К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Человек за Солнцем'. По некоторым параметрам фильм Туна Фей Моу, можно отнести к тем, которые советуют друзья, любящие жесткие шутки или кого впечатлил 'Хостел', и они с удовольствием расскажут пару подробностей из сравнительно старого 'Отряда 731', с настоятельной рекомендацией перед просмотром запастись бумажными пакетами. Я бы отнес этот фильм к тем, которые посоветую в случае крайней необходимости, даже несмотря на то, что он мне показался чрезвычайно талантливым, важным и умелым.

Тун Фей Моу, создав относительно стабильную карьеру на производстве трешевых мелодрам и боевиков, в 1988 году выстрелил единственным, более-менее известным фильмом в своем творчестве, посвященном геноциду китайского населения японскими войсками во время Второй Мировой войны на территории Маньчжурии. 'Отряд 731' - печально известный концлагерь, разрабатывавший бактериологическое оружие, стал тем самым политическим поплавком, укрепившим 'Человека за Солнцем' в статусе фильма культового и цитируемого. Конечно, это не Освенцима-Биркенау, однако материала для съемок у гонконгского режиссера было предостаточно. К тому же, большинство художников доселе ограничивались черно-белыми снимками жертв, или стеснительными кадрами мучающихся в душегубке людей. Тун Фей Моу в свою очередь, принял провокационное решение снимать максимально реалистично, и тем самым привлек к своему фильму еще больше внимания, нежели просто пнув Японию за старые гадости.

И все же, если бы 'Человек за Солнцем' был тривиальным ужастиком с лужами крови и обглоданными кошками, вокруг него не сложилось бы той мрачной ауры, что сопутствует ему. Можно было бы отделаться легкой тошнотой. Когда мы говорим об этом фильме, то в первую очередь говорим о сильной военной драме, поднимающей такую сложную и актуальную тему как бесчеловечность. И после просмотра фильма Моу остается не просто тяжелый осадок, а ощущение, будто ты только, что вернулся из увлекательного путешествия по девяти кругам ада.

Территория Маньчжурии, оккупированная японскими войсками. Из группы пятнадцатилетних мальчишек создают молодежный корпус отряда 731, занимающегося некими секретными разработками. Муштра и режим в военные времена, однако, оказываются для мальчиков испытанием куда более легким, нежели когда они наконец узнают, чем занимается их начальство, и какими методами японское правительство разрабатывает бактериологическое оружие. Люди позади Солнца - это 'марута' ('бревна'), местные жители, захваченные в плен, коих должно содержать в добром здравии. Юные герои вместе со зрителем, становятся свидетелями чудовищных экспериментов над людьми, и кто из воспитанников отряда 731 после школы концлагеря останется человеком, еще большой вопрос.

'Человек позади Солнца' опустошает. Многие зрители обвинили режиссера в отсутствии этики, в насилии над животными и в политической конъюнктурности. Это и правда чересчур. Не так страшны кадры насилия, как осознание того, что происходило чуть более шестидесяти лет назад в мире, во что превращались люди и куда мы все могли зайти, если бы, к примеру, мешок с блохами, зараженными бубонной чумой, свалился на какую-нибудь столицу, вроде Москвы или Пекина. Тун Фэй Моу выхватывает своего зрителя из уютного кресла и помещает прямо в центр жизни самого страшного, что было на земле за всю ее историю, чтобы зритель понаблюдал и сделал соответствующие выводы, что война и концлагеря, и геноцид, и опыты над людьми это антигуманно и опасно.

Опасно это и для психики зрителя. Рамки между кино и реальностью стираются, и я оказываюсь, там, где совсем не хотел бы оказаться. Я думал, что это кино, но оно слишком пугающе близко ко мне. И остается после титров лишь прикидывать, а не зреет ли геноцид где-нибудь под боком, и насколько легко взрастить насилие в сердце человека, если подобные вещи показывают ему ежедневно с экранов и постеров. И что самое страшное, без смысла. 'Человек позади Солнца' несет в себе скорее неубиваемый пацифизм. Только вот средства донести его, мне показались чересчур прямыми.

