Кажется, вы используете блокировщик рекламы. Вместе с рекламой
он может отключать постеры, папки с фильмами и другие важные
элементы. Добавьте Кинопоиск в исключения, и всё будет
в порядке.
Сложно поверить, но этому фильму в 2009 исполнилось ровно 22 года! Тысячи фильмов за это время мелькнули, погремели и были благополучно забыты. Сотни актеров выскочили на вершину голливудского Олимпа и были беззастенчиво сброшены конкурентами. Но есть фильмы-легенды, которые навсегда останутся висеть в галерее нестареющих киношедевров.
«Смертельное оружие» — фильм-легенда в полном смысле этого слова. Именно он во многом определил развитие жанра «экшн», стал одним из его эталонов, одним из краеугольных камней так называемого «бадди-муви», то есть кино про двух непохожих, но обязательно становящихся друзьями, напарников, которые расследуют какое-нибудь суперсложное дело и избавляют мир от всякой преступной грязи.
В 80-е американское кино оказалось на подъеме, это десятилетие стало золотым временем для целого созвездия замечательных режиссеров и великих актеров, были созданы сотни шедевров киноискусства, причем во всех жанрах. В 1986 году Шэйн Блэк — молодой сценарист и актер принес свой сценарий в Уорнер Бразерс. Сценарий был признан блестящим, особенно он пришелся по душе Ричарду Доннеру — опытному и известному режиссеру, который мог дать «зеленый свет» любому проекту, так как поставил такие мегахиты 70-х, как «Супермен» и «Омен» — он не был новичком в жанре экшн, умел ставить красивые боевики, и с энтузиазмом взялся на новый проект, став не только режиссером, но и продюсером.
Когда в 1987 на экраны Америки вышел новый фильм Доннера, он произвел фурор. Ставки всех, кто создавал «Оружие», взлетели аж в поднебесье. В общем и целом фильм, обошедшийся Доннеру в 15 миллионов долларов принес в прокате более 120 млн. Стопроцентный хит. Но важно не это, важно, что все режиссеры и сценаристы бросились моментально подражать «Смертельному оружию». теперь американский боевик можно четко было делить на две эпохи — до «Смертельного оружия» и после. За 20 лет вышло столько подражаний и перекраиваний этого фильма, что в этом болоте можно и утонуть — даже самые лучшие представители жанра так или иначе цитируют хит Доннера, а некоторые просто нагло прут его ходы и идеи. Правда, сам оригинал так и останется недосягаемым.
Да что ж такого было в этом боевике, чтоб он стал таким культом? Сейчас разберемся. Во-первых, сценарий. Сценарий Блэка был на тот момент оригинален и представлял не просто безумный экшн, но интересную драматургическую основу — детальную проработку характеров героев, тщательное исследование полицейской работы, скрупулезное рассматривание образов злодеев. Сейчас такие только по книгам получается делать, потому что сценаристы в большинстве своем создают искусственные, заранее ориентированные на определенную аудиторию и определенную кассу сценарии, души в них нет, жизни. А «Смертельное оружие» воспринимается кусочком жизни, немного яркой, необычной, но все же жизни. И герои очаровывают с самого начала и злодеев ненавидишь искренне!
А потом были актеры. Конечно, главное в фильме невиданный дуэт Гловера и Гибсона. Мэл Гибсон играет настолько безумного, безбашенного, задиристого, самоуверенного, страшного и одновременно прекрасного человека, что ему невольно хочется подражать. Он завораживает, приковывает к себе внимание. Бешеный Гибсон — эти сцены можно пересматривать снова и снова — какие глаза, какой взгляд, он действительно сумасшедший, этот парень, — невольно начинаешь думать, но, боже, — как он прекрасен в своем сумасшествии. Каждая его сцена с бандитами — это такая экспрессия, такая ненависть, такие эмоции, такая демоническая одержимость! И вдруг все это резко обрывается, превращается в страшную тоску и одиночество дома. А как он ведет себя дома у напарника — стеснительный и неловкий паренек, который пришел на ужин к большому дяде. Редко можно увидеть в этом жанре игру такого уровня. Здесь актеры ИГРАЮТ, а не присутствуют. Трудно навскидку всунуть на место Гибсона кого-то другого — он очень хорош, никто из героев боевиков не умеет быть настолько экспрессивным.
Дэнни Гловер вообще очень хороший актер. Он ценен не только ролями в боевиках, но и настоящими драматическими ролями. И его игра здесь ближе к классической театральной школе, чем к развлекательному «легкому» жанру. Спокойный на работе, рассудительный и даже немного притормаживающий, боящийся за свое здоровье, эдакий «дедок» предстает в семье веселым шутником и любящим отцом, именно таким, кому не нужно орать и драть детей ремнем, чтоб они не убегали из дома. Он искренне волнуется за детей, искренне не понимает своего напарника и очень честно привязывается к нему в конце фильма. Но стоит бандитам покуситься на его «крепость», самое дорогое в его жизни — его семью, он превращается в вулкан мести. Эти перепады обеими актерами сыграны великолепно. И я просто недоумеваю, почему ни одна премия не отметила их выдающийся дуэт. Как всегда, наиболее любимые народом картины остаются вне поля зрения критиков.
Доннер не отдавал особого предпочтения визуальным эффектам, и, тем не менее, фильм смотрится очень ярким, в нем много погонь, драк и перестрелок, но все в меру, все в идеале. Трюки, взрывы и пальба — это не самоцель. Доннеру не обязательно взрывать квартал, чтобы зритель восхитился пиротехникой. Достаточно увидеть огонь в глазах Гибсона, чтобы восхититься.
Что еще делает этот фильм культовым? Да то, что это самый настоящий ураган, а не фильм! Действия просто рвут вас на части, адреналин так и выбрасывается в кровь! Настоящий драйв, ни одного провисшего или необработанного момента. Это бешеный фильм, но, как и любая стихия, он великолепен.
Замысел фильма был настолько хорошо воплощен, что Доннер не отступился от него и снял еще 3 продолжения, которые хоть и разнятся в качестве, но все были одинаково коммерчески успешными. Правда, между первой и последующими частями «Смертельного оружия» есть некоторая разница. Мастер, конечно, остался верен себе и своему почерку, но уже во второй части прицел был сделан на юмор, на разницу характеров, на комичные положения. Первая часть жесткая — она дышит гневом, в ней велика сила злости. Остальные более мягкие, оптимистичные, ну, а уж 4-я — это фактически комедия с элементами боевика.
Однако, вся тетралогия — это, без сомнения, эталон боевика. Первая — это шедевр, во многом ставший мерилом качества жанра. 'Фильм почти на уровне «Смертельного оружия» — это комплимент любому боевику. Это икона, символ жанра, целая его эпоха, бесконечный источник положительных эмоций. Если вы увидели его, едва ли не каждый новый боевик будет восприниматься вами сквозь призму «Оружия», и редкому фильму удается сказать после этой уникальной серии в этой области свое свежее слово. Доннер сказал не просто слово. Он произнес длинную, волнующую, будоражащую речь, которая поразила и удивила людей, и которую будут помнить еще очень долго. Это революция, товарищи! Ура!
Любой киноман, приступающий к написанию отзыва на классику, подобную «Смертельному оружию», должен четко осознавать, что к этому процессу нельзя подходить спустя рукава. К таким фильмам люди относятся с большим пиететом, трепетно лелея малейшее воспоминание, которое нет-нет да выпрыгнет из глубин сознания то какой-нибудь крылатой фразой, то какой-нибудь кино-цитатой в другом кинопродукте. Поэтому, прежде чем начинать излагать какие-то свои мысли, рекомендуется хоть немножко с ними собраться. Но я, собственно, и не собираюсь сейчас нести всякую чушь с элементами околесицы и, надеюсь, что ниже написанное вам (истинным поклонникам этого культового франчайза) хоть немножко да понравится.
«Ты помнишь, как все начиналось?» (с)
Пожалуй, соригинальничаю-ка я, создав и заполнив импровизированную анкетку, дающую некоторое описательное представление о нашем фильме.
Родители: выносившая и родившая идею, воплощенную в сценарий, «мама» Шэйн Блэк и воспитавший и взрастивший чадо (превосходная режиссура) «папа» Ричард Доннер. Это их совместный первенец. Будет еще трое, но старший – самый хорошенький.
Возраст: 21 год. Совсем уже совершеннолетний кинохит.
Рост, вес и другие метрические показатели: всегда были и остаются в норме, а некоторые, в зависимости от того, что за них принять, продолжают расти. Например, «вес» (количество поклонников фильма) с годами лишь увеличивается.
Теперь познакомимся с внутренним содержанием.
Место действия: Лос-Анджелес (судя по голливудским фильмам – просто рассадник американской преступности).
Время действия: славные восьмидесятые, канун Рождества (штришок, характерный для криминальных боевиков той эпохи).
Исполнители действия: двое служителей закона/полицейских/копов, первый из которых – заслуженный ветеран L.A.P.D высокий темнокожий семьянин Роджер Мерто («состаренный» на 10 лет Дэнни Гловер), второй – коп-одиночка Мартин Ригз (неподражаемый Мэл Гибсон), благодаря выдающимся способностям являющий собой то самое «смертельное оружие», но из-за личной трагедии находящийся в пограничном состоянии, и каждодневное хождение по лезвию бритвы – для него норма.
Итак, к чему же привела коллаборация выше упомянутых лиц? (и еще не забудем о значительном вкладе в общее дело талантливого оператора Голдблатта, мастера саундтреков к экшен-фильмам Кеймена, автора, скажу без обиняков, культовой мелодии Эрика Клэптона, ну и исполнителя яркой роли мэд бэд гая мистера Джошуа – Гарри Бьюзи). А родился, дорогие мои друзья, ни много, ни мало, культовый фильм, непревзойденный (но тысячекратно цитируемый и пародируемый) криминальный боевик, ставший, не побоюсь этого слова, иконой жанра.
Ну, а каково же лично мое отношение к этой замечательной кинокартине, и чем именно она мне так сильно нравится? На первую часть вопроса, как вы уже заметили, ответ дает сама его формулировка, а вот по поводу составных деталей нашего «оружия» не грешно будет и еще немножко поговорить.
Блэк не был бы самим собой, если б не придумал сколь прозаичный, столь и выдающийся сюжет. Белый и черный напарники: знакомство с персонажами, первичный конфликт, раскрытие характеров, преодоление всех смертельных невзгод, спасительная дружба – это же чистейшая, ничем не замутненная классика! И смотреть за приключениями Ригза и Мерто без своеобразного душевного трепета, ну просто лично мне не представляется возможным.
Открывающая фильм сцена (с одурманенной девушкой), дальнейшие события, наполненные взрослыми диалогами и в меру кровавыми эпизодами – все это, конечно, не для юных глазок и ушек. «Смертельное оружие» - кино серьезное, с обилием драматичных, надрывных сцен. Вспомните хотя бы знакомящие зрителя с сущностью Ригза три начальных эпизода (со стрелком, с наркоторговцами и с суицидником на крыше). Все они сняты и сыграны на исступлении эмоций. Ниже для ностальжи-эффекта приведу самые яркие цитаты из вступительной части:
Martin Riggs: This is a real badge, I'm a real cop, and this is a real fucking gun!
Roger Murtaugh: You're not trying to draw a psycho pension! You really are crazy!
Roger Murtaugh: Have you ever met anybody you didn't kill?
Martin Riggs: Well, I haven't killed you yet.
Львиная доля киноленты посвящена искрометным пикировкам напарников. Как раз в их диалогах и состоит особая прелесть, придающая фильму свой неповторимый шарм. При этом сильного уклона в юмористическую составляющую здесь не наблюдается (это уже потом, в продолжениях, после появления героя Джо Пеши, к жанрам Боевик/Триллер/Криминал добавится и Комедия).
Я почти никак еще не отозвался об экшен-составляющей фильма. Ну, а что тут расписывать-то? Как и все остальное, постановка сцен погонь, перестрелок, драк (всего того, что обзывается пресловутым словом экшен) выполнена на эталонном уровне. Праздник для глаз в первозданном, нерафинированном виде.
Не буду никого обманывать, делая вид, что расположившийся выше отзыв напрочь лишен малейшего с моей стороны фанатизма и имеет какие-то претензии на объективность. И писал я его, находясь в сугубо положительном настроении, стараясь заразить им и читателя, в лице которого мне представляется такой же как и я – ценитель золотого кинематографа восьмидесятых, любитель кинокартин поджанра бади-муви (и в частности культового дуэта Гибсон-Гловер), поклонник настоящего криминального боевика, который при упоминании словосочетания «Смертельное оружие» или «Крепкий орешек» (извиняюсь за упоминание «конкурента») как минимум погружается в состояние задумчивой мечтательности!
Ну, а если бравая команда создателей франчайза не сойдется во мнении, что все они «too old for this shit!», и если когда-нибудь все-таки появится на свет пятая часть – кто знает, может быть еще одним счастливым днем в моей жизни станет больше!?
«Two Cops. Glover carries a weapon..... Gibson is one. He's the only L.A cop registered as a Lethal Weapon»
Роджер Мерто: “Господь явно ненавидит меня”
Мартин Риггз: “А ты ответь ему тем же. Мне помогает”
Бывают такие времена, когда хочется просто расслабиться перед телеэкраном. Тогда то на ум и приходят классические картины типа “Крепкого Орешка” или “Смертельного оружия”, а рука сама тянется на полочку, где тебя уже ждет тот самый DVD, на котором написано название того или иного культового фильма 80-х или 90-х годов. Пересматривая эти фильмы примерно раз в год, ты получаешь огромный заряд положительных эмоций и безграничного удовольствия, хотя вроде бы смотришь их уже не первый, не второй и не третий раз.
Легендарная картина от маэстро жанра Ричарда Доннера не отличается каким-либо сверхъестественным сценарием или неожиданными поворотами в сюжете. Да, сюжет немного банален и заезжен. Расследование дела об убийстве молодой девушки сводит вместе пару абсолютно противоположных друг другу людей (к тому же черного и белого полицейских), которым суждено стать напарниками. Хотя тут то и начинается самое интересное.
Роджер Мерто: “Хоть кто-нибудь выжил, встретив тебя?”
Мартин Риггз: “Ну, тебя то я пока не убил”
Их двое. Парочка легендарных копов Мартин Риггз (Мэл Гибсон) и Роджер Мерто (Дэнни Гловер).
Мартин Риггз – эдакий коп одиночка. После смерти жены, переживает не лучшие времена, вечерами подумывая о самоубийстве, а днем лишь о том как бы схлопотать шальную пулю, чтобы избавиться от того кошмара и одиночества, наполняющего его жизнь после утраты любимого человека, со смертью которого он потерял все, ради чего раньше жил. Половина полицейских считает его смельчаком, другая же уверена что он полный псих.
“Тебя надо зарегистрировать, как смертельное оружие” - Роджер Мерто.
Роджер Мерто - отслужив уже 20 лет на службе и не получив при этом ни царапины, он живет спокойной и размеренной жизнью в большом доме вместе со своем семьей. Подумывая о возможной отставке в скором будущем, он уже покупает себе лодку и строит планы на будущее. Но потом он встречает своего нового напарника….
“Я слишком стар для всего этого” – Роджер Мерто (фраза повторяемая им на протяжении всех 4-х фильмов).
Режиссер даже мелочами подчеркивает противоположность двух героев. Даже их оружие, указывает на это. И если 9мм-я “Беретта' убойное оружие у неудержимого и бесшабашного Риггза, то старый (или точнее старомодный) проверенный годами “четырехдюймовый Cмит” у Мерто.
Смотрится “Смертельное оружие” каждый раз на одном дыхании и вся “фишка” фильма не в лихо закрученном сюжете, и сам он порой отходит на второй план, так как фильм затягивает и держится в основном на харизме двух замечательных актеров и в первую очередь интересно наблюдать за развитием отношений главных героев. Отношений, которые сначала не складываются, но потом перерастают в огромную дружбу.
Помимо классной игры Гибсона и Гловера, в закреплении успеха “Смертельного оружия”, стоит отметить и блестяще сыгранные роли абсолютно всего актерского состава, плюс потрясающий саундтрек с заглавной классической мелодией “Meet Martin Riggs” от Эрика Клэптона. Ну и конечно нельзя не отметить замечательную операторскую работу Стефена Голдблатта.
В своё время фильмы брали отнюдь не сверхъестественным сюжетом или зубодробительными спецэффектами, которые в данной картине смотрятся отлично, хотя прошло уже больше (о господи) 20 лет! со дня выхода фильма.
И ведь за всю историю кино было снято огромное количество фильмов с таким заезженным сценарием про белого и черного напарников полицейских. Но криминальный полицейский боевик от Ричарда Доннера - один из лучших в своем жанре, а пара Гибсон-Гловер определенно одна из самых ярких и харизматичных.
Подводя небольшой итог скажу, что, снимая “Смертельное оружие”, врят ли кто-то думал о таком успехе и о том, что будет продолжение и НЕ ОДНО, а киносериал длинною в долгие 11 киношных лет подарит нам четыре замечательных и прекрасных фильма.
Не стану говорить ни о том, что 'Смертельное оружие' дало нам образ напарников-антиподов, отличающихся абсолютно во всем, который по сей день нещадно эксплуатируется во всех жанрах (взять хоть Шрека и его ослика), ни о том, что Гибсон создал прототип множества героев-психопатов с явным антиобщественным настроем (из последнего - Джокер Хита Леджера), ни об особенном чувстве юмора, ни о бесподобной музыке. Обо всем этом сказано достаточно, и вы об этом и без меня отлично знаете. Меня интересует другое.
Но для начала хотелось бы сказать о героях боевиков в целом. Об их эволюции. Итак, середина 80-х годов. Затертая пленка видеокассет, передающихся из рук в руки, выводит на экраны наших выпуклых телевизоров первые американские экшены, в которых мы (тогда еще совсем дети) за помехами впервые видим 'Большую троицу' - Арнольда, Сильвестра и Жан-Клода. Герои нашего детства, примеры для подражания. Глядя за тем, как терминатор стреляет из пистолета с лазерным прицелом, Рэмбо зашивает свою руку, а кикбоксер делает воздушный шпагат, выросло целое поколение. Наше поколение.
Все трое были уникальными, но в то же время очень похожими в самом главном своем достоинстве - внешности. На киноэкранах до них никогда не появлялись люди с таким телосложением. Горы мышц, каждое их движение, каждый шаг был исполнен монументальности, невозмутимости. Уверенные в себе, непобедимые, они уничтожали вражеское народонаселение сотнями.
Ни тени сомнения в собственной правоте, ни страха. Они не чувствовали боли, без промаха стреляли из оружия любого калибра и при этом у них никогда не заканчивались патроны. Но прошло время и их гротескная непобедимость уступила место уязвимости героев боевика нового образца. Они больше не могут похвастаться бицепсами размером с арбуз, они способны чувствовать, даже плакать (в этом смысле истерика Сталлоне в концовке 'Рэмбо' видится мне скорее исключением из правил, это самое правило и подтверждающим).
Теперь же уязвимость и реалистичность героя боевика становится системой. И вот, израненный, обессиленный Джон МакКлейн в 'Крепком орешке' борется за свою семью, а не за вселенскую справедливость, Итан Хант в 'Миссии невыполнима' побеждает не лобовой атакой, а силой своего ума, хитростью.
Трудно сказать, что же стало причиной столь радикального изменения вектора развития, но я склоняюсь к тому, что точкой отсчета нужно считать попытку самоубийства Мартина Риггза в 'Смертельном оружии'. В этой сцене Мэл Гибсон показал миру такого Гамлета, что мы все ахнули и поверили в то, что герой боевика все же способен чувствовать нечто большее, чем примитивную детскую привязанность и неутолимую жажду мести, что он может сомневаться в нужности того, что делает, страдать от несчастной любви и одиночества, искать смысл своей жизни, бояться в конце концов.
Мэл Гибсон в 'Смертельном оружии' явил миру нового героя боевика - не античного бога войны с голым торсом, а обычного человека, такого же как я и вы, такого же несовершенного, и оттого такого реального. Вот та мысль, которой я хотел с вами поделиться.
'Ты встретил хотя бы одного человека, которого не убил?!'
'Смертельное оружие' - это один из лучших представителей жанра полицейского боевика. Такие фильмы можно пересматривать сколько угодно, не надоест никогда. Наверное потому, что это тот случай, когда создателям удается совместить все составляющие в абсолютной гармонии - хороший сценарий, динамику происходящего, визуальные эффекты, музыку, первоклассных актеров и в итоге очень качественный монтаж. Ведь в 80-90-е подобного кино в Голливуде натворили очень и очень много, а запомнились и полюбились лишь единицы. Не случайно зачастую успех таких фильмов определяют главные персонажи, и в данном случае это справедливо. Дуэт 'Мэл Гибсон - Дэнни Гловер' получился одним из самых ярких и интересных в жанре.
Двое напарников Риггз и Мертаф - совершенно не похожи друг на друга. Один - черный, другой - белый. Один - слегка чокнутый после вьетнамской войны, второй - наоборот, уравновешенный семьянин. Связывает их лишь любимая работа, из-за которой они жертвую чем угодно, но только не дружбой и не родными людьми. Однако из-за совершенно разных темпераментов они постоянно переругиваются и попадают в комичные ситуации. Даже столкновения с наркоторговцем мистером Джошуа в исполнении не менее сумасшедшего Гари Бьюзи не может помешать напарникам удачно пошутить или сделать что-нибудь из ряда вон. И это несмотря на то, что 'Смертельное оружие' выдержан в духе обыкновенного полицейского боевика, в котором оказалось не так уж много стрельбы, погонь и прочих атрибутов жанра.
Здесь больше времени отводится именно эмоциональной составляющей. И как показали три последующие продолжения, это было верное решение. В 'Смертельном оружии', несмотря на большое количество диалогов, просто нет скучных сцен. Фильм больше всего интересен персонажем Мэла Гибсона. У него вообще большинство экранных героев не такие как все, если не сказать больше - психи. Банальное преследование очередного наркодельца (пусть даже играет его Гари Бьюзи) даже отходит на второй план, когда Риггз в очередной раз шокирует как своего напарника, так и зрителей. Именно его, временами необъяснимое, поведение служит причиной бешеной динамики фильма. Ведь в 1987-ом такие боевики брали не масштабными погонями по автостраде, непрекращающимися взрывами и непрерывной стрельбой. А именно превосходной актерской игрой и присутствием выдающихся актеров.
На мой взгляд - отличный полицейский боевик о настоящей мужской дружбе, с уникальными персонажами Мэла Гибсона и Дэнни Гловера. Такое кино нужно знать.
На закате 80-х на экраны вышли два супербоевика, положивших начало успешным франшизам и подаривших зрителям новый тип героев – человечных и эмоциональных. Эти две легенды экшн - всем известные «Крепкий орешек» и «Смертельное оружие». Причём концепция последнего, предложенная молодым сценаристом Шэйном Блэком (которого многие поклонники классического экшн даже знают в лицо – по роли Хокинса в «Хищнике»), построена на контрасте противоположностей. Двое абсолютно разных людей – разных качеств, возраста, семейного положения и цвета кожи – вынуждены заниматься опасным делом вместе и это дело в итоге сильно сближает их. Дополняя друг друга, они создают непобедимую команду, поистине смертельное оружие в борьбе с преступностью.
На самом деле название фильма ссылается на прозвище героя Мела Гибсона, полученное им от коллег полицейских. ‘Смертельным оружием’ Мартина Риггса назвали за мастерство в искусстве убивать, которым он в совершенстве овладел во Вьетнаме. Снайпер, знаток оружия, тактики, взрывчатки и боевых искусств – он должен был стать грозой преступности, примером для коллег, но у Риггса есть один недостаток – его считают настоящим психом и занозой в заднице. Безрассудные поступки и время от времени проявляющееся желание умереть стали результатом семейной трагедии, наложившейся на незалеченный вьетнамский синдром. У Риггса ничего и никого нет, ему на самом деле нечего терять - это его преимущество и его слабость. Полной противоположностью молодого Риггса представляется ветеран Роджер Мёрто – чернокожий полицейский, которому недавно стукнул полтинник. Мёрто - рассудительный, спокойный, «правильный» коп и к тому же добропорядочный семьянин. Ему есть, что терять, поэтому он совсем не склонен к риску в отличие от своего нового напарника.
Сила картины Ричарда Доннера в харизматичных героях и интересных ситуациях. Итак, представьте: коп-убийца борется с навязчивым желанием отойти в мир иной, но тут подворачивается весёлое дельце. С другой стороны крепкий решительный «старичок» переживает сильный стресс, никак не веря в скорую близость пенсии, а тут ещё этот напарник-камикадзе. У новоиспеченных напарников совершенно разный подход к выполнению своих обязанностей: Мёрто делает всё по правилам, а Риггс на войне привык убивать, поэтому стрелять по ногам, зачитывать права, использовать наручники и т.д. совсем не для него. Забавность ситуации в том, что их новое, чрезвычайно опасное дело развязывает руки Риггсу и он, наконец, отрывается по полной, отстреливая бандитов как бешеных собак, а заодно переманивая напарника на свою сторону в плане методов борьбы с оргпреступностью. Самое главное, Роджер Мёрто довольно скоро поймет, что любой коп, которому нечего терять, может стать смертельным оружием против преступности.
Можно считать Lethal Weapon (LW) родоначальником ныне популярного жанра современного комедийного боевика (не детектива и не комедии, именно боевика, полноценного и мощного), в котором вместо героя-одиночки преступности противостоят два абсолютно разных, но практически равнозначных героя-напарника. Они подкалывают друг друга, соперничают, спорят, ругаются, но когда появляется реальная опасность, они дружны и едины. Очень важную роль в данном жанре играют комичные ситуации и юморные диалоги между героями. Таковы картины «Час пик», «Плохие парни», «Скала» и многие другие. «Смертельное оружие», возможно, не самый первый фильм в данном классе экшн, но точно самый первый среди всемирноизвестных хитов.
Киносериал «Смертельное оружие» в целом можно назвать комедийным боевиком, но первая часть при всей её комичности боевик настоящий, с достаточно серьёзной темой и сильным накалом. Набор экшн здесь уровня «всё включено» - от автомобильных погонь до рукопашных поединков, а о перестрелках можно даже не упоминать: их здесь полным полно. Но авторы (и главным образом режиссер Ричард Доннер) сделали упор не на зрелищность, масштабность экшн, а именно на развитие отношений между героями, их дружбу и взаимовыручку. Этим оригинал выгодно отличается от продолжений, в которых герои Гибсона и Гловера практически замерли в своём развитии, и поэтому сценаристам пришлось придумывать новых персонажей, чтобы в какой-то степени «оживить» старых.
В этом классическом боевике большая нагрузка легла на плечи актеров, и они справились с ней блестяще, привнеся достаточно много в «сухие» прописанные в сценарии роли. Мел Гибсон со своей яркой и эмоциональной манерой игры (которая спустя 8 лет принесёт ему номинацию на «Оскар» за «Храброе сердце») бесподобен в роли Мартина Риггса. А 40-летний Дэнни Гловер очень хорош в роли 50-летнего ветерана, постоянно недовольного и удивленного новой, неожиданно подкравшейся к нему действительностью. Отдельных слов заслуживает «плохой парень» Гэри Бьюзи. Как известно, чтобы боевик получился интересным, хорошим парням должны противостоять достойные и колоритные злодеи. Именно таким и предстаёт персонаж Бьюзи – наёмный убийца по имени Джошуа. Джошуа, как и Риггс, служил в спецслужбах, только в отличие от последнего он однажды перешел на «тёмную» сторону. Таким образом, противник Риггса - профи, а смотреть за противостоянием профессионалов всегда увлекательно.
LW – известнейший кинолейбл, принесший студии Warner Bros огромную прибыль и поэтому студия не оставляет надежды сделать Lethal Weapon 5. Кристально ясно, что без Гибсона и Гловера «Смертельное оружие» перестанет быть смертельным, потому что без своих знаменитых героев фильм просто не существует, но в связи с последним развитием событий в деле ‘Гибсон VS Голливуд’ похоже, что 5-ю часть придётся ждать очень долго. А так хотелось ещё раз увидеть этого парня с вывихнутым плечом и «пулей в голове», а также услышать знаменитое «я слишком стар для этого дерьма».
Отличный боевик, заслуженно считающийся классикой полицейского жанра. Двое полицейских волей случая начинают работать вместе, сначала симпатией друг к другу не питают, но потом постепенно начинают сближаться и становятся друзьями.
Знаковая роль Мела Гибсона, играет человека потерявшего смысл жизни, он потерял жену, и уже не хочет жизнь, пытаясь спустить курок. Но к тому же он отличный человек, прошедший вьетнамскую войну, один из лучших снайперов, предан своей работе.
Его напарник, стареющий семьянин Дэнни Гловер, у него большая семья и он ее очень любит, он никогда никого не убивал, но ему попадается вроде плевое дело, которое перерастает в серьезные разборки и когда дело заходит до семьи, Мартин и Роджер уже ни перед чем не остановятся. Гари Бьюзи отлично играющий второстепенные роли, смотрелся также достойно, его было мало, но он запомнился своей игрой.
Если о фильме, в общем, то это потрясающий полицейский боевик. Умопомрачительные погони, захватывающая стрельба, доля небольшого юмора. Захватывающий сюжет в фильме, смотрится все очень динамично и на одном дыхании. Ярчайший пример качественного не тупого боевика, стоящее кино.
Смертельное оружие, безусловно, самый яркий и харизматический цикл о паре полицейских (белый и афроамериканец), созданный за всю историю кино. Все картины серии, и даже четвертая часть, служат эталоном полицейского кино. С самой первой части, снятой в 1987 году, сериал держит планку: здесь нет лишних моментов и сцен, юмор и драматургия идеально сбалансированы, режиссура Ричарда Доннера крепка, а актерское исполнение бесподобного Мела Гибсона и неповторимого Денни Гловера заслепляют собой все вокруг!
Особо хочу отметить удачный сценарий Шейна Блека. Начиная с первого Смертельного оружия он показывает себя одним из лучших профессионалов по части криминального жанра и именно Смертельное оружие - эталон криминальной истории с главными героями - полицейскими!.
Смертельное оружие - это фильм, открывший для массового зрителя новую мировую звезду Мела Гибсона. Его маниакальное исполнение роли в первой половине картины просто гениально. Актер просто бесподобно передал психическое состояние своего героя, потерявшего в лице жены абсолютно все. Но также интересно наблюдать за трансформацией Риггса ближе к концу, когда тот находит новые смыслы для жизни, а не заканчивает ее самоубийством.
На контрасте к Гибсону удачно влился в роль Денни Гловер. Его персонаж, уравновешенный полицейский с идеальной семьей, готовящийся уйти на заслуженную пенсию, просто идеально подходит на роль напарника неудержимого Мартина Риггса. На протяжении всего цикла про Смертельное оружие (между прочим - это кличка героя Мела Гибсона) эта пара героев показывает идеальную слаженную игру с массой самоиронии и драматизма. И разница в годах между ними просто не чувствуется. Они самые лучшие. И здесь компромиссов не может быть!
В итоге хочу сказать, что Смертельное оружие заслуженно пользуется славой самого удачного фильма про полицейских. Его стоит пересматривать, и не раз, ведь такие картины встречаются сейчас очень редко. И к тому же оно не выказывает признаков старения. Это стопроцентно великий фильм!
-Кто-нибудь выжил, встретив тебя? -Да, тебя я ещё не убил.
Я считаю, что в 80х годах было два лучших боевика, которые спустя десятки лет остаются эталоном жанра. Это 'Крепкий орешек ' и 'Смертельное оружие '. 'Смертельное оружие ' - это фильм моего детства! Благодаря этому фильму, боевик остаётся моим любимым жанром в кинематографе. Огромное спасибо Шейну Блэку, основоположнику жанра боевиков! Из под его пера также вышли такие сценарии как 'Последний бойскаут ', 'Последний киногерой ', 'Последний поцелуй на ночь ', 'Поцелуй навылет ' и являются непревзойдёнными сюжетами боевиков, созданных на сегодняшний день.
Ричард Доннер и Шейн Блэк тонко показывают нам долг дружбы, долг семьи. Семья Мёрто с добротой и искренностью принимают в свою семью одиночку Риггса, потерявшего не так давно свою любовь, а вместе с этим и смысл своей жизни. Не попадись ему в этот период жизни такой человек как Мёрто, то пустил бы он себе пулю в лоб и даже любимая работа его бы не удержала. Фильм семейный, рождественский, что придаёт ему искорку волшебства, не покидающего нас ни на секунду. Юмор обоих героев так и льётся с экрана, что порой падаешь с дивана со смеху!!
Стивен Голдблатт выдаёт нам очень качественную и красочную картинку, что придаёт атмосферу Рождества. А музыка Майкла Кэймена настолько проникает в сердце, что хочется парить в небе и наблюдать за разворотом сюжета с высоты птичьего полёта! Скрипка и духовые его оркестра звучат во всех знаменитых боевиках: в остальных сериях 'Смертельного оружия ', 'Крепком орешке ', 'Последнем бойскауте ' и 'Последнем Киногерое '.
Фильм не отпустит ни на секунду, даже если смотрите не первый раз, ведь игра Мэла Гибсона и Дэнни Гловера настолько реалистична, что теряешь грань между фильмом и реальностью! Кто не видел, тот значит не любит боевиков, а кто любит - тот скорей в магазин за диском! Я уверен, никто не пожалеет!
Когда мне было девятнадцать лет, я застрелил одного парня из винтовки с расстояния в тысячу метров при сильном ветре. Только восемь или десять человек во всем мире способны так выстрелить. Это единственное, что я умею . Я часто кому-нибудь это рассказываю. И меня считают крутым и остроумным. Но это было вступление.
Со «Смертельного Оружия» начался культ коп-муви. Оно спровоцировало три продолжения, переквалификацию «Коммандос» в полицейский боевик, целую кучу новых проектов, и даже пародии вроде «Заряженного Оружия» 1993 года. Доннер, Блэк, Гибсон и Гловер задали некие стандарты данного жанра, моментально ставшего самостоятельным. И бешеная популярность «Оружия» закрепила эти стандарты, и теперь они считаются непременной атрибутикой, и создатели новых продуктов, а также продолжатели уже зарекомендовавших себя франшиз, предпочитают не изобретать велосипед, а строго следовать уже имеющейся инструкции «Как снять офигенное коп-муви. На примере Смертельного Оружия».
Итак, что же необходимо знать, чтобы снять отличное коп-муви.
Пункт первый. Позвоните Шейну Блэку и предложите ему написать сценарий. В противном случае результат может оказаться плачевным. Это сейчас Блэк теряет квалификацию, а раньше у него голова варила так, что съедали все и требовали добавки. Шейн Блэк и его превосходная работа – первый залог успеха.
Пункт второй. Выберите из списка режиссеров любого, вам понравившегося. Вот список: Ричард Доннер, Джон МакТирнан, Ренни Харлин, Тони Скотт. Эти люди подарили таким фанатам жанра боевик, как я, столько счастливых моментов, что непременно хочется еще, и вдвое больше. Доннер – царь. Это такой комплимент.
Третий пункт. Герои. Гибсона я уже неоднократно восхвалял, поэтому скажу только, что он – гениальный Мартин Риггз, и отличный драматический актер, и мордобойщик толковый, и стрелок мировой, в общем, молодец. Гловер. Гловер и актер хороший, и снимался много где, а я его ассоциирую только с Роджером, настолько классный и убедительный Роджер получился. Роджер Гловер. Дэнни Мертах. Круто. Предпочтительно, чтобы напарников было двое, и один из них – черный. Ну, это чтобы не портить иллюзию. И черного обременить семьей и желанием уйти на пенсию. Так надо.
Четвертый пункт. Злодеи. Как же без них? Кто же будет похищать хороших мирных жителей, желательно дочерей (ну, или жен, как в Крепком Орехе) главного героя, и кого же эти главные герои будут так самозабвенно и с наслаждением мочить? Необходимо также распределить главных злодеев между главными героями для «мочения» по старшинству. Это закон. Кстати, Бьюзи – идеальный мистер Джошуа.
Теперь добавляем в нашу пеструю компанию отличного оператора (Стивен Голдблатт подойдет), идеально вписывающийся в картину и неотделимый от нее саундтрек Клэптона, разбавляем убойными диалогами и фирменными шуточками, а также морем взрывов, перестрелок, драк и погонь, и направляемся прямиком к Джоелю Сильверу. Он даст на все денег, все оплатит, ну и, соответственно, прибыль получит первым.
В результате вам гарантированы слава, рожа на рекламе бритвы, деньги и женщины. Мы получим продукт высшего сорта, который, являясь родителем жанра, станет его законодателем и легендой под названием «Смертельное Оружие».