Этот фильм вышел за 8 лет до моего рождения. Собственно, я не застал 'Холодной войны' и, честно говоря, не сильно боюсь ядерной войны. Ибо профессор Фолкен прав: 'Вспышка ярчайшего света - и мы испаряемся.'
Сейчас принято пугать всех подряд запуском CERNа (Большого Андронного Коллайдера aka Совецкий Циклотрон v 2.0). Но чем бы не была вызвана искра, которая сожжет все живое на Земле - большая часть людей скорее всего даже не успеет узнать, что произошло что-то непоправимое. Ужасов мира Fallout не будет - как не будет самого мира Fallout.
Впрочем, я отвлекся. Итак, кратенько о сюжете фильма.
Американское командование провело проверку людей, отвечающих за запуск межконтинентальных ядерных ракет, и выяснило, что 22% подопытных все-таки не смогли повернуть ключ и тем самым уничтожить 200 миллионов человек. Было решено не доверять столь серьезное решение людям, а отдать ключ в руки компьютеру WORP, который уже в течение многих лет ищет стратегии наиболее успешного ведения ядерной войны. Месяц спустя все ракеты «в руках» у WORPа… А в это время хакер-школьник Дэвид Лайтман искал фирму, разрабатывающую видеоигры, но вместо неё нашел «черный ход» к WORPу и играм, на которых WORP учился мыслить логически и искать новые решения. Список начинался крестиками-ноликами и шашками, а кончался… Глобальной Термоядерной Войной. Естественно, Дэвид запустил последнюю игру. Однако это только для него была игра – для WORPа это было началом настоящей войны – и компьютер начал готовить ядерные ракеты для «контрудара» по СССР (на стороне которой и играл Дэвид). В течение 72 часов Дэвид пытается доказать ученым и генералу, что он не советский шпион, развязавший 3-ю мировую, а просто школьник, обнаруживший дыру в защите WORPа.
Фильм интересен своей главной идеей, которую писатели-антиутописты обкатывали с начала 20-го века. Нельзя доверять жизни людей бездушной машине, так как машина - порождение разума человека, который может ошибиться. А единственная ошибка (в данном случае - лазейка, которую профессор Фолкен оставил для себя) может стать фатальной. Честно говоря, заметил в фильме много странностей.
Странно, что школы практически не имеют защиты от особо наглых школьников. Странно, что при всем своем гении, профессор Фолкен не убрал свою 'лазейку' (неужели смерть жены и сына настолько потресла его, что ни жизни вообще всех людей, ни его работа его больше не волновали? Возможно, но... странно.) Странно, что Дэвид не додумался предложить 'дядям из министерства обороны' поехать домой и включить телефон, чтобы Джошуа позвонил... Возможно, ничего странного в этом и нет... Не знаю.
Запоминается этот фильм своим напряжением. Сначала - обратный отсчет шкалы DEFCON, затем - подбор компьютером кодов запуска... Постоянные гонки со временем только ради того, чтобы втолковать глупой машине, что принцип
Is this a game or is it real?
WHAT'S THE DIFFERENCE?
В жизни не работает.
10 из 10
фильм-легенда, который познакомил всех с DEFCON и принципом 'Единственный способ выиграть - не начинать игру'.
Фильм философский. И если копать глубже чем качество режиссуры и операторской работы - всех можно понять. Идея прорывается сквозь все недочеты и торжественно рвет финишную ленту с таким отрывом от остальных недочетов, что фильм получился гениальным. Можно понять всех: и скептика-генерала, и мальчика совершившего проступок. Даже Джошуа, которому единственный и самые верный орган чувств - администратор сказал, что началась ядерная война и ракеты достигли цели.
Отличный фильм. Глубокий не в реализации, но в сути. Любителям мысленных опытов рекомендую.
На заре эпохи развития интернета вышел любопытный фильм, который смешал в одну кучу военных, атомную войну, хакеров и видеоигры. В книге Эрнеста Клайна 'Первому игроку приготовиться' (Ready Player One) этот фильм сыграл определённую роль. К тому же, буквально пару дней назад создатель видеоигры Her Story Сэм Барлоу анонсировал новый интерактивный триллер с названием #WarGames (да, с хэштегом в названии), в котором мы будем наблюдать через глазок веб-камеры за девушкой-хакером Келли. Целых два повода вспомнить оригинальный фильм 1983 года, не правда ли?
