Серые, тягучие будни семьи эмигрантов из Грузии во Франции. Как старая, дряхлая крыша в доме, огороженном покосившимся забором, - ничего веселого и ничего интересного. Просто серость - как небо над морем в непогоду. Мало работы и мало денег или много работы и мало денег, или была работа, но не было денег, или по прихоти судьбы шанс без работы получить много денег.
И тут цепь из вагонов, полных нелегальной конспирации и неприветливо-волнующих пассажиров, с каждым ходом двигателя набирает тревожное напряжение, чтобы в пункте своего назначения выпустить прямо в лицо зрителю обжигающий серый пар, перемешанный с гарью, потом и кровью. И зритель уже не помнит, что там было в начале, и ему даже не важно, что будет в конце, он просто смотрит с замирающим от животного ужаса сердцем на полный все того же животного ужаса ступор главного героя.
Обескураженный взгляд Георгия Балбулани лучше любых слов объясняет все происходящее: театр кровавого абсурда, где места в зале покупаются за большие деньги и не менее весомое влияние, а роли на сцене обесценивают человеческую сущность за каких-то несколько секунд. Нажать на курок и в облачке порохового дыма увидеть грязный подвал с серыми липкими лужами и разлагающимся мясом на полу – не самая большая цена за благополучие семьи. Смотреть за опасной игрой с безопасного расстояния и воображать собственное всемогущество в порыве адреналинового экстаза – не самый лучший способ почувствовать себя живым.
Сумасшедший конферансье как будто больше всех понимает, что же творится под этой одинокой, драматично покачивающейся из стороны в сторону лампочкой. Его пальцы неустанно движутся в приступе невроза, пот стекает за ворот липкими мурашками, губы искривлены смесью возбуждения и отвращения, огромные синяки залегли под остекленевшими глазами. Расширенные зрачки смотрят на мешки с костями и видят в них людей. Видят, как они играют жизнью, судьбой, смертью. Как подчиняют себе законы природы, придумывая им денежный эквивалент. Как доводят до апогея ощущение инстинктивного азарта, все глубже погружаясь в пучину первобытного безумия.
Невозможно оторваться от серого экрана - мышцы сводит в невольном напряжении, пульс учащается, челюсти сжимаются до зубного скрежета – это не жизнь, а черно-белые плоть, кровь и слезы, высеченные из монолита. И пусть упрек социуму сводится до небольшого эпизода, где богатый человек остановил свой модный автомобиль, дабы справить на обочине малую нужду, а бедный человек стал невольным свидетелем сего действа. Пусть язык чрезвычайно прост и временами довольно скуден. Пусть динамика противоречива и порой заставляет задуматься о хронометраже. Но добрую половину экранного времени нервы – что та натянутая тетива. И при каждом щелчке взведенного курка искусство напоминает разуму об области существования, в которой он бессилен. А после финальных титров каждый решает сам, что скажут пессимист с оптимистом о наполовину заряженном барабане револьвера и как далеко он готов зайти в мыслях о цене бесценного.
«Тринадцать» – черно-белая лента Гелы Баблуани. Картина была удостоена нескольких наград, в том числе Венецианского кинофестиваля и Санденс. Хотя, фильм сделан во Франции, его снял (и написал для него сценарий) грузин, да и в названии фигурирует грузинское числительное.
13 – количество человек, участвующих в игре, также это порядковый номер одного из них.
Картина рассказывает о 22-летнем Себастьяне – грузине по происхождению, который живет во Франции. Молодой человек работает кровельщиком у некоего Жана-Француа. Последний собирается заработать большую сумму денег и получает конверт, в котором даны указания для их получения. Но Жан-Франсуа не успевает ими воспользоваться, потому что умирает от передозировки наркотиками. Тогда конверт попадает в руки в Себастьяну…
По сути, картина о везении и предопределении. Вспомнилась фраза из «Миллионера из трущоб» Бойла – «Так предначертано».
Картина очень неспешна. Несмотря на наличие триллера, все довольно статично, нет ни какого экшена и тому подобного. Зритель вместе с Себастьяном узнает об игре, то есть половина фильма – намеки на Это. К сожалению, до просмотра я знала, что Это собой представляет, потому не сидела в ожидании, и саспенса не было.
Главный герой показался мне пресным, его образ не додуманным, не было в нем чего-то особенного, что выделяло бы его. Было бы интереснее если бы показали его жизнь. Может быть какую-то личную драму.
Повествование идет линейно, никаких флешбеков флешфорвардов. Хочу отметить, что в картине, хотя, и присутствуют убийства, не показан сам процесс. Правда, из-за этого не всегда понятно кто и кого убил.
Фильм стильно сделан. Во-первых, необычная черно-белая картинка, аля нео-нуар. Во-вторых, отличное музыкальное сопровождение, которое замечательно дополняет картину. В-третьих, монтаж и операторская работа. В картине много крупных планов, в основном, с Себастьяном, его фарфоровое лицо с черными бровями. Много общих планов, где панорамно показана публика.
Актерская работа меня не впечатлила, если не сказать расстроила. Георгий Баблуани, мне кажется, не справился со своей ролью, если в игре он еще как-то выделялся, то дальше казалось, что он отдельно, роль отдельно.
Фильм вызвал у меня амбивалентные чувства. С одной стороны – мне определённо понравилось как снято – т.е. непосредственно картинка - стильно, контрастно, любопытные актёры, но слабая подача сюжета – нельзя сказать что слишком растянуто но какой-то «живости» явно не хватает. Возможно к этому и не стремились. Интересно становиться где-то после 40-ка первых минут. Да и после этой середины – всё в сюжете очень предугадывается. Но это лишь моё мнение. Наверняка найдутся люди, которым очень понравится! Фильм не займёт лидирующих позиций в списке вашего любимого кино, но посмотреть можно и нужно.
Я бы и не посмотрел этот фильм никогда. Случай подвернулся. Как известно, чуть больше недели назад вышел его авто-ремейк. И посмотреть оригинал мне захотелось хотя бы потому, что Америка не так хорошо делает ремейки, а оригиналы всегда лучше. И вот я уже начинаю смотреть фильм. Я знаю, что это якобы нео-нуар, по словам самого режиссера, от того фильм и выполнен в черно-белых тонах. И это меня не пугает. Мне это даже нравится: если в фильме есть что-то необычное, он того стоит. И вот я уже рад провести эти полтора часа в бесцветном мире, который на поверку окажется далеко не самым атмосферным.
Начинается фильм ужасно. Первые 30 минут - тихий, бесшумный, спокойный и очень скучный ужас. Я никогда не буду спорить, что именно в таких моментах легче всего передать суть и смысл, но вряд ли пока я буду спать я что-то пойму или запомню. А заснуть легко. Нет никаких эмоций, быстрый действий, тривиальные убийства, и те начинаются далеко за экватором фильма. Смотреть просто невозможно. Тринадцать в первые полчаса так, как заправская драма. Без эмоций. полностью статичная, инертная и погруженная в себя.
Притом погрузится в саму себя она позволяет, но только если по-настоящему постараться и втянуться в развитие сюжета. Вплоть до самого финала мы имеем череду убийств, которые имеют из зрелищности одну лишь драку. Никаких моментов, когда со-переживаешь герою. Есть правда отличная игра Георгия Баблуани - брата самого режиссера. Он отличен в тех местах, когда у его виска пистолет и все решится через секунду. Да, это зрелище стоит свеч и смотреть фильм стоит хотя бы чтобы восхититься этим зрелищем, которого порой так не хватает.
В заключении, хочется сказать, что фильм не выигрывает от постановки или отсутствия цвета, музыки и прочих эффектов. Но тот же самый Тринадцать уверенно держится на плаву благодаря прекрасной игре главного героя. в целом, это фильм далеко не для всех. Это скучное, томное кино только для гурманов, которые просто любят такое кино. Я же пока к такому не готов. Но в этом фильм есть даже для мн заметные моменты, которые и не дают написать полностью гневную рецензию, хотя фильм все-таки не по мне.
Первый полнометражный фильм либо блин, либо ком. Ничего приятного.
Классный объектив, напоминающий циркулярный фишай, жаль, что им сделано не так много кадров, нежели обычным - собственно всё, что мне понравилось, в остальном нет ничего приятного.
Замечательная идея - показать авторскую модификацию русской рулетки с печальными охами, вздохами главного бедняжки, показать, как на этом намывают тучи денег, как этим наслаждаются извращённые богачи, сколько стоят наши жизни и прочее, и прочее.
Реализована эта задумка, по-моему, из рук вон плохо. Даже чёрно-белый кадр не помог выстроить мрачную атмосферу. Не дотягивает лента до серьёзности, нет плотности и тяжести, хотя и очень много вязких, муторных эпизодов. Полтора часа заполнены какой-то наигранностью, затянутостью, откровенной неумелостью смысловой подачи. Актёрская игра напоминает расстроенное фортепиано, клавиши нажимаются в соответствии с чувствами, но музыка на пол тона ниже.
Посредственно, очень посредственно. Возможно Баблуани надо дать больше времени, чтобы он раскрылся как режиссёр, но если эта картина не является просто стартом, а является предметом его самовыражения в кино, то всё печально.
Вы идете в кинотеатр (или устраиваетесь дома у телевизора) на просмотр абсолютно неизвестного фильма. Вы никогда не видели трейлер к нему (его просто нет), никогда не слышали имени режиссера и не знаете ни одного актера, снявшегося в нем. Это как коробочка с неизвестным содержимым, никогда не узнаешь, что там находится внутри, пока ее не откроешь.
Итак, вы устраиваетесь поудобнее в кресле (на диване), жуете поп-корн (бутерброд), периодически с кем-то переговариваетесь (если не одни).
Неторопливо развивается сюжет. Молодой эмигрант, живущий во Франции. Он беден и честен. Он работает за гроши, влача жалкое существование, но он проникает в чужую тайну, и ему предоставляется шанс заработать 'легкие деньги '
Неплохая история, интересная, занимательная, но не настолько, чтобы отвлечь вас от собственных мыслях (о насущных проблемах, о любимой девушке, о своей работе, о новой не пройденной игрушке и. т. д.).
И тут - БУМ - и вы уже не жуете, БУМ - и вы уже не сидите спокойно, переговариваясь с другом, БУМ - и у вас в голове нет больше никаких мыслей, БУМ - и вы уже там, в самом фильме, это уже не неизвестный актер, а вы стоите на этой небольшой площадке, в окружении остальных 'счастливчиков ', БУМ - и это уже ваша жизнь висит на волоске, зависит от счастливого случая, БУМ - и теперь уже вы молитесь: 'Господи, лишь бы повезло, лишь бы мне повезло... ', БУМ - и уже нет ничего, кроме вас и того, что должно произойти, БУМ...
...фух, вроде пронесло. На этот раз повезло.
Но теперь, вы не сможете больше жевать, говорить, даже думать о чем-то другом, вы можете только наблюдать за ходом действия на экране, наблюдать, затаив дыхание. И до самого конца фильм не даст вам расслабиться.
Через некоторое время впечатления сотрутся, но вы всегда будете помнить, что фильм вас поразил.
Поразить - вот главная цель настоящего шедевра. И этому фильму это удается вполне. Это не коммерческое кино, это - НАСТОЯЩЕЕ кино. Иногда, я жалею, что нельзя стереть маленькую частичку памяти, чтобы вновь испытать те чувства, которые дарит этот фильм во время первого его просмотра.