы. И ответы они получат.
Картина, несмотря на какой-то цинизм и грусть от просмотра, оставляет только самые добрые и чистые эмоции, о работе Линклейтера хочется размышлять, анализировать этот камерный шедевр.
Очень радует, что режиссёр не остановился на одной картине про Джесси и Селин. С удовольствием посмотрю остальные. Как вы поняли, маствоч.