Огромное количество воды утекло с тех пор, как я посмотрел фрагменты этого фильма в дошкольном детстве, но навсегда в память врезался один шокирующий момент. Я тогда мало что понял и почти ничего не запомнил, и потому искать этот фильм не смел и пытаться. Но вот свершилось обыкновенное чудо: я задал вопрос на великом сайте Кинопоиска - и мне тотчас ответили, что это за фильм. Наконец-то я его основательно посмотрел! Спешу поделиться впечатлением.
Итак, какой же это момент не давал мне покоя столько лет и не шёл из головы? А вот какой. Сотрудник какого-то подводного чудо-корабля увидел на дне какое-то чудовище и, бросив товарищей в опасности, прыгнул в капсулу, влючил максимальную скорость подъёма - и айда наверх! Очень уж он спешил спасти свою шкуру, да зря не подумал о проявлениях такого биофизического явления, как разница давлений. Вот его и порвало в клочки, как будто он проглотил лимонку с оторванной чекой! Этот момент мне, маленькому, растолковал отец с видом знатока: дескать, называется сие 'кессонная болезнь', и надо было тому киногерою подниматься со скоростью не более той, с которой поднимаются пузыри со дна, тогда бы ничего с ним не случилось. Отцу я поверил, хотя теперь знаю, что в природе такого сумасшедшего эффекта от быстрого подъёма с глубины не бывает никогда. Могут полопаться мелкие сосудики глаз; могут разболеться суставы; в тяжёлых случаях человек действительно может совсем разболеться и умереть; но в любом случае - то, что показано в этом кино, это просто спецэффект кино, рассчитанный на таких боязливых и впечатлительных, как я.
Во всём же остальном это кино не представляет собой оригинального произведения искусства. Кино про глубоководные батискафы, атомные субмарины и даже целые станции - были и есть (пример - 'ДжиАйДжо'). Кино про маньяка в образе бессловесной хищной твари, способной превратить слаженную работу замкнутого коллектива в жуткий слэшер, когда каждый задаётся вопросом 'кто следующий?' - сколько угодно ('Чужой', 'Факультет'). Даже сюжетный ход 'среди нас появилась паршивая овца' - отнюдь не ноу-хау этого 'недоконкурента' камероновской 'Бездны'. Подобные трусоватые персонажи, подлую сущность которых вскрывали трагические обстоятельства, показаны, например, в фильмах, где уменьшенные до размера наночастиц подводники плыли в кровеносной системе больного с миссией по уничтожению мозгового тромба; или где спасители мира бурили Землю до самого ядра; да и 'штабная крыса' в составе бравого отряда по спасению рядового Райана тоже недалеко ушла по поведению от упомянутых предателей, только что ей повезло, в отличие от тех.
Монстр тоже не отличается ужасной красой. Графика на уровне лангольеров, хотя на рубеже 80-х - 90-х уже умели показывать в кино и первоклассных разумных роботов, и леденящих душу осклизлых инопланетян, и их движения не производили впечатления дешёвых самоходных динозавриков с провинциального передвижного аттракциона.
Так что это просто глубоко личный для меня фильм, который запомнился мне, а у тысяч и тысяч людей, смотревших его в те годы одновременно со мной, не оставивший в душе ни малейшего отклика.
Чем знаменит Шон С. Каннингэм, ну, кроме разве что того факта, что именно он положил начало легендарной линейке слэшеров о маньяке в хоккейной маске? Разве что продюсированием сторонних хорроров да участием в документальных фильмах, где он вспоминал о создании 'Пятницы, 13'. Да, первой части 'Пятницы...' хватило, чтобы имя Шона занесли в учебники о кино, но чем ещё он может похвастаться в плане режиссуры? Разве что 'Весенними каникулами' - довольно-таки кретинической сиськомедией, которая тем не менее собрала хорошие деньги, да лентой, которая не стала шедевром или кассовым хитом, но получилась более-менее заметной на фоне других фильмов Каннингэма. Это 'Глубоководная звезда шесть'.
Я бы мог поставить фильму 7 или даже выше. Тут есть пара хороших и харизматичных актёров, мелодичная музыка за авторством Гарри Манфредини, есть вполне приличный краб-переросток и потрясающая сцена, где попытавшегося свалить с подводной станции мужчину разрывает от сильного давления. Всё это вполне заслуживало бы пресловутой семёрки, но, к сожалению. приходится довольствоваться уровнем 'Выше среднего'.
Во-первых - и главных - пресловутый краб здесь присутствует редко, в основном только в финальной трети картины. Остальное время Шон посвящает суровым будням подводников. Надо признать, Каннингэму удаётся слепить атмосферу, но тут уж будь добр, определись - то ли ты снимаешь ленту о том, как подводную станцию атакует огромное ракообразное, либо вещаешь о том, как хреново взрывать ядерные ракеты под водой.