9 из 10

25 декабря 2010 | 01:37
  • тип рецензии:

Серьезное кино о серьезных вещах, которые происходили на территории Китая с использованием как китайцев, так и русских, в целях исследования различных процессов, которые влияют на человека. Как биологических, так и различного рода процессов извне. Самое главное, что фильм можно действительно считать документальным, так как то, что показано в фильме было реально в 40-е годы. И фильм растащили так же по кусочкам растащили документальные режиссеры, что бы напрямую показать что творили японские захватчики. Конечно, некоторая трэшовость, а не художественность, в фильме присутствует. Но главную мысль фильм в себе несет, а это познакомить зрителя с историей, с тем как ведут себя люди с другими людьми, если им втемяшить, что перед тобой не человек, а дерево. А так же на что пойдут люди ради власти, ради империализма.

П. С. так же рад за то, что в те годы был СССР, который смог выдержать как напор фашистов, так и победить японцев, иначе все бы мы были реальными дровами сегодня.

7 из 10

02 февраля 2012 | 13:07
  • тип рецензии:

Тюн Фей Му мало известный режиссер снял не так много фильмов но «Человек за солнцем» или как еще его называют «Люди позади солнца» стал уже можно сказать культовым в своей среде кадры которого разобрали по многим документальным фильмам. Да и этот фильм многие считают документальным в частности авторы самого фильма, ведь фильм-то основан на реальных событиях.

«Отряд 731» - спецотряд японской армии, занимался исследованиями в области биологического оружия, в том числе опытами на людях.

Фильм жестокий повествующий о самом страшном - войне. А точней как японцы в военное время оккупировали часть нынешнего Китая (северо-восточную), построили там лагерь и проводили эксперименты под руководством генерал-лейтенанта (который когда-то являлся руководителем этого самого лагеря но был отстранен из-за подозрений в коррупции) на плененных людях которых за людей не считали называя их тем самым «Марута» («брёвнами») - материал для эксперимента.

Бактериальное оружие наконец-то пробивает себе дорогу в этой войне (с)

В Японии после первого сеанса фильм был запрещен к показу, и я думаю не из-за того что он жестокий с натуралистическими сценами а потому что там весь этот кошмар творят именно сами же японцы над бедными китайцами. Это уже исторический факт, японцы действительно в годы оккупации Китая творили там что хотели, примерно те же самые ужасы что и фашистская германия.

16 января 2009 | 10:44
  • тип рецензии:

Так получилось, что для нас европейцев все ужасы Второй Мировой войны связаны с тем что гитлеровский режим устроил в застенках гестапо, гетто, и концлагерей. О том, что на Дальнем Востоке творили японские военные в 'белых халатах' известно лишь узкому кругу избранных, связанных с этой проблемой профессионально, или в силу собственного любопытства. Что поделать, историю пишут победители. Наверное именно поэтому фамилия доктора Менгеле известна каждому мало - мальски образованному человеку, а имя Сиро Исии ни скажет ничего. А ведь во многих отношениях японские ученики переплюнули своих европейских учителей. И тот же доктор Исии, не менее Йозефа Менгеле достоин носить звание 'доктора смерти'.

Собственно этому дьяволу во плоти, и посвятил свой фильм режиссёр Тун Фей Моу. А точнее специальному отряду №731 который и возглавлял Сиро Исии. Созданный в 1932 году, этот отряд состоял из трёх тысяч человек, и дислоцировался на территории Китая в двадцати километрах южнее Харбина. В ходе 'Хабаровского процесса' 1946 года, согласно показаниям генерала Оцудо Ямады, бывшего командующего Квантунской армией, отряд №731 был организован с целью подготовки ведения бактериологической войны, главным образом против Советского Союза, и Китая. На процессе было доказано, что все свои опыты отряд №731 проводил на живых людях, которых японцы между собой называли 'маруто' - 'брёвна', на этих несчастных проводились и другие, жестокие и мучительные эксперименты. К примеру, вскрытия живых людей (детей в частности). Такое вскрытие состояло в том, что у 'брёвен' под наркозом, или под местной анестезией извлекали все жизненно важные органы. Изучались пределы выносливости человеческого организма в определённых условиях — например, при экстремально низкой температуре. Для этого людей помещали в барокамеры, обмораживали конечности, наблюдали течение заражения организма чумой. Всё это фиксировалось на фото- и киноплёнку. Сам Сиро Исии хвастался, что 'опытные образцы' никогда не покидали его лабораторию живыми.

И всё это Тун Фей Моу воспроизводит на киноплёнке воистину с восточным трепетом к каждой мелочи в деталях. Иногда даже чересчур. И именно поэтому смотреть фильм очень тяжело, а от одной мысли что всё это происходило на самом деле, волосы встают дыбом. И именно поэтому смотреть слабонервным, и женщинам я не советую. А вот для всех остальных, я бы сделал просмотр этого фильма обязательным. Для того чтобы понять, что самыми страшными людьми на земле являются именно такие, тихие, интеллигентные, ничем не приметные люди. Которые преступили все возможные табу и запреты, и поставившие себя выше бога. Для которых люди - действительно являются 'мусором'. И которые, увы!!!, редко несут заслуженное наказание за свои злодеяния. Вот и Сиро Исии после бегства был сначала арестован американцами, но уже в 1946 году по личной просьбе генерала Макартура власти США прекратили его преследование, и гарантировали защиту от судебных преследований третьих стран. Разумеется это было сделано не бескорыстно, а в обмен на данные полученные в ходе деятельности отряда №731. Более того, доктор Исии продолжил свои исследования уже в американских лабораториях (надеюсь правда уже без 'брёвен'), а перед смертью перешёл в лоно католической церкви - правда надеюсь там, на небесах ему выставили счёт по заслугам, если здесь на земле этого не смогли (или не захотели) сделать.

9 из 10

01 апреля 2017 | 23:42
  • тип рецензии:

Про этот фильм я долгое время не знал. Как-то раз смотрел я телевизор, и переключая каналы попался мне РЕН ТВ. В этот момент показывали программу 'Военная тайна', и в программе были показаны эпизоды из фильма 'Человек за солнцем' который основан на реальных событиях и посвящен страшным опытам над живыми людьми проводимым в тайном заводе-городе под названием 'Отряд 731'. Про данный военный завод-город я читал давно в газете. Даже когда читаешь, это и то шокирует, но фильм когда посмотрел, он еще больше ужаса в себе таит.

Сюжет

Действие фильма разворачивается в 1940-х годах. Идет Вторая мировая война, и на территории Маньчжурии, Китай японцы построили завод-город 6 км в длину и на такую же ширину. Высокие бетонные стены с колючей проволокой под высоким напряжение, внутри завода-города размещены жилые помещения, столовая, склады с боеприпасами, лаборатории, аэродром, больница, тренировочный полигон, командный штаб и многое другое. Люди там жили, работали, занимались военной подготовкой, проводили опыты. И как раз опытам в фильме и уделяется больше всего внимания в фильме. Военные также разрабатывали химическое и биологическое оружие. Главнокомандующим военного завода-города был японский микробиолог, генерал-лейтенант Императорской армии Японии Исии Сиро.

Игра актеров

Актерская игра мне очень понравилась. Сыграть в роли пленных которых каким только опытам не подвергали и военных которые не считали пленных за людей и называли 'маруто' что по японски означает - бревно, на такие роли далеко не каждый актер и актриса решатся. Однако актерский состав был подобран очень подходящий. А в роли Исии Сиро снялся Ван Ган. Внешне который очень был похож на настоящего генерала-лейтенанта с тех далеких времен.

Режиссерская работа

Режиссер который снял этот фильм лично мне не знаком никакими другими работами. Но этот фильм получился я бы сказал по истине шедевральным в жанре хоррора. Сцены с насилиями и убийствами показаны очень реалистичными. Само действие фильма становится все более напряженной. Эпизод за эпизодом зритель наблюдает жуткие и шокирующие вещи. В конце фильма уже показано как закончилась история ужасного завода-города. Когда на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены атомные бомбы и Япония капитулировала. Главнокомандующий Исии Сиро дал приказ уничтожить все что связано с 'Отрядом 731'. Фильм фактически показал страшные события тех лет.

Заключение

В заключении добавлю, что фильм мне очень понравился. Да он жуткий и шокирующий, это на данный момент самый жестокий и жуткий фильм из всех какие я видел. Однако, это не вымысел, а реальная история произошедшая в годы Второй мировой войны. Фильмы по реальным событиями мне всегда интересно смотреть какими бы они не были. Это история и знать ее нужно. Фильм однозначно понравится тем, кто любит жестокие и жуткие фильмы которые рассчитаны на настоящих любителей ужасов.

Предупреждение: фильм категорически не советую смотреть слишком впечатлительным и слабонервным. Сцены убийств и насилия показаны очень реалистичными и выдержать их не каждый сможет.

10 из 10

18 декабря 2017 | 08:08
  • тип рецензии:

Пропаганда - незащищенная форма интимных отношений государства в лице его СМИ со своим народом, которому всяческими разнообразными способами совершают анальные действия в мозг, не минуя при этом сфинктера, поскольку первейшая цель любой пропаганды, помимо безусловного контроля над разумом этих спящих овечек, это внушение страха до крайней степени, чтоб потребитель успел наложить целый кирпичный завод со свечным впридачу; промывка мозгов серной кислотой алогичной истерики на пустом месте вкупе с созданием как условного, так и вполне реального врага (или пробудив зверя старого) во имя мобилизации всех существующих ресурсов во благо кичующейся самой собой империи, построенной по привычке на костях и мясе ее апологетов и просто сочувствующих. Именно славный агитпроп, цветущий и пахнущий там, где имперское самосознание неоспоримо и неискоренимо: от нацистской Германии до всех ее сателлитов - способен мгновенно превратить любой культурный этнос в стадо каннибальствующих свиней, послушно повинующихся своему вождю, диктатору, солнцеликому, их богу на земле. Гадостный отходняк наступает после, когда уже слишком поздно...Когда дым пожарищ поднимается над домами, запах пороха и крови пьянит и сводит с ума, а печки концентрационных лагерей, что раскинулись панорамой мучительных смертей от оккупированных Киева и Минска до китайской Маньчжурии, где свои кровавые дела на ниве создания бактериологического оружия вершил Сиро Исии и его Отряд 731, растапливаются человеческими останками, еще действует яд тоталитарного обмана, и нет от него лучшего противоядия, чем неизбежное поражение.

Несмотря на то, что последующую военную историю пишут победители, порой и проигравшим бывает есть что сказать, а если не сказать - то просто сделать. Примечательна в контексте последнего Япония, которая, в отличии от эксНСДАПовской Германии, покаявшейся за свой охальный гитлеризм (хотя кое-кто не шибко страдавший совестью предпочел скрыться в Северных и прочих Америках), свои ошибки прошлого признавать не торопилась (да и сейчас, впрочем, тоже не вполне их признала), оттого столь нервной была реакция японского руководства на выход военной драмы 'Человек за солнцем' - фильма, который и сам, однако, стал явлением в этом жанре слишком неоднозначным, по степени своего провокационного воздействия сравнимым разве что с вышедшем уже в 90-х годах невзоровским 'Чистилищем'.

Расовый китайский режиссёр Тун Фей Моу - не слишком плодотворный ремесленник бэшного кинематографа, совсем не чета этим вашим Цуям Харкам и Ринго Ламам и далеко не кинохудожник уровня Пьер Паоло Пазолини и Лилианы Кавани, натура цветущая и созидающая - свое программное произведение, художественно-пропагандистский фильм 'Человек за солнцем' 1988 года снял в общем-то на стыке жанров: неумолимо военная драма, повествующая о превращении группы 15-летних мальчишек в самое жуткое орудие человекоубийства с применением той самой пресловутой пропаганды и военной муштры, сменяется кровавыми контурами натуралистичного хоррора, иллюстрирующего, не без очевидного эксплуатационного задора а la Ilsa, весь основной набор изощрений, применяемых Соро Исии на так называемых 'бревнах', причём режиссёр сам порой прибегает к пропагандистским ходам, адресованным в первую очередь не китайскому зрителю, но условному японскому, который вместе с направляющими его на верный путь национального самосознания политикунами на протяжении целых десятилетий не желал признавать за собой деяния пронацистски настроенной японской верхушки, так как у Страны Восходящего солнца была уже своя бередящая рана Хиросимы и Нагасаки. Китай конца 80-х, постепенно встававший с колен, требовал не столько отмщения, сколь признания горькой правды, тогда как сама ставшая жертвой уже американской системы сепарирования миропорядка Япония не желала признавать очевидного за собой греха. Но фильм не столько политическое, сколь общечеловеческое высказывание. Впрочем, его банальность перечеркнула экстремальностью визуального наполнения ленты, которая не стремится угодить идеалистам, пацифистам и прочим им подобным; лакированности здесь нет по определению, а концентрация невыносимой жестокости лишь служит неким парадоксальным доказательством иноприродности войны в целом. Глупо отрицать, что ничего такого не было, ведь даже насчёт Холокоста внезапно полно маргинальных сомневающихся, а фильм Тун Фей Моу всего лишь видится как нарочито броский вариант 'Ночи и тумана' и 'Обыкновенного фашизма'.

'Человеку за солнцем', меж тем, не присуще исключительно искаженное восприятие реальности. Жуткий репортаж из самых глубин ада, фильм Тун Фей Моу тем не менее не превращается просто в манипуляцию ради самой манипуляции. Зритель лишь наблюдает процесс расчеловечивания, который к финалу оборачивается катастрофой - не режима, но самого человека, внезапно понявшего, что за все совершенное им здесь, на территории концлагеря, придется отвечать. Если не перед трибуналом, то перед судом выше. Не жалко Соро Исии; мучитель такой породы, как он, не способен по-настоящему признаться в собственной бесчеловечности; но лишь чуть жалко этих 15-летних юнцов, которые в сущности всего лишь пешки, их легион, их миллион...

11 марта 2016 | 17:26
  • тип рецензии:

40-е годы 20 века. Япония и ее руководство, открыто симпатизирующее нацистам во главе с Адольфом Гитлером, оккупирует территорию Китая, в том числе и Манчьжурию(много позже ставшей Манчьжоу-го). Именно здесь японский 'Отряд 731'. вошедший в историю своей звериной жестокостью и отношению к людям как к расходному материалу для своих чудовищных экспериментов, создал концлагерь, ставший настоящим воплощением Ада на этой и без того грешной Земле.

Фильм 'Человек за солнцем' снят в 1988 году гонконгским режиссером Тун Фэй Моу, в карьере которого эта лента стала как наиболее известной и заметной. так и самой скандальной. В Японии фильм был обвинен в политической заангажированности и запрещен к показу, а в ряде других стран картина вышла в сильно урезанном виде(мне же посчастливилось увидеть полную версию, длящуюся 101 минуту), ведь 'Человек за солнцем' рассказывает об ужасах войны в манере экстремального эксплуатационного хоррора, с чудовищной натуралистичностью показывая все, что происходило в застенках концлагеря 'Отряда 731'. Фильм опустошает своей правдивостью, при этом постоянно балансируя на грани между жутким хоррором и военной драмой, причем ближе к финалу доминируют ноты драмы, обнажающие страх японской армии перед грядущим концом. Именно в этих сценах зритель видит по-настоящему великолепную актерскую игру, производящую не менее сильное впечатление, чем сцены откровенного садизма, подчас смакуемые оператором.

Безусловно, оценивать фильм надо не только с технической, но и с моральной точки зрения, поэтому особо рекомендовать этот фильм к просмотру я не буду, ведь даже ныне многие сцены из фильма могут глубоко шокировать неподготовленных зрителей. Однако и нельзя не признать пользу от картины, несущую в себе трезвый посыл о всяческом стремлении к миру и невозможности повторения тех, отнюдь не столь далеких событий.

9 из 10

09 января 2013 | 12:51
  • тип рецензии:

Фильм гонконгца Тюна Фей Му по своему воздействию может оставить далеко позади 'Сало или 120 дней Содома' Пазолини, несмотря на некоторое их сходство. Но об этом позже.

Первое, что бросается в глаза - ужасная натуралистичность сцен, многие из которых находятся далеко за гранью режиссерской этики. Это в основном касается сцены вскрытия мальчика живьем, от которой не сведет кишочки разве что у убежденных фанатов 'Ликов смерти' и 'Подопытной свинки', и сцены пожирания стаей крыс кошки, за которую сейчас бы организации по охране животных начали методично рубить головы всей съемочной группы, начиная непосредственно с режиссера. Но, надеюсь, что подобный фильм не сядет смотреть человек 'не в теме'.

Следующее, за чем начинаешь следить - за отрядом еще молодых мальчуганов, характеры которых извращает насилие, совершаемое в лагере смертников. Рассказывая историю об экспериментах над людьми, режиссер сам ставит эксперимент над героями, пытаясь выяснить тот предел жестокости, на который способен человек.

