К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Петрополис. Немного заспойлерив сюжет, скажу, что все решится в Санкт-Петербурге. И понятно, почему это важно режиссеру Валерию Фокину, столь редко бывающего на территории кино. Петербург - главный город 'России как Европы', город Александринки, город, где до сих пор можно посмотреть культовый 'Маскарад'.

Театральная. Главное препятствие для стороннего зрителя, случайно забредшего. Хотя прикочевать сюда человеку извне довольно сложно. Диалоги, повороты и сам язык остается театральным на протяжении всего фильма. Больше Брехт, чем Ридли Скотт. Больше Арье, чем Бергман. И точно больше Эфрос, чем Одзу.

Утопия. У меня есть чит-код, я не раз общался со сценаристом и примерно понимаю, что он читал, когда ему было 20. Поэтому в 'Петрополисе' довольно легко можно увидеть компиляцию стандартных дистопических приемов. От Дика до Замятина. Больше, конечно от Дика - вплоть до выбора локаций.

О том, как. В целом, 'Петрополис' остается рассуждением о методе. Философской парадигме с течением времени трансформирующейся в политическую практику, маркетинговый слоган или строчку попсовой песни. Инопланетяне и контакт с ними - лишь один из объектов. Очередной повод воззвать к табула раса, пройти на выход к популяционной випассане.

Человечество. Главный герой - очевиден. Это общество, сконцентрированное не в исторических реалиях, а в своей биологической сути. Поэтому герой Антона Шагина настолько не похож ни на кого и на всех одновременно. Лишней весь хрон мне казалась линия с женой (хотя Юлия Снигирь здесь - идеальная булгаковская женщина), где я не мог избавиться от ощущения пластика. Суетливая хтонь не всегда прибавляет макабрических смыслов.

Не прошло. Упс, спойлер. Но вы и так догадались из трейлера. 'Все человечество - это одна обманутая жена'. Трейлер, вообще, слишком много говорит о сюжете.

Очередное. Сюжет заточен на постоянство, ревоспроизводство. Картинка пародирует и Тарковского (я очень ждал монотонной токийской дорожной развилки из 'Соляриса'), и средний сериал по Дику 'Человек в высоком замке'. Намек на то, что уроки не усвоены считывается слабо. Из-за этого скачет ритм, создается астеровское ощущение некомфортности, что обычно фильму не мешает, но тут чрезвычайно замедляет восприятие.

Испытание. 'Петрополис' проводит тест на человеч(ев)ность не хуже '28 дней спустя' с Киллианом Мерфи, откуда стилистически почти списан финал. Не стоит село без праведника, а утопии - без попытавшегося.

Как итог, 'Петрополис' - это каменный гость в мире кино. Пришедший из вселенной близкой, но все равно другой. Он вышел с хорошим идейным и смысловым замахом, но довольно средней кинореализацией. В рамках почти полного отсутствия декораций это могла бы быть претензия на хороший минималистичный китч.

Но пока это лишь история-прелюдия. Пролог к всеобъемлющему выводу, который я был с огромным интересом посмотрел на сцене одного из российских театров.

19 июля 2023 | 16:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: