Как всегда у Альмодовара, яркая и эмоциональная картина, но, к сожалению, разваливающаяся на куски.
Во-первых, две сюжетные линии - скажем так, археологическая и интимная, существуют в отрыве друг от друга. Вероятно, конечно, что режиссёр общей мыслью хотел донести до нас, что женщина является связующим звеном между прошлым и будущим, что только женщина - ввиду не только своей эмоциональности, но и того, что чаще остаётся в живых после войн - способна думать о прошлом и сохранять его и зачастую в одиночку воспитывать детей, думая о будущем.
Во-вторых, несмотря на мою, например, личную эмоциональную вовлечённость, сопереживание героям, я ощутил некие важные пробелы в повествовании (как, например, Дженис и Ана нашли общий язык после разлада), алогизмы (безразличие Аны к тому, что Дженис берет у нее мазок) и некоторую картонность диалогов (многочисленные за уши принятые сцены коротких встреч).
В-третьих, странная акцентуация на персонажах: мать Аны, Тереза, в первой половине картины достаточно активно участвует в сюжете, а потом просто исчезает, а героиня Росси де Пальмы вообще чисто формальная.
Складывается впечатление, что материал сырой, что, вероятно, сказалась спешка перед фестивалем, что картину можно было бы дожать. Между тем, хотя Альмодовар и задает приевшиеся вопросы о материнстве (что важнее - рождение или воспитание; нужно ли оставлять нежеланного ребенка), он пытается затронуть в своем творчестве не только экзистенциальные, но и национальные вопросы. Я думаю, что как попытка это неплохо.
Современное испанское кино уже не одно десятилетие во всем мире в первую очередь ассоциируется с именем Педро Альмодовара. Яркий и неповторимый стиль этого кинематографиста вместе с невероятно тонкими и сложносочиненными историями, препарирующими женскую психологию, стали знаковым явлением мирового кино.
Педро Альмодовар снял более 20 полнометражных фильмов. В 2019 г. на пороге своего 70-летия он снял полуавтобиографический фильм 'Боль и слава'. А в 2021 г. вернулся к традиционному для себя исследованию женской сущности с фильмом 'Параллельные матери'.
'Параллельные матери' - это история успешной независимой женщины-фотографа. Ей уже почти сорок лет, она встречает мужчину и вступает с ним в связь. Она беременеет и радостно решает родить ребенка для самой себя. Когда героиня попадает в родильное отделение, она знакомится с молодой девушкой. Та тоже забеременела случайно и вовсе не рада своему положению. Но обе они рожают. Обе обожают своих новорожденных детей и полностью посвящают себя материнским заботам. Пути этих параллельных матерей пересекутся и заставят полностью переоценить себя и изменить свою жизнь.
Главные роли блистательно исполнили Пенелопа Крус и Милена Смит. Фильм получил высокие рейтинги (7,1 в Кинопоиске и IMDB), восторженные отзывы критиков и многочисленные номинации кинопремий и фестивалей.
За свою роль в 'Параллельные матери' Пенелопа Крус получила приз в Венеции и номинацию на Оскар. Свою первую номинацию на Оскар актриса получила в 2006 г. за другой фильм Педро Альмодовара - 'Возвращение'. И то, что ее номинировали в этом году выглядит скорее как дежавю, чем признание ее особой работы в новом фильме.
Героиня Пенелопы Крус в 'Параллельные матери' - это некая альтернативная версия героини, которую она уже играла в 'Возвращении' и некоторых других фильмах Педро Альмодовара. Материнский образ в исполнении Пенелопы Крус действительно завораживает. Но... но все это мы уже видели. И не раз.
Педро Альмодовар очень долго удивлял, эпатировал и даже шокировал зрителей своими историями, раздвигающими границы представлений о мужчинах и женщинах. Он уже многократно и многогранно исследовал волнующие его темы взаимоотношений женщины и мужчины, женщины и ее ребенка, женщины и другой женщины, женщины и ее матери. Все, что он хотел и мог сказать, он уже сказал.
'Параллельные матери' все так же пленительны и увлекательны, как любой другой фильм режиссера. Но в нем нет новизны. Ни единой капли новизны.
Но все же 'Параллельные матери' очень важный и нужный фильм для сегодняшнего дня. Как ни странно, главная ценность ленты 'Параллельные матери' заключается в ее консервативности и возвращении к старомодным представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Культура последних десятилетий, как и творчество самого Педро Альмодовара, переполнены идеями, раздвигающими границы нормальности. Мужчина может любить мужчину, женщина может любить женщину, дети вовсе не обязательно должны быть родными, женщина может воспитывать ребенка одна. Семьи могут быть разными и все это нормально.
Своим новым фильмом Педро Альмодовар подтверждает 'Да, это нормально'. Но тут же в очередной раз отсылает зрителей к биологии, физиологии, истории и как-бы говорит 'Природу не обмануть, прошлое не изменить'. Мы можем сколько угодно отрицать то, что заложено в нас с рождения. Можем избегать воспоминаний о черных страницах своей биографии. Но законы жизни все расставят по своим местам. Естественный ход вещей всегда победит искусственно созданные конструкции. А чтобы ощущать себя счастливым нужно просто не сопротивляться и принимать жизнь такой, какая она есть. Хотя и эта идея вовсе не нова для творчества Педро Альмодовара и уже не раз была представлена в его фильмах...
Знаменитый испанский кинохулиган Педро Альмодовар всегда любил мелодраматические сюжеты и открыто издевался над патриархальными устоями, что не только приносило ему заслуженные мировые кинопремии, но и рождало на свет яркие, эмоциональные и глубокие человеческие истории. Однако его новая работа, «Параллельные матери», очень хорошо иллюстрирует губительное влияние тенденциозности на искусство, когда и без того феминоцентричный режиссер вдруг решает втиснуться в новомодные манифестационные рамки, играя по заданным правилам и моментально превращает свою фирменную страстную искренность и естественность в банальное и надуманно-слезливое мыло.
Рассказывая историю двух женщин, обиженных представителями мужского пола с непременной оглядкой на MeToo, Альмодовар внезапно начинает мямлить и демонстрирует, что ему, собственно, нечего сказать, кроме облачения главной героини в футболку с надписью «мы все должны быть феминистками», внезапного гомосексуального романа «от безвыходности», бесконечных тестов ДНК и еще более обильных слез и объятий с сантиментами. С самого начала он пытается сделать кино сложнее, чем оно кажется на самом деле при помощи сюжетной линии относительно важности генетической памяти, но это выглядит как-то неубедительно, особенно в надрывном и достаточно пафосном финале, резко диссонирующим с показанными ранее событиями сериального уровня.
Нет спору, Педро умеет преподносить повседневность и быт так, что смотреть его картины ничуть не скучно – кадр сочен и красив, нарратив приятен, исполнительницы ведущих ролей играют превосходно. Ведь именно Альмодовар смог показать миру, насколько Пенелопа Крус прекрасна, как актриса, в отличие от едва не утопившего её поначалу Голливуда – и «Параллельные матери» снова держатся исключительно на её хрупких плечах. Но даже Пе не в силах справиться с откровенно слабым материалом единолично: уже к середине актриса заметно устает, поскольку играть ей приходится одно и то же, включая слезы, охи-вздохи и ласки с партнерами обоих полов и от этого переживания Джанис становятся вымученными. Вдобавок Альмодовар преподносит все без своего фирменного огонька, предпочитая пресную рутину, особенно это касается лесби-романа, в котором героини лишь скучно спорят, кто с кем встречался, бросая прочие дежурные реплики, отчего пара кажется еще зануднее любой традиционной ячейки общества, находящейся пару десятков лет в браке. И уж тем более странен заключительный переход от столь квелого и малосодержательного мелодраматизма к пафосно-обобщающему финалу, пытающемуся подвести клубок мыльных страстей к сложносочиненной притче о том, что все мы – дети прежде всего своей страны и не надо об этом забывать.
Девятиминутные овации в Венеции: Роман у Пенелопы и Альмодовара длится целую жизнь. В красно-зелёных тонах бушуют страсти: внебрачный ребёнок у мужика с (естественно!!) умирающей от рака женой, тесты на отцовство, тесты на материнство, объединенные сверхзадачей: локализовать кости бабушки.
Даже если вы просто идете мимо экрана без звука, фильм Альмодовара легко можно узнать по работе костюмера: героиня в красном пальто на фоне зелёных стен будет заливать печаль коньяком, а если глотать таблетки-то исключительно в зелёных штанах на фоне красной лампы. Даже ночные кошмары им будут сниться на зелёных подушкам под обязательным красным одеялом.
«Женский режиссер» знаменит любовью к красивым лицам, крупным предметам и мощным формам, а его площадки выглядят как миланские мебельные салоны.
В глазах его актрис можно утонуть, но также можно погрязнуть и в их нерешаемых проблемах. Альмодовар предлагает решить эту задачу нам: одна не понятно чья дочь, одна запутавшаяся школьница и одна, хватающаяся за последние яйцеклетки, сорокалетняя Пенелопа. Внимание, вопрос: кто отец ребенка? Хотя, если уж совсем точно, кто его мать?
Но не так он линеен, как может показаться на первый взгляд, и даже если кажется, что он ленится, все равно его фильмы не винегрет, а «Наполеон». Немного драмы, немного ностальгии, немного вина и очень много любви, которая и удерживает все это вместе.
«Параллельные матери» Педро Альмодовара производят настолько сильное впечатление, что его сложно разложить на составные части: что воспринимается головой, что сердцем, а что только в их тандеме. Испанский режиссер вновь говорит о том, что мир и искусство невозможно расчленить, а любое препарирование – это разрушение целостности живой жизненной плоти.
Параллельные матери фильма Дженис (Пенелопа Крус) и Ана (Милена Смит) встречаются в роддоме, обе рожают впервые, обе матери-одиночки, обе рожают девочек. Дальше их судьбы вопреки законом евклидовой геометрии будут сближаться и в конце концов пересекутся. В этом фильме мы вновь оказываемся в царстве женщин, и две главные героини рифмуются с другими матерями этой истории: матерью Аны Тересой (Айтана Санчес-Хихон), матерью и бабушкой Дженис. Это мир, в котором быть матерью-одиночкой становится традицией не только для семьи Дженис, но и вообще для современного общества, потому что мужчины постоянно воюют, погибают или просто уходят, их расстреливают и хоронят в безымянных могилах на обочинах дорог. Альмодовар бережно эксгумирует тела отцов и возвращает им имена, восстанавливая гармонию жизни вслед за Дженис, которая с упорством дочери ищет тело своего прадеда – самого близкого ей родственника по мужской линии, связь с которым она сохраняет и через профессию.
Возможно, именно поэтому последние кадры фильма – это не только логическое завершение страстей и перипетий сюжета, но и его главный эмоциональный акцент. Найти могилу самого родного тебе человека, но кого ты никого не знал, - это вернуть его себе на мгновение, восстановить те пустот, что оставляют в судьбе вечные мужские игры, это не бояться рожать сыновей.
Осознание отцовства для испанского художника, прославившегося исследованием материнства, становится тем мотивом, который встраивает «Параллельных матерей» в метатекст альмодоварских фильмов, в созданную им женскую вселенную. Отцы, которых ищут их дети, и отцы, чьи сыновья и дочери родиться не успели, медленно проступают очертаниями в «Параллельных матерях», и последний кадр – это беззвучный крик отчаяния, о том, что мужская игра продолжается.
Второй сюжет фильма – о массовых захоронениях и исторический памяти – вплетается в историю взаимоотношений Дженис и Аны и придает фильму не только политический сюжет – он превращает картину в историческое высказывание, раскрывая межпоколенческую травму испанского общества. Но ХХ век для всего мир был настолько сложным, что референсы на собственные травмы и на неизжитую боль в этом фильме найдет любой житель планеты.
Для испанской культуры коллективная травма Гражданской войны ярко персонифицирована – она воплощается в образе Федерико Гарсиа Лорки, с поиском места захоронения которого у многих ассоциируются и современные общественные дискуссии вокруг закона об исторической памяти. Именно поэтому в «Параллельных матерях» отсылок к образу расстрелянного поэта больше, чем в любом другом фильме Альмодовара: помимо ассоциаций с безымянным захоронением здесь еще и постоянные отсылки к Гранаде – родному городу Лорки, который не сумел уберечь его от ареста. И самый яркий референс – введение в ткань фильма текста пьесы «Донья Росита, девица, или Язык цветов», который произносит со сцены Тереса.
Мы словно наблюдаем за диалогом двух великих испанских художников, во многом определяющих образ своей культуры для остального мира, и он расширяет смысловое пространство фильма «Параллельные матери». И этот диалог оттеняет высокую лирическую ноту картины. Педро Альмодовару удавалось быть лиричным даже в гротеске, нагромождении жанров и постмодернистской игре, он умел дойти до поэтической сердцевины истории и именно ее подарить зрителю как главное впечатление. Но в «Параллельных матерях» поэтичность особого рода – она уже не прячется ни за чем. И эта незамутненная поэзия жизни – итог прожитых семидесяти двух лет (почти пятьдесят из них – в кино) жизни прекрасного человека из Ла-Манчи.
Новый фильм Альмадовара как всегда о женщинах, как всегда с Пенелопой Круз. Режиссер не изменяет традициям, 'Параллельные матери' следуют всем заветам режиссера - солнечная Испания, красный цвет, нервозная героиня. Жаль, что со временем в фильмах все меньше яркого, самобытного юмора (смешные моменты есть, но в них не чувствуется былой задор).
В фильме две сюжетные линии - непосредственно о материнстве и о поисках отца главной героини, которые по мере развития сюжета пересекаются и срастаются в одну, главную - тему семьи. Семьи во всех ее проявлениях - памяти, жертвенности, чувственности, искренности -как самого важного во все времена.
И в общих чертах фильм удался - это, безусловно, не главный фильм режиссера, но его приятно смотреть. На мой взгляд, будь теме отца главной героини уделено больше времени, получилось бы еще лучше, цельнее. И побольше Росси де Пальмы.
