По своему шаблону 'Воздух, которым я дышу ' напоминает как минимум три других картины: '21 грамм ', 'Вавилон ' и 'Столкновение '. Сплетение нескольких сюжетов, вынос вечной мудрости. Только отчего-то 'Воздух... ' не хлещет отрезвляюще по щекам своей жизненностью, как '21 грамм ', не удивляет сложносплетением тонкой паутины сюжетных линий, как 'Столкновении ' и не заставляет почувствовать себя одиноким и беспомощным среди толпы, как 'Вавилон '.
В данном случае копать глубоко не стали. Драматичная история поп-дивы, зависящей от своего мафиозного спонсора может тронуть разве что 14-летнюю школьницу. Каждое действие предсказуемо и словно где-то увиденное раньше. Персонажи довольно заурядны и ни коем образом не откладываются в памяти. Все это тянет максимум на небольшой теле-проект.
Посмотреть фильм меня заставило участие в нем замечательного актера Фореста Уитейкера. После просмотра напрашивался вывод, что это и вовсе единственное, из-за чего стоит посмотреть 'Воздух... '. В портфолио Уитейкера это рядовая работа, но на фоне остальной актерской игры в фильме он заметно выделяется. Притча про счастье (история персонажа Уитейкера) рассказывается первой, и если вы не хотите испортить впечатление о фильме, лучше сразу после нее нажать 'стоп '.
В целом - неплохая проходная драма для неискушенного зрителя.
Начну с актеров. Сара Мишель Геллар. Совершенно не понравилась ее игра. На мой взгляд, ей не удалось показать тех чувств, эмоций, переживаний, что были бы практически у каждого человека, попавшего в такую ситуацию, как ее персонаж. Единственное, что ей удалось сыграть в этом фильме это слезы, и то в большинстве случаев они выглядели не вполне естественно. Брендан Фрейзер. Возможно, просто непривычно видеть его в роли некого постоянно отмалчивающегося вышибалы, возможно, роль ему действительно не совсем удалась. Форест Уитакер. Потрясающая игра и этим все сказано. Кевин Бэйкон. Не скажу, что игра превосходная, но со своей ролью справился.
Сюжет. 4 линии, 4 жизни, 4 чувства. Все сплетается в один узел. Задумка неплоха, но снято слишком затянуто. Счастье. Повторюсь, что Форест Уитакер потрясающе сыграл свою роль, поэтому от этой части фильма остались лишь только хорошие впечатления. Наслаждение. В целом неплохо, но слишком затянуто. Печаль. Не похоже, не естественно. Любовь. ОНА не с НИМ, а с его другом, но несмотря на это ОН хочет, чтобы ОНА была счастлива и делает все ради этого. Красиво.
No emotion, any more than a wave can long retain its own individual form. Слова, использованные как эпиграф к фильму, дают ключ к его пониманию. Мир людей - мир чувств. Этот мир прекрасен и жесток. И всё в нём взаимосвязано. Однако мир чувств прекрасен именно тем, что непостоянен. Судьба даёт нам возможность испытать их все. Нельзя долго быть счастливым, так же как и нельзя вечно страдать. Если понять это, то можно будет легко и жадно вдохнуть в себя воздух, которым дышишь...
'Воздух, которым я дышу ' - неплохая драма с замечательным актёрским составом. 4 чувства, согласно древней китайской пословице, - это 4 краеугольных камня нашей жизни. Счастье, удовольствие, печаль и любовь - на них 'держится ' человек. Все они по своему прекрасны, на все человек имеет право. Но, подобно бабочке, покидающей кокон, которой так восхищался герой Фореста Уитекера, знает ли человек - что его ждёт в жизни? Знает ли он - как он прекрасен, одарённый чувствами подобно крыльям? Знает ли он, какой гусеницей был бы без них? Знает ли как тяжело ему будет обрести эти чувства? Какую цену он будет готов заплатить?
Голос за кадром, философские размышления и параллели в линиях главных персонажей - этот ход стал уже обыденным в голливудских драмах. Но сама идея 4 чувств в совершенно разных и непохожих друг на друга людях всё равно интересно и неплохо подаётся.
Конечно, не последнюю роль в фильме играет прекрасный актёрский состав. Лично я больше всего симпатизирую Форесту Уитекеру, с каждым фильмом, будь то 'Телефонная будка ' или 'Пёс-призрак: Путь Самурая ', доказывающему свои прекрасные актёрские способности и очень ему подходящее драматическое амплуа.
Но не могу не отметить Брендана Фрейзера. Всегда интересно видеть комика в необычной, серьёзной роли. Особенно, после громких успехов Эдди Мёрфи и Джима Керри на этом поприще. И на мой взгляд, Фрейзер отлично справился. Думаю, даже не пропущу следующий его подобный фильм.
Но в бочке мёда не обойтись и без ложки дёгтя. Всё-таки фильм - не шедевр, а лишь один из многих. И режиссура тут кое-что подпортила. В первую очередь, бросается в глаза плохая сбалансированность линий 4 персонажей. Очень долго и подробно рассказывается, как шёл герой Фрейзера к своему удовольствию от возможности что-то изменить в жизни, пугавшей его и повергавшей в отчаяние. И совсем бегло и, на мой взгляд, не до конца была раскрыта судьба героя Уитекера. А герой Бэйкона вообще на головы зрителей - как с луны свалился.
'Палец ', конечно, мрачен и неотвратим, но кроме фразы 'Ты думаешь, я плохой? Но я просто поступаю, как все... ' ничего не смог добавить, чтобы сделать свой персонаж более реалистичным и переживающим что-то выше гнилой душонки рэкитира. Это моё личное мнение. Никому его не навязываю, но оно таково.
В итоге получаем интересную драму, вполне подходящую для разового просмотра с последующим осмыслением в течение 2-3 дней. Каждый из принимавших участие в съёмках киношников, наверное, смело поместит её в список фильмов, которыми они могут гордиться.
Счастье. Удовольствие. Печаль. Любовь. Эти четыре чувства, упоминающиеся в старой китайской пословице должны были стать основой для данной картины, которая состоит из четырёх одноимённых новелл. Хронометраж для картины идеальный — в «золотые» полтора часа можно уместить что-угодно, если постараться, но в данном случае думается не помогло бы и увеличение оного.
Пригласив на роли главных персонажей двух опытных драматических актёров (Уитакер и Бэйкон) и двух актёров, которые не известны широкой публике в данном амплуа (Фрэйзер и Геллар), режиссёр, для которого фильм стал первым опытом полнометражного фильма сделал очень интересную по идее, но не отточенную на практике работу. Фильм, в котором должно быть заложена глубокая мысль, на размышления после просмотра не настраивает.
История счастья и любви очень коротки, да и не совсем понятна трактовка счастья, хотя стоит учесть, что идея показать его через такой ракурс интересна. Что касается удовольствия и печали, то персонажи раскрыты более интересно (удовольствие в меньшей степени), но от этого сопереживать им не получается, в случае с героем Фрейзера из-за не очень понятной фишки с видением будущего, а Геллар просто не достаточно отдалась роли, не сыграла на надрыве, как требовалось сценарием, хотя по сравнению с её предыдущими ролями беспорный шажище вперёд.
«Воздух, которым я дышу» мог бы стать отличным фильмом, но пятна в сценарии не дают на это шансов. Я не знаю дословно ту пословицу, на которой основан фильм, но знаю, что в ней говорится о том, что 4 чувства составляют нашу жизнь. Фильм не об этом, фильм о том, что надо чувствовать, просто чувствовать, а об этом уже снято и получше.