События фильма развиваются за два года до оригинального фильма.
С Эстер всегда было что-то не так - гласит слоган фильма. Но, с чего всё началось? Где зародилась эта маленькое зло, любящая хороших папиков.
Сбежав из института Саарне, Линн вынуждена притвориться некогда пропавшей дочерью одной влиятельной семьи. Семья Олбрайтов потеряла дочь четыре года назад. Восполнив потерю в новых родителей, Линн думает, что обвела простачков вокруг пальца. Однако, не все оплакивают потерю настоящей дочери. У семейного гнёздышка есть свои скелеты в шкафу, которые никто не хочет раскрывать. Только Триша Олбрайт и её близкие не подозревают, что они сами оказались в ловушке маленького зла.
Актёры: двенадцатилетний перерыв сделал не только Джеймс Кэмерон, занятый съёмками сиквела Пандоры, но и создатели хоррора 'Дитя Тьмы'. Казалось бы, что еще можно придумать на пустом месте. С годами у хоррор-мейкеров появилась мода создавать приквел к известной части сюжета. Технологии развились до такого уровня, что можно омолаживать облик актёров/актрис, которых с 'нами нет' и некогда играли известных лилипутов да хоббитов (идеальный пример в лице Элайджи Вуда вернувшийся в 'Нежданное путешествие' закрепляя цепочку 'Братством кольца'). Боюсь, отошли от темы.
К, счастью внешность Изабель Фурман со временем не подверглась изменению. Хотя я боялся, что ее рост двадцатишестилетней женщины - с помощью цифровой обработки - будет выглядеть неестественно. Заострять внимание на этом не стал, а больше погрузился в сиквел. В этот раз мы узнаем о любви Эстер к алкоголю (момент когда она пытается найти туалет на частном самолёте, мне понравился). Несмотря на наличие маньяков в 'тихом омуте', в Линн теплится надежда, что одна невинная овечка окажется в её чарах любви. Конечно, рисунки на стене и влюблённость, как в героя Сарсгарда останутся. Для тех, кто не знаком с первым фильмом, предупрежу, что это 'не сиквел' (хотя кажется продолжением). Этот приквел, рассказывающий историю девушки - а не девочки - страдающей из-за редкого вырабатывания гормонов роста. Внешне она остаётся девочкой. Рад, что в этом фильме не будет в качестве вынужденных соучастников Макса и Дэнни (или каких- либо других детей по младше). В качестве союзницы, сценаристы вписали единственную мышь на подмогу героине. Думал, что она что-нибудь с ней сделает или в качестве подарка вручит мамуле в постель. Нет, это просто вентиляционный друг. Актриса потрясающе сыграла, как и в первый раз свою роль. Хотя было неуютно (в начале) видеть её отсканированный образ, и лишь детально (с ракурса макушки головы) её играли настоящие девочки.
Джулия Стайлз играет как и положено матери красиво. Затем это ширма добродушия спадает, а на её место встаёт волевой и хладнокровный характер. 'Все вы притворщики!' - хотелось сказать в кинозале. С другой стороны, Трише Олбрайт не могла потерять мужа, да и сына защитить хотела. С появлением Линн все плохое может вернутся бумерангом назад.
Всё остальное: картина Жауме Кольет-Серры произвёл фурор в своё время, сделав фильм чуть ли нет культовым. Эта часть приносит удовольствие и смотрится, как в первый. Вы ничего не потеряете, если не смотрели первую часть. Уильям Брент Белл любитель повторяться. Скажем, оригинальная 'Кукла' и её продолжение (которые он поставил) в точности перекладывают детали из одной картины в другую. Сюжетная арка остаётся, лишь персонажи сменяют друг друга. Кроме антагонистов. Главная загадка, где во всей Америке дочь могут называть дважды по имени Эстер? Каверзная ситуация могла бы быть ошибкой, если бы не стала приквелом. Кое-какие детали сохранились идеально: тубус с холстами (как у героя Сарсгарда), игра на пианино и узнаем, откуда у Эстер такое желание рисовать в ультрафиолете. Психологический триллер Кольет-Серры остаётся масштабным проектом, хотя бы из-за ДиКаприо в продюсерах. Из прежнего проекта вернулись трое: Этан Эрвин, Алекс Мейс и Дэвид Лесли Джонсон-Макголдрик. Они же и написали хороший сценарий к продолжению. Остальные новобранцы для которых проект стал дебютным. Помогает укрепить всю эту команду повзрослевшая Изабель Фурман выступившая ассоциированным продюсером ленты.
Впечатления: вы ничего не потеряете и обретёте после просмотра фильма. Я считаю, это хорошее повторение уже знакомой истории. Ни сценаристы и особенно постановщик не погубили оригинал. Они показали его в новом свете для тех, кто не видел раньше. И для тех, кто наивно думает, что в сюжете пойдёт речь о демоническом ребёнке. На этот случай у зрителей 'Омен' есть.
Посмотрел 'Дитя тьмы: Первая жертва' про предысторию девочки Эстер, которая совсем не девочка, а взрослая злобная тетка, которая не растет и поэтому кажется ребёнком. Уникальность этого приквела в том, что на съёмках оригинала 2009 года Изабель Фурман было 11 лет, и она играла 30-летнюю, а сейчас ей 23 года, и она играет 11-летнюю. Не уверен, что такое в кино уже было - обычно в таких случаях берут новую девочку-актрису. Как удалось выдать взрослую актрису за маленькую девочку - это отдельное киноудовольствие: посмотрите, как оператор выбирает ракурсы, чтобы казалось, что она ростом с ребёнка. Лицо подправляли компьютерной графикой - получилось почти похоже. А главное - радикально изменилась задача актрисы. Раньше ей нужно было играть взрослую женщину в теле девочки - и это у нее получилось отлично. Но теперь она сама - взрослая - это видно по выражению лица, по жестам, по походке. Но ей нужно как-то скомкать свое тело в образ маленькой девочки. Завораживающе.
Если в первом фильме главный финт был в том, что зрители не знали изначально секрет Эстер, то теперь карты открыты - с первых кадров все в курсе, что она - взрослая. Резко вырос уровень насилия и кровищи в кадре - все-таки со взрослой актрисой можно снимать гораздо более жесткие сцены, чем с девочкой (а также сцены соблазнения 'девочкой' отца семейства). Когда Эстер попадает в новую семью, я опасался, что сюжет пойдёт по проторенной дорожке, но нет - в середине фильма происходит финт, резко меняющий направление сюжета. Главная претензия к фильму - этот сюжетный поворот становится почти единственной точкой движения истории - все остальное развитие идёт по накатанной. В остальном - перед нами редкий сиквел, интересный не менее, чем оригинал.
- Какие у меня планы, мамуль?
- Абсолютно никаких. Но я всегда буду рядом. Обещаю...
Я не являюсь большим поклонником оригинала 2009 года, по мне - это просто средний фильм. Также мне преимущественно не нравятся работы Уильяма Брента Белла (я их все посмотрел). Это такой массовик-затейник, который снимает фильмы с маловразумительными сюжетами. Ну, допустим, режиссерскую версию (не театралку) «Остаться в живых» можно посмотреть с друзьями, погоготать над компьютерной Эржбетой Батори. «Кукла» потянет за счет предфинального финта. А все остальное мне не нравится. Я специально выбираю мягкие формулировки. И вот 2022 год. Выходит «Дитя тьмы: Первая жертва». Проект очевидно коммерческий, сиквел популярного ужастика.
Я не знаю, что именно произошло с Брентом Беллом, какой эстет его покусал, но продолжение у него получилось вполне себе сносным. Может быть, конечно, у Белла были связаны руки и он не оказывал большого влияния на конечный результат, но тем не менее... Я не говорю, что это шедевр, ибо это не так, но это удачный сиквел. Я его отправил в свой лист «сиквелы, которые мне нравятся больше оригиналов» в компанию к «Бэйбу: Поросенку в городе». Вот так. Стоит сказать об актрисе Изабель Фурман: это лучшая актерская работа за все восемь (на данный момент) фильмов постановщика Белла. Изабель замечательно играла и в 2009 году, но там она была ребенком. Я не особенно фанатею от детей в кино, поэтому повзрослевшую Изабель воспринял с бОльшим энтузиазмом.
В 2022 году вышли сразу два фильма в жанре «хоррор» с яркими женскими персонажами. В главных ролях этих картин молодые женщины (Изабель Фурман и Мия Гот), оба фильма являются сиквелами (на самом деле - приквелами): «Дитя тьмы» и «Пэрл». Оба фильма примерно одного (среднего) уровня. В чем разница между ними? Режиссер «Пэрл» Уэст известен благодаря независимому кино, работа в котором долгое время помогала ему создавать то, что он хотел создавать и экспериментировать, не считаясь со вкусами массового зрителя. Фильм «Пэрл» снят для массового зрителя, что этот зритель (до этого не испытывавший к режиссеру решительно никаких чувств) естественно сразу почувствовал. «Дитя тьмы» же для Белла это шаг в сторону нетипичного для него кино: с черным юмором, намеком на интеллект и (кхм) интертекст, с хорошим саундтреком.
Там, где Мия Гот буквально выпрыгивает из панталон (что, ясное дело, соответствует духу уэстовского китча) и всем своим видом демонстрирует: «Я Актриса. Понятно вам?» (да понятно, я это уже видел в культовом «Монстре» с Терон), Изабель Фурман просто и уверенно прикуривает сигаретку. Она не изображает некую сволочь, у которой шарики за ролики заехали. В пространстве фильма она и есть сволочь. Проблема в том, что сволочизм в этом пространстве многообразен... В отличие от первого «Дитя» - здесь героиня Лина/Эстер представлена главным действующим лицом. Она антигероиня. Появляется стиль, появляется полноценный характер, появляются новые эпизоды, которые демонстрируют иные грани Эстер (сцены с мышкой, с которой Эстер «сдружилась» в новом доме). В фильме появляется сентиментальная (даже фэнтезийная) нотка, а песня The Glory of Love здесь включается не один, а аж два раза. Демонстрируется сцена из «Poor Little Rich Girl» с Ширли Темпл, что в контексте истории Лины приобретает околосексуальный подтекст. Женский «Питер Пэн» в поиске не просто условной «семьи», а отцовской фигуры и дальше - сексуального партнера, «папочки».
Плюс ко всему режиссер удачно словил настроение хоррор-кино 50-х, при том, что на стилизацию под ретро он явно не замахивается (в отличие от вышеобозначенной «Пэрл»). Если смотря «Пэрл» вспоминаешь «Леди в красном» Тига, то смотря «Первую жертву» вспоминаешь «Дурное семя» ЛеРоя. Классику 50-х. О мрачной стороне условного «Ламбертона», о скелетах в шкафах обывателей и тайной начинке «пряничного» домика. Это то, чем на протяжении десятилетий жили и питались авторы Дэвид Линч и Тодд Хейнс. Тем более странно видеть в этой компании такого постановщика, как Белл, но, как говорится, «раз в сто лет и палка стреляет». В фильме есть несколько странных моментов, вызывающих вопросы, но учитывая общий тон фильма им не придаешь серьезного значения.
Мне больше понравилась вторая половина фильма, до которой нужно еще дожить, поэтому моя оценка средняя. Но направление выбрано верное (если они решат снимать триквел). Изабель Фурман недооцененная молодая актриса, если бы в Голливуде нашелся талантливый и смелый режиссер, то он бы обязательно взял ее на роль дочери Дракулы. Из актрисы получилась бы замечательная графиня Залеска! Стоит отметить и Джулию Стайлз - актрису из ремейка «Омена», тема «злых детей» для нее не нова. Сцена с «твой любимый смузи» достойна войти в «зал славы» китча.