Жила-была девочка, которая хотела попасть в снафф. Судя по фильму, очень сильно (но чисто подсознательно). Реализовать свою мечту ей помогли несколько нехитрых правил:
1. Спасаясь, убегайте из многолюдных мест в малолюдные. Чем темнее, пустыннее и замкнутее помещение, тем лучше.
2. Если вы потеряли ключи, не говорите об этом домашним и не меняйте замки.
3. Если вы встретили парня, у которого обширная коллекция жестокого порно и который смачно жует чипсы под крики истязаемой жертвы - это ваш лучший друг. Доверяйте ему и почаще оставайтесь с ним наедине в его 'готишной' квартире без соседей и в других малонаселенных и звукоизолированных местах.
4. Если вы в баре с возможным убийцей, смело пейте из стакана, куда могло быть подсыпано что угодно. Еще одна неплохая идея - употребить непривычно большую дозу алкоголя.
5. Если чувствуете, что ваша жизнь в опасности, не носите при себе никаких средств самообороны.
6. Почаще отправляйтесь домой к малознакомым мужчинам и не говорите никому из родных, куда вы идете и когда собираетесь вернуться.
7. Если вам удалось завладеть оружием, не применяйте его сразу - дайте убийце второй шанс!
8. И главное - никогда, никогда, никогда не обращайтесь в полицию! ('Скорая' сама их вызовет.)
Резюме фильма: очень неплохой триллер-детектив с мастерски созданным напряжением (еще бы сцену со сказкой убрать - она сбивает темп и разряжает это самое напряжение). Есть в фильме и 'философия', но настолько слабая, что и писать особо не о чем - тема 'страшного любопытства' уже давно и полно раскрыта в 'Синей Бороде'. Не понравилось исподтишка навязываемое зрителю 'Все люди такие. Признайтесь, вам же это нравится'. Извращение практически преподносится как норма, а все дело только в степени проявления. Тем самым повышается толерантность к насилию.
ЗЫ. Показ того самого снаффа по телевидению - простите, сплошная фантастика, и только испортило мне финал.
- Кастро: Но насилие присуще нам всем… Невозможно подвергнуть цензуре все фильмы.- Анхела: Нет, но режиссёр должен отдавать себе отчет в том, что он делает. — Кастро: Режиссёр должен делать только то, чего хочет от него публика.
Дебютная картина известного режиссёра и первая, мною увиденная вышла в 1996 году и собрала множество наград Гойя 1997, включая главную 'Лучший фильм'. Алехандро Аменабар создал потрясающий фильм в свои 23 года (на время съёмок картины) и заявил о себе на весь мир. Речь идёт о фильме Диссертация (В русском переводе известен также как «Дипломная работа»).
Снафф-видео — короткометражные фильмы, в которых изображаются реальные убийства, без использования спецэффектов, с предшествующим издевательством и унижением жертвы. Распространяются с целью развлечения и извлечения финансовой выгоды. В фильме Аменабара затрагивается эта тема, я впервые узнал про такие видео (Снафф-видео) и не в курсе имели ли они в реальной жизни место быть и проверять не хочется.
Анхела — студентка мадридского киноинститута, тема её диссертации, вынесенной в название фильма, — аудиовизуальное насилие. Она просит Чему, своего сокурсника, помешанного на кровавых фильмах, показать ей что-нибудь из его коллекции, а затем обращается к своему научному руководителю с просьбой взять для неё в институтской видеотеке несколько пленок, не принятых к показу на телевидении по причине их жестокости. Профессор отправляется в видеотеку, но, чтобы не скомпрометировать себя, не говорит служителю, что именно он собирается искать. Боясь столкнуться с другим посетителем, он берёт со стеллажа первую попавшуюся кассету и идёт в просмотровый зал…
С этого начинается главное действо фильма и заканчивается предсказуемым а может и не совсем финалом. Почему не совсем предсказуемым, потому что на протяжение всего происходящего нам дают понять, что вот он, тот самый, а потом снимается вроде бы у зрителя с него подозрения, проходит время и снова это он.
Я с удовольствием посмотрел фильм, тогда ещё очень молодого режиссёра и остался доволен потраченным временем, так как кино более чем хорошее. Отличная атмосфера, которая затягивает тебя с самого начала. Интересный сюжет, который крутится вертится до самого конца и приходит к логическому завершению. На мой взгляд отлично сыграли актёры, причём все, что были на экране, никто не отталкивал от себя настолько, чтоб на него было неприятно смотреть. Очень понравилось музыкальное сопровождение фильма: Алехандро Аменабар, Мариано Марин создали очень глубокую атмосферу, кстати Аменабар в дальнейшем так же будет композитором собственных фильмов, что снова говорит о его таланте. И все разговоры о его гомосексуальности не решают того, как он будет снимает, будет снимать или снимал. Советую всем посмотреть данный фильм, хорошая, добротная, качественная картина заслужила оценки...
9 из 10
P.S. Любимая сцена в фильме - концовка, когда на экране появляется предупреждение: 'Предупреждаем, что сюжет, который будет сейчас показан может травмировать психику зрителей...'
Из Википедии: 'Снафф-видео (англ. Snuff) — короткометражные фильмы, в которых изображаются реальные убийства, без использования спецэффектов, с предшествующим издевательством и унижением жертвы (как правило это изнасилование женщины или ребёнка). Распространяются с целью развлечения и извлечения финансовой выгоды.' Фильм про выродков, снимающих, распространяющих и смотрящих такие фильмы. Ну и немного про наше не самое здоровое общество.
Анхела пишет дипломную работу на тему видео и аудионасилия. Случайно ей в руки попадает кассета на которой запечатлено настоящее убийство девушки, которая училась в её университете и неожиданно пропала. Вместе со своим знакомым Чемой она начинает вникать в это мрачное дело всё глубже и глубже. Вскоре на горизонте появляется симпатичный парень Боско, на которого падает подозрение. Но Анхела уже не может разобраться в своих чувствах к Боско, в своей дружбе с Чемой и в себе самой.
Триллерок-с. В меру страшный, в меру умный, в меру напряжённый. Очень испанский. В принципе, неплохой. Вообще тема снаффа встречается в кино редко, но метко. На 'Дипломную работу' я вышел через фильмы, которые советует Кинопоиск тем, кому понравились '8 миллиметров'. Мне этот фильм понравился постольку-поскольку, но сама тема интересная и, если позволите, благодатное. Потому что степень деградации всего человеческого в людях, которые этим занимаются, просто зашкаливает. Ведь маньяки убивают ради удовольствия или просто потому что психи. А эти делают это ещё и ради выгоды, денег, прикрываясь лозунгами, мол 'мы даём потребителю то, что он хочет увидеть'.
Было несколько действительно сильных и хороших сцен. Как Анхела с Чемой шли в темноте по подземелью. Как в конце люди смотрели в телевизоры, не отрываясь, потому что знали, что сейчас покажут кадры снаффа. Сны Анхелы о Боско тоже жутковатые. Вообще, у испанцев чего не отнять, того не отнять - напряжение они умеют нагонять будь здоров. Да и интрига тоже была неплоха. Аменабар не стал распыляться на много подозреваемых и по большому счёту вторую половину фильма сузил их круг до двоих. Но реально до последнего сложно понять, кто именно из них - маньяк и садист, а кто здравомыслящий человек.
В-общем, славный такой триллер. Можно посмотреть, если любите такой жанр. А можно и не смотреть. Сами решайте, короче.
Именно этот вопрос я чаще всего задавал сам себе во время просмотра всей «Дипломной работы». Что еще кроме конечно очевидного желания хоть на короткое время почувствовать себя человеком способным в любой удобный для него момент отыскать новую замочную скважину или не полностью запертую дверь. Дверь в иной мир, созданный чуть более века тому назад.
Наверное, именно поэтому кинематограф так быстро сумел перерасти пределы цирковой и пугающей забавы. Он стал развиваться, как и всякая иная форма искусства. С одной стороны - Мурнау и Мельес. С другой – легкие порнографические зарисовки, которые крутили в специальных кафе и кинотеатрах.
О чем это я? Скорее всего о том, что «Дипломная работа» в основном сосредоточена на таком печально известном на сегодняшний день явлении как снафф. Чистое насилие с последующей смертью на камеру… Можно совершенно по-разному преподнести эту самую тему. В особенности если у тебя для этого есть подходящий опыт и некое четко обусловленное мнение.
У Алехандро Аменабара нет ничего.
Хотя, пожалуй, это не вся правда. У него есть Ана Торрент уже тогда имевшая опыт работы с лучшими для своего поколения режиссерами Испании и совсем молодой Феле Мартинес. И есть сценарий на шокирующую тему. Но, несмотря на все вышесказанное этот фильм не имеет никаких особенных плюсов даже для начинающего режиссера. Он унылый, предсказуемый и совершенно не страшный для триллера.
Для простоты восприятия его можно разделить на 3 части. Сначала Анхела в поисках подходящего материала для своей дипломной работы на тему «Аудиовизуальное насилие» получает в руки странную кассету. Страшные крики и нежелание заглянуть в эту ранее не замеченную бездну. Далее последует быстрое и успешное расследование, подозрения, ловушка, «таинственный» поворот сюжета и наконец «непредсказуемая» концовка с обязательным социальным подтекстом в больнице. Так как в «Дипломной работе» должна присутствовать интрига то я, пожалуй, воздержусь даже от беглого анализа сюжета. Вы и без этого видели нечто подобное, по крайней мере, несколько десятков раз.
Мне не понравилась игра тогдашней Аны Торрент. Это просто не ее роль. Ты не видишь никаких проявлений страха, трагической любви или же элементарного принятия собственной судьбы в страшных для любого зрителя условиях. Только хорошую актрису, которая по непонятным причинам не может всего этого передать и продолжает топтаться на одном месте в ожидании разгадки. Кроме Феле Мартинеса в своей актерской игре все до удивления напоминают Ану.
В самом начале уважаемый профессор находит в архиве тайный проход. Покрытая паутиной и грязью лазейка, в середине которой кроется та самая кассета. Так и вся «Дипломная работа» - один большой проход для Аменабара. Он берет за руку любого кто решиться на просмотр его первого фильма и не торопясь поведет его к своей же лазейке к будущему оскару и остальным элементам массового успеха. Вот только для зрителя в том маленьком чулане не останется даже крупицы страха или интереса к происходящему.
Только громкое и печальное явление во все еще молодом мире нового для своего времени искусства.
В статье на Википедии написано, что фильм был хорошо принят как зрителями, так и высоколобыми критиками. Кажется, я знаю почему. Зрители одобрили фильм, потому что он «съедобен» практически для любого человека: на первый взгляд это просто хороший триллер. Критикам же, как мне кажется, понравилось нечто другое. В отличие от многих голливудских страшилок, с которыми часто сравнивают эту ленту, «Дипломная работа» - это не только триллер, но и экзистенциальный фильм.
В фильме постулируется всего одна экзистенциальная идея, которая преподносится нам разными средствами в течение всей картины. Идея эта, впрочем, ненова: Насилие – неотъемлемая часть нашей жизни, и психики. И как бы мы не пытались «припудрить» и «пригладить» эту нашу сущность с помощью культуры, она разными способами в нас проявляется.
Чтоб моя мысль стала понятней, рассмотрим героев картины: основных всего четыре. Каждый из них в разной мере находиться в плену этого «зла». На первый взгляд, кажется, что действие развивается вокруг честной, простой и чистой девушки, которая распутывает клубок страшных преступлений. Мне же представляется что всё не так просто, и девушка эта – не такое уж невинное создание. Вспомните, как она с интересом пыталась посмотреть на разрезанный поездом труп; потом взялась за такую, мягко говоря, странную дипломную тему, а еще позже на своем плеере слушала запись предсмертных криков девушки, при этом спокойно пожевывая свой обед. И вы скажете, что всё это делало чистое и невинное существо?
Но, на самом деле, я далек от того, чтобы обвинять в чем-то эту девушку. Правда заключается в том, что все мы любим смотреть на чужую смерть, все мы любим насилие, все мы получаем от этого специфическое удовольствие. Режиссер последовательно уличает в этом постыдном, табуированном желании всех: героев фильма, а в конце концов и нас – зрителей. Ведь, если это не так, то с какой стати мы решили смотреть фильм с таким специфическим сюжетом? Мы, как и главная героиня, отличаемся от ублюдков, снимающих снафф, только тем, что не снимаем, а смотрим его. Но ведь, как сказал профессор Кастро: надо снимать то, чего хочет зритель. Если бы зрители этого не смотрели, «режиссеры» бы это не снимали.
И я бы не стал уличать в упадке нашу эпоху. Ведь посмотрите в историю: зрители всегда жаждали кровавого спектакля. В древнем Риме зрелище боя гладиаторов было главным развлечением. В Иерусалиме толпы зевак перед смертью Христа кричали «распни его». В средние века под всеобщее одобрение людей жгли на кострах. А уже в начале XIX века, под такое же всеобщее ликование без устали работала гильотина. В веке же двадцать первом на службу вместо арен и площадей стали цифровые технологии.
В поддержку своих слов хочу напомнить последнюю сцену (в больнице), в который происходит кажущийся хеппи-энд. Мне же эта сцена представляется ужасным хеппи-эндом наоборот. Когда главная героиня проходит по больничному коридору, мы видим, что во всех палатах включен телевизор, из которого зрителей предупреждают, что сейчас будут демонстрироваться кадры пресловутого видео. Дальше мы видим, как все зрители широко раскрыв глаза, смотрят его. Аменабар еще раз говорит: этого хотят все, и все готовы это смотреть. Вероятно, если бы эту сцену видел профессор Кастро, он был бы доволен: он снял свое лучшее кино.
Напоследок затрону тему масскульта. Повторюсь: Кастро говорил, что снимать надо то кино, которого хочет народ. Он такое и снимал. Тут Аменабар с укором вопрошает в сторону Голливуда, а точнее массового кино вообще. Он как бы говорит: видите, до чего можно дойти, идя на поводу у публики. До какой меры кино может опустится, пытаясь угодить низменным желаниям людей? Вопрос открытый.
Первый фильм Алехандро Аменабара... Так почему же такой 'старческий'? - Снят профессионально, полон штампов и всячески пытается быть 'социально-полезным' - так снимают не 23-летние таланты, полные амбиций, свежих задумок и неуёмного воображения - так снимают закостеневшие безжизненные безликие 'кино-старики'. Это мертвый дебют.
Основополагающее слово - 'обычный'. 'Дипломную работу' могу смотреть годовалые детишки на коленках у своих 80-летних бабушек. 'Испанского кинематографа не существует!' заявляет университетский препод и повинуясь его авторитетному мнению, Аменабар создаёт кино на 100% голливудское. Это 'игра по правилам'. Это дипломный проект прилежного, но не выдающегося ученика ('обычного'), выполненный на твёрдую 'четвёрку'.
'Спрос рождает предложение' - тоже мне новость. Не зря же мы в школьные годы втихую собирались целыми компаниями и сквозь пальцы глядели легендарные 'Лики смерти' (в фильме - 'Свежая кровь') - так где же у Аменабара то 'откровение', то 'таинство' смерти? Не суть важно, калечат актёров на экране понарошку или взаправду = существует реальный 'снафф' или это очередное 'лох-несское чудо-юдо'. Официальные кино-теле-студии так или иначе поставляют неблагодарному народу населения пыточную порнографию, только в более законной форме - ужасы, боевики, триллеры и, конечно, слэшеры. Ну и что? На бои гладиаторов и публичные казни испокон веков собирались толпы жадных до крови зевак - нормальное человеческое желание, не вызывающее по-хорошему ни удивления ни порицания. Популярные 'Пилы' и 'Бомжи с дробовиками' представляют куда больший интерес для изучения, нежели мифическое 'снафф-порно' для единичных клозетных эстетов.
Ана Торрент играет 'невинную пташку', словно по ошибке залетевшую на кинофак - прилежную, но явно бездарную студентку-идеалистку, выбравшую дипломной темой 'Аудиовизуальное насилие' - видимо, альтер-эго режиссера, тоже взявшегося за броскую, но явно чуждую ему тему. Красавчик Эдуардо Норьега играет красавчика Боско - подозреваемого №1. Ксабьер Элорриага - зловещего препода, подозреваемого №2. Феле Мартинес (на его месте неплохо бы смотрел молодой Джонни Депп) - стереотипного парня с тараканами в голове и добрым сердцем в груди, и заодно подозреваемого №3. Выбор 'злодея' быстро становится очевиден, а для фильма, делающего ставку на 'детективу' - это тот ещё минус.
Поставив 'снафф' во главу стола, режиссер обрёк фильм на быстрый и закономерный переход с вялой моралистической проповеди о кино-насилии на классическое 'кто ж таки убийца?'. В итоге 'снафф' и вся эта псевдо-социальная болтовня оборачиваются лишь хичкоковским 'МакГаффином' - киноприём, когда персонажи гоняются за 'неведомой зверушкой', суть которой не имеет ровным счётом никакого значения для зрителя.
За 125 минут экранного времени не сказано ни единой небанальной фразы. Истинная чистая непорочная любоф, 'игры в салки' по темным и светлым коридорам, концовка с двумя непременными 'финтами ушами'. И никакой отсебятины. Что хотел этим сказать режиссер? - Что людей привлекает насилие и смерть? Ишь ты, Капитан Очевидность... Да и видел я это уже и в 'Видеодроме 1982' Кроненберга, и 'Подглядывающем Томе 1960' Пауэлла. А может Аменабар пытался повторить 'Немого свидетеля' Уэллера, пытавшегося повторить Хичкока? - Копия с копии, как известно, теряет в качестве.
Некоторые говорят что фильм 'страшный' - то есть, пугающий. Черт, я в замешательстве - вот вышеупомянутые фильма да, 'страшные' (даже безделушка Уэллера). А тут-то чего бояться? В 'Приключениях Винни-Пуха' саспенса и то больше! Поведение героев не обосновано психологически - за них не хочется переживать. Их жизни в опасности лишь потому что они - косолапые марионетки в руках режиссера-карьериста, в свою очередь тоже пляшущего под чужую дудку.
'Дипломная работа' смотрится легко, веселит извечными кино-штампами, логическими дырами и трафаретными персонажами, и как ни странно даже не раздражает. Но ничего интересного или впечатляющего в ней нету - разве что для домохозяек. Аменабар так и не вырастет в действительно стОящего режиссера. Он профессионал даже в 23 года - его лентам и в дальнейшем не будет хватать оригинальности и 'души'.
'- Режиссёр должен делать только то, чего хочет от него публика. Это основной принцип любого зрелища. Или ты отвергаешь и зрелище?'
Я не знал, что меня ожидает при просмотре, я знал лишь то, что это будет напряженное зрелище. Специально настроившись на такое кино, я сел смотреть его, само собой ночью, в полной темноте, для полного погружения в атмосферу, ведь бывают такие фильмы, когда ты сидишь и тебя просто затягивает в экран. При просмотре таких вот фильмов не замечаешь ничего, кроме того, что происходит на экране, именно на таких фильма проявляется магия кино, когда режиссер и вся остальная съемочная группа мыслят в одном направлении и вступают на неуловимую связь со зрителем. Такой эффект на меня производят очень малое количество фильмов, но 'Дипломная работа',уже с первых минут попало в этот список, потому что с самого начала меня начало захватывать происходящее, я во время просмотра был уязвим для режиссера, он выжимал из меня те эмоции которые хотел, во время этого фильма я испытал то ощущение, которое максимально близко к понятию страх.
На самом деле, фильм с такой идеей снять можно двумя способами, либо снимать пыточное порно, либо идти по пути классического детектива, но менее эффектного, Аменабар же, провел очень тонкую границу между этими двумя способами, и балансирует между ними, причем настолько умело, что мы получаем не только их смешение, но и эффектнейший триллер, причем эффект совершенно другого харарктера, и заодно очень умные и незаметные для многих мысли насчет насилия. Безусловно каждый по своему воспримет этот фильм, но поймут все его грани немногие. Есть даже такое понятие фильм кубик-рубик,(головоломка в которой есть много сторон, и которую не так то просто разгадать).
'Дипломная работа' это чистый психодел, на меня по крайней мере очень сильно действовал, на меня давил саундтрек, некоторые сцены, а самое важное в этом, то, что как я уже говорил, я не мог оторваться от экрана, в итоге я смотрел внимательно фильм, подмечал детали, и пытался разобраться в психике персонажей. Ведь на самом деле, ни одного из персонажей фильма нельзя назвать совершенно вменяемым. Даже главную героиню, ведь по сути, она отвергает насилие, но ввязывается в историю замешанную именно на нем. Хотя в этом и есть один из самых главных плюсов картины, герои ведут себя, так как поступили бы вы на их месте. Ну а про способности Аменамбра нагнетать саспенс даже говорить не нужно, это и так понятно. И еще можно проглядеть отчасти романтическую историю, не много извращенную, и мало заметную, но почему мне ярко бросившуюся в глаза. Сказка рассказанная Чемом в середине фильма про принцессу и карлика чем-то схожа с главными героями.
Безусловно с одной стороны эффектный триллер, но с другой перед нами действительно умное кино, с кричащей морально, о том, что люди предрасположены к насилию. Сами подумайте режиссер два часа развивает тему насилия, причем доказывая то, что людям нужно зрелище, и ничего другого. Больше всего об этом говорит финал, те кто посчитает его отчасти счастливым глубоко ошибутся, ведь в финале мы видим как огромное количество людей смотрят программу по телевизору про насилие, и большее количество зрителей прильнуло к экранам как раз в тот момент когда в этой программе сказали фразу про то что сейчас покажут эти крайне жестокие кадры, из этого я наткнулся на мысль про то, что людям интересно насилие даже когда люди умирают по настоящему, ведь большинству нет дела, им просто интересно. А ведь не каждому режиссеру удается хорошо развернуть свою мысль, и одновременно поднять важные темы.
Я обычно на этом месте формирую все в один абзац, под зловещим названием итог, но в этот раз я этого не сделаю, во многом потому, что все что нужно сказать в итоге, я сказал выше, а в краткой форме точно не получится.
Кстати насчет Аменамбара. Он снимет еще много интересных картин, которые считаются одними из лучших в жанре, но у него мне больше всего нравится 'Дипломная работа' во многом потому, что это наиболее умный и сбалансированный его фильм.
PS.Доктор Лайтман, друг спасибо тебе за то, что посоветовал этот фильм, ты был прав, после просмотра сразу в 10-ку.
Как бы парадоксально не звучало, но моё знакомство с испанским кинематографом началось после того, как посмотрел картину уроженца Чили Алехандро Аменабара с австралийкой Николь Кидман в главной роли, снятой на американские деньги (в основном) под названием 'Другие'. Оригинальная работа Аменабара привела меня к его более ранним картинам, спроектированными в Испании. И одной из первой я посмотрел триллер 'Дипломная работа'. И здесь Аменабар вновь поработал над сценарием также, кроме того, что был режиссёром фильма, адаптировав рассказ Матео Гила.
Сюжет складывался в том, что молодая девушка Анхела (Ана Торрент), студентка факультета кинематографа, решила делать свою курсовую, основанную на фильмах со сценами насилия и жестокости. Её куратор весьма удивился и вот мы наблюдаем, как он спускается один в хранилище с плёнками со всего мира, берёт некую кассету, а после его находят мёртвым. Анхела находит кассету, которую перед смертью смотрел её куратор. На плёнке запечатлено было избиение девушки, а затем её убили садистским способом. Анхела находит помощника себе в поисках того, откуда появился этот фильм и пытается найти убийцу.
