После пары неудачных творческих исканий ('Призрак Оперы', 'Синдром Стендаля') Ардженто снова вернулся к классическому джалло, сняв довольно неплохой, хотя и не без минусов фильм. Хотя непременные атрибуты джалло никуда не делись - гиперкровавые убийства и артизация смерти, маньяк в плаще и перчатках, музыка группы 'Гоблин' и мрачно снятые итальянские улочки, начала исчезать та барочная, мистическая, даже немого волшебная атмосфера, присущая его лучшим фильмам ('Суспирия', 'Кроваво-красный'), уступив место оммажу голливудским триллерам. Впрочем, это здесь не так бросается в глаза, как в его следующих, куда более слабых работах, таких как 'Игрок' и, особенно, халтурнейший 'Джалло'. Кино смотрится увлекательно, есть много удачных сцен вроде весьма напряженного начала и финала, который, как всегда в хороших джалло, почти невозможно предугадать.
«Ему всегда приходилось перебарывать желание убивать, видеть, как хлещет кровь. Он мог бы убивать животных, но это было не то. Это не давало ему того восторга, которое дарило ему убийство человеческого существа. Однажды ему на глаза попался детский стишок. Теперь его миссия будет выполнена».
Дарио Ардженто мастер на все времена. Этой картиной он не завершает карьеру как многие надеялись в 2000 г., а только продолжает ее. Магия рук в черных перчатках завораживает, таинственность убийцы притягивает. Закрученный сюжет, непревзойденное насилие над женщиной… красивой женщиной. В этом весь Ардженто. И в этой картине он выложился на все сто. Жаль только, что после этого фильма вдохновение снова оставляет его и следующий джиалло под названием «Игрок» выходит откровенно слабым.
Не стоит начинать смотреть Ардженто с этой картины, начните с начала, с «Птицы с хрустальным опереньем» С самого начала и далее по хронологии. Фильм безусловно понравится всем любителям и ценителям не только Ардженто, но и джиалло в целом.
С творчеством Ардженто только знакомлюсь. И 'первый блин' что называется, вышел комом. Фильм очень слабый. Замордован штампами и наводит на мысль, что мастер впал в маразм. Хотя нагнетать страху ему удается, но он абсолютно высосан из пальца и нелеп до неприличия (как выяснятся в финале фильма), так что не ломайте голову над разгадкой кто убийца, так мыслить примитивно нужно постараться. Игра актеров соответствует постановке - ниже плинтуса. И стилизация под 80-е фильму не идет, возникает чувство, что режиссер снимать современно не в состоянии, а это уже профессиональное поражение (события в конце концов развиваются ' в наши дни').
P.S. По поводу любителей лицезреть элегантные смерти и расправы с кровью. Лечитесь пока не поздно. Люблю жанр ужасов, но не за убийства, т.к. пока еще вменяем.
У итальянского режиссера Дарио Ардженто довольно часто получалось довести своего зрителя до состояния полнейшего шока.
В его фильмах всегда есть что-то оригинальное. Лично я так сразу и не могу ответить, что это именно такое. Но определенно можно сразу отметить три главных компонента, на которых держатся практически все его работы. Жестокость, мистичность и дикий холод, которыми отдают большинство сцен творений Ардженто. Блеклая картинка и резкие звуки заставляют зрителя проникнуться в атмосферу.
'Без сна' не блещет особой, свойственным работам режиссера оригинальностью. Задумка, думаю так же не откроет зрителю ничего нового. В большом городе Италии Турине, рукой неизвестного маньяка происходит череда жестоких убийств. Как всегда в такого рода фильмах, тут имеют место детективы и полиция, которая до последних минут фильма ломает голову над этим делом.
Но кино бы именно вот таким обычным, шаблонным и обывательским, если бы не заветные, козырные ходы итальянца Дарио Ардженто. Он очень удачно выбрал место, для того чтобы на его мрачных фонах творились жестокие и загадочные события. Огромные площади Италии, которые накрывает темная ночная пелена.
Огромные и просторные помещения и их залы, театры и другие общественные места. Именно эта пространственность и поражает, и отсюда начинаешь понимать, что для убийств годится абсолютно любое место. Будь это балет или обычная электричка, что делает свой последний ночной рейс. Для мастера ужасов не существует мест, где бы не смогла пролиться кровь.
Наверное, поклонников направления хоррор сильно интересует, как выглядят в фильме расправы над людьми и сколько крови можно тут увидеть. Я, пожалуй отвечу так. В фильме вас ждет череда по-итальянски элегантных смертей с разумным обилием крови. Жестокость имеет место быть, и местами она заставляет вас стиснуть зубы от страха....
Ну и в конце только хочется добавить, что если вам порядком поднадоели примитивные и обывательские американские фильмы ужасов, то переместитесь в Европу. В Европе ужасы уже давно сильно доминируют над американскими фильмами. Быть может, довольно редко, но все же метко.
Жестокий убийца по кличке Гном вновь начинает волну террора после 17-летнего затишья. Продумывая каждое убийство и не оставляя никаких следов, он тем самым ставит полицию в тупик расследования. Лишь отставной инспектор Моретти, когда-то давший клятву поймать маньяка, берется за частное расследование с напарником, мать которого была жестоко убита Гномом в далеком прошлом.
Дарио Ардженто – гений жанра джалло, когда-то наводившего ужас на зрителя получше любого триллера. «Без сна» - своего рода возвращение к истокам, во времена, когда убийства на экране были поистине жестокими и заставляли отворачиваться впечатлительных зрителей от экрана. И все же, судя по течению времени, данный фильм не является возрождением жанра, а всего лишь яркой ностальгией по нему.
По мере просмотра меня не оставляла мысль о старомодности постановки. Музыка 80-х годов, операторская работа без изысков и, конечно же, специальные эффекты, недалеко ушедшие от времен Бава и Фульчи. А уж когда камера открывала вид от лица убийцы, мне так и хотелось крикнуть «Кроваво-красный»! Ведь это великолепно, когда режиссеры триллеров, проживая в настоящем, снимают в прошлом, используя технические средства того времени.
Главный «герой» фильма – Гном – один из самых нетривиальных убийц. Разумеется, в рамках старомодного времени, которому принадлежит фильм. В своих кровавых деяниях он следует одному детскому стишку (хотя понятие «детский» к данному стишку вряд ли относится), в котором фермер убивает своих животных в «строгой хронологии». При просмотре зарождаются разные мысли касательно его личности: то ли это подражатель убийцы, действовавшего 17 лет назад, то ли это кто-то из окружения главных героев.
В заключение хочется отметить, что рано или поздно любой жанр либо трансформируется, либо уходит в прошлое. И нельзя однозначно сказать, что время беспощадно обошлось с джалло. Этот жанр принес нам массу хороших или даже культовых картин и «Без сна» является ярким напоминанием о нем.
Если вы не знакомы с творчеством Ардженто, то не стоит начинать с картины «Без сна», так как это явно не лучшая его работа. Но она не настолько плоха, чтобы жалеть о потраченном времени на просмотр.
Просто невозможно поверить, что фильм датирован 2001 годом, все в нем - от манеры съемки и картинки до актеров буквально кричит о 90-х, 80-х. Такое впечатление, будто эта ярко выраженная старомодность делалась специально, и это нельзя поставить в минус, есть в этом некий шарм. Вместе со старомодностью присутствует некая наивность во всем действии, та же фальшивая игра женских персонажей по совместительству жертв маньяка, очень уж резиновые головы несчастных дамочек, подвергающихся нападению, и при этом близко и подробно показанные сцены убийств. Кому-то это покажется неуместным и попросту смешным, кому-то придется по душе, тут уж не угадаешь.
Главная заслуга «Без сна» это история маньяка, сам его образ и развязка. Детские и какие-то садистские считалочки о зверях, фигурки из бумаги и сопоставление этого с преступлением, и тут же намек на следующую жертву. Вместе с героями мы идем по следу маньяка, распутываем этот клубок. Все развертывается равномерно, доступно и понятно, в то же время, сохраняя интригу, так что на детективную составляющую можно не жаловаться. Единственно, повествование мне показалось немного затянутым, да и нагнетание атмосферы на меня не подействовало. Зато очень порадовала развязка, неплохо сыграно и достаточно неожиданно.
«Без сна» также может похвастаться отличной стилистической и звуковой составляющими. На отсутствие стиля и атмосферы, картинам Ардженто жаловаться приходится редко, у каждой присутствует свой колорит. Звуком тут опять занималась группа Goblin и, надо сказать, музыкальное сопровождение трудно не заметить, оно превосходно. Но сама история хоть и интересная, и неплохо поданная, в этот раз меня не зацепила. Как детективный триллер получилось хорошо, как ужасы – плохо, ничего особо жуткого и страшного не увидела, и атмосфера, увы, тоже не впечатлила.
Если бы существовала скала Рашмор, посвященная мастерам ужасов и триллера, то звёздный лик Дарио Ардженто непременно бы занял свое законное место рядом с барельефами Альфреда Хичкока, Марио Бава, Джона Карпентера и других. Потому что Ардженто обладает собственной манерой передачи мистико-ужасного, он по-своему транскрибирует мир потустороннего и надсознательного.
Но даже суперметкий стрелок может промахнуться, а виртуозный певец дать петуха. Нечто подобное произошло с Ардженто в «Без сна». Тут ведь на самом деле недолго потерять сон, пытаясь выяснить, что не так! Интересный сюжет, яркие актеры, гнетущая атмосфера страха и преследования. Как говорится: все карты в руки. Но смертельная головоломка разгадывается с убывающей стремительностью, как спортсмен, который все больше выдыхается по мере приближения к финишной черте. Талантливые актеры работают с перебоями и нехотя, как будто на самом деле не спали четверо суток. Возможно, причина – языковой барьер. Итальянский каст вынужден играть на английском. Жестокие убийства вместо ужаса приводят зрителя в ступор. Хорошо, если великий режиссер добивался именно этого эффекта. Особенно памятен момент, когда у оторванной, очевидно бутафорской головы, очень выразительно моргают глаза. И можно только подивиться умению маньяка вручную, без специальных приспособлений отделить у живого человека голову от туловища, причем на весу!
Самый зрелищный момент в фильме – это его несколько затянутое начало. Особенно, когда ночная бабочка с внешностью трансвестита стильно и грациозно убегает от преследующего ее неудовлетворенного клиента. Создатели, видимо, интуитивно поняли, что «хорошее начало полдела прокачало» и поместили выразительный фейс Барбары Леричи на основной постер фильма.
Главное, что радует на протяжении всей картины – это музыка. В ней слышно всё, что должны были донести до аудитории сценаристы, актеры, гримеры и остальные члены съёмочной группы во главе с Ардженто. Боль, отчаяние, эффект 'саспенса', дикий страх, звериная жестокость, помешательство и тайна. Имеющий уши, да услышит.
В общем и целом, в «Без сна» есть абсолютно все, чтобы зритель крепко прилип к экрану и с усилием отлип от него только на финальных титрах. Но мелкие недочеты, как соринка в глазу, мешают насладиться мрачной историей. То ли дело в сценарии, местами съеденном мышами, в результате чего актеры впадают в неуместную импровизацию. То ли в жанровом плавании: от детектива к эротическому триллеру до классического фильма ужасов. В итоге “Non ho sonno” – некий полужанровый субпродукт, который хочется сначала довести до полной готовности и только потом употреблять в пищу.
Некий умный заголовок со спойлерами твистов и с намеком на безмерную интеллектуальность рецензента
Имя Дарио Ардженто навсегда связано в памяти с итальянским развлекательным кинематографом и в частности с джалло. И так как это не 'высокий' кинематограф, принято закрывать глаза на характерный повторяющийся набор штампов, ошибки и разного рода нелепости, встречающиеся тут и там.
Тот факт, что картина БЕЗ СНА у некоторых является любимой в фильмографии режиссера, ничуть не вызывает недоумения. Это старый добрый джалло с узнаваемыми атрибутами. В центре сюжета загадочный маньяк, который демонстрирует в кадре лишь черные зловещие перчатки. Смачные кровавые убийства, довольно жестокие и реалистично снятые, действительно впечатляют. Сама история с налетом 80-х по-настоящему увлекает зрителя и держит в напряжении.
Ну и за это спасибо.
Актерская игра бездарна до безобразия и карикатурна. Монтаж местами будто сделан впопыхах. Но за этим действительно очень забавно наблюдать. Еще бы немного, и это могло бы быть пародией на джалло, где нелепости устремляются в бесконечность. И хотя со зрителем ведется какая-никакая игра и даже получается обмануть ожидания, мотивация маньяка оказывается бледным, глупым недорослем тех фантазий, что крутятся в голове на протяжении всего просмотра.
И финальным аккордом конечно же выступает смазанный финал, который будто допиливали в большой спешке. Да и не нужна эта катавасия, и так сойдет, на худой конец. Даже титры налетели на экран, не успел еще фильм закончиться, мол, все-все, сворачиваем лавочку.
И пусть жестокосердная логика призывает поставить 5 из 10, отделы мозга, отвечающие за удовольствие, пылают, тем самым накидывая еще один балл до хиленькой 6-ки.
Безусловно, БЕЗ СНА не лучший фильм замечательного Ардженто, глупый, нелепый, но смотреть его интересно и по-хорошему смешно. И на пересмотр этот фильм тоже подходит, чтобы скрасить вечер любого времени года в одиночестве или с кем-то.