Этот фильм - эксперимент. Этот фильм - чистейший язык кино. Много можно говорить про дадаизм, про авангард в этом фильме. Про великих людей, которые участвовали в создании картины. Это уже много раз сказано. Мне кажется важным отметить именно невероятную жизнерадостность фильма. Это такой гимн жизни. Гимн радости. Жизнь бессмысленна, смерть тоже. Но повеселиться и поугорать обязательно надо. Люди в кадре прыгают, стреляют, бегут за катафалком, играют в шахматы, танцуют, воскресают, бесследно исчезают. Зачем? Почему? Но это не те вопросы, которые имеет смысл ставить. И вообще, нужен ли смысл? Мы живем. И боже мой, до чего же это прекрасно! Образы в фильме не несут смысла. Но как это все красиво. Невероятно. Смотришь и не можешь оторваться. Красота, буйство жизни, тотальная радость. После фильма остается ощущение, будто рядом с тобой бил в барабан очень счастливый человек, и его удары подняли из самой глубины сердца давно забытую радость.
Согласно энциклопедическому определению, «Авангард» - направление во французском кино 1920-х годов, связанное с экспериментами в области киноязыка. Действительно, киноавангардисты ставили своей задачей борьбу с коммерческим кино, бездумно копирующим литературные произведения и театральные постановки. Кино нуждалось в создании собственного киноязыка, присущего только этому виду искусства. Кино способно не только документировать и воспроизводить, происходящее перед камерой, но и творить.
Авангард и среди других видов искусства всегда определял что-то новое, идущее в разрез с устоявшимися образами, традициями. В живописи это, безусловно, Пабло Пикассо, Казимир Малевич. В литературе – Владимир Маяковский, Даниил Хармс.
«Антракт» был снят для показов в перерыве шведского балета «Спектакль отменяется». Большое влияние на картину оказал художник «дадаист» Франсис Пикабиа – сценарист балета и частично самого фильма. Молодому начинающему режиссеру Рене Клеру «Антракт» по-настоящему сделал имя и открыл дорогу в мир большого кинематографа.
«Антракт» можно разделить на пролог и две части. В Прологе композитор Сати и художник Пикабиа готовят к выстрелу пушку, намекая зрителю на третий звонок перед началом балета. Первая часть фильма – это как бы ассоциативное повествование образов, смена не связанных между собой зарисовок, за которыми прослеживается влияние «дадаистов». Сменяющиеся кадры парижских крыш, шахматисты, балерина на стеклянном столе, чье лицо оказывается мужским, с бородой и в очках. Все это больше походит на воспроизведение сна. Вторая часть показывает смерть и похороны главного балетмейстера. Сцены все так же абсурдны, но все же связаны сюжетом: в телегу с гробом запряжен верблюд, похоронная процессия картинно бежит, высоко поднимая ноги, а затем и вовсе начинается погоня за телегой без верблюда по улицам и предместью Парижа с американскими горками и горными дорогами.
Колонны храма, похожие на сигареты, кораблик, плывущий над Парижем, балерина с головой бородатого мужчины, шахматисты на крыше, залитые водой, не говорят зрителю ни о чем, в них нет никакого скрытого смысла. Это чистый абсурд, декламирование «ничего». Вместе с тем, безумная погоня за телегой с гробом так же бессмысленна, но всё же больше комична, чем сюрреалистична. Стоит выделить отдельный образ в фильме – музыкальное сопровождение. Композитор Эрик Сати намеренно создавал короткие музыкальные фрагменты и повторял их ровно столько раз, сколько длится та или иная сцена. Это позволило переосмыслить значение музыки в кино, фактически соединив ее с визуальным рядом и усилив воздействие фильма на зрителя.
«Антракт» стал одной из многочисленных картин киноавангарда, обративших внимание зрителей и деятелей искусства на то, что у кино может быть свой самобытный путь в мире искусства, что кино не обязано слепо воспроизводить другие его виды. В дальнейшем сформировалась теория кино, возникли отдельные школы и институты.
Интересно, что балет «Спектакль отменяется» просуществовал лишь несколько месяцев и был отменен из-за банкротства труппы, а фильм задумывался как антракт для этого спектакля. В конечном итоге «Антракт» из отмененного спектакля стал самостоятельной картиной, которая считается образцом «чистого кино», никак не связанного с литературой.
“На языке негритянского племени Кру слово “Дада” означает хвост священной коровы,. .., это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное…” (с)
В 1924 году немое кино уже готовилось уступить свое место звуковому. В то же время арт-течение “дадаизм” готовилось соединиться с сюрреализмом.
Тем временем в Америке зарождался классический “голливуд”, а в Европе и Америке “ревели” двадцатые. Виды искусства и стили смешивались, порой в диких пропорциях.
Яркий представитель своего времени французский режиссер Рене Клер снимает довольно странную картину “Антракт” по заказу Шведского балета.
Картина выполнена в упомянутом выше дадаистическо-сюрреалистическом стиле, который оставил очень мало шансов связному сюжету. Общую канву уловить помогают присутствующие в основной части персонажи. В частности, балетмейстер.
Режиссер использует замедленную и ускоренную съемку, а также пользуется довольно необычными планами для воплощения сюрреалистических сюжетов (танцующая балерина, стрельба на крыше).
Обрывочное повествование и ассоциативный монтаж приходят в голову и при упоминании фильма “Андалузский пес”, который вышел несколькими годами позже и явно состоялся под влиянием картины Клера.
Итак, мы в театре 20-х годов, в антракте нам показывают фильм Рене Клера “Антракт”. В нем говорится, что балетмейстер не может начать представление, так как он умер. Решение организаторов демонстрировать этот фильм выглядит немного странным, ведь мы в 20-х, а значит, есть риск остаться без половины доверчивой театральной публики.
Когда я впервые посмотрел этот фильм, то он мне не понравился из-за нелогичности и отсутствия сюжета. Сейчас же я вернулся к нему вновь и с удовольствием пересмотрел целых 2 раза. Это сподвигло меня написать рецензию, чтобы определиться со своим отношением к этой ленте.
'Антракт' сравнивается с 'Андалузским псом' (который, кстати, мне не нравится) Бунюэля, являющимся вершиной сюрреализма. Потому я причислял ленту Клера к этому течению, но позже узнал, что киноведы выделяют ещё одно течение второго французского авангарда 20-х годов - 'чистое кино'. Это дало мне ключ для понимания 'Антракта'.
Ведь в нём улавливается всё то, чем в Советском Союзе занимались Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов. При просмотре фильма я постоянно ловил себя на том, что где-то уже это видел. Ведь и Вертов провозглошал идею создания 'чистого кино', которое не зависит от литературного сценария.
Таким образом, Рене Клер воплотил в своём маленьком фильме, являющимся 'пощёчиной общественному вкусу' (можно вспомнить пролог фильма, где пушка стреляет в зрителя непонятным снарядом), те эксперименты монтажно-поэтического кино в небольшом количестве, которые советские кинематографисты будут развивать в своих кинотеориях и киношедеврах.
Ритмичная музыка Эрика Сати даёт ощутить игривость сего творения, а сцена погони и финал вообще вводят зрителя в состояние восхищения, по поводу того, как Рене Клер обращается с временем
Можно сказать, что режиссёр выразил абсурдность повседной жизни и постоянную изменчивость бытия, в котором человеку приходиться существовать и своими действиям превращать всё вокруг в хаос, который становится поводом для веселья. Художнику же даётся возможность разглядеть сие изменения, попробовать отобразить в преломлении собственного взгляда, что даёт зрителю пищу для размышления или развлечения.
Всё это могло не произойти, если бы не редкостный талант французского режиссёра, который смог создать спектакль в спектакле, ставшим этапным для всего мирового кино.
Один из первых фильмов одного из самых значительных французских режиссёров Рене Клера «Антракт»».
Рене Клер не только снимал кино, но и сам снимался в качестве актёра кроме того он писал стихи и опубликовал не без успеха несколько романов. Работал со многими известными на то время творческими личностями, например, /из наших/, с Владимиром Маяковским.
Пересказать сюжет фильма «Антракт», предельно сложно не разобравшись в причинно-следственных связях места и времени. Попробую как-то заполнить пробел.
Фильм был снят по заказу «Шведского балета», под названием «Relache», что в боле точном переводе звучит как, «Спектакль отменён». Спектакль и в самом деле, просуществовав пару месяцев, разорился и был отменён. Название, под которым фильм стал известен нам, скорее технического порядка, так как фильм демонстрировался в антракте спектакля. В фильме снимались многие, на то время знаменитые представители французского авангарда, такие, как Франсис Пикабия, Марсель Дюшан ну и Эрик Сати, написавший музыку к фильму и балету. Эрик Сати на момент съёмок фильма был уже смертельно болен и умер спустя чуть более полугода после выхода фильма на экраны.
Фильм состоит из двух не связанных между собой частей, трёхминутный пролог, /раннее не входивший в основную часть/, и собственно основная часть.
Фильм начинается съёмками видов Парижа, потом два актёра, /художник-постановщик балета Франсис Пикабиа и композитор Эрик Сати/, наводят пушку на зрительный зал. Заряжают и выстреливают, чем-то непонятным в зрителей.
Во второй части действие акцентируется на похоронах танцора группы. Опять сперва Париж, Потом катафалк, запряжённый верблюдом, похоронная процессия, погоня, естественно покойник чудесным образом оживает…
Невольно вспоминаешь сцену похорон в фильме Александрова «Весёлые ребята». При чем, и сам Рене Клер в сцене похорон пародировал комедийные фильмы студии, Пате.
Конечно фильм «Антракт», чистой воды эксперимент, тем не менее, режиссёр шагнул в этом фильма на много лет вперёд. Теперь то, музыкальным клипом никого не удивишь, а вот тогда, это было новаторством.
И ещё, после съёмок фильма «Антракт», Рене Клер ничего подобного никогда больше не снимал.
'Пёс Барбос и необычный кросс' был снят Гайдаем в 1961-м году. Но ещё в 1924-м году совершенно безызвестный тогда молодой француз Рене Клер снял свою дебютную короткометражку (естественно, 'немую') под названием 'Антракт', в центре которой тоже фигурирует уморительная погоня.
Главный герой этого небольшого, но яркого и неординарного фильма - ведущий танцовщик труппы шведского балета (в его роли снимается замечательный актёр Жан Борлин). Пав от пули некоего стрелка, танцовщик оказывается в гробу... Вообще говоря, каждый зритель волен интерпретировать сюжет по-своему - был ли на самом деле застрелен главный персонаж, или всё это изначально являлось элементом представления!? Так или иначе, но начинается настоящая церемония похорон - за гробом идут коллеги танцовщика, члены его труппы. И тут случается следующее: неожиданно рвётся верёвка, которая тянет каталку с гробом, гроб вываливается на мостовую и катится под уклон вниз, набирая нешуточную скорость. Траурная процессия в полном составе бежит за гробом, пытаясь его догнать. Но куда там - у гроба как будто включился некий невидимый двигатель, позволяющий разгонять скорость, на глаз даже большую, чем та, на которую были способны автомобили 1924-го года!: ) Гроб несётся по улицам Парижа, ловко маневрируя на поворотах... провожающие 'в последний путь' тоже изрядно стараются, показывая недюжинные способности в беге... В общем, посмотрите сами, что в результате из этого получилось.
Рене Клер уже на первой своей работе демонстрирует задатки большого мастера, каковые сполна реализовал впоследствии. Бурная фантазия, смелая экспериментальность, художественный вкус - всё это рельефно проявляется в 'Антракте'. Настоятельно рекомендую данную работу ценителям экспериментального кинематографа - раз, любителям немого кино - два, и поклонникам творчества Рене Клера - три.