В 90-х я очень любил смотреть сериал «Ее звали Никита», с Петой Уилсон в главной роли. Какого же было мое удивление, когда я узнал, что этот сериал снят на основе полнометражного фильма. И снял его не кто-нибудь, а сам Люк Бессон. Зная, что этот режиссер снимает исключительно годноту, я включил фильм в свой список боевиков, для ознакомления с ним.
Люк Бессон является одним из самых крутых деятелей кинематографа. Он и режиссер, и продюсер, и даже сценарист. Из под его пера вышли такие хиты как «Леон», «Такси», «Пятый элемент» и многие другие любимые народом фильмы. Но начинал он не с далеко популярных проектов.
Девятнадцатилетняя Никита под действием наркотиков вместе с друзьями совершает ограбление, а также убивает одного из прибывших полицейских. Ее отправляют в тюрьму на пожизненное заключение, где делают инъекцию, после которой Никита теряет сознание. Придя в себя, она обнаруживает, что попала в секретный учебный центр, где подготавливают спецагентов. У нее есть выбор – либо работать на организацию, либо умереть…
У Люка Бессона, до этого фильма снимавшего лишь один проходняк (в лучшем случае), началась белая полоса. Он выстреливал хитами один за одним. А началось все с проекта «Никита». Фильм претендует на оригинальность, т. к. ничего подобного до этого не снимали. Ну по крайней мере я не видел похожих кинолент на подобную тематику. Чуть позднее он спродюсирует сериал, по мотивам фильма, который получится весьма неплохим. Но пока речь пойдет о полнометражке.
Плюсы
Интересный сюжет. Сериал я смотрел не с самого начала, так что ориджин (история появления и становления) главной героини я не зацепил. Здесь же объясняется в подробностях как Никита стала агентом и что этому предшествовало. Не сказать что я сильно удивлен, однако в 1990-ом году такое сюжет был явно в новинку.
Достаточно неплохой саундтрек. Композитором выступил Эрик Серра. Именно он написал почти весь саунд к фильмам Люка Бессона. Работает с ним с самого начала и до сих пор.
Минусы
Каст и актерская игра. Я как-то привык больше к Пете Уилсон, сыгравшую главную роль в сериале, поэтому оценивал Анн Парийо достаточно придирчиво. Не вписывается она в эту роль. Если оценивать ее два образа – до и после, то она попала только в роль наркозависимой убийцы. А вот после прохождения обучения, когда она уже стала агентом, тут мимо образа. Актриса она вроде бы неплохая, однако до Петы Уилсон не дотягивает. Единственный кто более-менее хорошо играл, это Чеки Карио.
Также мне очень не понравилось, что фильм по ходу действия меняет свой жанр. Начинает бодренько, как боевик, но уже ближе к середине становится похож на драму.
Малое количество экшена. В формате сериала всё выглядело гораздо круче. В каждой серии было отдельное задание, где главная героиня выполняла свою работу. Различные боевые сцены, перестрелки, погони. Что же я увидел здесь? А практически ничего. Несколько динамичных сцен на более чем полутора часов времени – как-то маловато, для боевика.
Итог
В целом получился достаточно неплохой фильм. До лучших работ Люка Бессона, «Леон» или «Пятый элемент» конечно не дотягивает, но тоже неплохо. Единственное что меня действительно расстроило, так это то, что экшена здесь кот наплакал. Всё-таки фильм является боевиком, а такое ощущение, что мелодрама. Это главный минус.
«Никиту» можно считать фактически родоначальницей жанра боевиков, посвященных мужественным героиням-спецагентам, выполняющих невероятные трюки и за мгновение истребляющих неограниченное количество врагов на очередной смертельно опасной миссии. Во всяком случае, история про девушку с утраченной молодостью и тяжелым прошлым, которой судьба подарила шанс начать новую жизнь с чистого листа, отказавшись от мирских благ во имя служения некой секретной организации, чуть позже обзаведется голливудским ремейком и двумя сериалами: культовым франчайзом с Петой Уилсон в главной роли и современной интерпретацией с обновленным актерским составом.
Картина пропитана какой-то удивительной, воистину домашней и теплой атмосферой, как бы это странно не звучало, при этом смешанной с чувствами встревоженности, одиночества и отчаянной печали. Особенно интересно ее оценивать современным взглядом зрителю, первоначально видевшему и «Шпионку», и «Ее звали Никита», а также различные шпионские блокбастеры вроде «Джеймса Бонда», «Идентификации Борна» и «Миссия: невыполнима». Вначале дается некая иллюзия масштабности и зрелищности, но впоследствии ты понимаешь, что основная фишка фильма вовсе не в демонстрации экшена, погонь и крутых перестрелок, а в душевном состоянии главной героини, ее непростом перевоплощении из неряшливого девиантного подростка-наркомана в элегантную диву-наемницу. Какие бы испытания ей не приходилось проходить, в первую очередь зритель наблюдает за эмоциями Никиты, тем, насколько лучше стала ее жизнь после добровольно-принудительного перевоспитания, с каждой последующей сценой все сильнее проникая в ее внутренний мир, ее настроение, ее желания.
Неуклюжая дерганая выскочка с агрессивным поведением и взбалмошным характером эволюционирует в настоящего профессионала своего дела: расчетливого, вдумчивого, хладнокровного. Актриса Анн Парийо блестяще вжилась в образ своей героини, достоверно и прочувствованно показав две стороны одной личности. Растрепанная Никита не видит смысла в жизни, глядя на все окружающее с абсолютным безразличием. В первом эпизоде ее всматривания в зеркало на саму себя в глазах прослеживается кромешная пустота и холод, а просьба улыбнуться не дает никаких результатов, показывая, тем самым, что девушка существует одним днем, словно пожелтевший и оторванный от ветки листик, витающий воздухе до того момента, пока не приземлится на асфальт и его путешествие будет закончено. Новая Никита реагирует на происходящие метаморфозы, как наивное дитя: она плачет, кричит и неистовствует, выполняя жесткие и опасные задания, искренне радуется и удивляется предоставленной квартире, деньгам, которые можно тратить по своему усмотрению, стесняется и очаровывается, когда ее приглашают на свидание и пытаются ухаживать. Другими словами, она по-настоящему живет и наслаждается тем, что у нее есть! Бабочка благодаря непреодолимым усилиям и сильной воле наконец выбирается из кокона, гордо расправив роскошные яркие крылья и взлетев до небес. Правда, когда дело доходит до построения личной жизни, частота порхания, образующая сияющий блеск, постепенно снижается, ибо служебный долг ни на секунду не дает расслабиться, что сказывается на нервах и дальнейших планах.
И все бы ничего, да только действо через час просмотра начинает приедаться и утомлять, не хватает сюжету пресловутой динамики. А раз уж создатели решили делать упор на эмоциональном состоянии героини, то здесь немного не дотянули, потому как не настолько задевающе и трогательно получилось, но и умеренно доставляюще. Кроме того, остается несколько вопросов: что это была за контора такая, оказавшая «услугу» потерянной личности, какие задания она выполняла и кто были те люди, которых ей нужно было устранить, и неужели саму Никиту не волновало, кого и за что она должна убить?!.. Все эти обстоятельства наносят свой отпечаток на общее впечатление, а кульминационное задание, в творящемся хаосе которого появляется абсолютно ненужный чистильщик и начинает всех «подчищать», смазывает итоговый эффект полным недоумением.
Итог. Оригинальная «Никита» в любом случае достойна одноразового просмотра, а может и больше, ибо кино в целом смотрибельное, в меру захватывающее, напряженное и душевное. И, конечно же, особенно хороша и выразительна главная героиня, убедительно изображающая старую и новую версии самой себя. Люди, предложившие новую судьбу, вытащили девушку с самого дна общественной жизни, но насколько изменился ее путь, смогла ли она обрести счастье, осталась ли довольной своим выбором – все эти вопросы в конечном счете сиюминутно уходят в небытие, оставляя зрителям почву для размышлений и анализа.
Картина Люка Бессона 'Ее звали Никита' повествует о жизни молодой девушки, которая встала на криминальный путь. Отталкиваясь от этой завязки киноленты, события развиваются в сторону криминального триллера, предполагающего, что девушка станет наемным киллером (не зря же в фильме так акцентировалось внимание на ее способностях к стрельбе). Однако, обманывая ожидания, сюжет предоставляет некую незаконченную и неполную картину происходящих событий.
Вроде интересный сюжет с хорошо продуманной развязкой, а получилось местами даже скучновато. Да и постановка, скажем прямо, не каждому придетсся по вкусу, так как точность в некоторых деталях граничит с наивными просчетами.
Если же говорить об актерском исполнении, то к актрисе Анн Парийо, которая за эту роль получила премию Сезар, выработалось на протяжении просмотра фильма тоже двойственное отношение: с одной стороны ей удалось замечательно вжиться в образ своей молодой героини, с другой - ее исполнение, возможно, предусмотренное в таком плане сценарием, казалось излишне наигранным и выбивающимся из общей картины, не в самом хорошем смысле этого слова. Внимание можно остановить на актере Жане Рено, который исполнил эпизодическую роль. Приятно было увидеть этого актера, но и только, само введение этого персонажа в сюжет не совсем оправданно логично.
Понравились музыкальные композиции Эрика Серра, хотя тоже не без погрешностей. Выбранный стиль музыкального исполнения не совсем вписывался в происходящее на экране. В целом хорошая задумка и присутствие вкуса в постановке. Но недостаточно хорошо.
Советский Союз в то время (в отличие от многих, читающих сие в данный момент) еще не окончательно загнулся, хотя уже находился на последнем издыхании. «Перестройка», «ускорение» и «новое мЫшление» уже пробили незакрываемые бреши как в экономике, так и в сознании масс и даже отдельных мыслящих индивидов. Но, это так, фон. Фон, на котором некоторые увидели чудом прорвавшийся в видеосалоны и прочие рассадники буржуазной морали фильм, тогда еще никому не известного Люка Бессона под названием «НикитА» (или «Ее звали НикитА» - переводы были разные).
О чем фильм? Да банальная ситуация. Наркоманка, по всем законам не имеющая права жить, попадает в какую-то весьма смутную государственную структуру, не только не борющуюся с терроризмом, но наоборот, тренирующую супер-пупер, мега засекреченных киллеров для исполнения наигрязнейших работ на благо государства. Там барышня как-то не совсем заметно проходит путь от конченной наркоманской оторвы до весьма привлекательной особы, обучившейся не только женским чарам, но и сохранившей и преумножившей умение и вкус к убийствам. После трехлетнего интенсивного тренинга деффченку «отпускают» жить «под прикрытием» и ждать заданий. Она знакомится с кассиром в супер-маркете. Тут же его оприходует оп прямому назначению и начинает нормальную жизнь.
И жизнь ее прекрасна! Во всем замечательна и счастлива, если не принимать во внимание некоторые не совсем приятные задания – то одному прослушку в номер отеля занести, то второго грохнуть в Венеции во время романтического путешествия, ну и так далее. Сюжет и основная канва повествования понятны.
Актеры? О да! Актеры старались. Думаю, что на то время они были своего рода пионерами в «изобличении» и «срывании покровов». Анн Парийо – достойна всяческих похвал, хотя с сегодняшних позиций смотрится весьма блекло. Чеки Карио? Да, хорош. Любимый всем Голливудом (после этого фильма, кстати) «истинный французский типаж». Жан Рено? Да просто душка! И зовут его персонажа, как ни удивительно – Леон! Только пока еще не «киллер», но «cleaner» - чистильщик такой себе, хотя и киллер изрядный и безмозглый.
При просмотре сейчас возникает ностальгия и в то же время печаль. Да-да! Печаль из-за скромности декораций, костюмов, света. Довольно слабых проработок логики сценария и хода повествования. Несколько нарочитой игры актеров и откровенных несуразностей, которыми изобилует оригинал.
НО! Как же все это смотрится! Даже сегодня. Мы видим недостатки, неудобоваримости, подчас откровенные «косяки», но восприятие все равно положительное. Лично для меня, который видел и пиндосский ремейк этого фильма и впоследствии телесериал, в основе которого был данный фильм, впечатления от оригинала – первичны. Только потому, что здесь можно увидеть массу идей, которые в дальнейшем получили свое развитие. Бессон (по сегодняшним меркам) снял достаточно тривиальный фильм. Но, сколько же там было благодатных идей и идеологически выдержанных «семян», которые упали на весьма благодатную почву.
Да, у америкосов в римейке логики и зрелища больше. В сериале (с Петой Уилсон), продуманы детали и нюансы куда как лучше. Но это ведь все вторично!
Посему, всем порекомендую смотреть оригинал. Может быть поплеваться, но при этом задуматься, как из достаточно «проходного» фильма, сотворился многомиллионный проект, понравившийся многим.
Живите счастливо!
Только и исключительно для kinopoisk.ru