Польша. 1951 год. Певица кабаре Тоня после нелепой ссоры с мужем и попойки с двумя незнакомцами просыпается в тюрьме, не понимая, как она там оказалась. Тоне не разрешают позвонить мужу и держат в неведении, пока, наконец, она не оказывается на допросе у следователя. Тоне предъявляют тяжелое обвинение в шпионаже и требуют подписать признание, изобличающее ее любовника и друга, теперь обвиняемого в госизмене. В течение нескольких лет женщину заставляют признаться в преступлениях, которых она не совершала, прибегая к изощренным пыткам и издевательствам. Но Тоня проявляет неожиданное для себя упорство.
«Допрос», позже названный «самым антикоммунистическим фильмом в истории Польской Народной Республики», был запрещен к показу и пролежал «на полке» целых семь лет, увидев свет только в 1989 году после распада Восточного блока. История певицы Антонины (Тони) Дывиш стала наглядным примером мужества, выживания и человеческого достоинства в ужасающих условиях репрессивного политического аппарата, знакомого каждой стране, когда-либо имевшей дело с авторитарным режимом правления. Несмотря на почти осязаемую атмосферу ужаса, на которую указывали некоторые зрители во время показа «Допроса» в Каннах, и убежденность уже молодых поляков в том, что все события в фильме вымышленные, картина основана на реальной истории, о чем свидетельствуют режиссер фильма Рышард Бугайский и актриса Кристина Янда, сыгравшая тут главную роль. Одна из наиболее талантливых польских актрис Кристина Янда, известная киноработами в фильмах Анджея Вайды, Кшиштофа Кесьлёвского и Иштвана Сабо, демонстрирует здесь высший класс искусства перевоплощения.
Потасканную жизнью кабацкую певицу Антонину Дживиш или просто Тонию спецслужбы Польской Народной Республики арестовывают в подозрении в шпионской деятельности. Признания во всех смертных грехах от нее добиться надо в любом случае, а потому Тония попадает в самый настоящий Ад застенок закрытой тюрьмы, заполненных до основания политзаключенными.
Фильм 'Допрос' польского режиссера Рышарда Бугайского, снятый в 1982 году, но вышедший лишь семь лет спустя после своего запрета, и в год своего выхода, и сейчас остается одной из самых реалистичных и мощных картин антитоталитарной направленности. Жесткий реализм картины в показе методов воздействия коммунистических спецслужб обнажает всю аморальность Системы и людей, в ней занятых и с каждой новой сценой, накатывающейся на зрителя, становится ясно, что выхода из этого Ада, кроме как покорение воли режиму, для Тонии не остается. При всей своей кажущейся камерности и явном отсутствии масштаба, 'Допрос' является монументальным памфлетом, в котором обличается и сталинизм во всех его отвратных проявлениях, и тоталитаризм вообще, уродующий людей и превращающий их лишь в нечто человекоподобное и даже становится не суть важно, что фильм обрисовывает исключительно и сугубо польские реалии; универсальность картины отменить невозможно, ибо 'Допрос' - это предупреждение режиссера об опасности тоталитаризма, убивающего личность и свободу воли.
Кристина Янда просто великолепно вжилась в образ Тонии, блестяще и убедительно исполнив постепенную метаморфозу своей героини. Отлично справились со своими непростыми ролями в картине также Адам Ференцы, Януш Гайос и Агнешка Холланд.
Операторская работа Яцека Петрицкого насыщенна в своем драматическом и реалистическом накале, делая ленту чрезвычайно напряженной.
Саундтрек от композитора Дануты Занковской идеально подошел к фильму, звуча в нем невероятно тревожными трелями.
Всем поклонникам авторского кино я настоятельно рекомендую эту сильную, жесткую и актуальную картину.