К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Это безупречный, абсолютно идеальный фильм-нуар. Прямой и беспощадный, как выстрел в голову. И пронизанный упрямой горькой поэзией, без которой невозможен истинный фильм нуар: поэзией смерти.

История, рассказанная в фильме, - прежде всего о смерти. Ничего лишнего. Никакой любовной линии, никакой музыки, никаких красок - это правильный, суровый черно-белый фильм. Вспышка лампочки, выстрелы, стук падающих тел. Абсолютная бессмысленность и абсурдность странной игры в конце концов придают ей абсолютный смысл: смысл - в самой смерти. В игре со смертью. Игре не по своим правилам, не по своей воле. В каком-то плане это аллегория человеческой жизни с ее абсурдом, борьбой, любовью к близким, упорными надеждами и безнадежностью в финале.

В этой истории нет ничего лишнего, ни одной детали. Ни одного случайного лица - что-что, а лица этой картины врезаются в память надолго. Долгая тягучая экспозиция, погружающая зрителя в атмосферу острой и терпкой печали: зимний туман, пустой пляж, бедность и тоска эмигрантов, бедность и тоска странной некогда богатой пары. Эта печальная экспозиция незаметно, но властно затягивает зрителя в свое пространство: ты еще ничего не понимаешь, но почему-то уже участвуешь, уже не можешь оторваться. Затем следует вторая, насыщенная бешеной и молчаливой энергетикой, центральная часть. И потом - задумчивый эпилог с пустыми перронами заброшенной станции. Классическая трехчастная форма.

Это очень мужской фильм. Не только потому, что в нем есть лишь одна полноценная женская роль. Еще и потому, что по характеру фильм похож на персонажа нуаровского фильма: что бы ни происходило, он остается внешне бесстрастным. Молчит, хмуря колоритное, изрезанное морщинами лицо. Люди говорят о том, что все кончено ('У меня ничего нет. Я на улице'), коротко, сухо, без лишних эмоций. Выигрывают и проигрывают миллионы без торжества и без отчаяния. Умирают, убивают, выживают и спасаются бегством молча. Разговаривают короткими фразами или просто жестами. Например, удар кулаком в лицо - вполне развернутое высказывание.

Это также очень лиричный фильм, пахнущий зимними дождями. В нем нет ни одного счастливого человека. Деньги, которые могли бы в другом фильме стать важным движущим фактором сюжета, тут не имеют почти никакого значения: дело не в них. Очень богатые и очень бедные одинаково несчастны, это какое-то экзистенциальное, неизбывное несчастье, какой-то способ проживать жизнь, это - ритм стихотворения, персонажами которого являются все, затронутые этой историей. И само это несчастье, бедность, печальные воспоминания о безнадежно утраченном, печаль заброшенных особняков и дешевых гостиниц, благородные черты женщин с большими грустными глазами, - во всем этом есть большая поэзия, поэзия высшей пробы.

Наконец, это фильм о любви к семье. Фатальной любви. По безжалостным правилам нуара, любовь может быть только немногословной и трагичной: и она именно такова в этом фильме, хотя это и не традиционная любовь мужчины и женщины, а, как уже было сказано, любовь мужчины, вернее, мальчишки, к своей семье. Но все остальные условности жанра будут соблюдены: любовь, не выказанная в словах, будет доказана делом, и закончится гибелью.

Это очень короткий фильм, который смотрится на одном дыхании и запоминается навсегда. Фильм-эссе о смысле человеческой жизни, о смысле смерти, о красоте обреченности. И сама абсурдность его неповторимого сюжета настолько не требует ни объяснений, ни дополнений, что он оказывается совершенно идеальным.

10 из 10

05 сентября 2014 | 15:00
  • тип рецензии:

Честно говоря, до сих пор сижу под впечатление, точнее, до сих пор идет холодок по коже.

Я люблю черно-белое кино, оно имеет какой-то свой особый шарм. Но этот фильм сначала смотреть не хотела, привыкла, что если ужасы и кровь, то только американцы в этом ассы (вот такой стереотип сложился). А потом как-то села... и посмотрела на одном дыхании. Да, начала затянутое, дешевые декорации и актеры не 'первый сорт ', но впервые мне было действительно на это наплевать. Ты просто сидишь в полном оцепенении...