Фильм открывается крайне рутиной сценой, в которой двое рабочих сменяют другую пару в секретном и защищённом бункере. Однако спустя пару минут рутина исчезает и её место занимает нешуточное напряжение, в котором сотрудник колеблется повернуть ключ запуска ядерной ракеты, осознавая сколько уничтоженных жизней последует за этим действием. К сожалению, остальная часть фильма этим напряжением похвастаться не может.
Начальная сцена становится отправной точкой для инициативы заменить колеблющихся операторов пусковой установки на бескомпромиссную вычислительную машину, перед которой не будет вставать моральных дилемм после получения команды на запуск. В это время молодой парень Дэвид без зазрения совести режется в игровые автоматы и отчаянно опаздывает на занятия. Он не боится плохих оценок, потому что дома его ждёт компьютер, с помощью которого он может подключится к школьному терминалу и поменять свои оценки. Увидев в журнале рекламу нового компьютера с видеоиграми, Дэвид решает просканировать широкий диапазон телефонных номеров, чтобы найти такой компьютер. Внезапно он натыкается на компьютер, защищённый больше обычного, но при этом без проблем предоставившего ему целый список доступных игр. В этот момент Дэвид еще не знает, что общается с военным компьютером, а 'Глобальная термоядерная война' - не игра, а симуляция, способная инициировать запуск реальных ядерных ракет!
В сюжетном плане картина постоянно балансирует между фантастикой и реальностью. Примитивные по сегодняшним меркам технологии далеки от того, что мы называем интернетом сейчас, однако методы дозвона и неуклюжие пятидюймовые дискеты прекрасно вызывают чувство ностальгии. Суровые дядьки в военной форме с недоумением глядят на моргающую лампочками коробку в попытках понять, как же она работает. А юноша с горящим взором становится чуть ли не спасителем человечества перед угрозой ядерной войны.
Параллельно с этим развивается история взаимоотношений Дэвида и девушки Дженнифер, которая большую часть времени старается вести себя хорошо и заниматься спортом. Но их сюжетная арка прилеплена скотчем и вот-вот отвалится. Любая химия, проскакивающая в незначительных переглядываниях, разбивается о простенькие диалоги и окончательно угасает перед лицом надвигающейся опасности.
Изначально фильм создавался под режиссёрством Мартина Бреста, но его довольно оперативно заменили Джоном Бэдэмом ('Короткое замыкание', 'Слежка') в самом начале съёмочного процесса. Такая экстренная замена сказалась на результате, ведь Бэдэму пришлось работать с тем что уже было подготовлено - малоопытные актёры подростки и не самый убедительный сценарий. Тем не менее на выходе получился приятный триллер, которому удавалось держать зрителя в напряжении за счёт гонок со временем.
Для Мэттью Бродерика ('Доблесть', 'Король Лев'), исполнившего роль Дэвида это был второй фильм в его карьере. Его наивно-дёрганное поведение, разбавленное дерзким характером персонажа, создаёт на экране убедительную версию подростка, который хоть и углубился в чтение технической литературы, не забывает, как можно развлечься.
Элли Шиди ('Короткое замыкание', 'Поймет лишь одинокий'), сыгравшая Дженнифер на тот момент была более опытной актрисой, но большая часть ролей сводилась к телесериалам. Образ романтичной девушки, которой вдруг приглянулся задиристый парнишка, просаживающий мелочь в аркадных автоматах, получился у неё вполне хорошо.
Помимо двух главных молодых актёров стоит отметить участие Майкла Мэдсэна, который сыграл одного из тех сменщиков в начале фильма и больше в не принимал участие. Остальной взрослый состав выступает здесь прожженными идиотами, которых может уделать ученик старших классов, знающий с какой стороны вставляется дискета в дисковод!
Фильм хоть и смотрится отчаянно устаревшим, для зрителя становится натуральной капсулой времени, выдающей убедительный срез эпохи. 'Военные игры' без преувеличения один из лучших фильмов, иллюстрирующих не только паранойю Холодной Войны, но процесс внедрения компьютерных технологий во все сферы жизни ещё до того, как это стало мейнстримом.
