Знакомство с творчеством Такаси Симидзу началось довольно давно с франшизы 'Проклятие', которое сумело покорить мой тогда подростковый и неокрепший рассудок своими приемами и тягучей атмосферой. При этом я с теплотой вспоминаю как об оригинальных лентах, так и об американском ремейке от того же режиссера, но с Сарой Мишель Геллар на ведущих ролях. Затем последовали экспериментальные, но более слабые работы вроде 'Маребито', 'Истории ужаса из Токио', 'Таинственные японские истории ', в которых мало запоминающихся моментов и сюжетов, но в целом они оставили неплохое впечатление. А далее, после 2004 года, Симидзу ушел в откровенный треш и ужаснейшее заигрывание с 3D, о чем даже вспоминать больно. Годы шли и ничего интересного у маэстро не выходило, за исключением разве что киноадаптации 'Ведьминой службы доставки', которая не могла похвастать хорошими спецэффектами, но все же была довольно милой и доброй.
И вот абсолютно случайно мне попадается в рекомендациях кинолента с названием 'Лес самоубийц'. Постер мгновенно привлек мое внимание своим исполнением, а приписка 'от создателей франшизы «Проклятие» и вовсе заставила начать просмотр без промедления, ибо хотелось узнать, что происходит в творчестве Симидзу на данный момент.
Начну, пожалуй, с самой сильной стороны картины — это ее визуал. Фильм безумно красивый - невозможно оторваться от пролетов камеры над лесом, приглушенного мягкого освещения, будто витающего в легкой дымке, и слегка зернистой картинки. Музыкальное сопровождение также добавляет атмосферы.
Сюжет повествует об очередном проклятии, как принято в японском фольклоре, но проклятие здесь многоуровневое и затрагивает большое количество людей. Концептуально фильм погружает зрителя в известную историю леса Аокигахара, который в действительности является популярным местом самоубийств среди жителей Токио и порождает множество страшных легенд о населяющих его демонах. Таинственный лес выступает в роли полноценного персонажа (временами невольно вспоминается Сэм Рейми), а многие клише жанра обыгрываются вполне себе благородно. В особенности это касается мистического вмешательства в современную технику - от сошедшего с ума дискорда, до интересного использования фотокамеры в телефоне - все выполнено довольно изобретательно.
Персонажи фильма все без исключения приятные, совершенно отсутствуют какие-либо антагонисты. Актерская игра также исполнена на уровне. До середины фильма зрителю будет казаться, что он знает кто главный герой этой ленты, но позже игра переворачивается. И, кстати, об играх. Лента безумно напоминает своей атмосферой и некоторыми приемами классику видеоигрового хоррора 'Forbidden Siren', о которой знающие люди слагают легенды. Помимо явного вдохновения Сиреной, в кинофильме есть и ноты уже успевшего повлиять на жанр 'Солнцестояния' Ари Астера.
В целом фильм 'Лес самоубийц' является полноценной реабилитацией Такаси Симидзу - он наконец смог снять достойный, атмосферный и красивый фильм. Не могу сказать, что его сюжетная составляющая впечатляет, но фильм определенно заслуживает внимания и вряд ли оставит равнодушными любителей азиатских ужасов. Слава всем богам, тут нет уже набивших оскомину длинноволосых девочек в белом, но зато есть нечто более интересное - японский мистический сюрреализм.
А еще 'Лес самоубийц' — это вторая часть трилогии Симидзу, куда также входят 'Деревня Инунаки' (2019) и 'Деревня Усикуби' (2022). С первой частью я, к сожалению, не успел ознакомиться, а заключительная еще не вышла. Тем не менее, даже в отрыве от трилогии 'Лес самоубийц' является полноценной картиной, которую я, несомненно, рекомендую к просмотру.