Сценарий фильма мне был знаком, близко подходящий под картину Джоэла Шумахера'8 миллиметров' (хоть он и вышел позже, чем 'Дипломная работа', но его я увидел раньше). Но есть одно беспрекословное отличие - испанская картина обладает такой тяжёлой и даже страшной атмосферой, что ты чувствуешь ту загадочную энергетику, которой пропитана лента, сквозь экран. В 'Дипломной работе' шикарно подобраны цвета. Здесь нет каких-то ярких оттенков, всё отражено в серо-жёлтых цветах. Аменабар снял настолько магнетический триллер, что с трудом себе отдаёшь отчёт: а не правда ли это всё происходит сейчас, уж не реалити-шоу снял чилиец? Прошу также обратить внимание и на тот факт, что когда показывают видео с убийством, то цвета и манера весьма схожи с теми, что содержатся в основной ленте.
Несмотря на почтенный возраст картины она смотрится сейчас с таким же немым восхищением. 'Дипломная работа' отличный представитель жанра европейского триллера, имеющая свой шарм, свои отличительные черты. Ещё одна удивительно превосходная работа Алехандро Аменабара.
Если хотите проверить своё эмоциональное состояние, узнать насколько Вы стойко можете переносить жёсткое видео, то настоятельно советую Вам лицезреть её.
Приличный дебют чилийца Алехандро Аменабара, который после картины «Дипломная работа» снял еще четыре как минимум хорошие работы. Ленту собственно можно отнести в категорию молодежных триллеров, но отпечаток европейского производства придает ленте особую стилистику.
Заметил, что в испанском кинематографе практически никогда нет сомнения в актерской игре, с этой стороны главный актерский состав справился и вжился в своих персонажей правдоподобно, хотя больше выделяется Эдуардо Норьега, который на этом фильме свое сотрудничество не остановил. Следующая его роль, которая в большей степени станет для него самой знаменитой, будет также в картине Алехандро Аменабара «Открой глаза».
Главной заслугой режиссера, а он же и сценарист картины, считаю, что он сумел максимально обширно развить гипотезы относительно финала картины, и подобным родом грамотно построенный сюжет и сумел сохранить интерес до конца фильма.
Фильм не могу назвать каким-то особенный прорывом в жанре, однако он основан на достаточно острой тематике насилия в кино, чего раньше встречать не удавалось, ну и с учетом, что все-таки производство «Дипломной работы» все-таки Испания, фильм в некой степени ожидания оправдал.
'Кино - это обычная индустрия, это прежде всего деньги'.
'Дипломную работу' я впервые увидела в далёких девяностых, как раз практически сразу после выхода в прокат, и уже тогда она меня просто потрясла. Не так давно перебирала свою коллекцию фильмов и решила пересмотреть картину - что ж, невзирая на то, что по прошествии полутора десятков лет я всё отлично помню, фильм вызвал самые положительные эмоции, а учитывая то, что снят он был в 1996-ом году, позитив можно смело умножить как минимум на два.
В центре сюжета - история студентки с киноведческого факультета, которая при написании дипломной работы открыла для себя шокирующие подробности пыток и убийств молодых девушек, так и оставшихся нераскрытыми - девушки пропадали внезапно и исчезали бесследно на протяжении последних двух лет.
Всё начинается довольно прозаично - главная героиня Анхела для более конкретного внедрения в практическую часть диплома просит своего научного руководителя достать ей фильм со сценами насилия. Профессор находит нужное видео в архивах факультета, но умирает от сердечного приступа при просмотре. Анхела знакомится с очень странным парнем - фанатом металлической музыки и любителем порно и расчленёнки, и вдвоём они медленно, но верно приближаются к разгадке ужасающей тайны, замаскированной под маркой фильмов снафф...
Фильм не только потрясает своей глубиной и чёткостью проработки персонажей, но и заставляет зрителя задуматься о насилии в кинематографе и реальной жизни, об извращённых фантазиях ценителей жанра снафф, и о том, как легко переступить тонкую грань между жизнью и смертью.
Алехандро Аменабар - человек, перед которым хочется просто снять шляпу (вместе с головой, хе-хе), ибо он сумел не только показать хитросплетённый и запутанный рассказ из коктейля ужаса, триллера и драмы, как режиссёр и продюсер, придумать не поддающийся просчёту сюжет, как сценарист, но и сочинить удивительной красоты саундтрек, мрачно дополняющий завораживающую атмосферу фильма.
Дипломная работа достойна обязательного просмотра и наивысшей оценки