Меня почему-то очень возмутила одна рецензия на этот фильм, где автор утверждает, что основная идея фильма - 'на что может пойти человек ради своей семьи '. Да, соглашусь семья в этом фильме далеко не на последнем месте, но все таки, неужели жертву ради семьи хотел показать Гела Баблуани?

Еще классики писали о 'русской рулетке ' - игре на УДАЧУ. И тут уже не главное как в твоем пистолете станет пуля, сейчас важнее, как она станет у человека позади тебя. Еще один 'отличный ' способ проверить фартовый ты или нет, благосклонна ли к тебе сегодня судьба. Если нет - кто-то теряет много денег, ты теряешь жизнь.

Вот такие 'игры аристократов ' - человеческие судьбы вместо карт. Игры, где адреналин и азарт на максимуме, ставка - жизнь, тут всегда есть проигравшие. Но хорошо играть, когда ты только зритель, и не в твой затылок смотрит дуло револьвера.

В общем, критик из меня неважный, но все же советую '13 ' посмотреть - не разочаруетесь. Фильм потрясает сознание! Отдельно хочу отметить Георгия Баблуани: отличный дебют - натурально, экспрессивно, жизненно - браво! А режиссеру хочу передать: ' Гела Баблуани, ты - молодец! '

10 из 10

21 февраля 2008 | 23:01
  • тип рецензии:

Серые, тягучие будни семьи эмигрантов из Грузии во Франции. Как старая, дряхлая крыша в доме, огороженном покосившимся забором, - ничего веселого и ничего интересного. Просто серость - как небо над морем в непогоду. Мало работы и мало денег или много работы и мало денег, или была работа, но не было денег, или по прихоти судьбы шанс без работы получить много денег.

И тут цепь из вагонов, полных нелегальной конспирации и неприветливо-волнующих пассажиров, с каждым ходом двигателя набирает тревожное напряжение, чтобы в пункте своего назначения выпустить прямо в лицо зрителю обжигающий серый пар, перемешанный с гарью, потом и кровью. И зритель уже не помнит, что там было в начале, и ему даже не важно, что будет в конце, он просто смотрит с замирающим от животного ужаса сердцем на полный все того же животного ужаса ступор главного героя.

Обескураженный взгляд Георгия Балбулани лучше любых слов объясняет все происходящее: театр кровавого абсурда, где места в зале покупаются за большие деньги и не менее весомое влияние, а роли на сцене обесценивают человеческую сущность за каких-то несколько секунд. Нажать на курок и в облачке порохового дыма увидеть грязный подвал с серыми липкими лужами и разлагающимся мясом на полу – не самая большая цена за благополучие семьи. Смотреть за опасной игрой с безопасного расстояния и воображать собственное всемогущество в порыве адреналинового экстаза – не самый лучший способ почувствовать себя живым.

Сумасшедший конферансье как будто больше всех понимает, что же творится под этой одинокой, драматично покачивающейся из стороны в сторону лампочкой. Его пальцы неустанно движутся в приступе невроза, пот стекает за ворот липкими мурашками, губы искривлены смесью возбуждения и отвращения, огромные синяки залегли под остекленевшими глазами. Расширенные зрачки смотрят на мешки с костями и видят в них людей. Видят, как они играют жизнью, судьбой, смертью. Как подчиняют себе законы природы, придумывая им денежный эквивалент. Как доводят до апогея ощущение инстинктивного азарта, все глубже погружаясь в пучину первобытного безумия.

Невозможно оторваться от серого экрана - мышцы сводит в невольном напряжении, пульс учащается, челюсти сжимаются до зубного скрежета – это не жизнь, а черно-белые плоть, кровь и слезы, высеченные из монолита. И пусть упрек социуму сводится до небольшого эпизода, где богатый человек остановил свой модный автомобиль, дабы справить на обочине малую нужду, а бедный человек стал невольным свидетелем сего действа. Пусть язык чрезвычайно прост и временами довольно скуден. Пусть динамика противоречива и порой заставляет задуматься о хронометраже. Но добрую половину экранного времени нервы – что та натянутая тетива. И при каждом щелчке взведенного курка искусство напоминает разуму об области существования, в которой он бессилен. А после финальных титров каждый решает сам, что скажут пессимист с оптимистом о наполовину заряженном барабане револьвера и как далеко он готов зайти в мыслях о цене бесценного.

09 января 2013 | 23:28
  • тип рецензии:

Великолепный, напряженный черно-белый фильм. Очень интересный сюжет, но его исполнение берет за душу по полной программе. Весь фильм смотришь на краешке стула, так как боишься что-то пропустить. Невероятный по напряжению и накалу фильм.

23 января 2006 | 13:18
  • тип рецензии:

Юный кровельщик остался без работы, после того, как его наниматель скоропостижно скончался, а продолжать ремонт подруга хозяина отказалась. Однако к молодому человеку случайно попадает конверт, предназначавшийся покойному. В конверте не было ни письма, ни объяснений - только билет на поезд и оплаченная квитанция за проживание в отеле. Судя по тому, как рассчитывал на это письмо хозяин дома, главный герой решает, что, раз получить деньги за свою работу не получится, он вполне может воспользоваться содержимым таинственного конверта с полоской.

Фильм молодого режиссёра Гелы Баблуани получился на удивление ровным и цельным. Вопреки опасениям, авторы не стали рассказывать историю нелёгкой жизни изгоя в чужой стране или снимать чернушную историю из жизни нац. меньшинств. Да, в фильме представлены разные национальности, но эта тема никак, к счастью, не педалируется.

Номер '13' в названии выбран не случайно - число это в некотором роде мистическое, почти сакральное, часто считающееся несчастливым, а в данном фильме именно тема удачи, везения выбрана за основу. Казалось бы, какая-то неведомая сила подсказывает, подталкивает главного героя к финалу: смерть его нанимателя, после чего молодому человеку отказываются платить; письмо, вроде бы обещающее лёгкий заработок, которое ветер фактически передал ему в руки. Когда же появляется сомнение и хочется отступить, путей назад уже нет - 'Рубикон перейдён'.

Чем закончится эта история догадаться не сложно, но именно к финалу, наверное, и складывается единая, цельная картина. На смену бунтующему Мишелю Пуаккару пришёл потерянный персонаж Георгия Баблуани. И если герой Бельмондо жил, как ему того хотелось, это был свободный человек, то для героя данной картины всё, казалось бы, предрешено заранее, - с самого начала он выглядит только пешкой в руках Фатума. А ведь, казалось бы, что стоило просто вернуть письмо...

7 из 10

13 июня 2010 | 23:33
  • тип рецензии:

Подходя к таким фильмам - жестких по сюжету и затягивающих, зная о них мнения критиков - то есть таких же как ты зрителей, только признанных и к кому прислушиваются, возникает непреодолимое желание посмотреть и сравнить. В этот раз общее мнение примерно было таким, что '13' превзошел даже Бойцовский клуб. Это и было одним из основных аргументов к просмотру.

Правду говорят или нет. Говорят правду, но как всегда не во всем. Фильмы то разные, поэтому '13' только эмоционально делает 'Бойцовский клуб', причем фильм настолько плотный и цельный, настолько жанровый, что это еще больше к нему привязывает.

Несколько смыслов, основной уже был озвучен - хоть сколько будь ты удачлив в игре, жизнь другая штука и там все будет не так хорошо. Оригинальная развязка, будоражащая атмосфера (отключив русский перевод она становится еще более реалистичной), идеальная простота и художественная идеальность придают особенную ценность этому фильму. Отличная картина, что тут сказать.

09 мая 2007 | 13:10
  • тип рецензии:

Я оставляю отзыв на страничке именно это фильма просто потому, что мне так будет приятнее. Хотя мне бы хотелось упомянуть еще и его римейк в 2010 и кстати не шедший из головы во время просмотра обоих этих лент подобный же финт Ханеке со своими 'Забавными играми'. Итак, два режиссера, две истории, понятное дело, являющиеся близкими авторам, отражающими их и целых 4 кинопродукта.

Конечно, в чем-то сравнение неуместно. Если римейк Ханеке сделан практически один в один, у Баблуани все несколько приятнее. И за счет цвета, и за счет большего раскрытия персонажей второго плана...Но все же, что мы получаем в итоге от более поздних картин? Наверное, в целом это можно обозначить как большую реалистичность. Персонажи больше говорят, едят, идут и проч. Порой это не кажется лишним, т. к. вроде бы подчеркивает что-то важное и вообще более понятно современному зрителю. Еще один момент-делать кино по-современному, значит либо изменять его так, чтобы оно больше соответствовало ожиданиям от современного кино, либо проиграешь.

Но, кто сказал, что кино должно быть максимально близким и понятным?К тому же эти фильмы объединяет, я бы сказала, некая зачаровывающая жестокость. В первом случае, то есть у Ханеке, своей бессмысленностью, во втором своей естественностью. Хотя первый фильм снят в естественных условиях обычного загородного дома, а фильм Баблуани - некая инсталляция, игра.

Так что вот. Парадоксы это хорошо. Актерский ансамбль оригинальных картин подобран так точно, что в римейках радует лишь схожесть действующих лиц с теми, кого мы видели раньше. И все же мы что-то упускаем. Как минимум эту недоговоренность, эту свежесть первого впечатления и отчетливость чувств от сюжетных поворотов...

Возможно, это вопрос вкуса. А так история мне понравилась, она законченна, насыщенна и иллюстративна.

14 декабря 2011 | 05:58
  • тип рецензии:

Когда увидел в интернете фильм '13', снятый грузино-французским коллективом, во главе с режиссером Баблуани, меня он не сильно заинтересовал, хотя отправил его в 'Избранное', с намерением посмотреть, когда будет время. Время пришло. Скачал. Посмотрел.

'Черно- белый' - возмутило, не сильно люблю ч/б кино, поэтому даже очень спокойно отношусь к может быть талантливому Джармушу, но вскоре стал не замечать красок.

Кавказские лица сразу бросились в глаза, но это внесло свой колорит в общую массу аристократично-буржуйских европейских лиц. Через 15-20 мин просмотра фильма, не замечая даже как это произошло, я полностью влился в сюжет фильма, и всеми фибрами стал переживать за судьбу главного героя.

Я люблю европейское кино, где конец фильма очень сложно угадать, в отличии от Голливуда. Поэтому я думаю, что любители европейского кино обратят на это фильм внимание и получат массу удовольствия от его просмотра. Особенно любители драматичных триллеров, как я.

10 из 10

16 февраля 2010 | 15:04
  • тип рецензии:

Чертова дюжина. Сколько раз она встречалась нм в названиях фильмов? Но на этот раз она как никогда закономерна.

Только нечистая сила могла натолкнуть 22-летнего парня на то, чтобы украсть из чужой почты письмо с приглашением на „черную работу” – игра в русскую рулетку, где ставки несоразмерно высоки, а человеческая жизнь ценится неимоверно дешево. Себастьяну дают футболку с номером 13, и он вступает в игру. Новичкам везет в рулетку, но в этом смертельном казино – свои правила, и до хэппи-энда еще слишком далеко.

Фильм выдержан в черно-белых тонах. Красивые грузинские мужчины, говорящие по-французски. Черный французский кинематограф, получивший на кинофестивале в Венеции премию за лучшую первую картину, а в Санденсе — гран-при жюри за лучший иностранный фильм.

Сложно оценить его. С таким меланхоличным развитием сюжета, и с таким-то финалом. Дебют грузинского режиссера заслуживает внимания – однозначно.

21 октября 2007 | 18:29
  • тип рецензии:

Куда может привести человеческое любопытство и жажда легких денег?

При просмотре понимаешь, что жизнь очень оборотистая штука и может забросить в самые неожиданные места.

Оригинальный фильм «13» 2005 года, французского режиссера Гела Баблуани, который впоследствии получил более современный ремейк с известными лицами. Фильм снят в черно — белом стиле, что по словам режиссера создает более приятную атмосферу.

Картина рассказывает о своеобразном развлечении богатых людей, которое как мне кажется имело все шансы быть в реальном мире. Интересная и не затёртая идея, но увы с банальным концом. Как мне кажется, в сценарии есть несколько не состыковок о которых я умолчу, дабы не спойлерить и не портить ваше отношение к фильму, тем более они не такие уж и существенные.

В общем и целом картина мне понравилась, и я не жалею что посмотрел оригинал (хотя я видел ремейк 2009 года). Мой совет посмотреть фильм именно 2005 года, так как с ремейком 2009 года сюжеты абсолютно идентичные, а атмосфера приятнее именно тут.

7.5 из 10

22 февраля 2016 | 12:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: