А мне этот фильм понравился, и очень. Совершенно неочевидный и очевидный в своем совершенстве, лишенный стройного логически последовательного сюжета. Как картина Ротко фильм представляет собой множество ярких эмоциональных пятен на цветном фоне. В данном случае, под 'фоном' понимаются будни обычного полицейского, а под 'эмоциональными пятнами' - многочисленные жизненные истории, которые касаются его. И эта конструкция оказывается очень убедительной. Что и говорить, ведь режиссером был сам Олдрич.
Зрителям предложено определить самим какая из линий является главной. На мой взгляд, все вопросы связанные с криминалом, поисками убийц молодой девушки и подробностями вовлечения ее в порнографию (о чем узнал отец) - все это фон. А главным оказывается рефлексия главного героя, его противоречия и поиски. Уже с самого начала сценаристы нас обезоруживают - идиллия двух любовников оборачивается вполне осторожным адюльтером полицейского и проститутки. Весь фильм он опасается, раздумывает и колеблется с принятием решения, напрашивающегося и предсказуемого. Но как красиво Олдрич показал секундное воспоминание героя, отправляющего нас к измене бывшей жены. Это придает напряжение буквально каждой сцене Берта Рейнольдса с Катрин Денев. Он ожидает от нее измены, а она и изменяет ему в силу профессии. При этом, отношения героев романтичны и зашли гораздо дальше того, как они их пытаются представить.
Дорогого стоит и сцена скандала между ними. Взрывная истерика Берта, холодное молчание Катрин, робкое прощение. Все это настолько тонко, что вполне могло бы быть ангажировано и Хичкоком. Однако, Олдрич заворачивает совершенно неожиданно в сторону мелодрамы, прямо цитируя 'Мужчину и женщину' Лелуша. Фрагмент этого фильма наблюдают герои, а вскоре зрителям придется увидеть сходные мгновения но уже в исполнении героев Олдрича. А ведь на фоне этого еще мы встретимся с криминалом, местью отца за смерть дочери и 'злыми улицами'.
Фильмы с Бертом Рейнольдсом в семидесятые стали вполне себе самодостаточным жанром. Однако, в их числе резко выделяются две совсем не проходные работы Олдрича, уже немолодого кинематографического американского мэтра. В отличие от более эффектного 'Самого длинного ярда', 'Грязное дело' - лента нервная, психологически насыщенная и внешне абсолютно незатейливая. Многое тут определяет сам факт присутствия Денев. Чувственная, спокойная, преисполненная скрытой сексуальной харизмой она оказывается идеальным визави для полностью понятного и кажущегося примитивным героя Берта Рейнольдса.
Что творилось в голове у Стива Шэгана, когда он писал сие творение? Где-то глубоко, под толстым слоем клише, банальной пошлости и неудаленных аппендиксов, словно свет в конце туннеля, тлеет более-менее вменяемый сюжет:
Полицейский живёт с проституткой. Постоянный клиент проститутки - очень-очень недобрый коррумпированный адвокат и по совместительству террорист. На пляже нашли мертвую девчонку. У девчонки нашли фото, на котором запечатлена она вместе с тем самым 'недобрым коррумпированным адвокатом и по совместительству террористом'. Отец девчонки жаждет благословенной мести. Полицейский хочет, чтобы его подруга-проститутка бросила прибыльную работу, и как следствие - тоже жаждет расправы над 'недобрым коррумпированным адвокатом и по совместительству террористом'. И он легким движением руки направляет разгневанного папашу прямиком в особняк 'недоброго коррумпированного адвоката и по совместительству террориста', лишь чтобы потом замести следы и мирно свалить к такой-то матушке Европе вместе со своей белокурой ныне безработной красоткой.
Бред сивой кобылы? Ну да, есть немного. Но это лучшее что я сумел найти в фильме. Остальное - такой бурелом... такой бардак... просто вакханалия! Торчащих 'ушей' столько, что хватило бы на целый заячий зоопарк. Воспоминания о командировке в Рим. Встреча в аэропорту какого-то там арабского террориста. Молодой и кудрявый 'Фредди Крюггер', ни к селу ни к городу, грабящий продуктовый магазинчик. Захват заложников придурком, осужденным на 2(!!) пожизненных, но выпущенным после 5 лет хорошего поведения. Поход в кино на 'Мужчину и женщину'. Глупые вспышки гнева у отца погибшей девчонки. Пересказ матери погибшей девчонки своей бурной сексуальной жизни и заигрывание с полицейским. Обсуждение угла искривления азиатских влагалищ и закачки силикона в пятую точку. Беседы 'ни о чём' и 'ни зачем' с шефом полиции о морковном соке... Что это вообще такое?!
Напарники = классическое 'кофе с молоком': белый Рейнольдс и черный Уинфилд. Кого они вообще играют, понять трудно. То Уинфилд - циничный сукин сын, а Рейнолдс - белый и пушистый. То Рейнолдс - циничный сукин сын, а Уинфилд - белый и пушистый. Логики в их поведении нет, и вполне возможно, что подобной задачи у сценариста и не стояло.
Берт 'без усов' Рейнолдс все 2 часа экранного времени ехидно подмигивает оператору и чуть ли не светится от самокрасования. Зато в моменты особой нежности, огонь в его глазах меркнет, и фразы типа 'Ай лав ю, бэйби... Ай риалли ду' звучат словно он их впервые в жизни произносит.
Бедняжка Катрин Денев откидывает шикарную шевелюру со лба и на ломанном английском зачитывает клишированные реплики. Когда она плачет - я тоже плачу. Плачу, потому что хорошо отношусь к Денев, но не могу не признать - она бездарна аки кассетник 'Романтик'. Её 'л-амур' с Рейнолдсом такой удручающе-деревянный, что немудрено и занозы заиметь.
Старческое брюзжание о том, как всё плохо в этом прогнившем коррумпированном капиталистическом, и как всё было хорошо в этом же непрогнившем некоррумпированном капиталистическом мире во времена 'нашей' юности, мы уже слышали в ленте 'Спасите тигра' того же сценариста. Процентов 50 всего экранного времени можно совершенно спокойно скомкать, облить бензином и сжечь - это 'торчащие уши', 'пришей кобыле хвост', 'из другой оперы' и просто 'воспаленные аппендиксы'.
Роберт Олдрич - режиссер признанный и некоторыми уважаемый. Я видел у него только два фильма - ничем не примечательный нуарчик 55-ого года и ужасающе-несмешной вульгарный и глупый 'Парень из Фриско' 79-ого года. И если Олдрич и снял-таки какой-нибудь шедевр - то это точно не 'Грязное дело'. Мало нам ужасного сценария, картинного Рейнолдса и картонной Денев. По вине постановщика, лента выглядит в лучшем случае фиговеньким телесериалом про копов. Поверьте, 'Полиция Майами: Отдел нравов' снят в разы интереснее, красивее, подвижнее и эстетичнее. Ритм фильма словно отстукивает эпилептик - рывок, и сон, снова рывок (причём рывок в никуда и ни с того ни с сего), и опять сон.
Свет в конце туннеля гаснет, и нам остаётся лишь претенциозный двухчасовой бардак со звёздами. 'Как же иной раз тяжело отделить зёрна от плевел' - драматично заявляет нам Берт с экрана, как бы извиняясь за сценариста и режиссера, которые тоже, так и не сумели отделить крупицы здравого смысла от клинического маразма.