Первая часть из культовой трилогии (скоро уже тетралогии) про Безумного Макса, известного еще как Воин дорог.
Здесь еще совсем молодой (23 года) Мэл Гибсон, который никому практически неизвестен. Его герой еще не такой, к какому мы привыкли в этом сериале. Да и сам мир фильма еще не совсем постапокалипсический. Но тем не менее история все равно интересна и увлекательна.
Почему Макс стал безумным? Что за 'Перехватчики ' такие? На эти вопросы дает ответы первая часть. Однако, почему мир стал таким, почему людям так необходимо топливо - это уже ко второй части.
Здесь же хватает головокружительных автопогонь, аварий. Жаль, что из-за малого бюджета нам не показали всего того, что задумывалось.
В общем, фильм обязателен для ознакомления с главным героем серии.
Это шум, превратившийся в музыку, это гадкий утенок, превратившийся в лебедя!
Есть фильмы, чей секрет понять сложно. И бюджет слабенький, и актерский состав не впечатляет, а фильм добивается огромного успеха. `Безумный Макс` как раз из таких. Джордж Миллер наверняка не предполагал, какого шороху он наведет этой картиной. Снятый за сущие копейки `Макс` доказывает, что в кино очень важна душа.
Сюжет прост: Полицейский Макс Рокотански убивает крупного бандита, и его банда отборных головорезов начинает мстить. И мстят они успешно, убивая жену и маленького ребенка Макса. Тут уже начинает мстить сам полицейский, еще более жестоко.
Сколько фильмов основано на таком сюжете? Правильно, очень и очень много. Но ни один фильм не снят в таких потрясающих декорациях: мир недалекого будущего, но вместо всеобщего процветания мы видим всеобщий упадок. Нищета, разруха, преступность. Полицейские гоняют на полуразваленных тачках в кожаных костюмах, а бандиты-байкеры выглядят натуральными отбросами. `Безумный Макс` (а особенно вторая часть) породила целую плеяду пост-апокалиптических фильмов.
Отдельно стоит сказать о погонях и Мэле Гибсоне. Гонки поставлены блестяще, скорость автомобилей чувствуешь кожей. Сами машины сделаны не с меньшей любовью. А для Мэла Гибсона эта роль стала трамплином в большой кинематограф, пусть он и не показал блестящей игры.
Даже спустя 30 лет, фильм смотрится на `ура`. Драйв, скорость, стрельба и сладкая месть. Секрет фильма прост. Но кто смог его повторить?
P.S. Два продолжения, несмотря на гораздо более крупный бюджет, уже не являются шедеврами, хотя внимания, безусловно, заслуживают.
Франшиза «Безумный Макс» является, наверное, чуть ли не самой лучшей в жанре постапокалиптического и дизельпанкового боевика. Основную славу принес второй фильм этой серии «Безумный Макс 2: Воин дороги», а вышедший в 2015 году интерквел «Безумный Макс: Дорога ярости» возродил её. Но в этой рецензии я хочу показать, что из себя представляет самый первый фильм. Этот фильм является очень важной части серии и оказал такое значительное влияние на нее, без которого она не смогла бы стать столь популярной.
Но прежде чем начать говорить о ее влиянии, хочу немного покритиковать фильм. В первую очередь, он не похож на следующие части фильма. В нем еще не чувствуется той самой атмосферы постапокалипсиса и из-за этого чувствуешь себя не в своей тарелке. Так, по крайней мере, чувствовал себя я, когда впервые увидел первый фильм. И мне стало легче лишь после ознакомлении с историей этого фильма.
Ведь в 1978 году, когда начались съемки этого фильма, Джордж Миллер и Мел Гибсон были еще никому неизвестны. У Миллера был лишь мечта и небольшой бюджет для съемок фильма. Именно поэтому в этом фильме полной анархии и хаоса еще нет. Поэтому в этом фильме еще остались силовые структуры, которые худо-бедно пытаются поддержать порядок. Поэтому в мире этого фильма остались уголки в которых люди могли чувствовать себя в безопасности и могли жить, а не выживать. Поэтому он такой непривычный.
Но несмотря на кажущуюся сырость этого фильма, отрицать великое значение этого фильма бессмысленно. Ведь именно он определил дальнейшее направление серии. Омерзительные бандиты, в которых нет ничего положительного и которым желаешь скорой и мучительной смерти, безумные скоростные погони и великолепные автомобильные аварии, которые даже в 2015 году будут создаваться без использования компьютерной графики.
Но самым важным, что удалось создать в этом фильме, так это главного героя. Макс Рокатански здесь совсем другой человек, не похожий на того, кого мы видели в сиквелах. Это в первую очередь добрый, жизнерадостный и открытый человек. И это раскрывается на протяжении всего фильма, словно фильм пытается как можно крепче укрепить в сознании именно такой образ. И поэтому гибель семьи Макса происходит лишь под конец фильма. И тогда перед нами предстанет совершенно другой Макс. Да и будет ли это он? В этом человеке вместе с любимой семьей умрет и все хорошее что в нем было. Останется лишь слепая ярость, которая будет направлена на уничтожение тех мерзавцев-байкеров которые это сделали. А затем не останется ничего. Макс станет пустой оболочкой. Без чувств, без веры и надежды на то, что его жизнь может наладится. Таким образом Мэл Гибсон сумел воплотить образ великолепного персонажа и ему это удалось еще два раза в великолепной второй части и не столь хорошей третьей части.
В итоге, я хочу сказать, что фильм необходим с ознакомлением. Да, он получился сыроватым. Да, сюжет второй части построен так, что ознакомление с этим фильмом не обязательно. Но этот фильм является полуторачасовым прологом без которого невозможно составить правильное мнение об образе Макса Рокатански и, соответственно, получить меньше удовольствия от просмотра дальнейших фильмов из франшизы «Безумный Макс».
Фантастический боевик, повествующий о том, как в недалёком будущем, дорожная полиция, противостоит дорожным бандам, и просто сумасшедшим водителям, на опасных дорогах Австралии будущего.
Один из самых крутых дорожных полицейских, Макс Рокатански, перевыполняет план, он каждый день больше всех своих коллег, останавливает дорожных преступников, лихо управляя своим футуристическим полицейским автомобилем, он работает также в самых опасных секторах, которые закрыты для простых водителей, здесь постоянно происходят схватки между дорожными полицейскими и бандитами. И вот в один из очередных рабочих дней, полиция гонится за сбежавшим из тюрьмы, участником банды жестоких байкеров, несколько полицейских в итоге попадают в аварию, но Максу как всегда удалось отличится, он остановил бандита, машина злодея разбилась на сверх опасной дороге и он погиб, Макс одержал очередную победу. Но банда байкеров решает отомстить полиции, они начинают охоту на полицейских. В тоже время, Макс начинает понимать что эта работа начинает ему слишком сильно нравится, он начинает боятся, что станет как эти безумцы на дорогах, только с бронзовым значком полицейского, на груди.
Очень интересно воссоздана атмосфера безумия в фильме, безумия будущего, она как бы подчёркивает то, до чего скоро может докатится мир. Неадекватно ведут себя эпизодические персонажи, не только преступники, но и добрые люди, много душевно больных и людей с дефектом речи, как например механик в полицейском гараже, всё это несёт за собой определённый смысл. Так же в фильме часто произносится фраза 'люди больше не верят в героев'. Полицейские все доблестные, но даже они с самого начала фильма, показаны либо как терпящие поражения, либо как безумцы которым нравится гонятся за бандитами, например персонаж второго плана, полицейский Руп, ему нравится быть таким, и он не пытается противится этому, в отличие от Макса.
Режиссура потрясающая, она во многом новаторская, учитывая то, что фильм выпущен в 1979 году. Я не знаю ни одного фильма, выпущенного раньше, в котором так здорового была воссоздана атмосфера безумия, а так же настолько ярко показаны психи. Бешеная скорость в сочетании с насилием, глаза вылезают из орбит перед лобовым столкновением, омерзительный крик бандитов, всё это оставит у вас огромное впечатления после просмотра. Слабонервным не смотреть.
Очень порадовала операторская работа Дэвида Эгби. Помимо прочего, впечатляет красивые виды природы Австралии, побережье, горы, леса. Всё это немного даёт передохнуть зрителю, от жестокости и безумия.
Музыка Брайана Мэя, выше всех похвал. Сразу хочу пояснить, это не участник группы 'Куин', просто у него такие же имя и фамилия. Симфоническая музыка, она крайне чётко подчёркивает настроение фильма, подчёркивает ужас происходящего, а в романтических сценах Макса и его жены с ребёнком, звучат добрые переливающиеся мелодии, мелодии доброго сердца и любви. Гениальная, на тот момент ни на что не похожая музыка. Симфоническая музыка, конечно была, но такой ещё не было.
Актёрский состав идеальный. Исполнитель главной роли Мел Гибсон, тогда совсем ещё молодой, бесспорно один из самых талантливых актёров, в его исполнении герой предельно убедительный и яркий, в этой роли невозможно представить другого актёра, он проживает эту роль на экране со всеми эмоциями. В дальнейшем Мел благодаря этой роли, получит роль в 'Смертельном оружие'. Актёры ролей второго плана, тоже очень впечатляют своей игрой, особенно исполнители ролей злодеев, они играют в эксцентричной манере, очень ярко и убедительно.
Один из лучших фильмов, за всю историю кинематографа. Рекомендую всем любителям фантастических боевиков.
Первая и лучшая картина, режиссёра Джорджа Миллера. Который также создал такие шедевры как 'Иствикские ведьмы' и 'Масло Лоренцо', а также семейную картину 'Бэйб'.
Знаете, это может показаться странным, но я считаю, что первая часть про Безумного Макса, которая всё породила и с которой всё началось - самая худшая и тупая из всего Макса.
Главная проблема – это их постапокалиптический мир, в котором они живут. А это важно, так как весь сюжет Макса построен на выживание в постапокалипсисе. Просто, что это за постапокалиптический мир с зеленью, чистым воздухом, в доме Макса есть фрукты и вода, его семья живёт себе припеваючи и ни в чём не нуждается. Есть полиция, которая подчиняется центральной диспетчерской, а её сотрудникам дают больничные и отпуска. Кто-нибудь, скажите, это, по-вашему нормальный постапокалиптический мир в фильме который многие считают шедевром (непонятно в чём). Просто я думал, что постапокалипсис это какая-нибудь радиоактивная пустыня, голод, бандиты и мародеры, люди живут отдельными общинами или колониями и ведут борьбу за существование. Вспомните фильмы «Почтальон», «Водный мир», «Обитель зла 3», «Терминатор: Да придёт спаситель», где действительно показан мир после глобальной катастрофы, со всем вышеперечисленным.
В остальном же фильм неплох. Сюжет конечно ни такой масштабный как в последующих частях, но всё равно годный. Погони, перестрелки, экшн не так конечно впечатляет по сегодняшним меркам, даже немного скучным выглядит, но всё равно сделано хорошо. Спасибо Джорджу Миллеру, что открыл для меня по-новому Мэла Гибсона. Просто до этого с его участием смотрел только его убогие творения: «Страсти Христовы», «Храброе сердце», «Патриот» настолько плохие фильмы, что Гибсона после них я ненавидел, а после Безумного Макса я его прям зауважал. Ещё одна деталь, которая мне понравилась это наша озвучка и то, как размеренный голос Александра Новикова идеально подошёл к герою М. Гибсона.
Вывод: Мне нравятся последующие части Безумного Макса, потому что в них помимо экшена (а в третьей части ещё и драмы) действительно показан настоящий постапокалипсис с пустыней и колониями выживших. А вот первая часть она самая слабая, противоречит своему же сюжету и, кстати, порождает сюжетную дыру: почему в первой части показана процветающая часть Австралии с зеленью, фруктами и полицейскими, а в последующих одна пустыня и банды, почему в других частях этого мира нет какой никакой цивилизации.
Жаркие будни австралийских полицейских или Начало боевиков 80 ых.
Конец семидесятых. Австралия. Никому не известный режиссер решает снять фильм о недалёком (во всех смыслах этого слова) будущем, где правит анархия. Но денег нет! Но он не останавливается, а идёт до конца! На главную роль берёт 'ноунейма', который не попросит много денег за участие в ленте. И понеслась. Натура (местные дороги как в Техасе, ржавые автомобили и ржавая жизнь кругом...) рядом, ничего придумывать и строить не надо.
Как бы не банально, но так началась Легенда. Снова никому не известный режиссер, который полон амбиций снять фильм; актер, которому суждено стать культовым; и, наконец, полное отсутствие денег! Сколько шедевров так начиналось? Правильно - миллион!!!
Миллер снял фильм, который изменил кинематограф навсегда. Ну или хотя бы мир боевиков точно. Но, когда кто нибудь вспоминает выражение'Безумный Макс', то на ум приходит вторая часть, которая в большей мере стала культовой. Но о ней позже.
Молодой Гибсон (который ещё не претендует на звание 'Бакалавр исторических фильмов' а-ха-ха) играет молодого Макса Рокатански, полицейского, который не может уследить за стремительно меняющимся миром. Он понимает, что все катится в тар-тарары. Скоро общество перестанет существовать, ведь пустынную Австралию практически захватили бандиты. 'Пластмассовый мир победил'.
Я понимаю, что все люди ждут от фильмов про Макса постапокалипсиса, бандитов разодетых в кожу и прочих элементов второй части... Но перед нами фильм о НАЧАЛЕ глобальной катастрофы. Через распад Макса как 'блюстителя правопорядка' мы наблюдаем распад мира. Да, показано это не так зрелищно как в блокбастерах Бэя, но атомные взрывы тут и не нужны! Картина только выигрывает от того что она 'камерная' и не очень масштабная. Хотя, для своего времени и бюджета (400 тысяч долларов. Учись, товарищ Бэй!!!) фильм очень Крутой! Напряжённые погони - вот где настоящая сила боевика, а не в трёхчасовой рекламе игрушек 'Hasbro'!
Фильм оперирует страхами людей того времени, а именно страхом перед ядерной войной. Не секрет, что в то время отношения между США и СССР были, так сказать, напряжёнными... Люди боялись повторения сюжета Откровения Ионна Богослова, то есть Книги Апокалипсиса. Бррр, мурашки по коже! Хорошо что сейчас данная тема под утихла в головах людей... Хотя в мире появились много новых страхов!
Музыка в фильме - выше всяких похвал. Идеальный саунд для боевика!
Актёры справились на отлично! Все сыграли круто. Всё внимание конечно на Мэле, а то как же! Но, это закономерно и простительно, главная роль же... Кстати, один из злодеев первой части засветиться в'Дороге ярости' 2015 года. Снял её тоже Джордж! Старику седьмой десяток, а он и не думает останавливаться! Молодец, так держать! Ждём сольник о Фуризоне!
ИТОГ: Классика мирового кинематографа. Фильм, который изменил жанр боевика и популяризировал другой жанр, - постапокалипсис. Фильм, который открыл миру гениального актёра - Мэла Гибсона; и именитого режиссёра - Джорджа Миллера. Фильм, который и по сей день, спустя сорок лет, поражает своим экшеном, жестокостью и крутым сюжетом. Вы можете любить 'Воина дороги' (я вместе с вами его люблю, это гениальный шедевр. Впрочем, о нём позже.), но и первую часть забывать не стоит!
И, в конце концов, 'Безумный Макс' отвечает на вопрос - 'Почему я так сильно люблю боевики 80-ых?' Потому что они крутые, бескомпромиссные, кровавые и жестокие. Нам, людям эпохи блокбастеров '12+' и фильмов 'Marvel' (я люблю их, уберите свои помидоры!) этого не понять...
P. S. Финальная сцена - синоним крутости! Он дал ему шанс! Понимаете?! Я спойлерить не буду, кто смотрел, тот поймёт! Ему не оставили выбора, и он пришёл убивать!
Не далёкое, будущее. Действие происходит в Австралийской провинции. Страна кенгуру, как и остальной мир погрязла в невиданном энергетическом кризисе. Нефть стала основным средством к существованию государств. Державы находятся на грани Третей Мировой Войны. Волна хаоса захлестнула маленькие городки. Сделки по частной купле-продаже бензина запрещены. Порядки на практически не контролируемых дорогах наводят отважные полицейские, прозванные в народе 'перехватчиками'. Они носят форму из чёрной кожи и ездят на сверхскоростных, патрульных машинах. Самый крутой из них - молодой офицер Макс Рокатански, прозванный за бесстрашие и служебное рвение 'Безумным'. История начинается с того, что при попытки задержания в автокатастрофе погибает опасный преступник из жестокого клана 'Жокеев' - крутых и безжалостных байкеров сеющих за собой разбой, насилие и смерть. А их главарь решает отомстить Максу, и теперь самая главная задача полицейского - защита своей жены и сына...
'-Я рокер, я роллер и я не под контролем!' (с)
Австралийский кинематограф подарил миру не так много хороших картин. 'Данди по Прозвищу Крокодил' и 'Безумный Макс' - вот что приходит первым на ум, стоит только коснутся фильмов зелёного континента. Но если первый из них - лёгкий и немного романтический, приключенческий комедийный фильм, то второй - редкий пример крепкого, жестокого боевика. В некотором роде фантастического. Но так как за всю фантастическую часть тут отвечают лишь диалоги и отсутствие декораций (ради экономии бюджета), то с тем что это фантастика можно поспорить. Да сюжет про не столь далёкое будущие, но глядя на фильм этого не скажешь. Тем более сегодня, когда вся атрибутика, включая те самые автомобили семидесятых выглядят довольно архаично, и скорее говорят о прошлом чем о будущем.
Но легендарный антиутопический фильм австралийского режиссёра (на тот момент дебютанта) Джорджа Миллера имеет туз в рукаве. И это не только молодой Мэл Гибсон (бывший тогда ещё некем), а какая то не передаваемая мрачная атмосфера безысходности. Мир жестокого времени обволакивает и погружает в почти бредовый сюжет ленты. Который как известно был придуман Миллером на бензоколонке в час пик, когда из за последнего полного автомата с горючим разразился скандал между водителями с опустевшими бензобаками, который в свою очередь перерос в яростную драку нескольких взрослых мужчин из за канистры бензина. Тогда Миллер и задумался о том, что ждёт Австралию а затем и весь мир если СССР и США не найдут мирный компромисс в нефтяном вопросе (а именно из за соперничества двух сверх держав и временно прекратились поставки горючего на 'малую землю'), и решил что не избежать новой Мировой Войны. В которой вполне очевидно не будет победителей...
За фантастическим антуражем сюжета крылась рассуждение и о человеческой натуре. О том, что случись экстремальная ситуация и хладнокровные и беспринципные люди скорее всего будут иметь больше шансов противостоять жестоким вышедшим из под контроля личностям, вроде тех крутых мотоциклистов из фильма. В отличии от добрых и мягкосердечных обывателей, которые станут жертвами и добычей хищных бандитов будущего. Эту тему Миллер блестяще разовьёт в грандиозном сиквеле 'Безумного Макса', который он выпустит на волне небывалого успеха оригинала два года спустя. Но там сцены зрелищного и сложного в реализации автомобильного экшена, коим 'Воен Дороги' просто набит до отказа, затмевают эти режиссёрские размышления о человеческой натуре. А вот первая, дешёвая и небогатая картина говорит об этом прикрываясь парой погонь и мрачной атмосферой...
Мэл Гибсон в роли неразговорчивого копа в чёрной коже и солнцезащитных очках как влитой. Он харизматичен и крут до безобразия, при том что почти не как не проявляет свой потенциал 'воителя', за исключением нескольких убийств и пары коротких погонь в финале. Особо запоминается то как он совершил правосудие над одним из приспешников Ногареза (вожака байкеров). Приковав его наручниками к машине которая вот -вот взорвётся, и оставив пареньку ножовку, тем самым дав выбор - либо отпилить себе ногу, либо погибнуть.
Остальные актёры запоминаются как типажи. Но заслуга их в том, что они сыграли так, что вошли в историю кино одними этими ролями, в дешёвой с бюджетом в ТВ- постановку, картине. Это и Стив Бисли в роли друга героя- весельчака полицейского по имени Гус, и Хью Кияс-Бёрн в роли Ногареза. А так же Роджер Уорд (чем то похожий на нынешнего Роберта Дюваля) в образе командира Макса по прозвищу 'ФиФи', этакий могучий и суровый дядька. Джоэн Сэмуэл сыгравшая молодую жену Рокатански, Джесси -вполне субтильная и милая. Да большего от неё и не требуется...
Каскадёрских трюков тут практически нет, только первоклассная работа оператора Дэвида Эгби скрашивает мизерный бюджет постановки, и благодаря резвому монтажу экшен сцен фильм выглядит гораздо богаче чем является. Но в 'Безумном Максе' есть одна авто-погоня которая намертво приковывает внимание к экрану даже сегодня, более 30 лет спустя после выхода картины. Речь об открывающей фильм сцене гонки патрульных машин за сбежавшим из тюрьмы на полицейской тачке байкером, известным бандитом по кличке 'Ночной Наездник'. А момент когда Макс и беглец мчатся на большой скорости 'лоб в лоб', проверяя кто свернёт первым - так и пышет адреналином, который не одному 'Форсажу' и не снился!
Музыка неотъемлемая часть картины. Она создаёт то мрачное и подавляющее чувство чего то неприятного и гнетущего. И экшен сцены с погонями и авариями смотрятся в её сопровождении более круче чем без звука. Сегодня так не снимают. Раньше всё делалось по старинке. А у Миллера в веду ограниченности средств, и вовсе с помощью различных технических, 'киношных' уловок. Композитор-музыкант Брайан Мэй наряду с режиссёром создал эту картину. Ибо припоминая 'Безумного Макса', невозможно воскресить в памяти одну лишь картинку, без его потрясающей музыки...
Художники ленты Клифф Хэйес и Тони Патерсон нашли подходящие для съёмок локации, и отобрали потрёпанные автомобили и мотоциклы, тем самым сумев показать находящийся в кризисном состоянии мир будущего на примере одной отдельно взятой австралийской провинции.
Ну а сценаристы Байрон Кэнади и сам Джордж Миллер, сочинили захватывающую и жестокую историю о мужском противостоянии, справедливости и человеческих взаимоотношениях в экстремальных условиях, когда привычный всем нам цивилизованный мир катится в тартарары...
Рекомендую всем любителям остросюжетного кино, полицейских историй и картин с автомобильным экшеном. Не смотря на дату выхода (1979), дебютный фильм австралийца Джорджа Миллера способен сегодня утереть нос многим более поздним постановкам на эту тематику. Надеюсь в выходящей уже вот-вот четвёртой части франшизы (правда уже без Мэла Гибсона в главной роли), старик Миллер покажет небывалый каскад экшен трюков и множество зрелищных и крутых авто-погонь, в лучших традициях старого фильма!
Трилогия о «Безумном Максе» сегодня представляет интерес в качестве реликтового наследия, сформировавшего классические представления о постапокалипсисе. В классической трилогии первый фильм является пожалуй моим самым любимым, хотя бы потому, что он является наиболее благодатным материалом для анализа. Представленная в нем модель общества- это не постапокалиптика в классическом ее виде, это скорее общество, находящееся и переживающие суровый кризис: определенные социальные и правовые регламенты сохранены, полицейская система по охране порядка не распалась и имеет некое центральное руководство, бытовой регламент городского уклада относительно сохранен и имеет место быть частная коммерческая деятельность. По сути, небольшая ремарка в начале фильма о времени самого конфликта- это не более чем пессимистические размышления о будущем той действительности, в которой жил Джордж Миллер. Для остатков традиционного общественного уклада образ социопатов с дороги- пока что не норма нового времени (как будет в продолжениях), это скорее новый вызов, который пока находится в зачаточной стадии и является уделом совсем уж деклассированных элементов.
На этом фоне особый интерес представляет фигура самого Макса. В последующих продолжениях его образ был приближен к архетипу безмолвного и отрешенного антигероя, и первая часть является той точкой отчета, которая наиболее полно и глубоко раскрывает его личность. Макс вполне адекватен и не проявляет черт безумного социопата, однако он отлично понимает, что дорога и чувство скорости с каждым разом затягивают его все сильнее. Пытается совместить свою деконстурктивную сущность с традиционным семейным укладом, как и степенной волк (это литературная аллюзия, а не буквализм), в душе которого есть и человеческое, и животное начало, он не может до конца определится, какие приоритеты ему дороже, в связи с чем он испытывает кризис самоидентификации. В результате определенных событий его образ эволюционирует от героического к более мрачному и глубокому антигероическому типажу, и следить за этим трагическим развитием, пусть и достаточно прямолинейным- вполне интересно.
В отличии от огромного пласта развлекательного мейнстрима, чье моральное устаревание обусловлено технической примитивностью, первый Макс смотрится достойно до сих пор. И даже ограничения бюджета, которые наложили закономерный опечаток на полноценную реализацию всей задумки особой роли не играет. Что бы не показаться ангажированным педантом, который противопоставляет чувства собственной ностальгии с современной продукцией отмечу, что оригинальную трилогию целиком в первый раз я посмотрел только перед выходом четвертого фильма, и удовольствие от просмотра получил без всяких скидок на ее возраст. Это редкий пример классики, которая достойно смотрится до сих пор.
«Я избран Богом, чтобы вершить справедливый суд над теми, кто недостоин ездить по дорогам нашей земли»
Назвать дебютную картину Джорджа Миллера антиутопией довольно сложно – в ней нет почти ни одного однозначного элемента данного фантастического направления. Скорее это своеобразная кинофантазия, воплощенная в стремительном боевике, который, хоть и не имеет никаких сюжетных достоинств, живо смотрится, а главное – не отягощен ничем. Есть дорога, есть Макс, есть бандиты, которые, если честно, больше напоминают великовозрастное хулиганье с мотоциклами. Фактически весь мир «Безумного Макса» - дорожное полотно, связывающее несколько маленьких населенных точек. И за асфальтированную территорию ведется нешуточная борьба полицейских и преступников, чьи цели заключаются в этой самой дороге – на ней разворачиваются не только битвы, но и человеческие трагедии.
Макс – герой-трудоголик, которому нравится его работа, у которого есть любящая семья и, в общем-то, нет никаких проблем. Они появятся вместе со случайным психованным гонщиком с красивым именем Nightrider, поставившим на уши всю дорожную полицию. Но не столь страшен Ночной Гонщик (хотя, красивых переводов может быть дофига), сколько его дружки, готовые мстить за покойного друга. Так уж получилось, что Макс не в последнюю очередь виновен в его покойности. Бандиты, конечно же, доведут Макса до безумия, что, как выяснится – зря. Потому что в итоге Макс сурово и беспощадно оправдает эту жуткую приставку mad к своему, также весьма говорящему, имени.
Несмотря на простоту и лаконичность, фильм все же может удивить парой отличных неожиданных поворотов, режиссер иногда очень хладнокровен с полюбившимися героями. Сегодня, требовательного зрителя вряд ли удастся впечатлить таким боевиком, но все же и для него найдется несколько приятных сюрпризов. Например, учитывая бюджет и всю кустарность сего произведения можно только поаплодировать его кинематографическим качествам и режиссерскому таланту, с помощью которого Миллер прекрасно осознал свои возможности и максимум использовал их, исключив из фильма лишние моменты, оставив попытку замахнуться на что-то сверх меры.
Не лишена картина и реалистичного восприятия, чего стоит только решение режиссера перенести действие в будущее, лишь потому, что он трезво посчитал невозможность подобного сюжета в наши дни. А ведь его вовсе не интересовали экологические проблемы и прочие ненужные детали, не связанные с крутыми разборками рыцарей дорог. Машины будущего также не имели особенных наворотов, кроме внешней согласованности с миром, в котором «что-то произошло» - это вполне доступный для конца семидесятых транспорт, измененный образом, подобный которому применили механики, чтобы создать черный «Pursuit Special»: «деталь оттуда плюс деталь отсюда… само как-то получилось».
