Имеющая культовый статус британская киностудия «Hammer Film» во времена своего расцвета производила не только прославившие ее фильмы о монстрах, но и очень добротные черно-белые триллеры. К ним относится и невезучий «Параноик». Почему невезучий – сейчас объясню.
Сюжет истории закручен до предела. Молодые люди - Саймон и Элеанор Эшби – живут в фамильном особняке вместе с тетей Харриет. 10 лет назад их родители погибли в авиакатастрофе, 8 лет назад – покончил с собой родной брат Тони. Через три недели Саймон и Элеанор должны унаследовать огромное состояние. Саймон ведет разгульный и пьяный образ жизни, влезает в долги. Элеанор потихоньку сходит с ума, то и дело встречая в разных местах покойного брата Тони. Саймон потирает руки: если сестренку признают безумной, все денежки достанутся ему. И тут появляется тот самый «покойный брат Тони» во плоти. Элеанор рада. Саймон – в истерике и паранойе, а тетя Харриет не верит ни единому слову бывшего утопленника. Но тот, кто называет себя Тони, проходит одну проверку за другой. Но как такое возможно?
«Параноик» - своеобразный ответ «Хаммер» на фильм «Психо» Альфреда Хичкока. Обе картины посвящены чувству вины, которое способно изменить сознание человека. Но, к сожалению для режиссера Фредди Фрэнсиса, его фильм вышел на экраны на три года позже. А потому, обречен на вторичность. А ведь всё могло быть иначе.
«Хаммер» привлекли к работе над фильмом сценариста Джимми Сэнгстера, который к тому моменты был причастен ко всей культовой трилогии киностудии: «Проклятие Франкенштейна» (1957), «Дракула» (1958) и «Мумия» (1959). Основой сценария стал роман британской детективщицы Джозефины Тей, чей роман «Молодой и невинный» в свое время был экранизирован Хичкоком. Но, главное, ее роман «Brat Farrar» (в русском переводе – «Мистификация»), по которому и снят «Параноик», на десятилетие опередил книгу Роберта Блоха «Психоз». Будь продюсеры «Хаммер» прозорливее, и уже хичкоковский фильм «Психо» оказалось бы вторичной подделкой под «Параноика». Но, увы.
Так, один хороший фильм оказался в истории кино, а другой - незаслуженно забыт.
Параноик, или погружение в бездну споров о наследстве
- Я думаю, что Тони не прыгал с той скалы...
Эта картина без сомнения сделана под сильным влиянием хичкоковского 'Психо'. И дело не только в сюжете, заставляющем нас проникнуть во всю бездну семейных тайн. Черно-белые кадры, документальная точность картинки - каждый кадр отточен и идеален, будто для фотовыставки.
Это тот случай, когда ленту по прошествии многих десятилетий можно абсолютно заслуженно 'объявить' непризнанным шедевром. И оснований для этого предостаточно. А можно взглянуть иначе, посчитав эту картину лишь скромной копией, созданной на вдохновении от мастерства Хичкока.
В оценке этой ленты я склонен занимать более умеренную сторону. Картина действительно с художественной точки зрения создана превосходно. Операторская работа великолепна. Но вопрос в самом сюжете. Сама по себе история о том, что брат и сестра впускают в дом мужчину, представляющегося их близким родственником и при этом не слишком верят, что он их брат не слишком правдоподобна. Ну а десятиминутная развязка, переворачивающая все и поясняющая все психиатрические подробности, своей структурой слишком напоминает 'Психо'. И это не идет на пользу картине.
В то же время, определенные провалы смягчаются блестящей молодостью Оливера Рида. Он заполняет собой весь этот фильм. У него был безусловный 'прирожденный' актерский талант и он 'эгоистично' занимал все пространство...