Но если первая часть фильма сильно напоминает произведения де Сада, то вторая часть все больше походит на военную драму. Атаки американцев на Хиросиму и Нагасаки, объявление СССР войны Японии - лагерь 731 отступает... Режиссер плавно выводит шокированного зрителя на основную идею фильма - постановка проблемы и поиск виноватых. Проблема ясна, а виноватых японскому зрителю искать вроде как бы стыдно. Вот и получается, что хорошее кино снимают с кинотеатров из-за неполиткорректного подтекста. Кстати, давление гонконгским режиссером на болезненно воспринимаемые японцами моменты истории - это как если бы турки сняли бы фильм про Катынь, обвиняя во всем русских. Я к тому, что заслуги огромной я не вижу. Вот если бы режиссер был японцем...

Современному любителю фильм может быть интересен, как реалистичная сага о насилии что, впрочем, приближает его к вышеупомянутому 'Сало'. Но если в шедевре Пазолини преобладает едкая и извращенная десадовская сатира, сознательно туда заложенная, то в 'Человеке за солнцем' персонажи волей-неволей воспринимаются с некоторой долей гротеска. Но заключительная сцена - когда манчжурского парня прокалывают японским флагом - является блистательной аллегорией, тонким и интеллигентным плевком в лицо целой нации. Испачканный кровью Солнечный Флаг становится символом замаранной совести всей Японии. За одно только это можно похлопать в ладоши.

Что касается фильма, то он очень сильный и познавательный в некотором роде, но если вы хотите провести вечер хорошо, то я бы его вам не советовал.

Итог:

7 из 10

09 марта 2010 | 02:07
  • тип рецензии:

Скажем так, моё отношение к этому фильму очень и очень двойственное. С одной стороны, 'Человек за солнцем' неприятно поражает своей натуралистичностью. С другой - выходит на уровень качественного кино 'на любителя', и отрицать его плюсы лишь из-за смакования жестокости было бы глупо. Более того, лично для меня эта картина переплюнула 'Сало, или 120 дней Содома' П. П. Пазолини.

Начну со сравнения. У Пазолини (и не читанного мной Маркиза де Сада, видимо, тоже) зло, производимое группой людей, обретало ярко выраженный оттенок сексуального удовлетворения. Герои 'Сало...' находили экстаз от извращений, которые зачастую не уходили по изобретательности дальше тупейшего подражания друг другу. И ближе к концу схема 'ловец - жертва' была почти готова сломаться (бунт всему голова), но, чтобы ещё разок доказать, как ужасен падший человек (как будто мы и так не поняли), режиссёр намеренно добил нас бессмысленным по своей консистенции финалом. После просмотра возникало лишь желание помыться и выкинуть сей опус из головы вместе с мыслью, что людей нельзя исправить и мы все способны при определённых обстоятельствах стать испражняющимися свиньями. В 'Человеке за солнцем' - то же построение сюжета, но оно мне показалось каким-то наиболее оправданным (если так вообще можно выразиться в данном контексте). Во-первых, основано всё не на больной фантазии запрещённого писателя, а на вполне реальных событиях. Во-вторых, в эти события веришь больше, чем в желание нескольких господ устроить себе многодневную оргию: ведь здесь эксперименты над людьми ведутся ради получения биологического оружия. Значит, в голове зрителя сразу возникает логичное объяснение всему происходящему - как в рамках уничтожения отдельных людей, так в рамках продуманной политической задачи. А схема 'ловец - жертва' на сей раз действует как нельзя лучше, без изъяна, давая развитие всему сюжету, который к финалу достигает своего эпичного апогея.

Продолжая тему достоинств фильма, отмечу великолепную операторскую работу. Каждый кадр был идеален. Фильм даже имеет своё пусть отрицательное, но обаяние, и именно благодаря оператору, хотя актёры тоже запомнились. Впрочем, лента вовсе не состоит целиком из сцен пыток - здесь их лишь процентов тридцать, просто эти тридцать процентов воздействуют посильнее любого стандартного ужастика. Если из 'Человека за солнцем' убрать нелицеприятные моменты, оставить пугающую недосказанность, прибавить даже какого-то саспенса - то получится отличная военная драма! Здесь присутствуют и вполне 'адекватные' сцены, порой даже трогательные, как игра в мячик с немым мальчиком или прекрасные, достойные съёмки массового побега. Сюжет прописан как надо, историческая подоплёка очень понятно объяснена, также наряду с трагичностью порой проскальзывает даже некоторая комичность (особенно в первой половине). Но и трагичность воссоздана на должном уровне: финал просто блистает своей злой отсылкой к вечным темам, от всеразрушающего патриотизма до фатальности смерти. Он по-своему поразителен.

Только вот что же мешает мне оценить фильм положительно? Ответ до боли прост и очевиден: шокирующая натуралистичность. 'Человек за солнцем' похож на дивную розу, обсыпанную трупными червями: ты изо всех сил пытаешься разглядеть в ней многозначительную красоту (в данном случае красоту заменим глубиной) и учуять расточительный аромат лепестков, но мерзкие черви то и дело вылезают из бутона, напоминая о себе. Проще говоря, иногда показ пыток затмевает саму историю, которая без них могла бы быть, повторюсь, очень качественной военной драмой, а не очередным 'фильмом, помогающим еде выйти обратно через рот'. Конечно, здесь следует привести аргумент вроде 'зачем врать, всё так и было в реальности, не нужно приукрашивать будни концлагерей'. Определённая доля правды есть. Но есть также разница между смакованием такой правды и магией кинематографа, способного творить с любым сюжетом чудеса. 'Человек за солнцем' ходит по этой тонкой грани между двумя понятиями, в то время как для большей целостности стоило бы окончательно переметнуться на одну из сторон. Либо мы смотрим на жесть, либо на историю. А если история достойная, то такая жесть ей, мягко говоря, не к лицу. Или, если осмыслить более обширно, тот или иной приём воздействия приходится вполне к месту в одних лентах, а в других выбивается из общего ряда либо портит всё впечатление. Вывод напрашивается сам собой.

5 из 10

10 мая 2014 | 07:10
  • тип рецензии:

Первый фильм, который мне было по настоящему тяжело смотреть. Чувствуешь себя, как эти курсанты, которых силой заставляли смотреть на бесчеловечные опыты, которые проводили над людьми. Людьми? Нет, их называют маруто (бревна). Стоны, истошные крики, плач - эти звуки подобны треску дров в огне крематория лагеря 731, где сжигают использованный материал. Тун Фей Моу создал, наверное, самый натуральный японский хоррор.

Тебя впихивают в герметичную камеру; внутри тебя внутренности превращаются в настоящую кашу под минусовым давлением. Не понимая, что с тобой происходит, ты окунаешь безнадежно обмороженные руки в жидкий азот. Твои члены разрывает взрывная волна, и ты, привязанный к кресту, дергаешься в агонии, истекая кровью; глаз повисает на зрительном нерве и раскачивается, как маятник, - Твое сознание приводит в движение хрящи и мускулы шеи, медленно отрывая глаза от экрана. Пантомима изувеченных человеческих тел в Hei tai yang 731 отторгает.

Вы останетесь за солнцем - оно не будет светить в вашу сторону. Панорама, едва видимых в белой мгле, контуров, обрисовывающих обитель 731 эскадрона. Конусы труб крематория день и ночь выблевывают черный дым. Внутри обители повелевает дьявол (генерал Сиро Исии) и прислуживают его черти, уничтожая человечность. Но даже сам дьявол будет изгнан из собственной преисподни.

Через силу упиваться нечеловеческой жестокостью в Hei tai yang 731? Если только ради главного мессаджа. Цель оправдывает средства? О да, еще как оправдывает. Достаточно одного условия - цель должна быть выше (по значению) затрачиваемых на нее сил.

Цель: создание биохимического оружия во имя победы великой нации.

Средства: сотни разобранных, удушенных, обращенных в прах узников, которым судьба не подарила быструю смерть; молодые парни, не нашедшие самих себя после краха 731 отряда - их оторвали от семей, от самой жизни; брошенный в бокс кот, на дне которого копошатся голодные крысы (cat & mouse); глухонемой китайский мальчик, жертва собственной наивности.

Если Тун Фей Моу снял этот фильм ради порицания бесчеловечности и жестокости - показываю язык.

10 из 10

09 августа 2013 | 16:58
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: