«Меня зовут Анхела. Они собираются убить меня» — обреченно проговорила в объектив камеры главная героиня «Дипломной работы». До этого Анхела каждый день растворялась в бесконечных потоках студентов, бороздящих коридоры института, и, разумеется, она даже не догадывалась, что кто-то из этих любознательных учеников может оказаться убийцей-психопатом. Все началось с диссертации, посвященной аудиовизуальному насилию; затем последовали кассета со snuff movie, ужасающее открытие и пугающие догадки. Вскоре и семья, и друзья Анхелы втягиваются в эту смертельную авантюру. Дальнейшее повествование напоминают партию в пинг-понг — подозреваемых всего двое, но они на протяжении полутора часов умудряются n-ое количество раз обменяться званием убийцы.
Любителям «расчлененки» фильм покажется до безобразия наивным; несмотря на свою кровавую и жестокую тему, «Дипломная работа» явно не из разряда «мясных». Радует, что в своей дебютной картине Аменабар пошел не по протоптанной голливудскими режиссерами дорожке — расхождение с американскими триллерами колоссальное. Оно сквозит и в манере съемки, и в игре актеров и даже в личности душегуба. Если у американцев маньяком окажется садовник или кухарка, то у Аменабара все довольно очевидно, а главный вопрос — станет ли очевидное правдой?
Сцены пыток, количество которых сведено в фильм до минимума, компенсируются извилистым и напряженным сценарием. В «Дипломной работе» вместо картонных подростков-тупиц — главенствующего атрибута слэшеров, — герои, обладающие психологизмом, разумом и мотивацией. В исполнении красавца Норьеги и удачно подыгрывающих ему Торрент с Мартинесом, они приобретают необъяснимое очарование. Вместо нелепых попыток злодея выпрыгнуть из-за угла и помахать ножом эмоциональная центрифуга троих персонажей (а так же модное нынче слово «саспенс»).
И страшно даже не оттого, что молоденьких девушек режут словно капусту, — как-то, знаете ли, не по себе становится при мысли, что эдакий режиссер-садист ежедневно покупает буханку хлеба в магазине возле твоего дома. Вдвойне неприятно, когда на его работы большой спрос (кассета со снаффом стоит 10—15 тыс. y.e.). Гадко осознавать, что он, как бы это жутко не звучало, всего-навсего пытается жить по законам бизнеса (ну, конкуренция и все такое), потакая низменным желаниям своего привередливого и развращенного зрителя. Отнюдь не каждый способен остановиться перед чертой, разделяющей «дозволенное» и «недопустимое». Что будет дальше?
Фильм 'Дипломная работа' стал для меня одним из самых сильных в жанре детектив. Люблю фильмы которые держат в напряжении и заставляют гадать до конца.
Сюжет фильма развивается не слишком стремительно, но уже после середины зритель может предугадать финал, вопрос лишь в том правильно ли? Этот вопрос и является главным козырем картины. Сюжет вроде бы и предсказуем, но все равно что то заставляет сомневаться, отказываешься в него верить до самого конца.
Картина не изобилует насилием, но страх при просмотре фильма однозначно присутствует. Это ощущение страха достигается с помощью какой то недосказанности в каждом из главных героев. Каждый из них так скажем 'темная лошадка'. Согласитесь когда кто то из твоего окружения может оказаться маньяком, это заставляет нервничать и пугает.
Фильм придется по нраву любителям психологических триллеров, качественных детективов и просто людям, которые не прочь посмотреть стоящее кино выдержанное в этих жанрах.
Жила-была девочка, которая хотела попасть в снафф. Судя по фильму, очень сильно (но чисто подсознательно). Реализовать свою мечту ей помогли несколько нехитрых правил:
1. Спасаясь, убегайте из многолюдных мест в малолюдные. Чем темнее, пустыннее и замкнутее помещение, тем лучше.
2. Если вы потеряли ключи, не говорите об этом домашним и не меняйте замки.
3. Если вы встретили парня, у которого обширная коллекция жестокого порно и который смачно жует чипсы под крики истязаемой жертвы - это ваш лучший друг. Доверяйте ему и почаще оставайтесь с ним наедине в его 'готишной' квартире без соседей и в других малонаселенных и звукоизолированных местах.
4. Если вы в баре с возможным убийцей, смело пейте из стакана, куда могло быть подсыпано что угодно. Еще одна неплохая идея - употребить непривычно большую дозу алкоголя.
5. Если чувствуете, что ваша жизнь в опасности, не носите при себе никаких средств самообороны.
6. Почаще отправляйтесь домой к малознакомым мужчинам и не говорите никому из родных, куда вы идете и когда собираетесь вернуться.
7. Если вам удалось завладеть оружием, не применяйте его сразу - дайте убийце второй шанс!
8. И главное - никогда, никогда, никогда не обращайтесь в полицию! ('Скорая' сама их вызовет.)
Резюме фильма: очень неплохой триллер-детектив с мастерски созданным напряжением (еще бы сцену со сказкой убрать - она сбивает темп и разряжает это самое напряжение). Есть в фильме и 'философия', но настолько слабая, что и писать особо не о чем - тема 'страшного любопытства' уже давно и полно раскрыта в 'Синей Бороде'. Не понравилось исподтишка навязываемое зрителю 'Все люди такие. Признайтесь, вам же это нравится'. Извращение практически преподносится как норма, а все дело только в степени проявления. Тем самым повышается толерантность к насилию.
ЗЫ. Показ того самого снаффа по телевидению - простите, сплошная фантастика, и только испортило мне финал.
История «снаффа» ужасна. Ужасна настолько, что мы, услышав из криминальных новостей подробности, начинаем разочаровываться в самих себе. Как человек может быть таким жестоким, что позволяет ему не бороться с «паразитами сознания», в конце концов, дьяволом в душе? А вот что…
Люди мира стали ленивы и равнодушны абсолютно ко всему. Зачастую туристические поездки, походы в театр, экстремальные виды спорта становятся лишь лихорадочными поисками масок для того чтобы не сойти с ума от этой апатии и безразличия. Инстинкт самосохранения души.… В своем превосходном фильме «Дипломная…» Алехандро Аменабар заставляет пересмотреть взгляд на жестокость документальных издевательств и убийств, делая преступника мстителем с другой стороны экрана. Нет, не оправдывая его, но и открывая наши глаза на друзей, одногруппников, преподавателей, кумиров. Фильм как жесткая бескомпромиссная метафора, закрученная в самоигральности интеллектуального детектива. Высший уровень мастерства режиссера, выгнанного из Киноакадемии, но по-прежнему не потерявшему свой голос.
И, конечно, Эдуардо Норьега! Без его участия фильм многое бы потерял. Посмотрев `Капитан Аллатристе`, `Точка обстрела` и раннего Аменабара `Открой глаза` я в этом убеждаюсь вновь. Харизма серьезного актера, стать испанского гранда, глаза цвета ночного океана, все эти качества принесли Эдуардо мировую славу... В `Дипломной работе` он очень хорош. А Аменабар мстит по-своему академикам, запоровшим его в ВУЗе и в фильме позволяет себе быть очень искренним. Сохраняя главную интригу, я растворяюсь в фильме, быстро пробегаю по кроваво-красным коридорам университета Кино и Телевидения города Мадрида, спускаюсь в реквизитную и стараясь не дышать, ожидаю убийцу... Ночь фильмов Аменабара
( Художественный, г.Москва) откроет и Вам эту действительно страшную тайну...
Полнометражный дебют одного из самых талантливых режиссеров современности Алехандро Аменабара дал начало целому ряду его работ в жанре «триллер». Апофеозом мастерства постановщика в создании ирреальной атмосферы мистического напряжения стала картина «Другие». И после нее, словно завершив для себя игры в саспенс, он переходит в совершенно иную ипостась кино и снимает пронзительную биографическую драму «Море внутри», за которую получает заслуженный «Оскар». Примечательно, что первый большой фильм «Тезис» оказался своеобразным рубежом не только в творчестве, но и в судьбе автора. Достигнув значительных успехов на поприще короткометражных любительских лент, после «Тезиса» Аменабар автоматически становится именитым профессионалом. А в сюжете ленты он, кажется, иронично прощается с недолгим периодом своей студенческой жизни, рассказывая о расследовании жутких убийств молодых девушек, издевательства над которыми снимались на пленку в стенах университета.