Пугающая концепция позволить компьютеру решать важные задачи гораздо актуальнее сейчас, нежели 34 года назад. Сейчас вирусы и компьютерные черви способны нанести гораздо больше вреда и в бОльших масштабах, нежели хакер, обзванивающий один за другим телефонные номера. Майский инцидент этого года с компьютерным червём WannaCry вызвал нешуточную шумиху. В 1983 году сценарий был основан на постулате, что подобные события невозможны в реальности. Сегодня огромное количество систем жизнеобеспечения и контроля за ними управляются компьютером и связанными с ним датчиками. Компьютерная грамотность и безопасное использование интернета - не удел гиков, а массовое явление.
Фильм оказал значительное влияние на массовую культуру и популяризировал понятие DEFCON. Пять уровней близости к запуску ядерных ракет (от пятого нейтрального до первого, означающего непосредственный запуск ракет) стали нарицательными, а потом так назвали хакерскую конференцию. В 1983 году, в атмосфере холодной войны мысль, что ядерную войну лучше не начинать вообще, пытались донести любыми средствами, в том числе и с помощью такого наивного фильма.
В 2006 году вышла игра DEFCON, в которой от игрока требовалось выбрать страну и подготовить запуск ядерных ракет, чтобы в итоге нанести максимальное повреждение. Как и в фильме любой начатый матч заканчивается поражением и слоган игры 'Умрут все' (Everybody dies) максимально доступно доносил эту концепцию. Визуально игра была сделана нарочно примитивно и схематично и во многом заимствует глобальную карту из фильма.
Про грядущую игру #WarGames пока что известно мало, но её создатель Сэм Барлоу собирается заново задать вопросы, поднятые в фильме, но на этот раз в мире, где технологии коренным образом изменили нашу жизнь. Это ли не ярчайший пример актуальности фильма?
'Военные игры' сегодня выглядит немного сказочно и даже смешно, хотя поднимаемые фильмом темы далеки от юмора. 34 года назад это был пугающий триллер о том, как машины могут лишить людей их рабочих мест, а потом уничтожить их. Моральные дилеммы в духе 'все мы люди и совершаем ошибки' и 'не стоит доверять слишком многое бездушной запрограммированной железке' смотрятся актуально даже сейчас, хотя уровень компьютерной грамотности отличается от того, что был в 80-е годы. Фильм можно расценивать как раритетную капсулу времени, в которой сочетаются безумие и романтика ушедшей эпохи, так и предостережение будущим поколениям, благо что актуальность фильма сложно оспорить.
Сейчас уже сложно без улыбки взглянуть на возможности интернета, которые описаны в данной картине. Но это ни в коем случае не делает само кино менее привлекательным.
Подросток, желающий чуток поразвлечься за довольно бесхитростными компьютерными игрушками, невольно сводит с ума компьютер, что может грозить началом новой мировой войны. Конечно, не без 'клюквы', но несмотря на всю свою абсурдность, сюжет воспринимается достаточно легко.
Почему-то на почве данного фильма нашлось место даже для пространных отвлеченных рассуждений...не знаю, ничего такого я не углядел. Это просто хорошее произведение, впитавшее в себя стереотипы и страхи того времени, которое не позволит заскучать на протяжение всех 2 часов.
Кстати, в главной роли снимается молодой Мэттью Бродерик, так что его поклонникам рекомендуется в первую очередь, но и случайному гостю здесь есть на что посмотреть.
Старшеклассник Дэйв нечаянно пролезает на сервер Петагона, думая что это компания по разработке компьютерных игр, и запускает поиграться 'Глобальную термоядерную войну'. Только довольно быстро выяснилось что местный ИИ не видит разницы между реальностью и игрой, а остановить его нельзя никак.
Во времена когда Терминатор ещё не был снят, призрак холодной войны бродил по планете, а интернета в привычном виде ещё не было, вышел первый фильм про настоящего хакера! Конечно лютая фантастика и смотрится сейчас безмерно наивно. Но по тем временам это был актуальный и очень популярный молодёжный фильм, выдавший билет наверх никому неизвестному Мэтью Бродерику. Который сыграл потом в целом ряде знаковых молодёжных комедий и был причислен к киноактёрской банде Brat Pack. Как и Элли Шиди (Клуб Завтрак, Огни св. Эльма, Короткое замыкание). Но ей не так повезло и на излёте 80-ых карьера у неё тихо заглохла.
Давайте вспомним начало 80-ых: тогда как раз к власти пришёл Рейган со своей революционной политикой, советский союз вовсю шумел в Афганистане и началось производство нейтронного оружия - всё это спровоцировало последний виток холодной войны. С другой стороны в штатах уже несколько лет шёл выпуск домашних персональных компьютеров. Так что сценаристы Ласкер и Партс натурально попали в струю, осмыслив в своём сценарии не только столкновение новомодной техники с человеческим фактором, но и проблему самосознания ИИ, и даже математически озвучив безвыигрышность любой конфронтации ядерных супердержав. Не зря у парней за него номинация на Оскар.
Ещё фильм дал жизнь аж двум терминам: DEFCON (аббревиатура 'готовность обороны' и название хакерской конференции) и wardialing (телефонный хакинг). Так что сами видите, культурное влияние он оказал мощнейшее.
Добралась до него в рамках 'жду фильм по Первому игроку приготовится' - в книге Военным играм отведена немаленькая роль, интересно как Спилберг этот момент визиализирует Так вот, не смотря на крутой концепт, кино именно что подростковые приключения. Умненький старшеклассник благодаря тупости взрослых ставит мир на грань уничтожения. Потом конечно же изо всех сил его спасает, не смотря опять же на тупость и бескомпромиссность взрослых. Увидела бы я его в начале 90-ых - умерла от счастья. А теперь-то я в стане тех самых взрослых и к такому отношение неоднозначное
ЗЫ: будете смотреть - зацените дискеты размером с пластинку до нас такие уже не дошли
Угроза ядерной войны была источником вдохновения не только для металлических рок-групп, голливудские дельцы, понятное дело, никак не могли остаться в стороне от столь благодатной темы, снимая фильмы в диапазоне от драмы до постапокалиптического боевика, но именно «Военные игры» от Джона Бэдхема из числа тех работ, что претендуют на статус культового фильма и кино вне времени. Бэдхэм четко уловил тогдашние тенденции кинематографа - снимать кино одновременно развлекательно-динамичное, одновременно серьезное, чтобы пара мыслей при просмотре обязательно сквозила, и обязательное наличие пары смышленых подростков, причем смышленных настолько, что легко уделывают всех взрослых, от родителей до директоров ФБР и ЦРУ. В общем, Спилберговское кино, высочайшего уровня, этакая Индиана Джонс, адаптированная под нюансы холодной войны. Спец. эффектов нет, зато в наличие чрезвычайно продуманный сценарий, который Бэдхэм быстро превращает в напряженный триллер из серии нон-стоп, не забывая конечно про массу комедийных моментов. Актеры подобраны очень неплохо и с экономией бюджета, дорогостоящих суперзвезд нет, здесь либо начинающие как Мэтью Бродерик или Элли Шиди, либо отличные актеры второго плана, в любом случае типажи хорошо проработаны. Очень впечатляет генерал Беренджер, руководитель стратегического центра, в исполнении Бэрри Корбина – бравый Пентагоновец, с постоянной сигарой и с удовольствием матерящейся, очень колоритный, обаятельный и нихрена непохожий на НАТОвского ястреба, одна из лучших находок фильма, напоминает известного советского актера прошлых лет Бориса Андреева; удивил Дэбни Коулман – хороший комедийный актер, но здесь он абсолютно серьезен, руководитель компьютерного отдела стратегического центра. Сам Центр по управлению запуском ракет с ядерными боеголовками чертовски хорош, на него говорят приличные деньги угрохали, но оно того стоило – реализовано все тщательно и на редкость достоверно. Веришь безоговорочно. Фильм номинировался на Оскар, в том числе и по операторской работе, это, наверное из шикарного кадра, снято в штате Колорадо, когда герой Бродерика звонил из телефонной будки на фоне местного антуража – зеленые елки, голубое небо, огромный грузовик-дальнобойщик и монументальные Скалистые горы со снежной шапкой. Невероятный кадр, сразу хочется все бросить и уехать жить в штат Колорадо.
О чем фильм-то? О том насколько человек может доверять новым технологиям и компьютеру в частности и как далеко это может зайти, избитая уже тема, но в начале 80-х по-настоящему набиравшая обороты, передовой край так сказать (через год Джеймс Кэмерон снимет свое видение данного вопроса и в уже гораздо более мрачных тонах). Почти 2-хчасовое кино и безо всякой компьютерной анимации, но смотрится на одном дыхании, это значит, что Бэдхэм крутой мужик и настоящий спец по приключенческо-комедийным триллерам-боевикам, старая голливудская гвардия. Как все-таки хорошо, что нынче Джон не снимает фэнтэзийное фуфло и римейки экшнов прошлого, уже в традициях нашего времени …