Мама - первое слово, главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила, мир подарила
Мне и тебе
Две дамы знакомятся в роддоме. Обе - 'вот-вот'. И жизнь их на ближайшие годы, тесно переплетается. Всё. Всё? Почти.
Магия этого кино - присутствие Пенелопы Крус. Мега Звезда в свои 47 лет выглядит шикарно, обворожительно. Она в каждом кадре. Она в каждой сцене. Почти. Дарит нам себя, очаровывает, восхищает. Осанка, фигура - дай Бог каждому. Лицо - без признаков старения, дурноты, утомлённости. Глаз не оторвать - это про неё нынешнюю. Хороша. Очень даже хороша. Игра в 'дочки-матери' - беспроигрышной партией актрисы в нынешнем кино. Чуть-чуть нахмуриться, чуть-чуть улыбнуться, чуть-чуть задуматься, чуть-чуть... и всё в порядке. Всё вновь в порядке. Под обаяние чёрных глаз попало и Венецианское жюри на кинофестивале нынешнего года. Приз за лучшую женскую роль - конечно же ей. Заслужила.
А если 'изъять' Мадонну из этой фильмы? Что останется? Кто останется? Если на её место призвать менее глянцевое лицо? Насколько прочен фундамент самого творения? Увы, весь этот сентиментальный пазл разрушится до основания. По одному щелчку. В минуту. Вся 'подтанцовка', вся 'массовка' второсортна, без изысков, откровенно скучна. Самостоятельность - нулевая. Диапазон частот - в шумах примы. Что дитя-подросток, родами озадачившая всех, что матушка её на излёте лет ищущая себя, что горе отец-любовник от женщины к женщине мечущийся... Бледные тени. Фанерные персоны. Картонность их, так очевидна. Зацепиться в них - не за что. 'Ни рожи, ни кожи', - говорят русские? Это, несколько грубовато, конечно. А вот, к примеру - 'ни уму, ни сердцу' - как раз в точку. Проходимцы.
Да, перед нами сентиментальное кино. Я бы даже сказал - 'топорное', без изюминки, без изыска. Сценарий у Педро Альмодавара, написанный Педро Альмодаваром, сырой. Оттого то и режиссёру Педру Альмодавару не с кого спросить за подкинутую халтуру. Ну, разве что с того самого Педро Альмодавара... - ты чего написал старик ныне? Опять за своё... Как к 'кину' отнесётся женская аудитория от 30+? Зрелая, критично мыслящая. История ведь тут достаточно проста, а интрига где две мамы с двумя детьми зрителю преподнесены изначально, угадывается без ясновидения. Глупцом нужно быть, дабы не понять очевидности. Проникнутся ли ею массы? Возможно. Но ведь это, опять же таки, благодаря титулованной испанской актрисе, с 2016 года на протяжении последних шести лет пополняющую личную копилку призами статуэток или с завидным постоянством выдвигающуюся на их соискание.
Драма? Наверное. Но где бессонные ночи? Где рыдания малышей с зубной болью, коликами в животике, грудным молоком, смесями, пелёнками, памперсами и так далее и так далее. Отчего фильм не раскрашен материнским страданием за чадо? Он вообще выстроен по принципу: мать-кукушка; мать-видеонаблюдатель; мать-соседка... Чему тут сопереживать? Так, 'вершки' без 'корешков'. Поверхностно.
Упрочением шаткой конструкции сценария, на мой взгляд, выглядит и перенос на тему 'испанской реакции' 30-40-х годов прошлого века. Всё аврально. Всё стремительно. Как будто бы для режиссёра отпущенное время тает, а успеть втиснуть хочется ещё и это... Не растревожило, не взволновало.
Педро Альмодавару 72 года. Многовато? Исписался ли мэтр? 'Издумался' ли? Похоже на то. 'Боль и слава'(2019) была также скучна, так же бледна 'вчера' как 'Параллельные матери' сейчас. Драматургия - тоска и грусть. А украсили тогда сценарий Педро Альмодавара, режиссёра Педро Альмодавара, сопродюсера Педро Альмодавара нынешняя 'жемчужина' - Пенелопа Крус и знаковый Антонио Бандерас. 'Дети' Педро Альмодавара спасают в старости 'отца'. Благодарят за путёвки в жизнь выписанные в своё время модным режиссёром. Но тонет, тонет древняя шхуна... Да, кому-то из публики даже удалось замылить глаза. Кто-то в привдыхе, не разбираясь, заглатывает, будучи рьяным фанатом пироги автора 'Свяжи меня'(1989), 'Кика'(1993), 'Живая плоть'(1997), 'Всё о моей матери'(1999)..., но время неумолимо. Неумолимо даже к великим.