Смысл которой вроде бы понятен заранее. Есть два голубых (в прямом смысле, по внешности, цвету тела) персонажа, которые в обществе людей не могут это демонстрировать открыто. Прочитав аннотацию, основные повороты сюжета уже понятны. Но некоторые моменты получились очень странными, про это стоит сказать.
В одной статье, посвященной диснеевским принцессам, отмечалась такая особенность – все они испытывают отвращение к миру, в котором первоначально живут, хотят сбежать из него. Причем не важно, что он собой представляет. Если живут в богатом дворце (Жасмин), то их тянет к нищим на базар. Если это бедная служанка (Золушка), то, наоборот, стремится во дворец. Скажем, если бы Белль изначально жила в богатом замке в лесу, то непременно мечтала бы выбраться из этой скукотищи – в деревню к простолюдинам (коих она в мультфильме презирает). Понятно, что детям таким образом навязываются деструктивные идеи. Антипатриотизм, обязательная ненависть к миру, где персонаж родился – ни к чему хорошему это не ведет. Но использование этого штампа в мультфильме «Лука» выглядит довольно двусмысленно, ведь в неприглядном виде изображается мир морских чудовищ. Под которыми явно понимаются «меньшинства» (неважно, национальные или еще какие-то).
И что получается? Морские чудовища здесь живут в своем мире, их никто не трогает. Но они по собственной инициативе лезут в мир людей. Потому что морской мир – это дикая и отсталая сельскохозяйственная страна. Где главное занятие – пасти баранов и другой скот (переделанный в рыб). И где все поголовно неграмотные, отсталые (считают, что звезды - это рыбы) в отличие от мира людей. Соответственно, если предположить, что под этими персонажами понимаются негры или еще какие-то «меньшинства», картина получается очень двусмысленная. Ведь они списывают свою отсталость на колониальное прошлое (и ничего, что до 1870-х годов европейцы не проникали в Африку дальше побережья). Ну а по поводу некоторых категорий «меньшинств» можно услышать, что они все поголовно имеют выдающиеся таланты в науке, искусстве и тд. Что также не соответствует показанному в мультфильме. У одного из героев есть некоторая тяга к знаниям (хотя неизвестно, какие способности), но ведь большинство их родственников показаны неграмотными дикарями. И возникает естественный вопрос – так ли уж эти чудовища нужны людям? Где, в реальности, первым возник бы вопрос, какими неизвестными науке болезнями от них можно заразиться.
Из аналогичных мультфильмов, естественно, вспоминается «Русалочка», из которой здесь много скопировано. Но там подводный мир не выглядел столь ущербным, хоть Ариель и хотела оттуда сбежать. Фактически, он был равноценным с миром людей. И вполне понятно было, в чем ее конкурентное преимущество в земном мире – красивая внешность (главная ценность в диснеевской классике). А главная мечта героев «Луки» – просто гимн «обществу потребления», если сравнивать с «Русалочкой». Это уже не любовь, не интерес к другому миру (имеющему совершенно другие технологии, культуру и пр.), и не желание учиться (которое второстепенно). А всего лишь незначительный предмет из всего многообразия этого общества. Возникает неприятное чувство, как будто ты смотришь банальную, примитивную рекламу. То ли марки транспортного средства (фирма заказала к юбилею?), то ли самого «общества потребления» (даже финал ничего особо не меняет).
Что касается персонажей земного мира, то здесь подробно показан лишь один (с которым никто в городе не хотел дружить), но довольно интересный. Судя по визуальному ряду, действие происходит в 50-е годы. А тогда в Западной Европе такие персонажи действительно были изгоями. Особенно в деревнях и мелких городах, вроде показанного. Поскольку они болтались между двух миров (из-за своей смещенной гендерной идентичности). Девочки с ними дружить не хотели, да им это и не нужно было – они себя к данному полу не причисляли. Но и мальчики тоже не хотели принимать в свою компанию. Поэтому данный герой все пыжится доказать свое превосходство на каких-нибудь спортивных состязаниях, это становится уже маниакальной самоцелью жизни.
Также в этом мультфильме стоит отметить конфликт фемофашизма и ювенальной юстиции. Все мужчины в подводном мире показаны умственно отсталыми дегенератами, и всем заправляет женщина. Но она же является главным врагом героя, запрещает ему делать то, что он хочет. Именно ее необходимо послать подальше, наплевав на ее запреты. Мораль детям – если родители вам что-то запрещают (курить, употреблять алкоголь и наркотики, болтаться в сомнительной копании и тд.) – на их мнение нужно плевать. Мужчины же его врагами не являются – они умственно отсталые, им все равно, они ничего не запрещают. То есть в диснеевских мультфильмах женщина господствует над мужчиной (коих уже опустили до уровня обезьян). Но ребенок еще больше господствует над взрослыми. И, в сравнении с ребенком, взрослые женщины показаны тупыми и отсталыми, мешающими ему реализовать свои таланты. Но все меняется, когда появляется женский (по документам) персонаж одного с героями возраста. И оба главных героя поступают к нему в рабство. Так как он превосходит их по всем параметрам (физическим, интеллектуальным). При этом все остальные подростки показаны неадекватным быдлом, бросающимся на любого незнакомого человека даже на центральной площади города. Чего никак не могло быть в 50-е годы.
Я видел несколько отзывов, где утверждается, что главные герои данного мультфильма являются геями. Такой вариант нельзя исключить, но здесь более похоже на универсальных «меньшинств», под которыми можно понимать все, что угодно. По крайне мере, отсутствуют стопроцентные признаки (хотя одна сцена уж очень напоминает ревность). Но если даже между этими персонажами есть какие-то отношения, то в данной ситуации это вполне уместно, также как в мультфильме «Вперед», о котором говорил ранее. А какой у них выход?
Вот если бы у них была возможность общаться с нормальными девочками (классического типа), но они предпочитали бы мужскую «дружбу», то тогда действительно были бы извращенцами. Но у них такой возможности нет (классические женские персонажи в диснеевских мультфильмах отсутствуют с 1991 года). При фактическом отсутствии девочек (в традиционном понимании), мальчики вынуждены любить друг друга – это вполне естественная реакция. Все претензии должны быть к создателям этого мира.
И, наконец, стоит отметить, что присутствующие в мультфильме «фобы» (не любящие морских чудовищ) не имеют никакого отношения к миру этих самых чудовищ. Чем полностью разрушают известный бред о том, что «…фобы это латентные…». В итоге можно поставить
Мультфильм 'Люка' - это ещё один продукт программы, призванный запутать детей,
1. создав у них нереалистичные ожидания в стиле 'нужно немного 'смелости', и 'всё' получится', загрузить в них деструктивные установки типа 'если не получилось, ты просто плохо старался или не следовал зову сердца' (ведь в мире всё так легко и просто, и все проблемы моментально решаются, если ты запомнил, что надо 'быть собой', 'показать свой внутренний мир', 'следовать за мечтой'... - это не мораль, и это ничему не учит),
2. поместив персонажей в нераскрытый контекст (что вообще из себя представляет мир русалов - у них нет городов? Школ? Почему?),
3. и, конечно же, оправдав любые негативные действия героев, оставив их без последствий (в начале фильма Альберто воровал вещи с лодки - всё ок, Альберто деструктивно относится к своему телу и телам других существ, совершенно не задумываясь об опасности - всё 'ок' (посыл: калечить себя - это бесстрашие), Люка бросает своих родителей, ничего не объяснив, и не даёт о себе знать продолжительное время - родители плохие, он хороший (но тут непонятен контекст их запрета, он вообще дискредитирован в процессе фильма - посыл: родители - полные идиоты), дети в этом фильме вообще футбольные мячи, которых мамаша русалка, распихивает в разные стороны у фонтана, куда ей нужно (вообще много грубых физических сцен) и ещё множество других проблематичных моментов, на которые, конечно, смотрят сквозь пальцы, ведь так приучили, ведь это 'мультфильм' 'для детей'. Фигня собачья. Никакого впечатления у меня не оставил - по традиции, поиздевались над детским чистым, но наивным разумом, поместив в 'красивую' обёртку.