Во-вторых, сам монстр получился ни бе ни ме - да, аниматоры хорошо его оживили, но при этом сам крабик получился каким-то хилым. Да и лютует он не особо - убивать-то убивает, но сцены эти малопримечательные, да и крови здесь не так уж и много. Во всяком случае, в одной вышеупомянутой сцене про мужчину и давление крови чуть ли не больше, чем во всех остальных сценах.
Ну а в-третьих - смазанный финал, в котором сомнение уже вызывает момент, где краб поднимается на поверхность (в обычных условиях его бы разорвало). Да и вообще, это затёрто как-то. Лучше бы Шон по старинке заставил выскочить со спины Джейсона, который утащил бы героев в водную бездну.
Каннингэм эту ленту одновременно и спасает и губит. Но, приятные моменты здесь ненамного, но всё же перевешивают минусы ленты. Хороший фильм, качественный, но временами нелогичный и в золотой фонд хорроров никак не входящий. Максимум - переминается с ноги на ногу у входа.
«Six miles below the surface of the ocean, something beyond your imagination will scare the hell out of you»
Команда подводников заканчивает полугодичную работу по обустройству специальной ракетной лаборатории, прозванной “Глубоководная звезда шесть” и создаваемую по заказу военных на дне одного из мировых океанов. Из-за такого долгого пребывания под водой, вся группа очень устала и нервы уже практически у всех на пределе. Но возвращение на поверхность не будет гарантированно никому, когда в результате обвала одной из глубинных пещер наружу вырвется нечто страшнее и опаснее всего того, что может только скрывать тьма в недрах океана.
Очередной малоизвестный фантастический ужастик конца 80-х со стандартным сюжетом про чудовище напавшее на команду подводников (на кого только они уже не нападали), поставленный по всем канонам жанра. Ожидать чего-то нового и сверхъестественного от фильма, конечно, не стоит. Но черт возьми, картины тех времен почему то хоть и в чем-то однообразные и типичные до сих пор радуют глаз.
Потерявший и проигрывающий нынешним фильмам лишь в плане спецэффектов, но не утративший за это время свое очарование и обаяние, ”DeepStar Six” и сейчас смотрится легко и не принужденно. Да простенько (или это уже придирки), но со вкусом, а по-другому тогда снимать и не умели.
Нынче стало скучно без подобных 'подводных' ужастиков, на смену которым приходит дешевый трэш-плагиат, основывающийся на таких ужастиках 80-90-х, как 'Левиафан' и вот 'Глубоководная звезда шесть'. Оба эти фильма вышли в одном и том же 1989 году, и очень похожи как по сюжету. так и по ходу повествования. Забавно и то, что в первом играет исполнитель главной роли в 'Робокопе' Питер Уэллер, а здесь - Мигель Феррер, оттуда же. После просмотра обоих фильмов складывается ощущение, что в одной и то же время две съемочные бригады взялись снимать одно и то же кино в параллельных павильонах, чтобы потом сравнить, у кого лучше получится.
Смысл прост - мобильная подводная лаборатория 'подобрала' на океанском дне неизвестное существо, а в таких фантастических ужастиках это либо акула, либо страшное головоногое, или как вот здесь - подобие бесформенного краба-мутанта с гигантскими челюстями, какие можно было наблюдать в той же 'дрожи земли'. Любит Голливуд чудовищ-червей, насекомых и т.д. и т.п., ничего не поделаешь. Как известно, если показать любое, даже самое чудовищное существо в начале фильма, весь интерес пропадет уже к середине просмотра. Поэтому и используется стандартный прием - демонстрируются лишь нападения непонятно кого, в результате которых члены экипажа гибнут один за другим в силу своей нерасторопности. В живых остается лишь непременная парочка, в конечном итоге всплывающая на поверхность и подрывающая морского мутанта самым примитивным способом.
Несмотря на столь незамысловатый сюжет, таких фильмов единицы, и эти вышеупомянутые представители, пожалуй, самые запоминающиеся. Наверное, потому, что удались декорации подводных станций и дизайн монстров, отдельные пасти-щупальца которых куда интереснее, чем целое существо, выпрыгивающее из воды в финале. Погибель участников глубоководных экспедиций обставлены на четверочку - уверен, что в конце 80-х такое могло здорово впечатлить, и естественно, что спустя двадцать лет эффект уже совершенно другой. Неплохой актерский состав и талантливые композиторы также компенсируют скромный бюджет и действие в замкнутых пространствах. Лично мне больше понравился 'Левиафан', но и этот его собрат заслуживает внимания.
На мой взгляд - качественный 'глубоководный' ужастик, практически один в один копия 'Левиафана'.