Фильм Имамуры вышел вскоре после Чернобыля, был о взрыве в Хиросиме и его последствиях, предполагал о возможности какой-нибудь Фукусимы. Главный посыл фильма: антимилитаризм. Предостережение о разрушительном воздействии ядерного оружия. Которое стало глобальной проблемой для человечества, страх перед ядерной войной стал неизменно присутствовать в обществе. Ядерное оружие, уже, обладает достаточной мощью, что бы отправить человечество по пути динозавров. Что ему и предсказывал главный пессимист из мира философии Шопенгауэр.
Но Имамура выступает не только против ядерной войны, но и против войны вообще. “Лучше плохой мир, чем справедливая война” так размышляет один из главных героев фильма. Как и Годар, Имамура “плоско” намекает в фильме, что главная угроза войны исходит от США. Которое только снимает фильмы, про то, как оно же, спасает мир, и ради жизни людей, готово расшибиться всеми своими штатами. Спецслужбы под руководством Аффлека и Бигелоу, проводят гуманно-справедливые операции, и спасают мир от мирового терроризма, и всяких там нечеловеколюбивых проявлений. В этом Имамура угадал, за последние 20 лет США уже успело, ради упрочнения мирового господства, “бомбануть” Ирак, Сербию и не только.
События фильма разворачиваются, спустя пять лет после взрыва в Хиросиме. Хотя, кадры взрыва, все ровно будут вплетаться в неспешное киноповествование, со всей, присущей режиссуре Имамуры натуралистичностью. В центре внимания, обычная японская семья, попавшая под взрыв, но не в полной мере. На примере этой семьи, Имамура показывает проблемы, которые породил взрыв, уже в мирное время. Люди пострадали не только физически, но и морально: взрыв изменил их образ мыслей, поведение, поменял жизненные ориентиры. В общества произошло разделение, людей пострадавших от взрыва стали принимать за изгоев. К ним относятся с опаской, как к прокаженным. С пренебрежением: героиню фильма не хотят брать замуж, опасаясь, что она может заболеть лучевой болезнью. С равнодушием: большинству людей плевать, на тех, кто попал под взрыв, они готовы обвинять их в симуляции, дискредитировать, упрекать.
Попавших под взрыв, мучит страх заболеть, который иногда, страшнее болезни. Эта боязнь медленно, но верно отравляет жизнь. От отчаяния, они хватаются за разные “спекулятивные” средства лечения, которые ни к чему не приводят.
Героям важно осознание трагедии, они хотят знать почему, когда уже, капитуляция в войне Японии было очевидна, на них сбросили бомбу, поломавшую их судьбы. Зачем?
Ответ они не находят.
Фильм, проникнут трагизмом, вырисовывает мрачные картины. Печаль режиссера, вызванная трагедией, читается практически в каждом кадре. В общем-то в довольно пессимистичной картине, не все так пессимистично: в темные бездонно-серые кадры, проникает лучик надежды, он в словах дяди главной героини, когда ее, тяжело больную увозит скорая; он смотрит в небо и говорит: “если там появится радуга, произойдет чудо”.
Возможно, жизнь восторжествует?
8 из 10