На свете существует уйма эксплуатационных триллеров и данная лента из их числа. По направленности её можно отнести к так называемым «rape-revenge», то есть чья фабула построена таким образом, где обыгрывается тема некого насилия и последующей жестокой мести. Один из самых известных, пожалуй, будет оригинальный «День женщины» («Day of the Woman»), имеющий различные пересъёмки, считая и современную.
Здесь же история исходит из группы «крутых» девчат, ищущих приключения после уроков на свои тривиальные аппетитные местечки, после чего задираясь к шайке местных хулиганов, получают контрмеры – немую тихоню-сестрёнку главной героини изнасилуют, что и станет поводом для кровавой мести.
Из такого остова мог бы выйти вполне серьёзный суровый рассказ, например, как родоначальник франшизы «Жажда смерти» («Death Wish») или наш родной «Ворошиловский стрелок», однако эксплуатация правит балом, посему многие характерные законы не позволяют придерживаться ровного повествования без ляпов и художественных вольностей. Тем самым, вид школьниц вызывает у зрителя мужского пола вполне резонный вопрос-сожаление: эх, ну почему мне так не везло за партой, и кругом не было таких абсолютно взрослых «учениц», хорошенько за двадцать со всеми вытекающими фигуристыми последствиями – глядишь и прогулов уроков стало гораздо бы меньше, может и на факультативы записался?.. Правда, в силу подобного с поводом и без повода экранная обнажёнка только выиграла, ну а что прописанные злодеями, слоняющиеся по школьным коридорам, выглядят тридцатилетними переростками – можно посмеяться. Конечно без гротеска никуда, если обязывает жанровая принадлежность, посему мстительница действует ярко и с размахом, облачённая в чёрный костюм при кроваво-красной помаде на губах, стоя на высоких каблуках с арбалетом наперевес. Касаемо переломного злодеяния – словно его недостаточно – режиссёр широким жестом наваливает ещё одно, чтоб негодяйство негодяев возросло в большую степень из-за уже жестокой расправы над другой девушкой, которая невеста… которая беременна… которая подруга главной героини. В общем, соблюдение меры или тонких граней оставлено для других, в эксплуатации наивности никто не избегает.
Актёрская игра получилась весьма неровной, даже где-то спорной. Центровую партию доверили Линде Блэр (Linda Blair), пожалуй, помнимой лишь по участию в культовом «Изгоняющий дьявола» («The Exorcist»), однако снимающейся немало. Работа у неё вышла дискуссионной, ведь «крёстную мать» девичьей шайки школьниц преподносит она неплохо с разными потасовками за волосы посреди класса, однако эмоции ярости и грусти выражать не получается, особенно «смазаны» сцены отмщения, где актриса с трудом удерживает пробегающую улыбку или лишь ненормально расширяет глаза, видимо для демонстрации ужасающего гнева. Злодеи-хулиганы наоборот удались, пускай образы не предполагают особого лицедейского изящества, показывая обычную свору от вожака до пресмыкающихся пред ним. Но больше остальных выбивается вперёд фоновый персонаж, за который ответственна Линни Куигли (Linnea Quigley) в несвойственной для себя ипостаси очень милой естественной и ранимой немой девушки, напоминающей ангела. Актриса приятно удивляет достоверностью, особенно если сравнивать её будущую карьеру обычно сплошь в шутливом трэше.
В итоге получается, что фильм можно поругать за некоторую неправдоподобность и простоту, только для своего эксплуатационного среза он весьма и весьма радует соблюдением баланса. Поскольку, во-первых, не забывая тематику, авторы не скатываются в «чернушное» смакование насилия, хоть подобная сцена снята на высоком уровне отдачи от задействованных людей на съёмочной площадке, показывая эмоциональный надрыв жертвы, во-вторых, предсказуемость происходящего обусловлена рамками постановки, а в-третьих, здесь навечно остался неповторимый кусочек 80-х с частыми характерными музыкальными рок-композициями тех лет и другими элементами ушедшей эпохи.
Всё-таки есть в фильмах о мести что-то первобытное, исключительно животное, что-то, что заставляет неосознанно не только болеть за 'наших', но и возжелать негодяям как можно более мучительной расправы. В этом отношении 'Дикие улицы' - идеальный фильм. Наверняка вдохновлённый 'Классом 1984', эта картина чуть более прямолинейна, ставя во главе угла не конфликт старших и младших, а типичное брат за бра... точнее, сестра за сестру.
Да, возможно это не то, что принято называть 'хорошим' фильмом - это натуральный эксплоитейшн, зато снятый исключительно здорово. С типичной крутой восьмидесятнической атмосферой, сопутствующим саундтреком (А ТЫ уже слушаешь 'Justice For One' Джона Фарнхама (John Farnham)?) и прочими атрибутами - причёсками, негодяями (главный из них, кстати, какой-то чересчур отшибленный, убивает неугодных так, как будто совсем не заботится о том, что его ВДРУГ кто-то будет искать) и, разумеется, дамочками в достаточных количествах.
Смешал данный коктейль режиссёр пятой 'Пятницы, 13', которая для меня является одной из самых заметных частей в цикле. Правда не совсем понятно, почему Стейнман оставил режиссуру после трёх фильмов (есть ещё 'Невидимое', которое после двух столь заметных картин я просто обязан посмотреть). Потенциал для создания крепких 'B-movies' у режиссёра был, но либо его закритиковали, либо ещё что - в любом случае, неожиданного камбэка не получится, ибо теперь Стейнмана с нами уже нет. Так-то вот.
Касательно Линды Блэр - мило, но никого на примете поярче не было? В смысле, я могу понять её в роли напуганной, тихой дамочки в беде, как в 'Женщинах за решёткой', но когда она изображает крутую мстительницу с арбалетом - иногда тупо в это не веришь. Плюс играет она, мягко скажем, нестабильно - что особенно прослеживается в сцене охоты на двух гопников на складе - слишком наигранно она выделывается перед ними. Это, в принципе, не умаляет моей любви к ней, но всё же. Остальные, в принципе, показали себя достаточно сносно.
Грубый, прямолинейный донельзя, но по-хорошему забористый revenge-образчик, который наверняка будет интересен практически всем, кто любит фильмы из разряда 'мою сестру изнасиловали, брата убили, собаку повесили, дом сожгли - ублюдки, они ещё поплатятся'. Всё в этом фильме на месте, как и положено яркому эксплуатирующему фильму.