Корректировка: не 21, а 22. Пропустил поначалу из общего списка «Спасти рядового Райана», который уже смотрел.
«Дочь Райна» (везде Райаны) повествует о жизни девушки Рози, которая ищет своё счастье и пытается разобраться в своих желаниях. Фильм затрагивает события Первой мировой войны, что отражается на атмосфере сюжета. Мелодрама в картину вплетается постепенно, введя под руку личную жизнь девушки.
Приятный и тихий городок, в котором все друг друга знают. Сюжет вводит несколько ключевых героев, которые выступают как сопровождение девушки на пути открытого сердца. Священник, который понимает все желания неприкаянной души. Отсталый в развитии Майкл, который сразу даёт понять, что сыграет в этой истории важную роль, а также трактирщик Райан.
История начинает заворачиваться после экспозиции, когда зрителю сразу показывают разделение фильма на части. Хронометраж три с половиной часа, поэтому нас встречают и вступление, и антракт, и паузы. В некоторых изданиях фильм поделен на две части изначально, но полноценно история впитывается за один присест (с перерывами). Сюжет выстраивает приятную полноценную жизнь: желание, влюблённость, свадьба. Кажется, что замечательно складывается ситуация, но первые нотки сомнения наступают сразу же после свадьбы. Будто «карета превратилась в тыкву». Пляски, песни, пьянки – всё это осталось за бортом.
Режиссёр Дэвид Лин проводит чёткую границу между брачной жизнью и прибытием молодого майора, так весьма кстати оказавшегося у дверей дружного ирландского городка. Военный акцент добавляет колорита британскому офицеру, делая ставку на отчуждённости, на изгое и презрении. Ты уже догадываешься, что должно произойти, поэтому знаки и намёки видны невооружённым глазом. Жалко Рози, но чем меньше внимания от мужа, тем больше случайных встреч с майором.
Фильм постепенно вводит драматические переживания, открывает душу перед выбором девушки, одновременно прибегая к великолепным операторским планам: красивый лес, будто волшебный; лошадь, пьющая водичку. Мы видим развитие чувств, внимание, то, чего стало так не хватать героине. Автор показывает смену приоритетов, а временные рамки сами становятся судьями в этом деле – ведь общество не принимает неверность, измену. В ход вступает предсказуемая ситуация с умственно отсталым, отчего ты ждёшь взрыва эмоций, разоблачения, но пока только ловишь мелкие отсылки.
Параллельно личной жизни Рози развивается партизанская война. Медленно и верно враги подготавливаются, чтобы нанести удар в самое сердце. Акцент на майоре и его истинных намерениях сталкивается с чувствами и отдачей Рози. Картина постепенно водит элементы сомнения. Когда зритель знает правду, мелкие детали разоблачения оказывают весьма эмоциональный эффект. Сама атмосфера городка и жителей отсылает к романам Чарльза Диккенса, когда быт и культура передавали положительные, поучительные черты. Окрылённое восприятие совмещает в себе и радость за интересное представление режиссёром Дэвидом Лином истории, и печаль от мучений девушки, от догадок мужа, от мелких расследований неверности супруги.
Дэвид Лин любит длинные полотна, что «Лоуренс Аравийский», что «Дочь Райана» картины глубокие, проработаны персонажи, показан большой отрезок времени, за который герои меняются и идут на роковые поступки. «Дочь Райана» во второй своей части стремительно переносится от мелодрамы в драму, сопровождая партизанские вылазки сопротивлением и раскрытием истинной личности многих персонажей. Можно проводить параллель между майором, между мужем Рози, но отчётливо видны сравнительные характеристики, которые окажут больше влияние на осуждение и презрение окружающих, но никак не будут волновать чувств ближних своих. Отсюда и отражение поведения девушки на озлобленных гражданах.
Именно понимание, что майор – враг, даёт отлично проработанную структуру отношения к девушке. Финальная часть заставляет пересмотреть свои взгляды на это место, а героям понять свои ошибки и смериться с клеймом. Картина медленно и размерено представляет нам желания девушки, мы следуем её тропой по опасным местам. На фоне общей обстановки жизнь Рози полна боли и внутреннего опустошения. Таким образом, можно ощутить весь кокон её эмоций и переживаний, стыд и борьбу с самой собой.
Прибрежная западно-ирландская деревушка разгара Первой мировой. Английская империя на континенте ведет самую кровопролитную войнушку в своей истории, но так уж повелось, что местные лопоухие ирландцы всей душой переживают исключительно за немцев. Ну и активно готовятся к своему всеирландскому восстанию. А между тем, в самой деревушке происходят не менее грандиозные любовные страсти. Молоденькая девчушка Рози, дочурка местного владельца кабака, по собственному настоянию вышла замуж за уже не молодого, но порядочно-правильного школьного учителя-вдовца Чарльза. Но первая же брачная ночь очень сильно разочаровала Рози. Оказывается, в реальности может быть не все так классно, как происходит в девичьих сладострастных мечтах. А тут на побывку в местный гарнизон прямо с фронта приезжает контуженный и хромой английский майор Рэндольф. И роман между англичанином и замужней ирландкой начался даже без традиционного «слова за слова», а с разбегу – со страстного поцелуя. А местным такое двойное предательство – адюльтер + трахи с богомерзкими англичанами – точно не понравятся.
62-летний Дэвид Лин после 5-летнего простоя попытался снять еще одно эпическое полотно, которое по антуражу несколько пересекается с его последним «Доктором Живаго». Любовь. Революция. Толпа. В общем, параллели проводить можно, вот только сюжетная канва, взятая Лином в этот раз, оказалась достаточно дряхлой. Любовный треугольник и революционные страсти, развивающиеся географически в одной деревушке. Режиссер нагнал в фильм визуальных красот в виде эффектно снятого шторма, живописных панорамных видов пляжа и прочих милот. Но все эти приемы исключительно обогащают картинку, но не сюжет. Смысловая начинка в фильме тянет на полуторачасовую историю, но точно не на три с гаком часа, с которыми монотонно измывается Лин над зрителем.
Впрочем, забористо камерный сюжет скрашивает не плохо подобранный актерский состав, который пусть и не сверкает, но вполне себе фокусирует внимание. Роль ирландской Наташи Ростовой, которая запуталась среди двух деревьев – старого ирландского дуба и молодой английской сосны – досталась Саре Майлз. Для 29-летней Сары эта роль стала лебединой песнью в ее не самой яркой кинокарьере, хотя на оскаровскую номинацию, как по мне, она все же не наиграла. Зато засветила свои худосочные сиськи, что было очень модно и тенденциозно в начале 70-х. Кстати, мужем Майлз был как раз сценарист фильма Роберт Болт, который в этот раз со своей работой справился аляповато. А вот киношного мужа-учителя Майлз отыграл сильно постаревший 53-летний Роберт Митчем и роль ему удалась весьма средне. Все же, тщедушные персонажи-терпилы – это не профиль Митчема, который ассоциируется больше с мужественными и брутальными мужиками. Сюда бы какого-то Грегори Пека… но уж что было под рукой.
Еще один интересный актер в этом фильма – 29-летний Кристофер Джонс, замкнувший любовный треугольник в сюжете. Актер с внешностью нашего Сергея Бодрова-младшего запомнился нам еще по футуристической сказке «Дикарь на улицах», и в целом, Джонс в роли контуженного майора выглядел очень годно. Но по сути, это стала его последняя роль в кино. В следующий раз он мелькнет на экране аж в 1996-м и, честно говоря, непонятно, чего он завязал с кинематографом. Недурственные ведь были задатки…
Из другой публики отмечу уже пожилого Тревора Ховарда, которому досталась колоритная роль священника. Дэвид Лин этого актера вытянул в люди еще в далеком 1945-м, когда доверил неизвестному и неказистому дебютанту главную роль в любовной драме «Короткая встреча». С тех пор помнил о своей креатуре, и та его, как видно по этой работе, не подводила. Ну и единственный «Оскар» в своей карьере по итогу этого фильма отхватил 62-летний Джон Миллз, которому досталась самая яркая роль в этой скучноватой постановке – сумасшедшего юродивого. Миллз перебрал на себя весь колорит, скрасив монотонный сюжет веселыми появлениями беззубого и хромого дурачка.
Главная проблема этого фильма – сюжет и режиссерская замашка. По сюжету эта история тянет на бюджетную полуторачасовую драму, но Дэвид Лин попытался из одного огурца, помидора и луковицы сделать салат-оливье. Не вышло, хотя форма, как и актерская игра, вполне удовлетворительны.
Конечно, если кино идёт 3 с половиной часа, что же мелочиться – и увертюру можно послушать, ну и всё остальное. С одной стороны, музыка эта настраивает на фильм, создаёт атмосферу, но с другой стороны, 5 минут рассматривать один фотопейзаж под приятную музыку – всё же не моё любимое занятие. Уважаемый режиссёр, видимо, из иной киноэпохи – «когда деревья были большими», жизнь текла неспешным потоком, и времени было не жаль.
Сначала было просто о-очень скучно.
Хотя актёры, конечно, играют отлично. Нельзя сказать, что герои схематичны или однозначны. Характеры персонажей обозначены совершенно конкретно и отчётливо.
Отдалённым первоисточником сценария называют роман Гюстава Флобера. Читала «Мадам Бовари» давно, и, помню, совершенно не понравилась мне эта мутная история.
Ну а что в фильме? «Принцесса» ирландской деревушки Роза – не такая, как все, особенная. Ей кажется, что она влюблена в деревенского учителя-вдовца. Мы-то, умудрённые жизненным и киноопытом зрители, конечно, знаем, это просто оттого, что никого особенного, не такого, как все остальные в деревне, кроме учителя, нет.
Однако сам герой её романа убеждает Розу: «Ты ошибочно принимаешь отражение в дешёвом зеркальце за солнце». Но увлечённая Роза его не слушает, делает всё, как она сама желает, что и доказывает ещё раз постулат «бабы – дуры».
Простые ирландцы, вроде бы, должны претендовать на симпатию. Ну, всё же они там выступают за независимость своего народа и т.д. Однако, если такие претензии были, то оказались совершенно необоснованными. Не вызывают никакой симпатии, с самой первой сцены с Майклом и омаром. Даже наоборот. Или режиссёр специально их такими отталкивающими изображает?
Всех, за исключением священника, конечно. Вот он real man, ему так и О’Лири (тоже не очень-то привлекательный, даром, что герой) сказал.
А самый пренеприятный – герой, упомянутый в заглавии, злосчастный папаша, живое подтверждение другого постулата «все мужики – …» (даже не знаю, как лучше закончить фразу, выберите на свой вкус).
И ещё о музыке. Сначала ничего, а со второй трети фильма она начинала уже и раздражать. На мой взгляд, слишком часто музыка была неподходящей. Зачастую не соответствовали визуальному ряду ни разудалые марши, ни оптимистические, забавные музыкальные фрагменты. Например, музыка, сопровождающая прихрамывающую походку Майкла. Считай, всю вторую часть его появления на экране были связаны с какими-то драматическими событиями – к чему этот мажор?
Короче, не понравилась мне эта история. Режиссёр считается мастером эпических полотен, а здесь прям «Есения» какая-то получилась. И поцелуй Майклу в финале вовсе не понятен, он, как приклеенная пятая нога.
Хотя были и достаточно интересные моменты. Одной из самых захватывающих для меня была долгая сцена на пляже, когда муж прозревает обман и буквально ВИДИТ, как всё происходило. Снято и сыграно просто замечательно!
Красивые ракушки на ирландском побережье. Бурное море ласково шумит. Как приятно смотреть на небо голубое. Что может произойти в сельской глуши? Но события развиваются неожиданным образом: когда в браке разочаровалась своенравная Рози Райан, деревушку посещает таинственный офицер-красавец, что на войне получил тяжёлую контузию, обрекшую его на периодические приступы паники. Знала ли дочь Тома-трактирщика, обманывая пожилого мужа, чем обернётся её бегство в иллюзорное спасение? На фоне этого трагического любовного треугольника разгорается тайный саботаж, возглавляемый бескомпромиссным и в народе уважаемым Тимом О’Лири. Страсти бушуют, и спешит на помощь суровый священник Коллинз, и пытается простить жену-изменницу растерянный школьный учитель, и где-то сидит с динамитом местный дурачок, принимая его за игрушку. Надвигается шторм…
Легендарные люди создали сей эпический фильм, пронзающий насквозь печальной поэтичностью образов, представляющий собой незабываемое сновидение, всплывающее в памяти вновь и вновь, не отпуская от себя зрителя поверженного. Кинематографический нокаут от маэстро Дэвида Лина. Поразительный художник за 83 года создал всего 17 картин, но навечно вписал своё имя в историю лишь несколькими из них. Киноман не сможет пройти мимо «Моста через реку Квай», «Доктора Живаго», «Поездки в Индию» и, конечно же, самой знаменитой его визитной карточки – бессмертного «Лоуренса Аравийского». Бессменные для его творчества оператор Фредди Янг и композитор Морис Жарр за свои работы трижды удостоились «Оскара», а сценарист Роберт Болт («Человек на все времена» и «Миссия») подарил миру классические сюжеты, не стареющие даже в эпоху набравших обороты телевизионных сериалов и всезнающего Интернета. Тысяча морских чертей, это великие, великие творцы, а мы ещё даже не добрались до потрясающего актёрского состава! Когда смотришь фильм, восхищаешься, восторгаешься, наслаждаешься выверенной неспешностью повествования, пейзажами симпатичными, возвышающейся над маленьким зрителем огромной символичностью, тонкой иронией, что отдаёт горечью, ибо при всей лиричности жизнерадостной это жестокая история об Ирландии и жителях её, о поступках роковых и ужасных последствиях, о нелепом равновесии отважной честности и трусливой лжи – «Дочь Райана» одновременно окрыляет и бросает в бездну. Но в любом случае, это картина, которую просто невозможно забыть. Это ирландский ответ валлийскому «Как зелена была моя долина» Джона Форда и ответ весьма достойный.
Постаревший Роберт Митчум правдоподобно изображает смущённого, подавленного, брошенного мужа – в этом невыносимо грустном портрете практически не узнаётся привычный крутой парень, каких в молодости представлял на радость публике харизматичный актёр. Перед нами другой Митчум, совсем другой, и всё же в его герое есть нечто, заставляющее искренне ему сопереживать, в этом скромном перфомансе нюансов много, все за первый просмотр и не углядишь. Филигранная, образцовая работа. Не отстаёт от партнёра молодая, но дьявольски искушающая Сара Майлз – наверное, ради неё действительно нужно ввязываться в опасные игры, защищать от толпы бесноватой и нести невидимый крест за её грехи. Вторит её обаянию Кристофер Джонс – чей слабый офицер Рэндольф Дориан, хромая, дрожа от воспоминаний о бомбёжках на поле боя, на поверку оказывается истинным законом деревни, как является единой моралью её грубоватый, но справедливый отец Коллинз, старающийся сдержать исступление народное, его безумное скатывание в земной ад. С экрана тебя, точно рентген, сканирует цепкий взгляд Тревора Ховарда, и ты поневоле поёживаешься, припрятывая один и ещё один, и ещё один невесть где завалявшийся грех, дабы избежать праведного гнева священника. Бойкий Бэрри Фостер в роли предводителя восстания и добродушный Лео МакКерн в роли Томаса Райана привносят в картину своё очарование – обезоруживающую наглость и отчаянную жалость.
Но при всём гении постановщика Дэвида Лина, виртуозности всей съёмочной группы, «Дочь Райана» делает незабываемой историей выдающийся перфоманс Джона Миллза, полжизни игравшего военных, и – бац! – на экране представ перед изумлёнными зрителями в образе немого рыбака-идиота, чья челюсть выдвинута так, что на него без содрогания не взглянешь, а походка столь причудлива, что непонятно, как этот маленький и поражённый болезнью человечек умудряется жить рыболовным промыслом, жить среди хихикающих девиц и ухмыляющихся парней, издевающихся над ним, считая не за человека, а за вещь, которую можно бросать как можно дальше. Ни слова не произнося за весь фильм, забавная фигурка Джона Миллза совершает путь непростой к зрительскому сердцу. Так смотреть вслед уходящему человеку, как смотрит Миллз… Хочется взять кувалду и переломать ноги жителям деревни. Дурачок Майкл, играющийся с динамитом, считающий своим другом молодого офицера, потому что тот тоже хромает, тщетно жаждущий добиться счастья с Рози Райан. Этот маленький человечек, не соображающий, что делает, хочет любить, быть любимым, и его смехотворные попытки показывают настоящее лицо человечества, дарящего цветы, которые давно умерли.
О, «Дочь Райана», почему ты не оставишь меня в покое? Знаю, знаю твой ответ. Иногда романтизм убивает сильнее реализма. Но так медленно и красиво убивает… Проклятье!
Посвящается: Movie addict, ежедневно похищающей нас беззаботными фразами.