К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Тема общества и его болезней была очень актуальна в голливудском кинематографе прошлого века, и получила очень качественное раскрытие в нескольких фильмах, которые сейчас по праву называются классикой. В 1957 году ныне великий, а тогда режиссёр-дебютант Сидни Люмет запечатлел в чёрно-белой судебной драме подлинный срез общества. В 1967 году Стюарт Розенберг снял щемяще-трагическую историю о человеке-нонконформисте с железным характером, противопоставив его целой системе. А в 1971 году голливудский сценарист Далтон Трамбо поставил редкое по своей бескомпромиссной честности антивоенное произведение. А между творениями Розенберга и Трамбо, в 1969 году, Сидни Поллак снял историю о Великой Депрессии. Но по порядку.

Эти четыре незаурядных полотна объединяет только одна черта: честность. Отсутствие розовых очков. Они на очень разные темы, но поразительно, сколь многогранное раскрытие получил американский социум в этих кинокартинах. У каждого из этих фильмов есть и свои уникальные фишки. Полотно Поллака в этом плане можно поставить в один ряд с творением его гениального тёзки, снятым на 12 лет раньше. Мало слов, монотонное действие и при этом полнейшее раскрытие поставленного вопроса, даже больше – буквально погружение зрителя в ситуацию. Как талантливый постановщик, Поллак фактически помещает зрителя в кожу главной героини, заставляет его прочувствовать всю ситуацию собственными рецепторами. И было бы недальновидно называть «Загнанных лошадей…» антибуржуазным фильмом, обличающим капитализм, хотя именно так его воспринимали в СССР, где его и закупили для проката именно по этой причине, что он вскрывал трагическую жизнь простого народа во время ВД. Ведь очевидно, что смерти множества людей в нечеловеческих условиях одинаково ужасны и при феодализме, и при социализме, и при капитализме. Да и нечеловеческое отношение со стороны правящей верхушки не зависит от строя.

«Загнанных лошадей…» следует воспринимать с изрядной долей условности, потому что только это даст воспринять всю правду фильма. Понятно, что даже если бы подобный марафон и был бы разрешён, эти танцовщики бы не выдержали столько времени, спеклись бы раньше или сошли бы с ума. Режиссёр намеренно наделяет их ослиным упрямством и такой же ослиной работоспособностью. Их было бы неправильно сравнивать с лошадьми, потому что эти непрекращающиеся суточные танцы – не марафон, а изнуряющий каторжный труд. Среди млекопитающих нет трудоголиков, которых можно поставить в один ряд с ослами. И те, кто в жажде получить сумму до изнеможения пляшет на платформе, с ними сравнимы. Потому что для подобного нужны не только силы и трудоспособность, здесь нужна упёртость, уверенность. И все те, кто так или иначе дотягивает до конца фильма, оставаясь на танцплощадке, обладают этими качествами.

Потрёпанная жизнью, острая на язык, циничная и кажущаяся изрядно чёрствой девушка Глория лишается своего партнёра из-за того, что ему с ходу ставят диагноз бронхита. В качестве своего партнёра она избирает молодого ковбоя Роберта, который «проходил мимо». Вдвоём они и преодолевают эту тяжкую дорогу. Преодолевают наравне с другими такими же безденежными, голодными и отчаявшимися. И пока они постепенно вытряхивают все резервы организма, кто-то набивает себе карманы деньгами, которые платят за это шоу зеваки, пришедшие глянуть на кого-то, кому хуже, чем им - тех, кто лишился всего и практически подписал себе вердикт на медленное самоубийство, танцующих здесь в стремлении за призрачной тенью 1500$. Не хотите познакомиться поближе? К чести Поллака стоит сказать, что его фильм практически аскетичен. Современные любители зрелищности добавили бы сюда перекошенных от страдания лиц, смертей на полу крупным планом, истерик, скандалов, рубах, разрываемых на портянки, и прочего. Поллак действует на зрителя минимумом фраз (но каких фраз!) и сдержанным монотонным действием, но его фильм поставлен затягивающе-гипнотично, от него сложно оторваться, и в уме чуткого зрителя мысли о ВД в ближайшие часы после просмотра будут неизбежно превращаться в образы танцоров, обессиленно виснущих друг на друге. Не обходится он и без сатиры, резкими движениями обрисовывая образ хозяина шоу и буквально плюя в лицо подобным экземплярам, для которых эти людские мучения у них под носом – просто бизнес.

Практически у любого хорошего произведения есть подтекст, тончайшим кружевом сплетающийся с основным посылом. Здесь параллельно с язвительным оскалом сатиры и безапелляционным обличением выступает иносказание. Танцплощадка превращается в аллегорию всего человеческого общества, где по непреложным биологическим законам выживают сильные и умирают слабые, где мало кому есть дело до чужого схождения с дистанции, где воспалённые от недосыпа глаза видят лишь манящий призрак своей цели. А чем по сути этот «марафон» отличается от основной жизни общества во время Депрессии? Лишь тем, что люди спят по три-четыре часа в сутки и пашут без выходных, дабы прокормиться, и может, поэтому они обессилят и упадут позже, чем танцоры.

Как одноимённый человеческий недуг, депрессию социума нельзя заглушить консервативно или оставить на самотёк в надежде «авось пройдёт», либо на неё воздействуешь резко и радикально, либо мало не кажется никому. За резкими прямолинейными фразами главной героини скрывалась глубоко несчастная, измученная девушка, у которой нет больше сил тянуть эту лямку. Она понимает, что по всем пунктам ей поставили шах и мат. Загнанных лошадей пристреливают. Перетрудившегося и бессильно лежащего ослика тоже бы прикончили из чувства гуманности. Отчего же людям выносят такой жестоко-человечный приговор, помещая их в нечеловеческие рамки и выжимая из них все соки? Правильно говорят, что подлинная задача искусства – верно сформулировать вопросы, а не разжёвывать ответов на них. С этой задачей постановщик тоже справился блестяще, сильно озадачив зрителя ближе к концу.

В русском языке слова «долг», «задолжать» и «должник» имеют один корень. По такой логике и чувство долга применимо к тем, кому ты что-то должен. Наверняка Роберт, у которого во время бега приключилась конвульсия с ногой и которого Глория тащила до финала на своих плечах, был в долгу перед девушкой и был должен уплатить его… А то, что в понимании некоторых недальновидных является трусостью, при ближайшем рассмотрении оказывается доподлинным поступком. Истинные поступки, истинное мужество – они всегда такие, неприглядные и лишённые внешнего героизма и лоска. Но честные. И здесь буквально противопоставляется всей бесчеловечной системе этот серьёзный поступок маленького человека, поднимая последнего на недосягаемую для лицемерного и жестокого общества высоту.

В заключение хочется сказать, что фильм смотрится крайне легко, фактически на одном дыхании. Его интересно смотреть и как голливудскую киноклассику, и как серьёзную драму о ВД, и как очень качественное полотно с многогранно раскрытым множеством тем. Магнетически втягиваясь в действие и сочувствуя героям, после просмотра зритель чувствует себя эмоционально разряженным (что, бесспорно, субъективно для каждого), но каждый найдёт для себя в этом фильме что-то интересное.

28 июня 2011 | 21:08
  • тип рецензии:

Люди не меняются. Все, что им нужно - это хлеба и зрелищ! И чем безжалостнее будет шоу, тем лучше. Вот почему когда-то пал Рим...

В танцевальном марафоне приняли участие разные люди: кто-то просто из любопытства, а для кого-то это действительно последний шанс! И то, как эти люди из последних сил сражаются, не может не вызывать жалости. Это настоящая грань. Шоу постепенно переходит в истязание. Ведь нет ничего ужаснее сойти с дистанции после тысячи часов!

В самом начале, когда все пары были бодренькие и свежие, зрителей почти не было. Но с каждым часом все больше людей появлялось в зале...

'Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.' - слова Маяковского здесь очень кстати.

Теперь несколько слов о героях. Глория (Джейн Фонда) с первых минут притягивает к себе. Она не просто идет против течения, она будто одичавший мустанг, попавший в ловушку. Свобода ей необходима, любой ценой!

Беременная Руби лишь жертва амбиций своего мужа-садиста. Таких людей деньги никогда не сделают счастливыми.

Полное преображение актрисы Элис наверное один из самых пугающих моментов фильме. Она раньше всех поняла, что все они - не более чем лошади на ипподроме и их жизни ничего не стоят...

Фильм - бесспорно шедевр. Глубоко запал в душу как когда-то рассказ Стивена Кинга 'Долгая Прогулка'.

И поэтому...

10 из 10

14 ноября 2010 | 15:10
  • тип рецензии:

Дамы и господа, мы приветствуем вас на крупнейшем танцевальном марафоне в истории! Более сотни пар будут состязаться за право выиграть умопомрачительную сумму денег! Конечно, они стараются не только для себя, но и для вас - поэтому делайте ставки, дамы и господа, и болейте за своих любимцев! Но победитель нашего грандиозного шоу будет только один!..

Вокруг этого танцпола вращаются деньги куда большие, чем заявленная победная сумма в полторы тысячи долларов. Здесь завязываются отношения и рушатся судьбы. Еще здесь дежурят медики - на всякий случай. День за днем, с короткими перерывами на сон, отдых и приведение себя в порядок, здесь соревнуются танцующие пары. Умение здесь не играет никакого значения: побеждает тот, кто последним останется на ногах. Уйти, если вдруг стало плохо, не возбраняется, хотя люди предпочитают держаться до конца. За окном экономический кризис: в США времена Великой Депрессии.

В танцах может попробовать себя любой желающий. Второсортная киноактриса, бывалый моряк на пенсии, женщина на энном месяце беременности... Организаторы заранее позаботились о том, чтобы шоу было зрелищнее. Да и 'безликим' участникам также обязательно придумают какую-нибудь маску, чтобы зрители ставили и на них. Все это достаточно жутко, так как наблюдаем мы за происходящим не с высоты, глазами не зрителей, а самих героев представления. Картина потрясающе смонтирована: без нагнетания лишних эмоций, без мелодраматизма, но... взять хотя бы коротенький эпизод с тем, что происходит 'за кадром', пока на сцене поет беременная участница шоу. Так что волей-неволей и мы, кинозрители, втягиваемся в игру, устроенную режиссером Поллаком. Сами переживаем за участников и даже надеемся, чтобы, к примеру, вот этот и выиграл заветную денежную сумму. Увы, чудес не бывает.

Главную героиню фильма, несчастную циничную девушку по имени Глория, играет Джейн Фонда. Эта актриса заслуживает отдельного упоминания. Условно творчество Фонды в кино можно разделить на два четких этапа. Первый - роли, как правило, в мелодрамах и комедиях, закрепившие за героиней Джейн статус простой легкомысленной блондинки. На пик популярности ее вывели фильмы Роже Вадима, который сделал Джейн Фонду одним из главных секс-символов шестидесятых годов. Однако, как актрисе, ей хотелось расти. И первой работой Джейн, которой она заявила о себе как о серьезной драматической актрисе стала как раз роль Глории. За нее она получила номинации сразу на несколько престижных премий, в том числе первую свою номинацию на 'Оскар'.

'Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?' Этот фильм неоднократно показывали и в Советском Союзе. Быть может, потому, что он должен был обрисовать советским гражданам все ужасы капитализма, при котором люди страдают из-за тряпок, и соревнуются друг с другом, как лошади на бегах. Теперь уже другая Джейн, не только красавица, но и умница, говорила позже, что фильм должен был окончиться по-другому. Что ее героиня должна была объявить во всеуслышание, насколько прогнила окружающая их система. Строго говоря, надо сказать, что это уже было бы более грубое кино, протестное. А Сидни Поллак не собирается декларировать протест: он только показывает реальность, какая она есть, и сам предлагает сделать выводы.

Однако фильм сам по себе не является антибуржуазной сатирой. Это своего рода метафора жизни, в которой в трудный момент приходится полагаться только на партнера. И эпитафия затравленному 'маленькому человеку', который изо всех сил сражается и сражается с ней, пока, наконец, не упадет без сил. А там - загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? Такое дерби не заканчивается никогда.

10 из 10

31 октября 2010 | 09:33
  • тип рецензии:

Я написал этот заголовок и тут увидел, что кто-то его уже использовал в своей рецензии. Неплохо - значит, не мне одному понравилась эта фраза и, видимо, весь фильм.

Для начала - это один из самых грустных фильмов, которые мне доводилось видеть. Даже не могу припомнить ни одного похожего. Тотальная безысходность и запредельный человеческий цинизм. В конце концов, все же видели, что моряк не просто 'устал и прилёг отдохнуть', но все продолжили так называемое соревнование.

А собственно было ли это соревнованием? Заметьте, по ходу фильма практически никто кроме Джейн Фонды, и, кажется, мужа беременной женщины, ничего не упоминает о перспективе выиграть конкурс. Спрашивается, а зачем тогда они в нём вообще участвуют. Да мы собственно, и не узнаём, кто его выиграл и выиграл ли.

Финальная сцена шедевральная.

10 августа 2010 | 10:23
  • тип рецензии:

1960-70-е годы были не самыми легкими для Соединенных Штатов Америки: Карибский кризис, массовые выступления негритянского населения против расовой дискриминации, убийство президента Кеннеди, Вьетнамская война, Уотергейтский скандал президента Никсона, сексуальная революция, углубление феминистических движений и т.д.

Учитывая все вышеперечисленное, глубоко талантливый режиссер Сидни Поллак отобразил боль, пустоту, безвыходность тех времен в этой картине. Сюжет незатейливый: группа людей разных возрастов и интересов – моряк, актриса, танцоры, случйный прохожий - собралась на танцевальном марафоне с одной лишь целью - победить и получить приз в 1500 зеленых, по тогдашним меркам это были далеко немалые деньги. Действия фильма разворачиваются в одном и том же помещении, что на мой взгляд было сделано специально, чтоб создать необходимую обстановку. Фильмы тех лет отличаются многим, чем не обладают сегодняшние.

Название фильма само по себе уже давит на психику, потому что понимаешь, что речь тут далеко не о лошадях, что, хотя, тоже больно было бы видеть.

На мой взгляд, это одна из лучших ролей Джейн Фонда. Сидни Поллак однозначно заслужил Оскара, но не пошел дальше номинации.

Смотрите и не пожалейте

9 из 10

21 июля 2010 | 17:47
  • тип рецензии:

Во все времена собирались толпы, чтобы увидеть что-то интересное, например, рыцарские турниры, гладиаторские бои, лошадиные скачки и многое другое. И сомневаюсь, что зрителей волновала судьба участников. Главное ведь ажиотаж, интрига, волнение, деньги, восторг, азарт и, конечно же, шоу...

Этот фильм уводит нас в прошлое, когда трудно найти работу, еду, деньги и место проживания. И вот для зрителей создаётся новое развлечение - танцевальный марафон. Участникам обещают постоянную еду, а победителям огромные деньги. Все желающие могут попытаться получить главный приз. Среди них немолодой, но довольно бодрый морячок, беременная женщина, которая хочет дать возможность ребенку жить в таких условиях, выделяющиеся из толпы актёр и актриса, которые хотят получить работу в кинематографе, молодой паренёк, проезжавший мимо, и довольно грубая девушка Глория, которая не видит смысла в своей жизни.

Они выбиваются из сил, страдают изо дня в день, надеясь на что-то хорошее, но какой финал их ждёт?

Создатели этого марафона придумывают всякие ухищрения, чтобы привлечь новых зрителей, им абсолютно неважно, что участники мучаются всё больше и больше.

Мне понравилась игра актёров, они очень реалистично изображают усталость, бессилие, страдания, боль...

Этот фильм позволяет задуматься о чём-то важном. В нём к людям относятся, как к скоту. Такое было в те времена, и такое, к сожалению, есть сейчас.

10 из 10

23 февраля 2010 | 20:59
  • тип рецензии:

Работа в Голливуде совершенно точно предоставляет опыт в сфере проституции.

Джейн Фонда.

Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? (я люблю этот фильм)

Сидни Поллак – великий режиссер, который снимал всегда абсолютно разные эмоциональные картины, он был мастером своего дела, а данный фильм, возможно, самая лучшая его работа. Настоящий шедевр мирового кинематографа.

С этим фильмом я познакомился недавно. Я видел раньше другие работы Поллака, а этот фильм почему-то всегда проходил мимо, но я очень сильно рад, что посмотрел эту душераздирающую историю. Рассказывать, про что этот фильм я не буду, я просто немного скажу, что это наверно самый мрачный и самый тяжелый фильм Поллака. Драма про простых людей, которые участвуют в одном танцевальном конкурсе, главный приз очень много денег и все хотят его выиграть. Но, мы живем в дерьмовом мире…

Главный плюс этого фильма это актеры, которые играют в нем. Джейн Фонда в этом фильме просто неподражаема, она такая красивая и сексуальная, у меня просто нет слов. Ее игра в этом фильме безукоризненна. И конечно, не могу не отметить актера Майкла Саразина, его финальную речь я смотрел с комком в горле. Очень сильно сыграл Майкл.

Мое мнение – такие фильмы нужно обязательно знать всем настоящим киноманам. Перед нами настоящая классика. Обязательно посмотрите этот шедевр. Мне кажется, он вам понравится также как и мне. Не забывайте, просто когда-нибудь вас тоже пристрелят…

Спасибо.

10 из 10

29 января 2010 | 12:30
  • тип рецензии:

Что делают с лошадью, которая «выдохлась»? Что будет гуманнее: оставить жизнь покалеченному животному или прервать ее страдания, пристрелив ее? Ведь загнанных лошадей пристреливают …?

Самый большой танцевальный марафон, проходящий на побережье Санта Моники, во времена депрессии собирает разных участников. Эти люди отчаялись и жаждут «легких» денег. Суть конкурса проста, надо танцевать сутки напролет, перетанцевав остальных. Еда есть, медицинская помощь есть, кров над головой тоже, да еще и перерывы на 10 минут. Работать не надо, надо лишь держаться на ногах и танцевать… На такое люди пойдут явно не от сытой жизни, а от отчаяния. И вот «скачки» на выживание начались. Кто уйдет с дистанции первым, а кто станет победителем? А будет ли вообще победитель? И самый главный вопрос – что сделают с «загнанными лошадями»?

На примере танцевального марафона, показанного в фильме, зрители смогут увидеть, как существовал народ во время депрессии, без сводок падения ВВП, без графиков уровня инфляции и без темпа роста безработицы.

Фильм прекрасно показывает, как бьет кризис по жизни простых людей. Отбросив гордость, принципы, забыв о всех человеческих качествах люди пытаются добиться недостижимого заработав хоть какие то крохи в надежде за большой куш. Так что же это конкурс или шоу?

Действие фильма происходит в одном большом помещении, где собственно проводится марафон, но эпоха депрессии, передана в фильме до мелочей.

И конечно же потрясающий актерский ансамбль, в котором каждый актер превосходно раскрывает характер своего персонажа.

Из 9 номинаций на премию «Оскар» фильм получил статуэтку за мужскую роль 2-го плана (Гиг Янг), остальные 8 так и остались номинациями (женская роль (Джейн Фонда); женская роль 2-го плана (Сюзанна Йорк); режиссер (Сидни Поллак); адаптированный сценарий; декорации; костюмы; монтаж; музыка к музыкальному фильму).

28 июня 2009 | 11:30
  • тип рецензии:

Когда-то давно этот фильм показывали по ТВ, при этом жестко изменив название на 'Бешеные скачки'. Так оно так - еще какие бешеные, да только фильм совсем не о том...

Фильм, действительно, в полной мере отражает состояние американского народа в период Великой Депрессии - тут вам и голод, и туалетная бумага под расчет... Кто-то еще имеет возможность выкручиваться, а у кого-то совсем отчаянное положение, которое заставляет бросаться в различного рода авантюры. Но всегда есть нищие и те, кто на них наживается. Вот и решили владельцы побережного кафе организовать 'танцевальный марафон', созвать туда 'знать' и от души поживиться.

Вот так и оказались беременные, старики, здоровые, голодающие, астматики и прочие люди (разных возрастов и с разными судьбами) загнаны в пределы танцевальной площадки. И бились из последних сил, и спали стоя, и таскали на себе партнеров, и спали по 2 часа в сутки... Одно хоть хорошо - был кров, еда, лежачее место и тепло. Но даже это не столько радовало, как возможность получить неимоверные деньги - полторы тысячи долларов. Кто-то сдался сразу, кто-то попытался дойти до конца. Однако в выигрыше из участников не останется никто. Все давно продумано.

Безусловно, героиня Джейн Фонды - Глория - самая настоящая 'сильная женщина' - и коня на скаку, и в избу, и все, что угодно. Актриса великолепная, игра чувственная, эмоциональная. Что касается героини - это женщина, у которой в жизни нет ничего на данный момент, а если и есть что-то, то она ставит это на кон - пан или пропал, как говорится. О проигрыше она и не думает, так как если проиграет, то считай и жизни больше нет. Очень тонкий момент с чулками - это как бы последняя 'нить', связывающая героиню с будущим. И вот эта нить рвется...

Очень хороша операторская работа. Это хочется отметить отдельным пунктом.

В который раз делаю вывод - 60-е годы - золотые годы в киноискусстве, когда закладываются основы жанров, когда каждая картина - это новшество, не похожее ни на что, бывшее до.

9 из 10

12 мая 2009 | 22:15
  • тип рецензии:

США времён Великой депрессии. Всё очень грустно, местами безжизненно, а главное бесчеловечно. В угоду уставшим американцам проводится жестокий многодневный марафон, во время которого необходимо продержаться на ногах и выдержать все испытания. Победивший получит деньги, столь редкие на то время. С первых кадров видно, что в фильме не окажется ни одного лишнего кадра. Каждый уставший взгляд Джейн Фонды будет символизировать целую эпоху, каждая пламенная речь Гига Янга олицетворяет цинизм и античеловечность. У Сидни Поллака всё последовательно и продуманно, каждый персонаж фильма самодостаточен, каждая сцена, по нарастающей накрывает зрителя волной очередных страстей.

Бесчеловечность. Скот. Мясо. Злость. Обречённость. У фильма большое количество маркеров-слов. Поллак собирает эти слова вместе и своим фильмов символизирует всё, что с ними связанно. Беременная женщина с озлобленным мужем, престарелый морячок 'ветеран' марафона, парочка актёров-неудачников - дно американского общества Великой депрессии. Боль, которую испытывают герои, почему-то не вызывает искренней жалости, каждый из нас становится очередным зрителям марафона, мы так же становимся потребителями зрелища, порожденного действительностью. И, наверное, самая большая заслуга Поллака в том, что он сумел заставить зрителя спрятать свои чувства, а вместо этого кидать гроши на площадку марафона в качестве редкого поощрения.

Героиня Джейн Фонды, утратившая жизнь за долго до марафона, носящая маску смерти и понимающая, что спасение её души обреченно на провал. Она озлоблена, она потрёпана, жизнь вытряхнула её наизнанку, марафон проходит через неё, пронизывая 'мёртвое' тело тысячами кинжалов. Самое парадоксальное, Поллак не делит героев на хороших и плохих. Кто знает, как бы повела себя эта 'загнанная лошадь' будь у неё другая, благополучная жизнь. Стала бы она отзывчивой, доброй и милосердной? Неизвестно. Героиня Фонды - животное, пристреленное из ружья времени.

Осознание того, что всё, происходящее на экране можно смело называть настоящей человеческой жестокостью, пытаешься этого не замечать, пропускаешь мимо себя всю боль и усталость героев, в надежде не испытать что-либо подобное в своей жизни. И всё бы хорошо в этой картине, да вот финал подводит в конце излишний лиризм и, как сказал один из киноманьяков, 'театральщина'. Конец фильма утрачивает связь со всем тем, что происходило на экране в течение двух часов. Но даже этот факт, не может снять эту звёздочку с небосвода классики кинематографа.

06 мая 2008 | 22:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: