- Работа преступника очень привлекательна. У тебя всегда свободный график, ты много путешествуешь, встречаешься с интересными людьми. Другой бы я и не выбрал.
Вёрджил Старкуэлл, преступник и почти что негодяй
Вёрджила ждало страшное наказание. На трое суток его заперли в темном подвале наедине со страховым агентом.
- Мне дали срок 800 лет. Но если я буду себя хорошо вести, обещали, что скостят вполовину!
Вёрджил Старкуэлл, самый известный из неизвестных гангстеров эпохи
Вы слышали про Вёрджила Старкуэлла? Нет?! О, Господь-вседержитель! Как же вы невежественны! Зато вы наверняка слышали про всякую мелочь, вроде Аль Капоне, Голландца Шульца, дона Карлеоне и прочих Джонни Диллинджеров. Конечно, они были знаменитыми преступниками.... Но как насчет Вирджила? О, это был величайший из неудачников среди джентльменов удачи. Он провел более 50 шумных ограблений, из них - ни одного хоть сколько-нибудь удачного. Он сидел в самых разных тюрьмах и не каторге за такие жуткие деяния, как попытка ограбления автомата для жвачки, похищение куска витринного стекла из ювелирного магазина, и даже (О, ужас!) попытку убить женщину куриной ножкой! Да, более неловкого, неуклюжего, косолапого и трусливого грабителя мир еще не знал. И, вероятно, не узнал бы, если б Вуди Аллен не рассказал о нем в фильме 'Хватай деньги и беги'.
Все начинается на полном серьезе, как в настоящей криминальной эпической драме - идет рассказ-исследование о жизни и 'творчестве' некоего преступника, исследуются причины, толкнувшие его на преступления, ведутся беседы с людьми, близко его знавшими... Вуди Аллен в своем дебютном фильме сразу же открыл миру новый жанр - псевдодокументальное кино. На самом деле дебют Аллена в кино состоялся гораздо раньше - еще в 50-х он работал на ТВ в качестве сценариста, в начале 60-х пришел в кино, играл значимые роли, в том числе и в крупных голливудских проектах, таких как 'Казино Рояль', прославился в качестве сценариста нескольких кинокомедий, ставших хитами и даже выпустил в своем роде уникальный эксперимент - полнометражный шпионский боевик, путем его переозвучания превратившийся в угарную абсурдную комедию 'В чем дело, тигровая лилия?'.
Но именно 'Хватай деньги и беги' стал первым действительно шумным успехом Аллена в большом кино как режиссера, сценариста и актера, закрепивший его позиции и заставивший мир заговорить не только о новом лице в кинематографе, но и признать, что это весьма оригинальное лицо пришло в кино всерьез и надолго. Собственно, в этом фильме Аллен обозначил круг тем своего творчества на ближайшие 10 лет. Этим фильмом было открыто десятилетие пародий, относительно легкий период в творчестве великого комедиографа, который, однако, подарил киноискусству лучших представителей этого неблагодарного, но именно во многом благодаря Аллену ставшего популярным и даже любимым критиками жанра.
В то время Аллен особенно интересовался криминальными фильмами. Это было заметно уже по его дебютной работе, где объектом для издевательств был выбран шпионский триллер. В данном случае мы видим, как Аллен метко попадает дротиками своего остроумия в самые распространенные штампы криминального жанра. Традиционные клише, такие как 'побег из тюрьмы', 'работа в тюрьме', 'законы зоны', 'робингудовщина', 'помощь женщины в ограблении' превращаются у Аллена в фейерверк острот и водопад буффонного юмора. Доводя традиционные и хорошо знакомые по многочисленным боевикам ситуации до абсурда, Аллен всякий раз заставляет зрителя безудержно хохотать. Чего стоит, например, один только эпизод побега с каторги нескольких заключенных, скованных одной цепью (есть целый фильм, посвященной этой теме), которая доставляет им величайшие неудобства. Рассказывать об этом бессмысленно. Просто надо видеть.
Безусловно, зритель должен понять и принять условия игры, которую ведет Аллен. Стержневая линия здесь именно пародийная. Если это понимать, то фильм не покажется глупым. В противном случае у желающих покопаться в 'подтексте' найдется много поводов для злобного похихикивания в стиле 'откуда взялись велосипеды у сбежавших с каторги' или 'с чего это герой Аллена, когда сходит с ума, превращается в раввина'. Ну, и сами ограбления, сделанные в типичной алленовской манере 'нервического буффонного припадка', сделаны невероятно смешно, особенно, если в эти моменты вспоминать напыщенные разговоры криминальных авторитетов в серьезных жанровых фильмах и продуманные до мелочей пафосные планы.
Позже Аллен не раз обратиться к криминальной тематике, достаточно вспомнить чрезвычайно удачные комедии последних лет 'Проклятие нефритового скорпиона' или 'Мелкие мошенники' и с успехом будет повторять удачные трюки из своего дебютного фильма в различных вариациях.
Уже в комедии 'Что нового, киска', где Аллен раскрылся во всем блеске своего сценристского и актерского дарования, основной темой были сексуальные и прочие проблемы психического свойства главного героя. Тут Аллен также не упускает случая пошутить над психоанализом, войной полов, сексуальностью, браком и любовью. Веселые нотки 'о бедном еврее замолвите слово', проявлявшиеся в 'Что нового, киска', здесь приобретают уже черты сложившегося стиля и медленно, но верно движутся к главным алленовскиим симфониям о городском рефлексирующем еврее-интеллектуале с кучей комплексов на сексуальной почве.
Постоянным в будущем станет и прием псевдодокументалистики, в котором Аллену, можно сказать, нет равных, памятуя о шедеврах, вроде 'Зелига' и 'Сладкого и гадкого'. С совершенно серьезной миной Аллен будет уверять вас о исторической точности всего происходящего и только гиперболизация событий и действий, нарочитая абсурдность всего происходящего и сверхчеловеческий идиотизм главных героев не дают нам поверить в реализм показанного.
Стоит отметить, что с красавицей Джанет Марголин, сыгравшей главную женскую роль, дуэта у Аллена-режиссера и актера не получилось. Она явно не была его музой, тока, пробегающего между ним и Мией Фэрроу или Луизой Лэссер, здесь не заметно и в данном случае резко выделяющееся алленовское актерское соло несколько портит впечатление, поскольку Марголин просто не способна разбавить монополию присутствия последнего на экране. А Аллен в таких огромных количествах иногда начинает утомлять, как, скажем, и всегда работающий в одной тональности 'итальянский Аллен' Роберто Бениньи.
Фильм не так динамичен, как, например, 'Бананы' и не так тонок, как 'Все, что вы хотели знать о сексе'. И, тем не менее, если хорошая пародия - ваша страсть, то этот комедийный шедевр к просмотру обязателен. Новый, 2010 год, я начал с просмотра этого прекрасного фильма, совсем не новогоднего, но способного создать атмосферу всепоглощающего веселья в любое время года. Надеюсь, весь год мне будет так же весело, как 1 января за просмотром 'Хватай деньги и беги'. Главное достоинство этого балаганного представления, конечно, не сюжет, который лишь обуславливает роскошную, как всегда, алленовскую болтовню и великолепные пародийные сценки, которые в свете такой криминальной клюквы, как недавний 'Джонни Д' смотрятся особенно прелестно.
Во второй по счёту режиссёрской работе несравненного Вуди Аллена, знаменитый “городской невротик” сразу же определяет для всех поклонников его таланта основные очертания и изюминки своего выдающегося стиля, компоненты которого трудно с кем-либо спутать! Тогда ещё 34-летний творец впервые в этой картине выступает как режиссёр, сценарист и главный актёр, показывая незаурядное мастерство на всех трёх уровнях сразу. Вуди шикарно изображает незадачливого “гангстера” Вёрджила Старквелла, в оригинальной посткоммент-манере рисует перед зрителем сюжет картины и просто-таки искрит юмором в блестяще написанном сценарии.
Его Вёрджил – квинтэссенция абсурда и комичности, недотёпа высшей пробы, словно магнитом притягивающий неудачи и создающий их себе самостоятельно, “пятое колесо” в “повозке общества”, тем не менее, оставивший в сердцах людей пусть даже насмешливую, но память о себе. Но если разобраться, то можно обнаружить, что герой Аллена далеко не типичный для него персонаж, совсем не претендующий на звание архетипа. Наш чудо-грабитель почти лишён внутренней нервозности присущей очень многим персонажам Вуди в его исполнении и отнюдь не задаётся интеллектуальными вопросами, как например, герои в картинах “Энни Холл” или “Манхэттен”. Старквелл не занимает никакого положения в обществе и не вращается в творческих кругах – всё, что он может – это лишь соврать о том, что играет на виолончели. Вёрджилл не скован внутренними диссонансами и противоречиями, он не ищет ответов на вечные вопросы – он просто элементарно пытается выжить, спотыкаясь обо все кочки на своём пути.
Если же рассматривать общие черты с будущими героями фильмов Вуди, то можно упомянуть о фатальной невезучести персонажа, его псевдо-донжуанских выходках и искромётных попытках к поиску своего места в этом мире. Герой данного фильма наивен как ребёнок, даже имя Virgil напоминает Virgin, которое в данном контексте стоит понимать скорее как намёк на “невинный”. Он просто плывёт по течению, которое, к несчастью для него, несёт его к водопаду, гребя при этом, сам того не зная, именно в его сторону! Самоирония режиссёра при этом достигает своего апогея. Наряду со своим “Я”, человек в роговых очках, высмеивает вопросы религии, наследственного (еврейского) происхождения и секса, как в действиях и поступках себя и других, так и в создании просто невообразимо нелепых и социально острых ситуаций, грамотно при этом высмеянных.
Пожалуй, только Вуди Аллен с таким юмором и непринуждённостью может поставить негласный диагноз или резюмирующий приговор своим героям. Только этот режиссёр может подавать зрителю своё кино в этакой полу рваной, но при этом стремительной и забавной манере с огромным успехом. Только этот мастер, воспитавший для себя не одно поколение муз, даже будучи уже в преклонном возрасте, закрывая глаза на свой успех, умудряется находить всё новые и новые комичные, но при этом очень показательные истории, заманивающие искушённого зрителя к экрану. Только этот уроженец Бруклина, множество фраз которого разлетелись на цитаты, может таким незамысловатым образом объяснять культурно-социальную сгущенность в своих произведениях: “Я не интеллектуал – я просто жалуюсь на жизнь”.
“Пожалуйста, положите деньги в сумку и Медите себя естественно – у меня при себе оруДие”
Конечно, для нашего времени фильм выглядит немного необычно и непривычно. В этом фильме Аллен продемонстрировал публике свои фирменные приёмы, которые он будет использовать в своём творчестве в дальнейшем.
Главный герой картины очкарик-неудачник одержим идеей ограбления банка, но как это сделать он не представляет. Вот и носится туда-сюда и попадает в разные передряги и комичные ситуации. Очень смешно, когда он сидит в кафе и подговаривает совершить ограбление незнакомца, а в это время вместо незнакомца появляется полицейский.
В фильме очень много вставок-интервью. Это как раз и есть один из новаторских приёмов Аллена. Родственники, друзья, знакомые рассказывают истории из жизни героя и помогают зрителю лучше понять сущность главного героя. Сейчас такое уже вряд ли где увидишь. В более поздних картинах Аллена такого уже нет, так что это одна из причин ценить 'Хватай деньги и беги'.
Может фильм выглядит немного наивным, но Аллен здесь во всей красе. Смотришь на него и удивляешься. Может фильм и не несёт в себе какого-то огромного смысла, но посмотреть на гениальность и индивидуальность Аллена стоит.
Перед нами вторая режиссерская работа Вуди Аллена (а по большому счету вообще первая, если учесть что «Что случилось, тигровая лилия?» всего лишь перемонтированный и переозвученный фильм с несколькими добавленными сценами). Но даже я, хоть и являясь большим поклонником его творчества, практически ничего не слышал о данной ленте и смотрел ее совершенно неподготовленным и ничего особого не ожидал. Несмотря на это, просмотром остался очень доволен.
Главным образом радует юмор. Совсем не ожидал, что фильм окажется настолько смешным, что я смеялся (а, местами образно говоря, ржал на весь дом) практически не переставая на протяжении всего действия. И что самое удивительное, юмор совершенно не пошлый и не глупый (хотя нотки намеренного идиотизма проскальзывают). Все-таки умели раньше делать действительно смешные комедии.
Но Вуди Аллен не был бы Вуди Алленом если бы не заложил во внешне простую историю о преступнике-неудачнике любопытную философско-идейную составляющую. Просмотрев достаточное количество его работ, заметил практически во всех из них проскальзывающую мысль о том, что люди не меняются. Могут меняться только обстоятельства, но вот сами люди – никогда, хоть как они не будут к этому стремиться. В данной ленте все именно так, пусть главный герой на протяжении всего действия будет пытаться стать богаче или в корне поменять свою жизнь, но все равно в итоге все его попытки останутся тщетными. Но и в такой ситуации герой умудряется находить положительные стороны, просто радуясь своей жизни.
Как всегда великолепен Вуди Аллен, тут уже действительно понимаешь смысл его фразы про то, что все фильмы он снимает про себя, тут, по сути, театр одного актера, где все остальные не так уж важны. Очень хороша Джанет Марголин, действительно хороша.
К тому же это один из первых опытов в жанре «мокьюментари» (псевдодокументалистика), опыт весьма удачный, и в плане повествования так и режиссуры. Очень забавляют закадровые комментарии, тут уже вспоминается его предыдущий фильм. Снято все довольно качественно, имеется хорошая атмосфера, неплохой видеоряд и отличный саундтрек. Много забавных отсылок к разного рода картинам: от немых комедий вплоть до шпионских боевиков. И что главное, чувствуется, что в фильм кроме всего прочего вложили и душу, а это дороже всего.
Вывод: остроумная и невероятно смешная и в то же время грустная история маленького человека. Один из лучших фильмов в раннем этапе творчества Вуди Аллена. Всем советую!
'Она была такая милая. Мы просто гуляли по парку. Я был так очарован ею, что через пятнадцать минут знакомства захотел на ней жениться, а через полчаса я уже и думать забыл о том, чтобы стащить ее кошелек.'
Путь преступлений.
До комедии 'Хватай деньги и беги' на тот момент молодой комик Вуди Аллен уже пробовал себя в качестве режиссера. Вместе с Сэнкити Танигути они сняли комедию 'Что случилось тигровая лилия?' Это был далекий 1966 год. После трех лет, а именно в 1969 году Вуди самостоятельно первый раз снимает кино, и продюсеры дают ему зеленый свет.
Ален набирает популярность, он талантливый комик, и наконец переходит в мир кино. Комедия 'Take the Money and Run' становится его специфичным триумфом, и после нее последуют знаменитые 'Бананы', 'Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить', 'Спящий' и культовый фильм 'Любовь и смерть'.
Люблю фильмы Вуди Аллена. Они очаровательные, тонкие и очень смешные. К ранней картине 'Хватай деньги и беги' особое отношение. Это старт режиссера в мире кино. Здесь все только начиналось, только создавалось. Начинался разрабатываться юмор, стиль и шутки Аллена.
Фильм получился пробный, но успешный и положительный. Сам Вуди в картине такой смешной и уморительный. Его герой смешит до слез, и хочется сказать Аллену браво.
Мы видим историю Вергилия (Вирджила). Его уже в 25 лет разыскивала полиция в нескольких штатов. Он с детства не хотел работать как все. Вергилий искал легкие пути заработка, а точнее кражи. Он крал часто и также часто попадался. Перед нами история мошенника вора, который на всю жизнь выбрал преступный путь...
'Еда у заключенных была плохая и низкокалорийная. Горячую пищу давали один раз в день: кружку кипятка.'
Криминальная комедия очаровательная. Она легкая и уморительно смешная. Есть что-то магнетическое в этом небольшом раннем фильме от Вуди Аллена. Нечто милое, доброе, наивное и искреннее. Смотрится фильм с улыбкой, и у него ряд коронных фраз.
Вуди в картине такой же обаятельный и смешной. В него здесь не влюбиться невозможно. Его герои часто похожи, ну а истоки они берут именно из этого фильма. Здесь все и начиналось.
Главную женскую роль получила актриса Джанет Марголин, чей отец, кстати был из России. Красивая была девушка, но очень мало жила, да и карьера у нее особо не получилась. Хоть она и играла в комедиях, всегда почему-то грустно на нее смотреть.
Одну из ролей в первом своем самостоятельном фильме Вуди Аллен отдал Луиза Лэссер. Она была его второй женой.
Если вы хотите классическую комедию от Вуди, то вам сюда. Будущий обладатель четырех премий Оскар (три за сценарий и одну за режиссуру), огромное количество номинаций на Оскар и других наград, Вуди Аллен дарит милую и задорную, криминальную комедию для поднятия отличного настроения. Это кино-улыбка.
'Опять пустые разговоры,
С концами не свести концы...
Нас учат честной жизни воры
И — благородству — подлецы.'
'Хватай деньги и беги' - американская, криминальная комедия 1969 года. Смешной фильм от Вуди Аллена на все времена. Кино ранее и нереально обаятельное. Всем хорошего настроения и только достойных фильмов.
'Как известно, на Востоке за воровство отрубали руку, поэтому все воровали на Западе.'
История неудачливого гангстера — грабителя банков, вместившая в себя его трудное «очкаристое» детство, юность с виолончелью, любовь и брак с красавицей-прачкой, десятка полтора тюремных заключений с побегами, а также кратковременное превращение в раввина и хранение лучшей пары туфлей в холодильнике.
Немного непривычный Вуди Аллен — если смотреть до «Хватай…» только поздние работы режиссера. Во-первых, сам он выглядит чрезмерно… молодым (еще бы! — при съемках тридцати четырех не было). Во-вторых, в этом фильме нещадно эксплуатируются закадровые комментарии и псевдодокументальные вставки (к слову, весьма и весьма забавные). В-третьих, главная героиня — в отличие от персонажей Скарлетт Йоханссон и Хелен Хант — брюнетка. И кроме того, «Хватай…» — не подробное исследование какой-то узкой примечательной темы, а этакий поверхностно-стремительный обзор богатой на события биографии. И Вуди Аллен в нем не столько говорит, сколько двигается. Двигается, впрочем, привычно неподражаемо.
Однако при всех относительных необычностях я получил изрядное удовольствие от этой комедии и заявить, что, к примеру, «Проклятие нефритового скорпиона» в два раза лучше и в полтора раза смешнее, возьмусь только за вкусный и немаленький пряник.
P.S. Кража стекла с витрины ювелирного магазина — возможно, самая смешная кража в истории кинематографа!
О парне, который просто хотел стать виолончелистом.
Мне всегда импонировали образы крутых и независимых гангстеров, «всегда в центре событий, на первых страницах журнала и сверкающие в криминальных хрониках по телевизору» отъявленные головорезы, которые тем не менее имеют свой собственный неповторимый и узнаваемый стиль, движимые безграничной алчностью и жаждой славы, богатства и самых красивых женщин в этом мире. Чудовища в костюмах приличных и обаятельных людей, которые не остановятся ни перед чем, даже если это грозит им собственной смертью. Там вот представьте себе такого гангстера, а потом добавьте к началу моего абзаца словосочетание «изо всех сил старавшийся казаться» и вы получите героя данной картины – типичного неудачника и позера Вирджила Старквелла, который мечтал стать гангстером, но слывший лишь неудачником. Однако, как это известно, если ты чего-то очень сильно хочешь и идешь к этой цели через любые препятствия и разбивая раз за разом нос, ты чего-то, но добьешься. Так и Вирджил, этот отъявленный преступник, настоящий рецидивист и завсегдатай тюрем, несмотря на все невзгоды и подножки судьбы, в итоге, обретает свою минуту славы и свое место в списке самых знаменитых и известных гангстеров.
Говорят, на желание сыграть и одновременно руководить процессом на сьемках, а также на образ «гангстера-неудачника, который изо всех сил старается быть лучше всех, но терпит крах», молодого Вуди Аллена сподвигли обстоятельства на сьемках «Казино Рояль». Так родился Вирджил Старквилл. Фильм начинается с довольно милых сцен взросления будущего гангстера в которых нам показывают с чего, собственно, и начиналась криминальная жизнь нашего героя, - а начиналась она довольно бурно и эффектно: со слов диктора, ещё до того, как ему исполнилось 25, его разыскивала полиция 6 штатов. В младших классах школы он украл ручку и щупал одноклассниц. А при попытке украсть банку с жвачками, у него ненароком застрянет в ней рука. На фоне всех этих неурядиц, с детства определивших курс нашего героя, просто не могло быть ничего более своевременного и обнадеживающего, чем тот факт, что в жизни нашего героя появляется виолончель и наш герой вдруг зажигается идеей стать великим виолончелистом, за оплату уроков на которой, он – вы не поверите! – тоже ворует! Романтика!
Фильм снят, по большей части, в жанре документального кино, что придает фильму довольно мощный эффект достоверности и реализма. Кажется, что смотришь комедийную документалку, снятую по заказу Федерального Бюро, которая намеренно высмеивает и принижает бурный в то время, всплеск и прирост криминалитета, когда криминальные элементы правили балом, по большей части даже в открытую, особо не стесняясь оживленных улиц и солнечных лучей, не говоря уже о блюстителях порядка, которые сами часто предпочитали лучше пропустить мимо глаз и ушей состоявшиеся у них на глазах актов насилия и нарушения правопорядка, чем получить пулю или остаться инвалидами, а то и вообще оказаться на скамье подсудимых, учитывая связи гангстеров во всех сферах правопорядка. Вирджил, конечно, не принадлежит к числу последних, но тем не менее, имеет свой вес в криминальном мире, с самого детства почерпнув это знание с улиц и трущоб, в которых он родился. Будучи изгоем и аутсайдером даже среди своих, среди испорченной молодежи, он умудрялся проворачивать «дела» и учился во всем полагаться на себя. За что часто и получал по носу полицейской дубинкой и отправлялся за решетку. День за днем, дело за делом, одна ошибка за другой. Жизнь Старквелла походила на сплошной порочный круг до тех самых пор, пока на очередном деле он не встретил Луизу – девушку, в которую влюбляется с первого взгляда.
Этот образ романтизирующего неудачника, который так любит эксплуатировать Аллен в своих фильмах немного отличается от прочих пройдох в его дальнейших фильмах. Тут перед нами предстает абсолютно антисоциальный тип, низкий и лживый, во многом – самому себе. К тому же, туповатый и нескладный. Интеллектуализм здесь как бы повернут в другую сторону, - Старквелл, выражаясь образно, походит на человека, выращенного корнями вверх, а ветвями вниз. То есть, история жалкого, испорченного типа, которого не принимает социум, хотя, если начистоту, который и не стремится вписаться в него, а предпочитает жить на своей волне, создавать и жить в своих собственных мирах, впустив в него лишь одного человека – Луизу, остальных используя лишь как марионеток. Да, Верджил еще и изрядный манипулятор, который якшается с прочим криминальным сбродом и антисоциальными элементами, но ему глубоко плевать на их мысли, их слова и идеи – они нужны ему лишь в крайних случаях, когда одному провернуть дело очень сложно, например – совершить побег с «хорошо охраняемой» тюрьмы и для претворения в жизнь его собственных планов.
Но несмотря на все серые оттенки, с подачи великолепного сценариста и режиссера, на самом деле - это веселая и динамичная кинокартина, которую смотришь с неслезающей с лица улыбкой, и в которой, Вуди Аллен, можно сказать, становится на путь, самолично избранный им самим, а именно на путь интеллектуального и остросоциального, самокритического режиссера-психолога, который своими тонкими психологическими и красочными комедиями и трагедиями радует нас вот уже который год. Начав свой путь в искусстве кинематографа со своего первого самостоятельного релиза в качестве режиссера – с комедии «Что случилось, тигровая Лили?», которую сложно назвать полноценным дебютом, на том основании, что это лишь пародия, переозвученная и немного дополненная парой кадров и саундтреком, а не полноценный фильм, спустя 2-3 года Аллен наконец то делится своим первым самостоятельным и оригинальным фильмом «Хватай деньги и беги», в котором, без сомнений, чувствуется бьющееся сердце и пульс зарождающегося таланта и, в будущем, великого мастера авторского кино и остросоциальной сатиры.