Итог: фильм о том, как молодой Мэл Гибсон мочит банду байкерского хулиганья. Незамысловато, зато с огоньком.
Недалекое постапокалиптическое будущее. Население Земли ещё не оправилось после глобальной катастрофы, в результате которой оставшиеся в живых начали селиться преимущественно вдоль больших шоссейных дорог, ставших главным средством сообщения. Но вскоре автострады взяли под свой контроль банды отмороженных байкеров, начавших терроризировать мирных самаритян. Молодой коп Макс Рокатанский, осознав свою беспомощность в этой борьбе, решает навсегда уйти с работы. Однако после того как от рук дорожных бандитов погибают его жена и ребёнок, он начинает мстить беспредельщикам и скоро превращается в нового Робин-Гуда…
В начале 1970-х герой «Французского связного», коп по кличке Попай, стал первым блюстителем закона, кто откровенно не церемонился с гангстерами. Макс в этом смысле пошёл ещё дальше: он принялся мочить всех, кто «плохо подстрижен». Так началась новая, проходившая на развалинах и свалках, панковская битва, в которой никто не брал пленных. Бесстрашный герой-одиночка, вершащий суд по «понятиям справедливости», ведёт себя совсем как робот-полицейский (сходство с робокопом придаёт ещё и форма Макса – плотно облегающий костюм из чёрной кожи), который под патронатом Пола Верхувена произрастёт в голливудских застенках ещё только через 8 лет. Чуть раньше, в 1984-м проклюнется первый Терминатор-ликвидатор Кэмерона, тоже сделанный не без оглядки на чумового Макса.
Дебютный фильм 34-летнего австралийца Джорджа Миллера стал одной из главных сенсаций мирового проката. При мизерном бюджете в треть миллиона долларов этот футуристический боевик о полицейском смог собрать в мировом прокате аж в 300 (!) раз больше вложенных в него средств. Термин «малобюджетный фантастический фильм» уже сам по себе имеет некое противоречие, некий парадокс, однако, в данном случае всё обстоит именно так. Вчера ещё подающий большие надежды молодой врач Джордж Миллер, только-только получивший второе высшее образование, закончив режиссёрский факультет Мельбурнского университета, скапливает (и занимает) необходимую сумму в 350 тысяч баксов и приступает к съёмкам своей первой картины, которая в итоге произведёт фурор во многих странах.
Миллер смог создать футуристический мир из разрозненных элементов: популярных комиксов, пророчеств Рэя Бредбери, философских умозаключений Ницше… Кроме того, он ухитрился создать мир будущего, не возводя дорогостоящих декораций, а ограничившись исключительно фактурой австралийского пейзажа. Бескрайние просторы пятого континента стали бесплатной натурной площадкой для его фантастической антиутопии. Ушлые американцы сразу расчухали, что у фильма огромный кассовый потенциал и тут же перекупили права на мировой прокат. Собранные в итоге 100 миллионов долларов сделали Mad Max самым рентабельным фильмом сезона. В дальнейшем они же вложили средства в две серии продолжения. Но если вторая часть ещё выглядела поступательным движением вперёд, то третья обернулась уже чистым фарсом, став чем-то вроде фэнтази для младшего школьного возраста.
Поддавшись соблазну существенно преумножить доходы, продюсеры принципиально изменили целевую аудиторию, переориентировавшись на зрителей-подростков. В результате жёсткое кино для тех, кто старше 17-ти, обернулось сиропной сказкой, а Mad Max превратился в Бестолкового Макса. Поэтому, чтобы сохранить яркие впечатления и добрую память о первых двух фильмах, неофитам настоятельно не рекомендуется смотреть третью часть. Перебравшись в Голливуд, Миллер недолго сохранял независимость мышления: Фабрика Грёз довольно быстро превратила его в безликого ремесленника – «такого же, как все». В последующие годы он вообще перешёл в «детский отдел», сняв мало примечательные фильмы для детей дошкольного возраста - «Бэйб: поросёнок в городе» и две анимационные серии «Делай ноги».