Мое знакомство с фильмами Ричарда Линклейтера до последнего времени исчерпывалось лишь просмотром визуально новаторского «Помутнения», но, как и любой синефил, я не мог пройти мимо культа вокруг его любовной трилогии с Хоуком и Дельпи – едва ли не самого успешного его проекта. Справедливости ради и в пандан поклонникам этих фильмов могу сказать, что «Перед рассветом» не произвел на меня ровным счетом никакого впечатления – картина показалась настолько традиционной мелодрамой, что никакого желания смотреть оставшиеся части трилогии у меня нет.
Конечно, то, что лента камерная и ультрамалобюджетная идет ей на пользу, но никаких аналогий с Буниным и Антониони (кроме финальной цитаты из «Затмения») я не заметил. Актерская раскрепощенность Хоука и Дельпи (у которой, право, же есть и лучшие роли, например, у Шлендорфа и Кесьлевского), безусловно, покоряет зрителя, но диалоги их не так уж важны, хотя они и занимают 99% экранного времени. Линклейтер изо всех сил пытается снимать как Кассаветес, делая ставку на импровизацию и непосредственность исполнительских реакций. Однако, это не «Лица» - здесь все просчитанно и взвешенно, актерам негде развернуться, от картинки веет плохо пахнущей голливудчиной (то есть сентиментальностью, помноженной на шаблонность в передаче чувств).
Герои говорят о чем-угодно, но разговоры их не блещут интеллектуальностью и глубиной, следить за ними менее интересно, чем за пластическими и мимическими акцентами Хоука и Дельпи, убедительно передающими зарождающуюся влюбленность. Между актерами есть несумулированная магия, а это дорогого стоит, им веришь, по крайней мере. Однако, от «Перед рассветом» веет масскультовостью, как от любовных романов Вишневского (параллель с «Одиночеством в Сети» напрашивается сама собой), этих глобалистских амурных бестселлеров, стремящихся нравится всем. Но к чести Линклейтера надо сказать, что в по крайней мере в первой части трилогии (как в других, не знаю) он обошелся от физиологии и сексуализации отношений героев. Это во многом платоническая любовь и именно это в картине покоряет.
Персонажи видят друг в друге прежде всего личностей, им интересно друг с другом, они читают любопытные книги, но почему-то не спрашивают о них друг у друга (это просчет сценаристов). Селин – более традиционная интеллектуалка, интересующаяся маргинальной философией и литературой, без пяти минут феминистка, Джеймс – попроще, но не мужлан. Никаких особый откровений мы от них не услышим, их взаимопонимание будет на всем протяжении фильма полным и безоговорочным. Это не антониониевские невротики и даже не девиантные личности из дебюта Содерберга, потому их нормальность не так интересна, как проблемы героев «Красной пустыни» или ленты «Секс, ложь и видео».
Быть может, за эту нормальность в описании истории любви, за вегетарианские чувства Линклейтеру и надо сказать спасибо, в этом – секрет успеха фильма у широкой публики, которую всегда отличает средний вкус. В любом случае, если вы устали от бергмановских бездн «Сцен из супружеской жизни» или комплексов «Ночи» и «За облаками» (с последней картиной фильм Линклейтера многое роднит и не только то, что вышли они почти синхронно, а попытка запечатлеть мимолетность случайных связей) если вы устали от всего этого, «Перед рассветом» вам понравится.
Но если вы любите Бунина, особенно «Солнечный удар» (с которым сравнивал «Перед рассветом» один мой хороший друг-синефил), то вы заметите, насколько у Бунина все на полутонах, на недоговоренностях, как мало у него внимания уделяется собственно речи и как много языку тела. У Ликлейтера же напротив магия влюбленности рождается из слов, из болтовни, говорильни. Но разве так бывает? Вспомним, к примеру, первую встречу героев «Последнего танго в Париже» или финал маккуиновского «Стыда»: вот как рождается любовная магия! А болтовня уже приходит потом. К сожалению, Линклейтер полностью проигнорировал этот аспект любовного увлечения и оттого «Перед рассветом» сильно проиграл. Будем надеяться, что остальные фильмы трилогии – не близнецы этой картины, и хоть чем-то от нее отличаются.
Удивительный ромком, в котором нет ни комедии, ни романтики. Больше смахивает на реалити-шоу того типа, который описал ГГ: камера просто следит за двумя, очевидно, совершенно разными людьми, которые странно встретились и через несколько часов странно разойдутся, а пока есть время, болтают о том о сем. И интерес зрителя в том, чтобы просто присутствовать, слушать интересных собеседников, которым есть что сказать. Увы, к середине фильма они начисто исчерпывают лимит оригинальности, и дальше начинается сплошное недоромантическое занудство, от чего нахождение в компании героев мигом превращается в тяжкую повинность. Особенно когда они, не спав практически сутки, прошлявшись весь день по городу, лежа ночью на траве в парке, принимаются на полном серьезе решать, стоит им заниматься сексом или воспоминаний друг о друге и так хватит. Лично меня это сильно покоробило. Потому что все время и сцены до этого меня убеждали в том, что это неожиданно возникшая симпатия, красивая романтическая история внезапно влюбившихся людей. И пусть бы они, попирая все законы гигиены и здравомыслия, занялись сексом хоть на газоне перед мэрией, но вот так взвешивать «за» и «против»… Как будто они 30 лет женатая парочка, уставшая после работы. Что же с ними дальше будет? Ах да, они больше никогда не встретятся.
Что ж, не знаю насчет того, подразумевался здесь отсроченный ХЭ или нет, но я выбираю свободу героев друг от друга и себя от продолжения (между прочим, в двух частях).
Честно говоря, я полностью разочарован. От этого фильма я ждал чего-то особенного. Полное единодушие среди кинокритиков, высокий рейтинг пользователей... А на деле скучное кино обо всем и ни о чем одновременно.
По сюжету парень знакомится в поезде с девушкой, но оба направляются в разные города. Они разговорились в пути. Джесси предложил Селин сойти с поезда и провести с ним время в Вене. И она, конечно же, согласилась. У них есть только один день, чтобы узнать друг друга поближе, а с рассветом каждый из них отправится своей дорогой...
Во-первых, сюжет явно неправдоподобный. В любовь с первого взгляда я лично не верю, поэтому происходящее на экране воспринимал, как фарс чистой воды. Во-вторых, сойти с поезда с незнакомцем в чужом городе - полнейшее безрассудство. И уж если она не побоялась с ним пойти, то не надо было потом строить из себя ангела во плоти. В-третьих, в фильме одни диалоги и никакого действия. Ну, понятно, что люди пытаются друг друга узнать, но мне неинтересно слушать их рассуждения о религии, о любви, о мужчинах и женщинах, о реинкарнации и т.д.
В общем, мелодраматический момент был в конце, когда наступил уже рассвет. И то ничего особенного там не было, что могло бы меня удивить. Обычная сцена, которую 1000 раз показывали в кино и еще больше раз каждый из нас видел в реальной жизни. Слава Богу, что фильм короткий. Но мне даже этого времени хватило, чтоб заскучать. Непрерывно возникало желание занять себя чем-то и просто слушать эту болтовню, даже не смотря на экран. К сожалению, мне порекомендовали и вторую часть. Надеюсь, что их вторая встреча будет более живой.
Посмотрела этот фильм. Скажу честно - он вообще не оправдал мои ожидания.
С первых минут - все мне показалось каким-то занудным. Пыталась понять в чем дело. И разобралась наконец - актеры мне внешне не приятны - Этан Хоук похож на слизня-маньяка, Жюли Дельпи - почему-то вообще без макияжа, волосы не прибраны, под глазами синяки и какая-то она заплаканная будто. Разговоры их какие-то уж слишком небесные, оттого и скучные, за исключением рассказа о призраке бабушки и радуги от поливочного шланга и о боязни главной героини летать.
Единственное, что меня позабавило - это немецкая пара, бранящаяся в поезде. Мне очень нравится, как звучит немецкий язык. Да, и естественно - очень красивая Вена.