К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

От фильма я в восторге.

Хотя бы только потому, что мне он с каждым новым просмотром нравиться начинает ещё сильнее. Редкий случай для меня, 3 раза его смотрел, и каждый раз нахожу в нем для себя что-то новое.

После первого просмотра впечатления были, как о красивом историческом фильме, сделанным блестящим мастером; сюжет схож с аннотацией к фильму. Но что-то заставило меня посмотреть этот фильм снова…

После второго просмотра мне показалось, что я нашел дополнительную интересную мысль этого фильма: Если унизили или оскорбили богатого белого человека, то он свои «проблемы» решает деньгами. Если унижен бедный еврей, то он станет богатым евреем, а про обиду он забудет и будет ему от этого только лучше. Если унизили обеспеченного негра, то он «проблему» решает силой.

«Но не все так просто, в этом фильме много ещё героев!» - подумал я и посмотрел картину ещё раз.

А вот главная идея произведения: Все наши беды, проблемы, муки (я имею в виду нас, мужиков) из за женщин. Посмотрите внимательнее на каждого героя мужского пола; как одна единственная женщина меняет его жизнь в корне. Талантливый пиротехник начинает делать бомбы. Талантливый пианист становится террористом. Богатенький плейбой становится убийцей. Старого плейбоя убивают. Успешный предприниматель теряет всё! И только бедный художник становится богатым кинематографистом, при этом потеряв жену.

К каким же выводам я приду после четвертого просмотра?

10 из 10

26 марта 2010 | 15:32
  • тип рецензии:

Оказавшись в вынужденной эмиграции, Милош Форман плавно переквалифицировался из гиперреалистов – фиксаторов непридуманного быта в живописца – монументалиста. Логичная смена почерка для человека, плохо знающего язык чужой страны и совершенно незнакомого с буднями её обитателей. Проникновенные хроники «маленьких» обывателей сменились полотнами с содержанием универсальным, безвизовым, почтовой марки не требующим. Золотую (абстрактную) середину могут осмыслить и родные чехи, и не родные американцы. Противоречия судеб Моцарта, Флинта и Гойи затираются в простенькую схему о «помыкаемой свободе», противостоящей фиглярскому миру. Тот же подход характерен и для экранизаций сложной прозы Кизи и Де ЛаКло. Самое любопытное, что в немыслимой примитивизации материала, режиссёр не теряет историю, не снижает планку качества. Глубоко национальный роман Эдгара Лоуренса Доктороу выглядит идеально для тенденциозных вкусов иноземного творца – здесь тебе и многоуровневый сюжет, в котором есть что покромсать для сценария и масса занимательных полудокументальных заметок о значимых людях своего времени. Впрочем, о последнем пришлось забыть, оставив 150-минутному метражу исключительно художественный вымысел, точнее некоторые его мотивы.

«Регтайм» в трактовке двух монстров от кино – режиссёра Формана и продюсера Де Лаурентиса представляет собой повествование с неопределённой, но последовательной разбивкой на две главы. Более часа отведено светской линии с убийством ревнивого мужа (богатого отпрыска) бывшего любовника (известного архитектора) своей жены (бездарной певички Эвелин Несбит) и её последующей любовной связи с молодым идеалистом (шурином респектабельного бизнесмена). Далее следует грубый переход к диверсионной вендетте чернокожего пианиста Колхауса Уокера всем белым расистам демократичной Америки за то, что гадливая бригада пожарников покакала на сиденье его новенького Форда и не пожелала извиниться. Иногда магистраль фабулы отвлекается на краткие «семейные» невнятности различных персонажей. В антрактах звучат фортепьянные аккорды под исцарапанную чёрно-белую плёнку с событийными вехами начала двадцатого века, долженствующих придать частной зарисовке характер эпический. Но этого не происходит. Следствия не следуют из причин, а причины теряются в песке опущенных замыслов. Какая связь между чопорными господами в котелках дерби, тупыми пожарниками, яростью жизнерадостного негра – мстителя, похождениями хористки Несбит и странным евреем, называющим себя бароном Ашкенази? Зачем Гудини совершает свои трюки под джазовые аккомпанементы накануне Первой Мировой? Что значит жанр «регтайма» для фильма с одноимённым названием? Ответы на вопросы знает только Доктороу. Форман же в очередной раз расписывается в мировоззренческом дальтонизме, предпочитая сводить цвета радуги к оттенкам первых кинескопов. Как и в случае с бунтом Макферфи в психушке, террористический бунт Уокера ему интересен как бунт сам по себе. Правит бал не упорядоченный хаос, а сценарный сумбур. А лаконичность заголовка – так…для красоты. Вот с красотой и эффектностью – всё удалось. Но красота это не от маэстро уровня Джоплина. В лучшем случае, это красота мелодии шарманщика. Приятной, цепляющей, но пустоватой и механической.

Разумеется, вместить в кинофильм вал доктороувских героев и конфликтов – дело практически невозможное и лучше не иметь в виду прекрасную книгу, чтобы хоть какое-то удовольствие получить от удовлетворительной адаптации. Смысловые сокращения простительны, но размягчение авторской полиритмичной интонации, стремящейся облечь суть исторических процессов в неуловимую регтаймовую музыкальность превратило ироничную фреску в дроблёную проповедь гуманиста среднего пошиба. «Мир постоянно составляет и пересоставляет сам себя в бесконечном процессе неудовлетворённости». В небесном горниле ежесекундно вершатся великие проблемы бытия, судьбы одних вписываются в вечность, жизни других смалываются в пыль, объявляются войны, но пианист продолжает играть... Милош Форман снял добротное кино, но про другое. Про что-то менее индивидуальное, более незначительное, о чём снимали до него, о том, что снимали после. О том, что любить алчных дурочек опасно для психики. О том, что обижать честных афроамериканцев ещё опаснее (и не только для психики)...

...не торопись, крутишь шарманку, никогда не спеши…

29 ноября 2012 | 10:40
  • тип рецензии:

Фильм о переплетающихся судьбах разных людей.

Каждый персонаж по-своему уникален, очень тщательно описаны характеры и поведение героев фильма, наблюдать за ними интересно, потому что нет среди них 'среднестатистических' личностей из серой массы людей - Милош Форман сумел выделить и детально показать особенность каждого из них.

В 'Рэгтайме' поднимается проблема противостояния 'белого' и 'черного' населения Америки и об отношении к этому вопросу различных слоев общества.

К вопиющей несправедливости можно относиться по-разному: можно устроить демонстративный бунт, начать радикально мстить обидчикам, забыть о своих жизненных ценностях ради отмщения за нанесенную обиду и поломать этим жизнь многим, в том числе и близким, людям, а можно простить несправедливость, забыть этот инцидент и продолжать заниматься своими делами, строить семью, заниматься любимым делом. Что выбрать? Какими соображениями руководствоваться? Как потом исправлять ошибки?

Конечно, это не все, о чем повествует фильм, но мне эта линия показалась основной. Фильм заставляет крепко задуматься над подобными вопросами.

Очень качественная картина, которая и радует глаз, и дает пищу для ума.

9 из 10

10 февраля 2010 | 21:13
  • тип рецензии:

Причудливы бывают судьбы шедевров. Виртуознейший формановский 'Рэгтайм' так и остался в тени его 'Полёта над гнездом кукушки'. Это несправедливо. Но, может быть, создав два конгениальных друг другу шедевра почти подряд, Форман нарушил какое-то высшее непостижимое равновесие?

В привычной Форману манере, с явной театрализацией действия, ведёт режиссёр четыре темы из романа Э. Л. Доктороу, как в настоящем рэгтайме. Еврейский художник Ашкенази, увидевший в игрушке братьев Люмьер неожиданные возможности; смазливенькая актриса Эвелин, предтеча капризных и эгоистичных кинозвёзд; благородное Семейство - Отец, Мать и Младший брат - нарочитое отсутствие имён делает его метафорическим; наконец пианист Колхаус Уоккер-младший, чья тема разрастётся вскоре во весь экран. В кипящем котле Америки начала ХХ века их темы будут причудливо переплетаться, как страсть и гордость, низость и благородство, алчность и щедрость... Повинуясь волшебной палочке невидимого дирижёра, не спеша они будут перетекать друг в друга и вдруг, слившись в середине фильма в одну, повлекут зрителя, как стремительно распрямляющаяся пружина, к катарсису, когда обречённый Колхаус Уоккер-младший скажет фразу, ради которой и был так тщательно разыгран этот блистательный киноспектакль: 'Господи, зачем ты поселил в моей душе такой гнев?'

Этот шедевр так и остался в тени 'Полёта над гнездом кукушки'... Может быть, за сложными сюжетными коллизиями не слишком проницательные критики просмотрели вечную формановскую тему Свободы, воплощённую здесь не менее виртуозно, чем в знаменитой 'Кукушке'? Может, слишком глобальны показались аллюзии 'у века на самой заре', накануне его первой большой крови?..

Но это, несомненно, шедевр. И сколь точны метафоры этого сложнейшего и так филигранно собранного кинопазла, от которого невозможно оторвать завороженный взор.

9,5 из 10

29 марта 2012 | 20:53
  • тип рецензии:

Что тут скажешь?.. Впечатления потрясающи и вызывают искреннюю овацию…

Чешский кинематографист, покинувший в зрелые годы социалистическую родину, обуреваемую мечтою о народовластии далёкой «пражской весной», которую раздавили советские танки, сделал тем самым, наверное, самый главный шаг в своей жизни – прорвался на необъятное поле голливудского изобилия и получил заветный шанс для творческого перевоплощения из провинциального будничного ударника социалистического кинопроизводства в одного из наиболее значительных созидателей фабрики грёз современности. Упорный чех выжал все соки из выпавшего на его долю случая – и превратился в художника с большой буквы и с восклицательным знаком.

Абсолютно наглядным подтверждением мастерства господина Формана выступает «Рэгтайм». К превеликому сожалению, самое его недооцененное и малоизвестное в России творение. Это гимн искусству синематографа, это некое гармоническое сплетение одухотворённых кадров, связующих законченную, насыщенную, последовательную систему образов из жизни американского общества начала эпохи «великой иллюзии» и торжества технологий. Режиссером талантливо изобретена почти идеальная модель чередования игровых эпизодов, а сюжетная синтетика при всей кажущейся прерывистости и неоднородности превращается в цельное динамичное действие с фееричными и взрывными кульминациями. Именно поэтому, приступив к просмотру картины, вы будете не в силах оторваться и предвидеть не только концовку, но даже те события, которые произойдут спустя десять-пятнадцать минут просмотра.

Выразительным рефреном всего повествования служит музыкальный стиль, который дал название фильму. В чём сущность этого стиля? Совмещение несовместимого, единство и борьба противоположностей в музыке. Разорванность и хаотичность аккордов при общей гармонии и последовательности сыгранной из них мелодии. Если разделить звуковые сочетания - получится какофония; а при их слиянии - рождается музыкальное произведение. Так же и Форман, по кусочку, по капле, сливая воедино контрастные фрагменты из жизни совершенно разных слоев населения, колоритные характеры, отличающиеся друг от друга, словно полюсы магнита, драматические моменты, равномерно перемежающиеся с мелодраматическими и трагическими сценами, получает в итоге ту приятную на вкус и цвет алхимическую смесь, которая даёт мощный импульс к серьезным размышлениям и вдобавок ставит сильнодействующую прививку от ксенофобии.

Нет-нет, не подумайте, что картина посвящена, именно, расовому вопросу и проблеме сосуществования белых и чёрных. Сюжетная канва данного произведения глубока и многогранна, как и сама жизнь. Вы станете свидетелем того, как молодая девушка с ветреной авантюристической искрой превратится в актрису, бедный российский еврей - в американского «преемника» братьев Люмьер, уроженец богатой аристократической семьи - в пациента психиатрической клиники. Впрочем, список можно продолжать долго.

Хотя во многом основанием и центральной темой формановской философской находки (по книге Э. Л. Доктороу, конечно) является история Джона Колхауза Уокера-младшего, талантливого и гордого афроамериканского пианиста с весьма амбициозным и принципиальным нравом. Он совершенно противопоставлен среде его окружающей не только и не столько из-за цвета кожи. Он способен на поступок, тогда как nigger в общественном восприятии массы европеоидов того времени должен быть благодарен стране уже за то, что он не раб. Он готов добиваться своего до последнего. Он наивно уверен, что живёт в обществе равных возможностей и всеобщей ответственности. Но он заблуждается, т. к. некоторым белым обывателям и расистам, а так же полиции, чиновникам, вице-президенту и тем более лицам, его охраняющим, глубоко плевать на его проблемы, чаяния, надежды на справедливость и на его жену, которая ждёт ребёнка. И нелепое, с первого взгляда, веретено случайностей ведёт его на путь сопротивления, насилия и последующих событий, которые приведут в шок американское общество.

Создатель фильма невидимым перстом указывает, что причиной острого конфликта с многочисленными убитыми и покалеченными жертвами может стать сущая ерунда, причиненная в обиду, в насмешку человеку, который горд и не лыком шит, тогда как государство не может или не хочет его защищать правовыми методами. Что источником массового насилия может быть тривиальное унижение достоинства или мелкое, но колкое хулиганство, такое как подкинутые в автомобиль испражнения. И если государство бездействует и игнорирует бесправие – заговорят пушки.

Нельзя сказать, что режиссер предостерегает или поучает. Без наставлений и повышенного учительского голоса он констатирует, что насилие, физическое или моральное, ведёт к еще большему насилию, что пролитие крови – это не выход и что просветитель-гуманист Букер Вашингтон, пришедший к Уокеру в один из самых напряжённых моментов киноистории, совершенно прав: «Месть вызовет море мести, пока у кого-то не хватит сил сказать – нет, меня обидят, но я не стану мстить – буду стоять спокойно и одолею врагов тем, что вызову к себе почтение и уважение…». И одновременно имеет свою правду и Уокер: «Очень жаль, но мы живём на Земле…».

Ироническая улыбка Формана видна и в последних кадрах: жизнь тянется своей вереницей происшествий, негодяи остаются негодяями, время крадущейся походкой изменяет человеческие судьбы в основном плавно и аккуратно, а порой быстро и непредсказуемо под контрасты музыки регтайма, Гудини развлекает довольную публику, а тем временем тихо и обыденно начинается Первая мировая война. Всё течет, всё меняется внешне, при этом оставаясь неизменным внутри.

А радостная пара танцует, танцует, танцует…

16 июля 2011 | 04:48
  • тип рецензии:

Именно эти слова великого музыканта стали предисловием к книге Э. Доктороу, по которой снят фильм.

Никогда не спеши, играя рэгтайм. Не несись навстречу и наперекор судьбе, сломя свою отчаянную гордую голову. Остановись и задумайся о том, кто на небе. И о тех, за которых льются твои слезы.

Честолюбивый молодой человек, Младший Брат, теряет голову от запаха духов и пороха.

Вокруг безголовой красотки Эвелин крутятся грязные деньги и льется кровь.

Бедный еврейский художник, у которого нет ничего, кроме дочурки и таланта, открывает для себя новый волшебный мир синематографа.

Кольхаус Уокер повторяет судьбу своего литературного предшественника и почти тезки Михаэля Кольхааса, героя немецкого романтизма...как-то сухо? По-литературоведчески? Тогда так. История маленького человека как отражение истории целого народа... и истории, наверное, всех мятежных и прекрасных сердец на свете - не только в Америке начала XX века, но во всем мире, во все времена.

Поиск правды, любви, Господа и того самого просвета впереди. И снова ускользает от смерти неподражаемый Гуддини. И снова причудливо переплетаются судьбы людей, таких разных, и таких похожих, скрепленные замыслом гениального режиссера и музыкой гениального композитора.

И летят, летят над белыми клавишами черные пальцы...

Невероятный по красоте и художественной силе фильм. Совсем не затянутый, несмотря на приличный метраж, с сильной актерской игрой и отличной режессурой. Саундтрек божественен.

Апплодисменты Милошу Форману - как всегда, неподражаем.

10 из 10

18 июня 2011 | 13:50
  • тип рецензии:

Удивительный, захватывающий, противоречивый и безумно яркий фильм Милоша Формана.. Из тысяч кинолент, которые были просмотрены, эта - весь синематограф. И драма, и боевик, и триллер - все в одной ленте, все на одном дыхании.

Режиссер играет на струнах души зрителя, как хочет. Думаю, именно Рэгтайм задал тон Голливуду в те времена. Кино безумно эмоциональное, но абсолютно не современное. Вероятно, поэтому и незаслуженно забыто. Впрочем, как может быть популярной лента, где на главных ролях чернокожие? Тут нет спецэффектов, нет рекламных трюков, нет ничего, что могло бы помешать насладиться искусством кино. Игра актеров здесь органична до безобразия.

Каюсь. Сказал, что лента не современная... Соврал. Те вопросы и проблемы, которые подняты в фильме, останутся актуальными еще многие годы. Фильм ведь о людях. И сюжет до сих пор жив и свеж, поскольку люди все те же...

10 из 10

13 июня 2010 | 13:22
  • тип рецензии:

Обращение к многофигурному роману Эдгара Лоуренса Доктороу давало возможность Форману продолжить высказывания на тему взаимовлияния свободы и несвободы. Режиссёр так прокомментировал свой выбор: 'Человек не может жить сам. Поэтому он создает множество институтов, которые как будто пытаются помочь ему, но они же над ним и властвуют, диктуют ему мораль и правила поведения... Но человек таков, что он тут же начинает бороться против принуждения'.

Несколько самостоятельных сюжетных линий, развивающихся параллельно друг другу, изредка пересекающихся и сцементированных рэгтаймом (композитор Рэнди Ньюмэн), преобразуются в кинематографическую фреску из жизни Америки начала ХХ века. Однако из нескольких семейных историй и десятка заявленных персонажей постепенно в центр выдвигается судьба темнокожего музыканта Колхауса Уокера-младшего, чей профессиональный взлёт обрывается на самом подступе к вершине успеха.

После оскорбления, нанесенного группой нетерпимых расистов, Уокер решает подать на них в суд. Не получив должного удовлетворения, вчера ещё удачливый и миролюбивый музыкант вынужденно становится лидером террористов. Засев в здании национальной библиотеки, они требуют у властей выдать им главного обидчика. Однако система, полноправным членом которой собирался стать сам Уокер, категорически отторгает его.

Что собой представляет благополучие и преуспевание среднего класса, к которому стремился примкнуть темнокожий американец, Форман демонстрирует в параллельно развивающейся истории, где речь идёт о семье зажиточных мещан из Нью-Рошели. К тому времени, когда Уокер решается на отчаянный протест, вожделенный образ благополучия благодаря стараниям главы нью-рошельского семейства превращается в абсолютное ничто…

Стремление обнаружить противоречивость в очевидных истинах, отчасти лишает фильм 'полемичной инвариантности', присущей хотя бы тому же 'Полёту над гнездом кукушки'. Однако вечная актуальность конфликта личности и системы не позволяет относиться к этому в «Регтайме», как к недостатку.

18 февраля 2014 | 12:47
  • тип рецензии:

Этот фильм очень многогранен. Несколько сюжетных линий идут и параллельно, и переплетаются. Здесь столько всего намешано, что одним просмотром вряд ли ограничишься. Фильм заставляет задуматься о многом.

Милош Форман взвалил на себя сложную задачу, но справился с ней блестяще! Позвал потрясающих актёров, которые выдают такое, что оторваться от экрана просто невозможно. Этот фильм как вихрь, закручивает зрителя всё сильнее и сильнее.

Сюжет описывать даже не берусь, ибо это практически невозможно. Множество человеческих судеб, счастливых и не очень, промелькнут перед глазами. Кто-то понравится, кто-то нет, но равнодушным не оставит ни один герой.

Подобные фильмы - наслаждение для зрителя! И мой Вам совет - как можно скорее познать это наслаждение!

10 из 10

03 марта 2013 | 14:47
  • тип рецензии:

Драма режиссера Милоша Формана «Рэгтайм» снята по роману Эдгара Доктороу, изданному в США в 1975 г. Кстати, роман был гениально переведен на русский язык Василием Аксеновым и опубликован в журнале «Иностранная Литература». Именно благодаря переводу Аксенова роман стал очень популярен в Советском Союзе. Спустя пару-тройку лет вышел и фильм, был дублирован на русский язык и показан советскому зрителю.

Сейчас мало кто знает, что рэгтайм был предвестником джаза. Кое-кто вспомнит, что в трубке телефона в момент ожидания ответа раньше повсеместно играл рэгтайм Скотта Джоплина, простенькая мелодия.

Действие фильма происходит в начале десятых годов двадцатого века. То есть перед началом Первой Мировой. Статуя Свободы с факелом в руке встречает битком набитые европейскими беженцами пароходы. Гигантские империи вот-вот двинут навстречу друг другу многомиллионные армии.

Герои действуют в Нью-Йорке и в пригороде Большого Яблока, городке Нью-Рошел. Часть персонажей действительно существовали, фотомодель и танцовщица Эвелин Несбит была замужем за эксцентричным молодым аристократом Гарри Кей Тоу. А любовник Эвелин, знаменитый архитектор Стэнфорд Уайт был застрелен Тоу на представлении в Мэдисон Сквер Гарден.

Младший Брат Матери, член зажиточной семьи, влюблен в Эвелин, тайно следит за ней и они знакомятся во время дорожного инцидента. Экипажу гламурной Эвелин Несбит мешает толпа русскоязычных эмигрантов, беженцев из царской России. Здесь же Эвелин сталкивается с другим персонажем, Тятей, бывшим россиянином. Персонажи связаны друг с другом и напоминают гирлянду с разноцветными лампочками. Сестра Младшего Брата (Мать) и её муж (Отец), джентльмен и предприниматель, дают приют в своем доме ребенку и невесте Колхауса Уокера младшего. Почему же персонажей зовут Мать и Отец? Ответ в романе Доктороу. Там, в отличие от фильма, Мальчик, сын Отца и Матери – один из персонажей. Также там присутствует Деда, основатель семьи.

Затем в центре повествования фильма оказывается Джон Колхаус Уокер младший, чернокожий исполнитель рэгтайма. Колхаус едет из Нью-Йорка в респектабельный Нью-Рошел, и возле местной пожарки его новенький «Форд» «Т» блокируют пожарные и требуют платы за проезд, 25 долларов. Пока Колхаус бегает за полисменом, начальник пожарной команды Конклин гадит на водительское сиденье «Форда». Полисмен рекомендует Колхаусу самому убрать экскременты и ехать дальше. Колхаус, даром что афроамериканец, идет на принцип и пытается наказать пожарных с помощью местной власти. В конце концов Колхауса сажают в тюрьму по надуманному предлогу и выпускают под залог, внесенный Отцом, хозяином дома, где живет чернокожая невеста Колхауса и его новорожденный сын.

Невеста Колхауса, Сара, пытается добиться справедливости и во время выступления вице-президента США на митинге хочет привлечь к себе внимание чиновника. Но её принимают за террористку и наносят увечье. Это последняя капля для Колхауса. Он решил мстить, сколачивает банду и начинает взрывать пожарные участки.

Каким образом Милош Форман смог задействовать в фильме столько персонажей? Причем, фоном периодически вклинивается реальная хроника того времени и псевдохроника с персонажами фильма. Форман старательно передает дух того времени с джентльменами и прочими атрибутами. При просмотре начинаешь верить в то, что в пространственно-временном континиуме фильма где-то за кадром вновь оживают Зигмунд Фрейд, эрцгерцог Фердинанд, Гарри Гудини, а Теодор Драйзер дописывает своего «Финансиста».

8 из 10

11 марта 2015 | 00:45
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: