Мать… Отец… Учитель… Бог… А с какой болью звучат слова сына: «Мама, знаешь как я ждал тебя, знаешь сколько я плакал? А ты всё не шла». Просто рвёт душу в клочья.
Опять меня здесь не было больше недели. Но были на то свои веские причины (даже ноутбук ломался, пришлось сдавать в ремонт). Фильмы я смотреть продолжала, а вот писать не успевала.
Этот фильм Сурьи Шивакумара посмотрела ещё неделю назад, а вот отзыв только сейчас пишу.
Из всех чувств, показываемых в индийских фильмах, отношения матери и сына - самые заветные и священные... Одно из самых дорогих чувств человечества... «Нанда» - настолько правдивая и мрачная история, что хочется, чтобы этого никогда не происходило в реальной жизни. Мы боимся пути, по которому идёт фильм, и Бала (режиссёр) следит за тем, чтобы держать зрителя в напряжении от начала до конца, и не только…
В представленном режиссёром Балой слепке уродливой и прекрасной жизни, - мать нежно любит своих сына и дочь. Мать - обычная женщина, сильно страдающая от того, что узнала об измене мужа. Мать - слабая женщина готовая простить это мужу, только бы не оставаться одной с детьми. Мать - несчастная женщина, которой дано увидеть как её собственный ребёнок, сын, убивает её мужа, не в силах выносить страдания матери, и в то же время смеётся, в его детских глазах внезапно на секунду проступает демон.
Пожалуй для женщины, жены, матери, нет большей трагедии чем эта. Те, кто находят в себе силы, кое-как живут. Мать Нанды нашла силы - она выжила, только не смога больше спокойно спать, не смогла видеть этих дьявольских глаз. Единственной её ошибкой, на мой взгляд, было то, что Жена в ней пересилила Мать. Да и откуда ей, неграмотной женщине было знать простую истину «Больше всего в любви нуждаются те, кто меньше всего её заслуживает»?
Сын - ещё не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Сын - маленький мальчик, поступками его руководят побуждения, инстинкты, непонимание того, что ему, мальчику, понимать ещё рано. Сын несёт наказание страдая больше из-за разлуки с матерью, нежели из-за невозможности сбежать за высокие стены колонии. Нандастремится к матери, жадно ищет её тепла, любви, участия в его жизни, заглядывая своими глазами демона, в её полные страха глаза. Он так соскучился по её нежности, так хочет поесть из её рук. Но она не в силах простить ему убийство своего мужа, который издевался над ней всю их совместную жизнь. Она не понимает, что если с её головы упадёт хоть волос, сын готов избить, убить, уничтожить любого.
Выход боли он даёт в драках, упоение находит в служении справедливости, как её понимает первый человек, кажется сам заигрывавший с демонами, но сумевший заглянуть глубоко в его душу, потому что «те кто восстаёт против несправедливости - Боги».
И как тут разобраться, кто в действительности эта женщина и эта мать? Слабая, запутавшаяся в своих чувствах, жестокая и непреклонная женщина, или сильная, нежно любящая, всё знающая наперёд и всё прощающая? А сын? Глупый, жестокий как все дети, потому что не различает добра и зла, или умный, добрый, нежно и искренне любящий свою семью, Мать и Сестру?
Кто эти люди, оставившие в душе незабываемый след? Ангелы? Демоны? Нет, они просто люди, живущие в мире серых тонов, в мире где грани между чёрным и белым стёрты.
В кино я привыкла восхищаться диалогами, умиляться живой мимикой, любоваться выражениями открытых лиц, и конечно стараюсь смотреть в глаза героев, чтобы увидеть в них всю глубину и душу персонажа фильма. В этом фильме, неожиданно для себя отметила, что слежу лишь за глазами и всё могу прочесть лишь там. В связи с этим хочу отметить потрясающие работы занятых в фильме актёров. Невероятно, сколько всего читается в их глазах! У мастера-режиссёра, актёры проявляют максимум своих возможностей.
Музыка в фильме как фоновая, так и выделенная в отдельные номера, сливается с фильмом воедино, рождая на свет невероятную картинку и звучание. Единственный танец поставлен и исполнен нежно, трогательно и романтично (в индийском кино, дождь и романтика неразделимы). Фоновая зарисовка продолжительностью всего в 15 секунд - в разуме и в душе сразу молниеносный щелчок - мне до боли знакомо. В эпизоде изображения страданий бедных людей, брошенных посреди моря, напетые с надрывом печальные нотки, неизбежно рождают во мне ассоциацию с гениальным голливудским фильмом «Гладиатор».
На протяжении всего фильма в голове то и дело возникала мысль: это тот Бала, который как изощрённый садист, препарирует душу без наркоза, разрезает, рвёт её на тысячи кусочков, будто насмехаясь над её изъянами, над язвами, которые он не лечит, а лишь отражает в кривом зеркале. Фильм очень сильно задел, помучил, вызвал море слёз и равных ран в душе.
Героев жаль так, что хочется кричать, вопрошая в безмолвную тишину - «Кто сглазил счастье этих простых людей?» Ответ прозвучит эхом глухих даров сердца - «Они сами… сами… сами...».
История о ненависти матери к сыну настолько сильная, что нет от неё избавления. История Любви Сына к Матери настолько сильна, что он готов принять из её рук что угодно…
Роль Нанды без сомнения, сделала Сурью тем, кем он является сегодня. Благодаря пленительному языку тела и манере поведения он демонстрирует поразительную сдержанность и искренность… Единственное что напрягало - это его линзы - прозрачно-стального цвета, в которые жутко заглянуть, напоминающие глаза змеи. Почему, ради чего, Бала использовал этот отвратительный оттенок для глаз Сурьи? Обычные его глаза сами по себе очень выразительны и пронзительны. Это, на мой взгляд, является недостатком для идеального в остальном, фильма.
«Нанда» заканчивается особенно громким взрывом, заворожив всех, заставляя задуматься о наших собственных убеждениях и устремлениях… Снимаю шляпу, мистер Бала, вы гений!
Режиссёр Бала - человек с уникальными мыслями, который достаточно смел, чтобы снимать фильмы без компромиссов и выражать истинные чувства от всего сердца. Который заставил людей заметить то, что они обычно игнорировали. Великий мастер.
Сурья. Для меня это его лучшая работа. Нанда, человек с самыми выразительными, и в тоже время с самыми демоническими глазами.
Фильм, который обязательно нужно посмотреть всем, кто хочет посмотреть действительно серьёзный фильм. Концовка оставляет вас ошеломлёнными и запоминается на долго (до сих пор перед глазами стоят эти глаза Сурьи, полные отчаяния и понимания неизбежности его конца, и то, как он готов к этому). У меня внутри просто застрял крик ужаса от происходящего, особенно от отстранённого взгляда матери, так и не простившей своего сына.
Я настоятельно рекомендую эту жемчужину для тех, кто любит реалистичные, жестокие и суровые фильмы.
«О, если бы сердце не искало матери, давшей мне жизнь…»
Кинокартина эта страшная и прекрасная, жуткая и чудесная одновременно.
Это чудовищный мрак, прорываемый вспышками света добра и любви. Но любовь и свет, оказываются много слабее тьмы затапливающей всё на своём пути и покрывающем в конечном итоге всё и вся.
Сурья в роли Нанды великолепен. У Балы сложно играть в пол силы, вернее даже вовсе невозможно. Поэтому Сурья выложился настолько - насколько сумел. Нанда предстаёт перед зрителем как неимоверно сильный, неистово яростный в гневе, неудержимый в свершении мести человек, который, тем не менее, способен нежно, чутко и трепетно любить мать, сестру, любимую девушку, человека, ставшего ему приёмным отцом. Думает он долго, но обдумав и решив, расправу вершит скоро сурово и фактически хладнокровно. При этом у него есть свои убеждения, понятия о правоте и справедливости, которым он верен до самого конца и не поступается ими ни перед чем и ни перед кем.
Кальяни в исполнении Лейлы – милая юная девушка. Она чрезвычайно скромна, застенчива, робка, добра и любит трепетно и беззаветно. Это типичный идеал женственности по южно-индийски. Персонаж в общем-то не особо примечательный и мог бы стать совсем заурядным если бы его играла не Лейла. Но эта актриса простую роль превратила в маленький шедевр. Её лицо настолько подвижно, что способно мимически сменять по нескольку десятков выражений за несколько секунд. И то, что у других выглядит как кривляние и игра на публику у неё выходит искренне, просто, мило и естественно.
Фильм о семейных отношениях и ценностях. О принципах, в которые люди верят свято и непогрешимо и которые оказываются ошибочными. Фильм о любви и ненависти родителей и детей. Фильм о близких отношениях, и о том, как они разрушаются.
Автор ставит перед зрителем ряд вопросов.
Может ли чужой человек стать таким же близким как родной отец? Ещё как может, если он протянет руку помощи и дружбы в тот момент, когда казалось весь мир отвернулся и побрезговал. Может, если он не имеет сыновей и в то же время встречает человека по всем его понятиям достойным такого звания.
«Те – кто встаёт против несправедливости – Боги» - похожие слова были и в «Кандасами». Но этот фильм вышел много ранее. Правительство, политики, чиновники на государственной службе - всем их свои личные интересы, комфорт и тёплые места дороже слёз благодарности бедняков.
Имеет ли право человек ради блага простых людей, бедняков, мигрантов, людей попавших в беду нарушить закон? Очень простой и очень сложный вопрос одновременно. Нарушать всё возможно, особенно когда за твоими плечами стоит авторитет, сила и власть. А нарушение во имя милосердия и гуманности и в глазах общества, в глазах народа выглядит, безусловно, как подвиг. Но нарушение остаётся нарушением и за ним следует воздаяние. Рано или поздно, так или иначе борьба даже очень сильного человека против зла и несправедливости этого мира окружает его множеством врагов, жаждущих убрать героя со своего пути.
Может ли родная мать стать чужой? Может ли мать так любить своего сына, что возненавидит его? И как это возможно, чтобы горячая любовь и испепеляющая ненависть были одновременно к одному и тому же человеку?
Имеет ли мать родившая, вскормившая, взрастившая и горячо любившая право на жизнь своего ребёнка? Нет, сказали бы однозначно законоведы и правозащитники. Нет – хором бы ответили все, кто вырос на Западе. Но с точки зрения традиционной восточной и особенно индийской культуры – всё далеко не так однозначно. Там очень близкие и очень сложные отношения между родителями и детьми, особенно между матерью и сыном. И боюсь, в рамки традиционных индийских воззрений действительно укладывается даже жуткое право родителя, особенно любящая матери на своего ребёнка и на его жизнь. Другое дело – насколько нужно быть принципиальным человеком, чтобы вера в безупречность и непогрешимость своих убеждений не пошатнулась и не склонилась ни перед чем.
Понимала ли мать своего сына? На первый взгляд, кажется, что нет. Но я думаю, что как-раз-таки наоборот – слишком хорошо понимала его сильную, но такую необузданную натуру, способную абсолютно всё сокрушить на своём пути. Просто «правда» матери оказалась противоположной «правде» сына. Их принципы и убеждения не просто разошлись – они напрямую отрицали друг друга. То, что в представлении сына было поступком воплощения (аватара) божества, свершением высшего правосудия, то в глазах матери выглядело как чудовищное преступление перед другой семьёй, перед женой потерявшей мужа, перед детками, лишившимися отца. И в её глазах никакие мотивы сына не оправдывали такого деяния.