Неплохо растиражированный сюжет о юной студентке, случайно натыкающейся на кровавый след таинственных преступлений, в фильме смотрится необычно. Более того, центральная нить повествования как будто тонет в неподдельном психологизме героев, а мелькание кадров все сильнее нагнетает чувство опасности, которое, подобно жидким чернилам, растекается по экрану. И уже непонятно, что же конкретно заставляет трепетать: сама ли зловещая история или голубые глаза возможного убийцы. Анемичная палитра эпизодов то замирает в неподвижных планах, то несется стремглав короткими монтажными фрагментами. А мрачная атмосфера страха создается без каких-либо спецэффектов лишь игрой света, композицией фабулы и грузом мысли о противоестественности и в то же время неоспоримости существования в людях глубинной тяги к жестокости. Эта беспощадная идея не выходит на передний план, лишь изредка проглядывая в необязательных репликах, однако ее неусыпное присутствие, точно холодная тень, накрывает с каждой минутой фильма.
Развитие истории незаметно выбивает опору из под ног зрителя, который вынужден оказаться в сходном с героиней положении, ощутив на себе будоражащую неопределенность в каждое мгновение и в каждом человеке. Когда даже близкий друг, возможно, является кровавым маньяком, когда ни один клочок Земли не способен спасти от кошмарного чувства, ведь оно уже проникло под кожу и растворилось в крови. Однако не только психологические эскапады являет режиссер, истинной целью его трудов становится нравственная сущность героев. Циничная отличница, изучающая жестокость в кино ради научного интереса и сдачи дипломной, а вместе с ней и эпатажный панк, собирающий порнографию и все издевательства на видео из юношеского максимализма и адреналиновых ощущений, проходят через испытание самой жизнью. Которая освобождает их от шелухи ложных идеалов, заставляя вкусить соль бытия, плоть этого чертового мира. После чего они уже ни за что не притронуться к смерти, в каком бы обличии она не предстала. Но если история персонажей заканчивается, то реальность все еще продолжается, отмечая финал картины долгим многоточием.
'- Режиссёр должен делать только то, чего хочет от него публика. Это основной принцип любого зрелища. Или ты отвергаешь и зрелище?'
Я не знал, что меня ожидает при просмотре, я знал лишь то, что это будет напряженное зрелище. Специально настроившись на такое кино, я сел смотреть его, само собой ночью, в полной темноте, для полного погружения в атмосферу, ведь бывают такие фильмы, когда ты сидишь и тебя просто затягивает в экран. При просмотре таких вот фильмов не замечаешь ничего, кроме того, что происходит на экране, именно на таких фильма проявляется магия кино, когда режиссер и вся остальная съемочная группа мыслят в одном направлении и вступают на неуловимую связь со зрителем. Такой эффект на меня производят очень малое количество фильмов, но 'Дипломная работа',уже с первых минут попало в этот список, потому что с самого начала меня начало захватывать происходящее, я во время просмотра был уязвим для режиссера, он выжимал из меня те эмоции которые хотел, во время этого фильма я испытал то ощущение, которое максимально близко к понятию страх.
На самом деле, фильм с такой идеей снять можно двумя способами, либо снимать пыточное порно, либо идти по пути классического детектива, но менее эффектного, Аменабар же, провел очень тонкую границу между этими двумя способами, и балансирует между ними, причем настолько умело, что мы получаем не только их смешение, но и эффектнейший триллер, причем эффект совершенно другого харарктера, и заодно очень умные и незаметные для многих мысли насчет насилия. Безусловно каждый по своему воспримет этот фильм, но поймут все его грани немногие. Есть даже такое понятие фильм кубик-рубик,(головоломка в которой есть много сторон, и которую не так то просто разгадать).
'Дипломная работа' это чистый психодел, на меня по крайней мере очень сильно действовал, на меня давил саундтрек, некоторые сцены, а самое важное в этом, то, что как я уже говорил, я не мог оторваться от экрана, в итоге я смотрел внимательно фильм, подмечал детали, и пытался разобраться в психике персонажей. Ведь на самом деле, ни одного из персонажей фильма нельзя назвать совершенно вменяемым. Даже главную героиню, ведь по сути, она отвергает насилие, но ввязывается в историю замешанную именно на нем. Хотя в этом и есть один из самых главных плюсов картины, герои ведут себя, так как поступили бы вы на их месте. Ну а про способности Аменамбра нагнетать саспенс даже говорить не нужно, это и так понятно. И еще можно проглядеть отчасти романтическую историю, не много извращенную, и мало заметную, но почему мне ярко бросившуюся в глаза. Сказка рассказанная Чемом в середине фильма про принцессу и карлика чем-то схожа с главными героями.
Безусловно с одной стороны эффектный триллер, но с другой перед нами действительно умное кино, с кричащей морально, о том, что люди предрасположены к насилию. Сами подумайте режиссер два часа развивает тему насилия, причем доказывая то, что людям нужно зрелище, и ничего другого. Больше всего об этом говорит финал, те кто посчитает его отчасти счастливым глубоко ошибутся, ведь в финале мы видим как огромное количество людей смотрят программу по телевизору про насилие, и большее количество зрителей прильнуло к экранам как раз в тот момент когда в этой программе сказали фразу про то что сейчас покажут эти крайне жестокие кадры, из этого я наткнулся на мысль про то, что людям интересно насилие даже когда люди умирают по настоящему, ведь большинству нет дела, им просто интересно. А ведь не каждому режиссеру удается хорошо развернуть свою мысль, и одновременно поднять важные темы.
Я обычно на этом месте формирую все в один абзац, под зловещим названием итог, но в этот раз я этого не сделаю, во многом потому, что все что нужно сказать в итоге, я сказал выше, а в краткой форме точно не получится.
Кстати насчет Аменамбара. Он снимет еще много интересных картин, которые считаются одними из лучших в жанре, но у него мне больше всего нравится 'Дипломная работа' во многом потому, что это наиболее умный и сбалансированный его фильм.
PS.Доктор Лайтман, друг спасибо тебе за то, что посоветовал этот фильм, ты был прав, после просмотра сразу в 10-ку.
Этот фильм - одна из первых и наилучших работ режиссера Алехандро Аменабара; она заставляет сидеть у телевизора и ждать развитие кинокартины. Этот фильм, больше известный под названиями '16 мм' или 'Снафф', завораживает хотя бы грамотно развивающимся сюжетом. До конца фильма мы сидим в догадках, Алехандро не дал нам возможности сказать точно: 'вот убийца!', он держит нас под сомнением до конца, подбрасывая все новые и новые доказательства и факты.
Прекрасная работа актеров! Тогда уже не молодая Ана Торрент сумела сыграть и показать студентку киноведческого - Анхелу, которая собирала материалы для своей дипломной работы. Но внезапно умирает ее научный руководитель... За просмотром видеокассеты...
Тут-то и появляется любопытный парень Чема, которого сыграл тогда еще молодой актер Феле Мартинез. Студенты начинают распутывать дела прошлых лет, и, в частности, дела, связанные с их бывших сокурсниками, которые были убиты для снаффа.
Появится ли еще одна кассета с жестоким убийством?
Ох, уж этот Аменабар, ох, уж эта Испания, рождающая таких людей, без которых современная цивилизация настолько бы себя не знала.
Этот фильм является знаковым в очереди триллеров и детективов. Возможно, что уже изнеженному зрителю отсутствие какого-либо 'мяса' и расчлененки, обычно присущими фильмам такой темы, покажется скучным. Но это абсолютно не так! Никакая откровенность и не нужна вовсе. Атмосфера передана настолько, что никаких стимулов в виде визуализации не требуется. Действительно, можно провести параллель с Хичкоком. Потрясающие кадры, дополненные грамотно подобранной музыкой и отличной операторской работой, вводят в состояние ужаса и мгновенно переносят на место главной героини Анхелы.
Единственное, за что я смогла зацепиться, так это выражения лица Аны Торрент ближе к середине фильма. Вот чуточку бы поэмоциональней, хотя, возможно, я просто ушла вперед в эмоциональной чувствительности по мере развития сюжета. Ведь самая вкусная изюминка нас ожидает только в конце.
Вот, что еще обязательно стоит отметить в описании этого фильма, так это мастерская игра со зрителем в угадывании того ужасного и отвратительного маньяка. Были перебраны все герои; казалось уже, что вот-вот он, тот самый, кто не человечески зарабатывает деньги на видео подобного рода, находя при этом удовольствие от участия в этом ужасающем процессе.
И все-таки. Ну нельзя уж быть такой милашкой Эдуардо Норьеге. Этот великолепный мужчина, будучи еще таким молодым, не позволяет оторвать глаз от любых его действий и проявлений.
После же просмотра этого фильма, помимо каких-то его оценок и осмыслений, возникает ужасное чувство, что ведь каждый из нас является частью этого мира, где имеет место быть такой бизнес, как снафф и, что самое страшное, он не перестает быть популярным и не теряет свою цену. И даже, может быть так, что тот самый организатор всего этого действа ходит с тобой на одни лекции в университете или же живет по соседству...
Томление запретных чувств и мыслей
По нервам пальчиками тощими стучит...
Под маской лоска благородных чистых жизней
Бес похотливый о насилии кричит!
Под покрывалом добродетели и ласки
Укрылся зверь с глазами цвета вод морских.
Покрытый липкой негой точно алой краской,
Он убивает для забавы душ людских...
«Может ли фильм убить?» - рассуждает пытливая Анхела, сверля пронзительным взглядом своего сокурсника. Она думает о смерти, с которой случайно столкнулась в темном кинозале видеотеки Мадридского института и кассете, позаимствованной у безропотного мертвеца. «Может ли убийство стать фильмом?» - вторит своей героине режиссер Алехандро Аменабар в венценосной ленте 90-х.
«Дипломная работа» - картина, ставшая для испанского постановщика дебютом в большом кино, являет собой отличный образец психологического триллера. Фильм Аменабара подобен лабиринту, где выбранный путь кажется самым верным, до тех пор пока не упрется в глухую стену, и не факт, что следуя другой дорогой можно будет найти выход. Утопающая в мейнстриме невесомым детективным сюжетом, история прилежной студентки киноинститута, пишущей диссертацию на тему аудиовизуального насилия, полна острого социального подтекста. Лента о нелюдях в обличии людей, о девушках, разрезанных кадрами документальной хроники на белом кафеле частного гаража, о поиске смысла и таинстве вечного успокоения, уходит корнями в закоулки человеческого подсознания, стирая границы художественного кино.
Истошные вопли жертвы, вырывающиеся из динамиков ослепшего телевизора, деформируют сознание ярче и жестче мясной расчлененки дешевого фильма ужасов. Тонкий подход Аменабара к запугиванию искушенной аудитории заметен в каждом эпизоде фильма. Кажущаяся доступность при отсутствии таковой - вот чем цепляет режиссер, дозируя информацию таким образом, чтобы накормить, не вызывая при этом чувства насыщения. Работа Аменабара сравни легкой эротике – открывает взору ровно столько, сколько нужно, чтобы завести воображение зрителя. Созданная режиссером атмосфера тревожной возбужденности точечными электрическими ударами бьет по мозговым рецепторам, погружая в состояние транса. Фильм, повествующий о проблеме насилия в кинематографе, по сути сам является представителем этого жанра, только в более изощренной психосоматической форме. Своей осязаемостью и недосказанностью «Дипломная работа» вынуждает зрителя заглатывать кадр за кадром втайне надеясь узреть нечто действительно запрещенное, почувствовать в себе маниакальное начало, ведущее к обесчеловечиванию. Подобно главной героине, что закрывая лицо ладонями в приливе отвращения, украдкой ловит жестокие кадры кровавой расправы, сквозь пальцы гипнотизируя экран расширенными зрачками точно маленькая девочка, подглядывающая в замочную скважину.
Вопрос, что побуждает снимать снафф в эпоху потребления, когда ценность имеет все, что высоко оплачивается, не так актуален для «Дипломной работы» как поиск причин, толкающих людей к просмотру мокрого видео. Найти смысл извращенному вожделению, поселившемуся в умах среднестатистических обывателей, кажется Анхеле (Ана Торрент) главной целью ее диссертации. Но, оказавшись в центре криминальной истории, она не замечает, как сама становится заложницей основных инстинктов, испытывая сексуальное влечение к Боско (Эдуардо Норьега) не самому надежному парню, а возможно даже убийце. Сладострастие и порок затуманивают разум главной героине, бредящей то похотливыми ласками, то близкой смертью.
На фоне страстных фантазий о Боско Эррансе нелепые отношения Анхелы с ее напарником по интересам Чемой (Феле Мартинес) выступают буфером между плотью и духом. Прикосновение, застывшее в воздухе, неловкие объятия в кромешной тьме и просмотр нелегальных фильмов в зашоренной студенческой квартирке – всё это при своей формальной приземленности выглядит более чем романтично… Так, резонируя между любовной лирикой и расследованием преступления, режиссер водит зрителя узкими коридорами подсобных помещений, архивами переполненных стеллажей, холодными подвалами, путая следы и играя доверием к персонажам как бумерангом. Сколь шокирующей окажется правда, откроется лишь в финале.
'Снафф-муви' - это картины, на которых записаны реальные убийства людей, сопровождаемые как физическим так и сексуальным насилием. Разумеется такие фильмы находятся строго под запретом, однако это не мешает их создателям получать за них неплохие деньги, так как в среде извращенцев и психопатов подобного рода кино пользуется успехом и стоит очень и очень много.
В связи с этим применять термин 'снафф' к жанровой принадлежности того или иного фильма неприемлемо, можно лишь говорить о триллере, ужасах и прочем про 'снафф', не более. Не удивительно, но в последнее время на эту тематику снимается множество художественных фильмов, таких как 'Хостел', 'Сербский фильм', отличающихся предельной реалистичностью, бескомпромиссностью и черт возьми, такими темпами они будут слабо отличаться от оригинального 'снаффа'. 'Дипломная работа' тоже относиться к этому фильмам о 'снаффе', однако в отличие от уже названных картин, в фильме Алехандро Аменабара нет такого упора на детальное изображение насилия и вызывание рвотного рефлекса у зрителя. Это не значит, что картины Элая Рота и Срджана Спасоевича плохи, просто в них проблема освещается с совершенно разных сторон.
'Дипломная работа' в наше время уже потеряла статус шокирующего кино, так как аудитория выросшая на ужастиках привыкла и к худшему, и возможно не воспринимает увиденное всерьез. Однако история о девушке, наткнувшийся на реальное 'снафф-муви', где убивают студентку из ее университета, пропавшую несколько лет назад, выглядит более реалистично чем клуб богатеньких извращенцев-убийц, находящийся в Словакии, не в обиду Элаю Роту будет сказано.
Картина Аменабара помимо прочего является неплохим триллером с элементами детектива, потому что определиться с тем, кто же реально убил ту девушку трудно вплоть до самой развязки, несмотря на то что кандидатов всего три. И при всем небогатстве развития сюжета, картина не наскучивает ни на секунду, в первую очередь именно из-за той самой интриги.
В итоге вышел может не самый лучший, но вполне реалистичный фильм о 'снаффе'. И когда в конце картины ведущая по телевидению говорит - 'Сейчас будут показаны те самые кадры', а дальше идет предупреждение, что они могут повредить вашу психику, становится как то не по себе...