К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Вечный Новый год в царстве матриархальной вычурности или «Северный ветер» Ринаты Литвиновой.

Это удивительно красивое кино, пропитанное настроением тургеневской усадьбы и камерной театральной пьесы. Однако, визуальная составляющая не покрывает однобокость сюжета, напыщенная возвышенность образов не сочетается с примитивным цитированием искусства (пока что Литвинова — не русский Соррентино). Сказочная красота не берет вверх над беспомощно тривиальной историей. И это печально.

Действие происходит в доме матриархального клана Северных оленей, главой которого является деспотичная Маргарита (Рината Литвинова). Вокруг неё роятся тётушки, экономки, свита, апатичные сыновья и грустные кузены. Постепенно дом наполняется и более чудными персонажами, такими как циркачка Матильда (Светлана Ходченкова) и певица, которая достойна Призрака Оперы. Параллельно мы видим историю друга семьи профессора пластической хирургии Жгутика (Никита Кукушкин), перманентно совершенствующего внешность своей возлюбленной. Казалось бы, это классическая история Пигмалиона и Галатеи, но её визуальный сюрреализм относит нас скорее к истории Фрнкентшейна в женском обличии. Мир Ренаты Литвиновой вообще становится олицетворением абсурдности, чему способствует и цикличное построение сюжета. Герои постоянно празднуют или готовятся к наступлению Нового Года, садятся за один большой стол подобно Иисусу и его апостолам. Все два часа наливается шампанское, бьют часы, звучит стук бокалов и шуршание дорогих платьев, и только на фоне всей этой пышности празднества разворачивается история. Но она невнятная, со скудными, порой с откровенно несвязанными между собой репликами. Диалоги, как северный ветер, врываются в нашу голову и замораживают сознание. «Скоро Новый год!» — неустанно повторяют персонажи. Зритель становится жертвой медитативного эффекта предпраздничной суеты — и в этот самый момент сюжет становится не важным. Когда праздник в очередной раз заканчивается, вопрос, что я только что посмотрела, неизменно остаётся. Рефлексировать о фильме очень не хочется — и это печально.

Мне кажется, фильм во многом повествует о цикличности жизни, о вечных тяжёлых временах, которые никак не совпадают с теми желаниями, которые загадываются в новогоднюю ночь. Однако, драматичность реалий постоянного упадка, танец на костях погибающего семейного клана не производит никакого впечатления, ведь зритель никому не сопереживает. При огромном количестве персонажей, они все на удивление пусты и, как и сам северный ветер, холодны. Герои мечутся между патетикой шекспировских образов и пошлостью нынешних представителей высшего класса. Им не сочувствуешь, не сопереживаешь. Их возвышенные разговоры о любви вполне можно представить где-то на кухне, заполненной интеллигентами, однако они не могут стать сценарным базисом. Тем более, характер персонажей невозможно понять без какого-либо активного действа. А его нет, и это печально.

Хотелось бы сказать, что мне понравилось, что фильм хорош и прекрасен в своём нарративе даже при нелепом построении сюжета и сюрреализме, нетипичном для отечественной драматурги. Но это не так. И это — тоже печально!

14 марта 2021 | 09:33
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: