- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
'- Какое-то у меня литературно-странное начало года. Начала читать 'Казус Кукоцкого'. Знаю, все давно переболели и забыли. Но он так тяжело у меня идет...
- Знаю... Я читала его лет пять назад, уснуть не могла.
- Слог отличный, сюжет быстро складывается. Но...
- Знаю... Сам смысл всего, что несет в себе эта книга - ужасно. А ты поняла, в чем же состоит тот самый казус Кукоцкого?
- Нет, но догадываюсь, что сам он врач, а за женой не усмотрел...'
(с) из телефонного разговора с подругой
А потом я нашла этот сериал...
Практически все в нем совпадает с книгой. И пусть он менее драматичен, и какие-то острые углы-темы обошли стороной, заметно, что руку к экранизации приложила сама великая и гениальная Улицкая.
Не упомянуть о чудесной, воздушной музыке в этой картине просто невозможно. Кажется, что это одна нескончаемая мелодия, но ее переливы - это настроения судьбы, которая делает подарки главным героям или бьет их, отбирая любимое и насущное.
Едва я узнала, что режиссером выступил сам Юрий Грымов, у меня не возникло ни малейшего сомнения, что фильм смотреть стоит. И без сомнений, что он мне понравится. Однако, уже подбираясь к финалу этой глубокой саги, я поняла, что обязательно вернусь не только к книге, но и фильму. Стану рекомендовать его друзьям и близким. Такие произведения Искусства большая редкость в нашем кинематографе.
Актерский состав шикарен, временами я просто ахала от новых, столь знакомых, лиц на экране. Когда читаешь книгу, описания героев, даже если их нет, автоматически складываются в голове. И потому бывает сложно смотреть экранизации. Здесь же напротив, первое недоумение в отношении подбора лишь некоторых актеров вызывало перваначальное недоумение, но спустя пять секунд приходило четкое понимание, что все на своих местах.
Юрий Цурило в роли главы семейства Кукоцких не просто хорош. То, что смогла таки упустить Улицкая в его образе - слабость, реальность человека, его земную сущность - Цурило раскрыл в полной мере. Павел Алексеевич не болел и не особо старел в тексте, но на экране он хворал, седел и выглядел жизненно. В книге он полубог, в фильме - обычный трудоголик.
Елена Дробышева мне казалась уж точно не подходящей на роль Елены. Хрупкой, застенчивой 28-летней молодой мамы. Но как она шикарна была в разговорах с самой собой!
Никак нельзя обойти Чулпан Хаматову, воплотившую образ Татьяны. Маленькая, юркая, я никак не могла себе представить себе эту актрису с живыми глазами в данной роли. Но то, как она справилась, выше всяческих похвал. Ей одинаково шли и платья с пышными юбками по моде шестидесятых, и образ рубахи-парня. Очень скомканно снята взрослая жизнь Татьяны, так ведь много было всего. Дан только общий план - первый ребенок, Вика Коза, да Сережа.
А вот профессора гольдберга Илью Иосифовича я именно так и представляла, каким его воплотил на экране Карэн Бадалов. Жаль, что его историю так обошли, лишь края коснувшись. Но хорошо, что тот его монолог (величайший, я бы сказала, монолог!) о генофонде России после революции, таки включили в картину.
Борис Клюев - вот уж не видела его ни в каком ином амплуа, кроме деда в 'Ворониных'. Да, порой казалось, он сейчас покажет мизинчик и завопит 'Египетская сила!'. Однако не знаю ни одного актера, который бы так прекрасно вошел в образ начальника Татьяны с трудно произносимым именем-отчеством.
Наталья Тетенова - приемыш Томочка. Каждое ее появление на экране - всплеск негатива. Серии так на десятой я задумалась, ну актриса же не виновата... А как веришь ей, как правдоподобно сыграно... Значит, хороша актриса.
Особый поклон чуть хрипловатому, но сильному голосу Алексея Баталова. Очень хотелось, чтобы он появлялся почаще и давал зрителю надежду.
В чем же, собственно, состоит этот казус господина Кукоцкого, каждый, наверно, решает для себя. Уж больно много параллельных историй разворачивается перед зрителем. Для меня он стал по-настоящему очевиден лишь к концу... а какой вариант выберите вы?
Таким фильмам не ставят оценки. Они выше всяческих похвал. И благо, что отечественный кинематограф начал снимать фильмы, в которых открыто говорится и о репрессиях тридцатых, и нищете послевоенной, и о судьбах-единицах, складывающихся в миллионный, запуганный и несчастный, народ.
|
прямая ссылка
16 февраля 2013 | 01:34
На мой взгляд, этот сериал - один из лучших вариантов реализации идеи книги в кино. Прочитав роман Людмилы Улицкой, 'Казус Кукоцкого', который, кстати, находится в числе лучших ее произведений, я имела вполне четкое представление о том, какими должны быть главные герои. Поэтому я все откладывала просмотр одноименного сериала - опасалась разочарования. Однако буквально с первых же кадров картина эта покоряет зрителя, да так, что не оторвешься.
В первую очередь о героях. Актерский состав просто великолепен, и это несомненный плюс, ибо редко представления о книжных героях сходятся с актерами, воплощающими их в кино. Нельзя представить никого другого в роли Танечки, кроме Чулпан Хаматовой, такой изящной, воздушной, жаждущей свободы; Дробышева идеально воплотила мать Тани, Елену, страдающую болезнью Альцгеймера. Ей прекрасно удались как молодая Елена, веселая, любящая, так и Елена, выпавшая из реальности, застрявшая в прошлом. Никто бы не подошел на роль Павла Алексеевича лучше, чем Юрий Цурило - кажется, даже по внешности он абсолютное воплощение своего книжного героя. Очень понравилась Мария Кузнецова в роли заботливой Василисы; прочитав книгу, Василису просто нельзя представить иначе. Создатели фильма не прогадали ни в чем, включая саму атмосферу сериала и нюансы написанной Улицкой истории. Отдельный, ничуть не меньше плюс, нужно отдать голосу Алексея Баталова за кадром - он также способствует созданию атмосферы, поясняет, дополняет.
Насчет сюжета хочу сказать, что если и есть в нем какие-то изменения, они ничуть не вредят фильму, и вся история смотрится вполне гармонично. Мне, безусловно, понравилось, как был отображен внутренний мир Елены - пустыня в ее сознании, по которой она странствует со своими близкими людьми. Хорошо, что эти сцены, пусть и немного затянутые, не упустили в фильме - они многое проясняют, так как и сериал, и сама книга используют довольно много символики.
Великолепно показана жизнь Танечки, которая (хотя, возможно, это с первого взгляда и не заметно) во многом повторяет жизнь ее матери, Елены. Какой замечательной, пусть и короткой, была ее жизнь, легкая, захватывающая, полная любви и нежности! Поневоле залюбуешься!
А какие важные темы подняты в фильме! Вопрос легализации абортов, проблема генетики, которой, несмотря ни на какие тюремные сроки, занимался Илья Гольдберг, друг Кукоцкого, вопросы морали, которые так озадачивали Танечку, семейные неурядицы и проблема выбора жизненного пути: что лучше - жить как все или пуститься в вольное плавание? Кроме того, поднятые вопросы ярко и наглядно показывают эпоху, о которой повествует фильм - с 40-х по 80-е годы - и охватывают все важные события, произошедшие в те времена: война, репрессии, смерть Сталина и т.д. Великолепная по своим масштабам история!
И самое важное - это отображение главной идеи книги и фильма. В чем же заключался казус Павла Алексеевича? По моему мнению (возможно, многие со мной и не согласятся), сохранивший множество женских жизней, встретивший большое количество новорожденных детей, он так и не смог сделать счастливыми своих главных женщин - ни Танечку, которая, как это ни парадоксально, умерла в роддоме, ни Елену, затерявшуюся в лабиринте своего сознания.
Фильм прекрасен как сам по себе, так и как воплощение романа Людмилы Улицкой. Мои чувства после просмотра - это восторг, легкая печаль и полная вовлеченность в созданную атмосферу. А пересматривать можно много раз - и не надоест.
|
прямая ссылка
12 мая 2012 | 21:57
В этой картине есть всё. Она настолько задевает за живое, насколько это возможно. Хорошо бы пересматривать её каждый год-два. Каждый раз открывается что-то новое, каждый раз иначе смотришь на Танечку, Елену, Павла Алексеевича и других.
В фильме произносится огромное количество очень умных фраз, побуждающих к действию. Они открывают зрителю новые пространства и новую реальность. Быть может, кто-то посмотрит этот фильм, уловит одну из мыслей, и весь мир его перевернется. И это прекрасно.
Огромное спасибо ВСЕЙ съемочной группе, что подарили такое богатство нам, зрителям. Потрясающая музыка. Потрясающая Чулпан Хаматова. Потрясающий Юрий Грымов.
Великолепный фильм. Экранизация, если угодно.
Я слишком косноязычна, чтобы передать все, что содержит внутри себя это творение.
Просто скажу
10 из 10
Надеюсь, вы посмотрите этот фильм и увидите то же, что и я.
|
прямая ссылка
20 апреля 2012 | 15:16
Можно было бы сказать, что это лучший отечественный сериал, если бы только повернулся язык назвать эту картину сериалом. Старомодное слово 'картина' в редких случаях применимо к современному кинематографу, тем более к телевидению. Однако, почерк Юрия Грымова ярок, живописен и узнаваем, независимо от количества серий. Множество минисериалов появляется каждый год. Некоторые умирают, не успев закончиться, некоторые хороши для одноразового просмотра или для заполнения пауз между рекламными роликами. 'Казус Кукоцкого' абсолютно непригоден ни для того, ни для другого. Его хочется смотреть ещё и ещё, к тому же не отвлекаясь.
Потому что здесь есть и великая литература и великое кино. Пища и для души, и для ума, и для глаз. Многие фильмы забудутся, многие уже забыты, а этот останется заметной вехой в истории киноискусства. Возможно, главная удача в том, что Людмила Улицкая участвовала в работе над сценарием. Редко писатели сотрудничают с режиссёрами, но результат такой совместной работы говорит о том, что стоит это делать чаще. В фильме играют прекрасные актёры, но уверен, что есть большая заслуга и писателя, и режиссёра, в том, что мы слышим не только слова, но и мысли персонажей, видим не только события, но и всё, что между строк. Точнее, далеко не всё. И поэтому хочется смотреть снова, как хочется перечитать книгу. Сосчитать, сколько белых кошек в доме Кукоцких. Узнать, какое растение было в горшке, разбитом Еленой. И разбился ли горшок. Вспомнить яблоко, трижды предложенное Елене в начале фильма и мандарин в руках Тани в конце. 'И вообще...'
|
прямая ссылка
14 июля 2009 | 04:11
Фильм прекрасный и не оставляющий равнодушным. В нем очень точно (ну, насколько я могу судить, конечно) передана атмосфера советской эпохи, буквально запах с экрана чувствуется.
Очень, очень хорошо играют актеры, особенно прекрасная и талантливая Елена Дробышева! В некоторые моменты просто забываешь, что это кино.
Даже второстепенные персонажи 'выписаны' замечательно, взять хоть Тому - совершенно живого человека, или 'ушастенького' доброго доктора. В общем, фильм есть смысл посмотреть.
Куча ляпов, конечно (например, сцена родов в 7 серии, когда доктор Кукоцкий поднимает только что родившегося младенца с прекрасно зажившим, аккуратным пупочком, но, как ни странно, это абсолютно не мешает погружаться в магию этой картины.
9 из 10
(не было бы ляпов, было бы 10)
|
прямая ссылка
03 июля 2009 | 04:54
Эта история, рассказанная Людмилой Улицкой и снятая Юрия Грымовом, на мой взгляд, невероятно важная и интересная. Можно, как это часто бывает, спорить о том, что же лучше книга или фильм, вопрос риторический. Для меня книга великолепна, роман является лауреатом Букеровской премии, а Грымов удачно его экранизировал.
Тем не менее, пост в большей степени связан с фильмом.
Краткое содержание:
“Действие сюжета разворачивается в середине и во второй половине ХХ века, и охватывает практически все общественно важные события этого периода: уголовную ответственность за аборты, разгром генетики, «лысенковщину», аресты и лагеря, похороны Сталина, хрущевскую оттепель, эйфорические шестидесятые, жизнь столичной богемы и джаз. Главный герой фильма — потомственный хирург Павел Алексеевич Кукоцкий. Один из самых именитых гинекологов своего времени, Кукоцкий разработал обширную программу по борьбе с криминальными абортами и добивался отмены постановления 1936 года о запрещении абортов. ”
Возможно, этот фильм рассчитан на определённую аудиторию, к которой, на мой взгляд, относятся люди, хотя бы раз в жизни соприкоснувшиеся с медициной в общем смысле, с абортами в частности, люди, пережившие все “прелести” советской жизни, поиски себя и многое, многое другое…
В фильме замечательно подобран актёрский состав, особенно замечательно, на мой взгляд, сыграла Елена Дробышева.
Тема медицины показана с разных точек зрения:
это и тема аборта, парадоксальность той ситуации, что узаконенное детоубийство может спасти детей. Беззащитность женщин во многих независящих от них ситуациях, право женщины на свой собственный выбор и её личная ответственность перед собой, Богом и не родившимся ребёнком… тот самый случай, когда нет единственного правильного решения для всех…
это и различие между медициной как наукой, в которой играет роль талант, способности и призвание, и медициной, которая является политическим и экономическим отображением страны, при этом одно без другого не существует и является своеобразным замкнутым кругом…
Медицина, в которой сталкиваются понятия “границ живого и мертвого”, думаю это знакомо всем, кто сталкивался с “острым опытом”, каждый сам решает и принимает может ли он это сделать, зачем и где та граница, который будущий медик устанавливает для себя.
Медицина - с точки зрения развития науки, движения вперёд, прорыва, раскрытия загадок природы, взгляд в будущее и медицина прикладная с целью спасти здесь и сейчас.
Медицина, в которой халатность и система не даёт шанса на жизнь…
В фильме описана очень трогательная история любви Кукоцкого и его любимой жены со всеми её радостями и бедами… Мне очень понравилась такая цитата: “в любимом человеке достоинства восхищают, а недостатки умиляют”, а ведь, действительно, так оно и есть…
Печальна судьба жены Кукоцкого, Елены, страдающей потерей памяти.
Очень хорошо отображены различные эпохи советской страны, одно из них - время правления Сталина, думаю об этом не нужно говорить, тема известная всем.
Удивительна судьба Тани, её характер, поиск себя, своей любви, её неординарность и стремление жить своей жизнью.
Интересная барышня (Василиса), в поведении и даже интонации которой узнаваемы бабушки, запуганные, выросшие в рамках и шаблонах, знающие, как правильно и как нужно.
Из отрицательных моментов: лично мне не понравилось режиссёрское новшество - элементы мистики и потустороннего мира в силу затянутости этих моментов в фильме, но, думаю, моё мнение весьма относительное, и кто-то, возможно, увидит это по-другому…
|
прямая ссылка
08 июня 2008 | 05:02
|
|