Простой и незамысловатый фильм о том, что казалось совершенно очевидным в далеком 1987 и, к сожалению, уже не является таковым в нашем 2022 году. О чем же? О том, что счастье не в деньгах. О том, что мужчине нужна жена, женщине - семья, детям - мама. И никакие богатства, яхты, меха и положение в обществе этого не заменят.
Богатенькая и избалованная стерва волею судьбы попадает в совершенно незнакомый для нее мир. Мир, в котором нужно думать о хлебе насущном, воспитывать детей, убираться в доме, общаться со школьными учителями. И оказывается, что в этом мире есть то, что напрочь отсутствует в ее роскошном мире. Искренность, доброта и, самое главное, любовь. Любовь между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, между друзьями, в конце концов.
Несмотря на правильные посылы и теплые чувства, которые вызывает этот фильм, присутствует в нем и ряд недостатков. Во-первых, юмор. Порой плосковатый, а порой и пошловатый. Во-вторых, некоторые сцены, например, купание в бочке, вызывают отторжение. Ну не бывает так, не верю! В третьих, обилие грубых словечек. Все это смазывает общее впечатление и превращает добрую семейную комедию в кино категории 12+.
Получилась этакая 'Спящая красавица' для взрослых. Мне больше по нраву детская. Чистая, наивная, трогательная. Это же кино на один раз. Если продолжать сравнение со сказками, я бы посоветовал советский фильм 'Безымянная звезда' на эту же тему выбора между мирами. Он сделан гораздо тоньше, глубже, точнее. И без всех вышеперечисленных недостатков.
Сценарий, написанный в жанре легкой комедии, не предусматривает психологической подоплеки, как не предусматривает и копания в социальных истоках мотивации героев. Поэтому на экране — всего лишь картонные марионетки, движущиеся в такт развитию плоского и нереалистичного сюжета.
В картине представлен традиционный набор обязанностей «правильной женщины»: целиком зависеть от мужа, «вдохновлять» (то бишь, эмоционально обслуживать всех и каждого), оставаясь на задворках социума, а также круглосуточно адово пахать без намека на оплату рабского труда. Вот как высоко оценил Дэн Профит свою работу по навешиванию пары полок на яхте: теперь, женщина, ты должна два месяца в режиме 24/7 полностью обслуживать меня и моих отпрысков: как клинер, репетитор, медсестра, няня, психолог и повар. Не забываем про секс-услуги под соусом «я же твой муж». В качестве оплаты ты получишь: пудру для мозгов о Великой Любви, пару скупых слов благодарности «за творческую энергию», и конечно — домогательства.
Примечательно, что в качестве того же «обслуживающего персонала» на яхте заняты исключительно мужчины. То есть, по мнению авторов картины, профессиональный сервис — исключительно мужская прерогатива. Женская — терпеть, молчать и не вмешиваться, когда «взрослые дяди» решают вопросы (например, вопрос о том, как подделать фото, чтобы продолжать измываться над беспомощной женщиной). Ну, и — конечно: женщина, не имеющая детей, просто не может быть счастлива и довольна жизнью.
Жаль, что приведенный в картине образ психотерапевта выписан так бледно и пренебрежительно. Можно было бы ввернуть пару фраз от его лица — об истинной сути произошедшего с героиней. Ведь, по факту, сюжет фильма — про похищение, абъюз и мошенничество. Но тогда, конечно, комедия перестала бы быть комедией, и романтики бы сильно поубавилось.
Напомню: быть «капризной и взбалмошной» — не преступление. А вот то, что устроил товарищ Профит — уголовно-наказуемо и, суммарно, тянет на четверть века за решеткой. И смешного, по факту, в испытаниях героини, ничего нет. Если ей и удалось справиться, то только потому, что, несмотря на (или благодаря?) избалованность и изнеженность, психика ее не была так изношена, как могла бы быть, если бы Джоанна была не Джоанной, а настоящей Энни Профит. Правда, удалось ли? Под определенным ракурсом, ее финальный выбор — лишь проявление стокгольмского синдрома. Все это названо — устами второстепенного персонажа — отличной парой. Для полного патриархального бинго не хватает только фразы «бьет, значит любит».
Месседж фильма разделяется на два русла — по числу использованных в нем гендеров. Для женщин — «Терпи, молчи, пахай, как проклятая и будь благодарна за любую ересь, даже если деньги и статус позволяют тебе послать к черту любого мужлана». Для мужчин — «Издевайся над богачами, ибо все они уроды. Особенно издевательств заслуживают богатые женщины!».
Фильм, который мог бы стать психологической и социальной драмой или увлекательным триллером, — обман, созданный режиссером и съемочной группой с целью самообмана зрителя. Впервые посмотрев его в юности, пересмотрев в 2021 году и сравнив свои впечатления тогда и сейчас, я бы поставила этой картине 7 баллов из 10 — за пропаганду чувства юмора (ибо снято все-таки превосходно). Но, с учетом фактологии сюжета, пару звезд стоит снять — за попытку обмануть неискушенного зрителя.
Дарить мечты — это прекрасно, но не в обход здравого смысла и социальной ответственности. С моей точки зрения, талант (который безусловно есть у создателей фильма) накладывает обязательства по его конструктивному использованию, в ином случае — это лишь продажа своей души. Но я платить за такую душу не стала бы.
Гэри Маршалл, престарелый идеолог старой доброй романтической комедии, никогда не изобретал велосипед. Формулой любви для узников его фильмов всегда был сам процесс познания мужчиной женщины и наоборот. Не подумайте ничего постыдного – все намного проще, чем подсказывает вам искушенный современными молодежными фильмами разум. Никаких пирогов и иной выпечки у него нет и в помине. Многоуважаемый маэстро всегда играет одну и ту же знакомую до боли мелодию на своей измученной годами неустанных трудов скрипке - такую нежную, простую и понятную даже ежу. А уже если он к себе в квартет (место за Гектором Элизондо забронировано на сто лет вперед) зазывает пару любимцев публики, то успех картине обеспечен всерьез и надолго.
Тем более, если фильм начинается с того, что грязный потный плотник приходит мастерить шкаф для избалованной [вырезано цензурой и рейтинговой комиссией] и высокомерной миллионерши. Тут вам и милое неравенство полов, и злорадное неравенство статусов. И пока первый горбатится с лобзиком на яхте, капая мутной испариной на шелковые простыни в будуаре размером с порядочную квартиру в хрущевке, вторая с благородным негодованием сдувает с наманикюренных ногтищ мелких мошек и раздумывает, на какую еще безделушку под соусом «подлинное искусство» ей потратить свои поднадоевшие миллионы баксов. Природная щедрость, однако, сыграет с главной героиней злобную шутку, когда та решит проучить плотника, неправильно понявшего капризы ее тонкой ранимой души. Потому как сказано в одном древнем еврейском пергаменте – «Не плюй в колодец, пригодиться в него садиться». Ведь даже самые богатые жители Соединенных Штатов могут не удержать равновесие на борту своих шикарных яхт и свалиться в оду, а потом случайно удариться головой о мусорную баржу. Справедливость торжествует, и вот уже плотник, радостно сверкая улыбкой в 32 голливудских зуба, увозит конкретно все подзабывшую молодуху в головокружительное путешествие под названием «Нелегкая жизнь среднеамериканских трудяг и их новоявленных жен».
Удивительно то, что аналогичный сюжет запросто мог стать основой для леденящего кровь триллера у какого-нибудь Стивена Кинга. Как, впрочем, и сюжет следующей картины Маршалла, о любви ночной бабочки и завсегдатая отельных пентхаусов, больше сгодился бы для очередной, претендующей на оригинальность артхаусной постановки о том, что любовь не так проста, как кажется. И уж если бы исхитриться и подсунуть сценарий «Дня Святого Валентина» Уэйсу Крейвену, к примеру, то вряд ли этот день календаря вряд ли казался столь радужным влюбленным парочкам. Впрочем, это, пожалуй, единственный сюрприз, который может обнаружить придирчивый зритель. С годами титан романтической мысли начал стремительно уходить в совсем уж сказочные дебри, поливая карамельным сиропом абсолютной фееричности свои невинные произведения с усердием монаха-отшельника. Своеобразным апофеозом стали «Дневники принцессы», которые, хоть и принесли славу ныне исхудавшей до складок на платье Энн Хэтэуэй, но по количеству засахарившегося варенья с легкостью перепрыгивают даже диснеевских умельцев. Но показательно вовсе не то, что можно вот так взять и раскритиковать в пух и прах улыбчивого, уже порядком убеленного сединами потомка жгучих итальянских синьоров. Знать, мол, дед совсем уж впал в маразматически райское детство. Страшно то, что мастера ужасов и кошмаров ночных сменяют друг друга с завидной регулярностью, надолго не задерживаясь в кинохрониках, но исправно пробуя новые жанры и формы, а Маршалл продолжать медленно и деловито снимать любимое кино о том, как он и она встретились и полюбили друг друга. И хочется начать выискивать скрытые мотивы и теории заговоров во всех этих невероятных совпадениях, а не получается. Ведь не зря поется в той самой песне – Love is all around us….правда же?