К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм 'Северный Ветер' Ренаты Литвиновой... Честно, думал, писать ли о нём - потому как... это всё на внутреннем, личном уровне. Но... всё же напишу - потому что... потому что о настоящем нельзя не писать.

Скажу сразу, что мне очень жаль, потому как, видимо, этот фильм так останется непонятым в большинстве своём - сейчас я уже почитал комментарии на разных ресурсах - и от этого ещё более грустно... И получается, что этот фильм действительно 'не для всех' - но тем обиднее, с осознанием того, какие именно вещи и глубины этот фильм затрагивает.

Да, я не буду его рекомендовать всем - и тут не работает 'от противного' - потому как фильм, к сожалению, действительно окажется не для всех. Но... это очень сильно. А ещё - этот фильм беспощадно правдив, жестоко, до слёз правдив, если откинуть всю прекрасную фантасмагорию (которая воплощена действительно завораживающе). И сквозь все метафоры, красивые, а иногда наоборот, в какие-то моменты истина буквально проговаривается вслух, неприкрытая и беззащитная, и от этого ещё сильнее, до слёз больно и горько.

И не хочется говорить о 'технической' стороне фильма, но визуально он очень красив в своём воплощении - и не только своей фантасмагоричностью и эстетикой - но и... декадентской красотой. И насколько для меня обычно не важно визуальное, тут сложно не обращать на это внимание и не отдавать должное.

И 'театральный' дух проходит через всю картину из пьесы-первоисточника, разворачиваясь по-настоящему и ещё больше вовлекая в этот такой нереальный (?) мир. Актёры просто на высоте - настолько, что можно было бы об этом не писать - настолько всё... по-настоящему и... как должно быть - но не упомянуть нельзя - поэтому просто спасибо.

И, конечно, музыка - Земфира раскрасила этот холст, сделав эффект от него ещё сильнее.

И это первый фильм Ренаты Литвиновой, который я посмотрел - раньше я почему-то до них не доходил... И кто-то пишет, что это самый личный фильм Ренаты - да, пожалуй, так и есть - и где-то это... слишком на грани, чтобы кого-то ещё допускать - но именно через личное раскрываются самые настоящие и глубокие, глобальные и такие важные вещи...

Поэтому я не буду говорить о сюжете и о том, о чём этот фильм и сколько в нём спрятано (а порой и буквально говорится вслух, без всего лишнего) - и не буду рекомендовать его всем - потому что тут либо поймёшь и почувствуешь - либо, как ни грустно, наоборот. Я бы очень хотел, чтобы этот фильм поняли - но, наверное, он отзовётся именно в тех, в ком должен отозваться.

И кто-то говорит, что это 'женский фильм' - и отчасти это тоже, пожалуй, так - но если бы я всё же стал его рекомендовать, то в первую очередь именно мужчинам. Но опять же, надеюсь, его посмотрят те, кто должен.

Так что всё, что я написал - это... не рецензия и рекомендация - это благодарность всем тем, кто чувствует и создаёт настоящее - Спасибо, Рената, спасибо, Земфира и спасибо всем участвовавшим в создании этого фильма.

А без Любви всё грех и становится мёртвым. Но она есть.

15 февраля 2021 | 23:31
  • тип рецензии:

«Нет смерти для меня» - так называлась первая режиссерская работа Литвиновой. И кажется, что для нее эта всегда открытая тема остается не иссякающим источником вдохновения.

Как и куда убежать от смерти? В предыдущем фильме «Последняя сказка Риты» зритель утешался тем, что смерть – не уродливая старуха, а красивая женщина с бокалом шампанского; в «Северном ветре» ему намекают, что от нее можно и вовсе ускользнуть, выйти на другой станции.

Год за годом в ожидании чуда могущественный семейный клан «Северного ветра» собирается за одним столом на Новый год. У клана есть семейная тайна: каждый из его членов обладает лишним 13 (25) часом в сутках. Но в этот праздник происходит несчастье - и с этого момента что-то ломается, все начинает идти наперекосяк.

Рассказывая историю семьи, тянущуюся через года, с интригами, несчастьями, признаниями и вновь и вновь приходящим Новым годом Литвинова погружает зрителя в свой особый мир, похожий на зазеркалье. Так часто бывает во сне: ты попадаешь в привычную повседневность, но она наполнена несвойственными ей вещами, словами, поступками.

Создается впечатление, что поместье «Северного ветра» находится где-то между мирами, в безвременье. По сюжету ты вроде знаешь, что это в России, где бесконечно меняется власть и идет война, вдалеке виднеется Кремль, но откуда на него смотрят герои не опознать. Дом укутан сигаретным дымом, занесен вечным снегом и наполнен ворохом мелких деталей, которые хочется рассматривать и разгадывать. Населяют его бесконечно красивые женщины: от юной Фанни (Ульяна Добровская) до «вечной» Алисы (Татьяна Пилецкая) и так и не повзрослевшие мужчины. Но, лишенный любви, мир этот неизбежно начинает гнить и ломаться.

Мне кажется, что Литвиновой прекрасно удалось уловить эстетику распада, расщепления (и людей, и вещей, и окружающей реальности). Но в конце дать зрителю надежду, что не всякий уход страшен, а некоторые и вовсе могут наколдовать себе второй шанс.

Я получила настоящее удовольствие: и от визуального решения, и от сюжета, и от текста, приправленного «фирменным» литвиновским юмором иногда черным, иногда абсурдным, и от музыкального сопровождения (бессменный соратник режиссера Земфира).

9 из 10

13 февраля 2021 | 01:08
  • тип рецензии:

Хороший фильм. Не прекрасный, не отличный, но хороший. Фильм посвящен блеску и нищете отечественного матриархата. То, что в России царит матриархат – давно очевидно. Когда-то я разговорился с московским таксистом: «В Москве мужиков много, мужчин нет!» Вот на этом послании и основана вся сюжетная линия фильма-спектакля: «Мужчин нет!»

Называть этот фильм полноценным произведением кинематографа абсолютно неверно. Это спектакль, снятый на кинокамеру. И это первый обман, который раздражает зрителя. Но может быть так и задумано? Может быть в этом и замысел режиссера? Все персонажи этого действа не живут полноценной жизнью, а играют свои роли. Громко и внятно кричат зрителю: «Мы живём в отхожем месте и делаем вид, что так и нужно жить! Смотрите на это, услышьте нас! Увидьте наш спектакль, от которого мы и сами давно устали!»

Примечательно, что эту историю сочинила и сняла женщина, она же сыграла главную роль. Можно сказать, что этот фильм манифест Ренаты Литвиновой. Её послание обществу. Я когда шёл на «Северный ветер», то думал, что буду сидеть в полупустом зале. Ошибся, пришлось сидеть в первом ряду, поскольку зал оказался практически полон. И это радует. Людям интересен этот манифест российских женщин. Совершенно очевидно, что сними похожую историю мужчина – фильм имел бы совершенно другой эффект. Создателя бы обвинили в шовинизме. А здесь нет шовинизма, есть женская боль по поводу отсутствия мужчин. Куда они делись? Этого в фильме не показано, но показано, куда уходят подростки, мужчины в которых есть хоть чуть-чуть мужского, они уходят на какую-нибудь войну. И не возвращаются. А женщины ждут?! Нет, не ждут. Они поступают в соответствии с природными законами. Когда в курятнике нет ни одного настоящего петуха, то кур начинает топтать самая мужественная курица. Никогда не задумывались, что словосочетание «мужественная женщина» — это практически оскорбление. А не предмет гордости. Захочет ли какой-нибудь настоящий мужчина добровольно прийти в логово мужественных женщин?!

Итак, о чем вся история? История о некоем матриархальном мире под условным названием «Северные поля», в котором существует некая влиятельная семья. Матриархальная. Обитатели этой семьи практически не выходят из-за стола, а почётного матриарха зовут Вечная Алиса. Если в 'Алисе' Кэрролла всегда было «время пить чай», то в этой истории всегда есть время отмечать Новый год. «С утра пьют шампанское аристократы и дегенераты!» - сказано в известной комедии Гайдая. Вот и здесь. Шампанское пьют то ли аристократы, то ли дегенераты.

Всё действо наполнено множественным символизмом. Любое событие можно рассматривать либо как просто действо, либо как метафорическое послание. Но поскольку вся история метафорическая послание, то просто действий в этом фильме нет.

Каково послание? Послание двойственное. С одной стороны манифестируется 'мы ждем мужчин', с другой стороны всякое мужское проявление просто блокируется, останавливается. Чтобы быть живым мужчиной в матриархальном пространстве из него надо уходить, улетать, уплывать, уезжать. А женщины? Чтобы быть живой женщиной в матриархальном пространстве из него надо уходить, убегать, уплывать, хотя бы на тот свет.

Можно ли спасти, исцелить, оздоровить матриархальное пространство?! На это нет ответа. И в этом трагикомичный парадокс «Северного ветра». Чтобы в сценарии и в фильме появился ответ на главный вопрос матриархата: «Где взять мужчин?!» Самой создательнице фильма стоило привлечь к написанию сценария и съемках фильма достойного мужчину. Самой пройти дальше собственных ограничений.

Потому вся история так и осталась с двойственным посланием: «Нам нужна ваша любовь, но мы не хотим, чтобы вы приходили, поскольку боимся потерять свою власть!»

Добро пожаловать в современную Россию, детка. Стоит ли смотреть? Да. Это наш фильм про нашу жизнь. Стоит ли строго судить? Нет не стоит. Это попытка российских женщин сказать о наболевшем за последние пару сотен лет нашей истории. И мне хочется поприветствовать эту попытку. Добавлю за это один бал. За храбрость самой Ренаты Литвиновой.

8 из 10

12 февраля 2021 | 12:39
  • тип рецензии:

Спасибо за новый и очень долгожданный фильм о женщинах. О красоте и, конечно, любви.

Рената обволакивает своей атмосферой, и уже после первого кадра ты дышишь в такт с ней. Новый фильм - история о женщинах северного клана. О магии, ужасе и колдовстве.

Кино получилось без прикрас безупречным. Начиная от сценария, заканчивая музыкой и съёмкой. Это бесконечная, повторяющаяся история про каждого из нас. Про наши слабости и страхи.

Сквозной нитью по фильму проходит любовная тема, причем режиссер раскрывает все ее оттенки. Здесь любовь до гроба и после гроба, вспыхнувшая страсть, нежное и непорочное чувство, любовь - смерть и удушье, любовь - ненависть, любовь - насилие любовь - игра, любовь - идеализация. Любовь к близкому и далекому. Любовь к жизни.

Рената не изменяет себе и снова рассказывает историю о сильных женщинах и слабых мужчинах. Парадоксально, что одно без другого в ее выдуманном мире абсолютно невозможно. Так, сильной и самодостаточной Маргарите приходится всю жизнь (и после жизни) ждать некой слабости, причем буквально питаться этим ожиданием. А ее сыну Бенедикту - мнимой силы, отсутствие которой уничтожает.

Картина получилась цельной и многоликой. Понятной и загадочной. Страшной и красивой. Одним словом, восторгающей. Она привлекательна тем, что пугает и манит, заражает, но оставляет безучастным. Напоминает некую форму подглядывания, будто режиссер заигрывает со своим зрителем. Такое не может не очаровывать!

Рекомендую к просмотру!

08 февраля 2021 | 15:28
  • тип рецензии:

В широкий прокат вышла долгожданная картина Ренаты Литвиновой, премьера которой всё же не зря была перенесена на февраль - самый холодный и снежный зимний месяц. Северный Ветер - удивительная по своей красоте фантасмагория, новогодняя сказка для взрослых, над которой Литвинова - режиссёр, а по совместительству и сценарист, а также исполнительница главной роли - начала работать ещё задолго до её появления на больших экранах.

Кажется, что сценарий вынашивался на протяжении чуть ли не всего творческого пути Ренаты. Те, кто знаком с предыдущими её работами, непременно увидят в Северном Ветре знаковые цитаты из Богини и Последней Сказки Риты. Кстати, и на этот раз главную героиню, возможность сыграть эту роль Рената любезно предоставила самой себе, тоже зовут Рита. Она является одной из предводительниц Северного клана, где правит великий матриархат.

В кадре большое количество прекрасных женских образов. Невероятно красивый сестринский тандем Маргариты и Лотты (Галина Тюнина), и чуть менее красивый, но чертовски токсичный - Фанни (Ульяна Добровская) и Фаины (Софья Эрнст). Их окружают сплошь молодые юноши в компании с почти неизменным партнёром Литвиновой - Максимом Сухановым. Одни несчастно влюблены, другие только ищут любви, а кто-то её уже потерял.

Все экранные события каждый раз разворачиваются на кануне Нового года. Большое семейство рассаживается за богато накрытым столом, все пьют шампанское и загадывают желания. Незаметно для самих себя мы становимся частью этого клана, фильм, словно снежное покрывало, укутывает нас всё сильнее. Многоголосие, звон хрустальных бокалов, завывание ветра - и вот уже смывается грань между вымыслом и реальностью. И вдруг среди всего этого действа появляется оперная дива (Хибла Герзмава) и отрезвляет всех присутствующих силой и красотой своего голоса. Она исполняет оперу на музыку Земфиры - извечного соратника режиссёра. Не только оперу, Земфира написала абсолютно все музыкальные темы Северного Ветра, включая главный саундтрек Злой Человек. Фильм Ренаты Литвиновой и музыка Земфиры Рамазановой - это два отдельных произведения искусства, которые слились воедино для того, чтобы лишить нас дара речи.

Северный Ветер - это что-то очень личное, чем Рената решила поделиться с нами. Кажется, ещё никогда она не была так откровенна со своим зрителем. Она говорит на самые актуальные темы, будто специально провоцируя публику. Поначалу волшебная сказка в процессе повествования превращается в драму, а затем становится самым настоящим триллером.

Рената Литвинова своим очередным, не побоюсь этого слова, ярким шедевром доказывает существование вечности, неземной красоты и любви, которая, как однажды уже было ею сказано, и есть смысл жизни.

07 февраля 2021 | 22:57
  • тип рецензии:

Приходит срок, и вместе с ним
Озноб и страх, и тайный жар
Восторг и власть!
И боль, и смех, и тень, и свет
В один костёр, в один пожар
Что за напасть?

В эти выходные мне повезло с походом в кино. О пиксаровской 'Душе' я напишу как-нибудь в другой раз, а вот о 'Северном ветре' Ренаты Литвиновой хочется написать тотчас, по горячим следам, пока ещё сильны впечатления от просмотра.

Если кратко, то это шикарный, великолепный, абсолютно невозможный фильм, от которого всё внутри переворачивается и ещё долго ворочается, от которого хочется пройтись на морозце и посмаковать, приговаривая: 'Да... да', в а потом забить в поисковике саундтрек Земфиры и уйти в него с головой.

Этот фильм очень 'женский', снят Ренатой Литвиновой для Ренаты Литвиновой, и выглядит так, как если бы Кира Муратова (которой 'Северный ветер' и посвящён) сняла вариацию на 'Обыкновенное чудо' Шварца. С примесью Зощенко и его новогодними ёлками и Булгакова с доктором Жгутиком и Маргаритой. Этот фильм очень не для всех, и лучше бы его смотреть в зале, где люди либо культурные, либо молчаливые, либо их просто нет. Так при мне два человека вышли на первой трети, а в середине-конце не обошлось без комментариев на соседних креслах.

Впрочем, странности и курьёзы начались ещё перед показом: что-то случилось с проектором, и вместо картинки на экране мы долгое время видели россыпь огоньков или даже снежинок, как бы невольно синхронизирующихся с вечной метелью 'Северного ветра'. Это, разумеется, тоже внесло свою маленькую лепту в создание впечатления-ощущения от увиденного.

В 'Северном ветре', несомненно, чувствуется присутствие Киры Муратовой в той мере, в какой я в принципе могу его распознать (а опыт мой пока невелик: 'Короткие встречи' и подробное эссе на Кинопоиске). Это и мыльнооперная 'сюжетная канва', и речитативы, зацикленные как бы в полубреду, и эклектика, и позиция 'фильм, снятый для себя и для тех, кому будет интересно посмотреть' и, конечно, отношение к музыке.

Музыки в этом фильме немного, но когда она есть, то сносит башню. В 'Коротких встречах' это был Каравайчук, здесь - Земфира и соучастники музыкального действа. Впрочем, не только Земфира.

'Северный ветер' очевидно вне-нарративен в привычном понимании слова. Раскладывать его по составляющим, анализировать, вчитываться в слова и словесные дыры, неизбежно обнаруживаемые - бессмысленно. Этот фильм совершенно не терпит подобного препарирования, его нарратив - вшит, впитан в кинематографическое полотно, объединившее в себе 'и цвет, и звук, и плоть, и страсть'. Кажется, я в принципе начинаю уважать режиссёров, которые могут позволить себе показать, как человек красит лопату в золотой цвет две минуты или дольше; или как человек едет в на машине и смотрит перед собой, и больше ничего такого не происходит.

Наконец, редко какой режиссёр умеет правильно поставить точку и закончить на той ноте, после которой ещё продолжаешь как бы парить, и кажется даже немного странным быт, в который возвращаешься, выйдя из зала. Видимо, Ренате Литвиновой удалось и это.

Так что, если ничто вышеописанное вас не смутило, а наоборот подогрело, если у вас есть возможность сходить в кино - берите билеты! С монитора будет хорошо, но всё-таки не совсем то (или совсем не).

Какой фильм!

07 февраля 2021 | 22:06
  • тип рецензии:

Смотрела в кино. В центре фильма думала, что больше не пойду на фильмы Ренаты Литвиновой. А в конце решила, что пойду ещё. Совершенно не интересуюсь темами, которыми увлекается режиссёр и сценарист, про любовь, про деньги, про счастье, про самолёты и проч.

Но её метафоры, предметы, косметика, какие-то особые вагоны метро... Её работа с артистами, одна Хибла Герзмава очаровательна, а есть и иные...

Животные, само их привлечение, олени, вороны, собаки... Какой-то уютный юмор как у Достоевского чарующий здесь есть. И невротический смысловой ряд режиссёра оборачиваются смехом, Солнцем и обновременно взрослой приятностью бытия...

Момент с Хиблой Герзмавой напомнил песню дивы из Пятого элемента. Всё же 1990 е были наивным страшным временем яркой демократии, а сейчас будто реминисценция той песни. Но в конце фильма музыка и песня Земфиры утверждают жизнь и продолжение мысли, любви и работы. Может, союз с Земфирой мне дороже у Литвиновой, чем её собственные идеи. Хотя раньше мне Земфира была скорее чужда...

07 февраля 2021 | 16:07
  • тип рецензии:

Потрясающий фильм, на который надо обязательно сходить!

Во-первых, он невероятно красивый. Детальнейшая проработка декораций, костюмов, грима, образов всех персонажей.

Во-вторых, прекрасный сценарий и режиссура. Начало истории полно тонкого юмора в стиле Литвиновой, можно от души посмеяться, а с середины фильм все больше приобретает оттенок драмы на грани трагедии. Тональность фильма следует за сюжетом. Чудесные диалоги, раскрывающие психологию взаимоотношений героев, это смесь Литвиновских и Муратовских интонаций, неповторимые и ни на чьи другие не похожие.

В фильме вообще очень много цитат и отсылок к кинематографу прошлого. Начиная с общей эстетики черно-белых картин времен Марлен Дитрих - этой игры света и тени, заканчивая оперной арией в духе дивы Плавалагуны из 'Пятого элемента' Люка Бессона и сказочным сюрреализмом Тима Бертона в 'Эдвард руки-ножницы'. Киноманам будет интересно разгадывать этот 'кроссворд'.

Нельзя не упомянуть, что фильм посвящён Кире Муратовой, одной из лучших режиссеров авторского кино советского и постсоветского времени. В качестве дани уважения Рената использует у себя аллюзию на ее фильм 'Увлечения'.

Про музыку Земфиры можно сказать только одно - божественно и гениально. Она вплетается в сюжет и усиливает его многократно.

В описании говорится про матриархат, но на самом деле кино о том, как нам всем хочется любить и быть любимыми, и как весь мир вокруг тускнеет и становится злее в отсутствии этого чувства. И отнюдь не только, и даже не столько, между мужчиной и женщиной.

В общем это то российское кино которым можно гордиться, наслаждаться, смотреть и пересматривать.

06 февраля 2021 | 18:11
  • тип рецензии:

И отныне царствует матриархат, вечное ожидание любви и гедонистическое упоение драмой. Аллюзия, фантасмагория, вспыхивающая ощущениями Бергмана и Чехова, цитатами Вырыпаева, эстетикой СтимПанка и Гофмановскими мотивами.

По канонам Чехова живет и дышит всё пространство фильма. И именно поэтому, несмотря на эстетизированную драму, здесь находится место для иронии (читать самоиронии).

Жизнь картины разворачивается в недоступном для других 13-м часе, где-то между ощущением и воспоминанием. В цикличном празднование Нового года, где осколками рассыпается всё, что любимо в эпохе, которой никогда не было.

Не находит себе места, кричит Фани, нет, Фаина или Наташа Прозорова, невпопад надевшая розовое платье с зеленым поясом. Быть может в авиакатастрофе разбилась Фани, сестра Александра из Бергмана и именно поэтому эта сказка закончится очень грустно. Деревья, возможно того самого вишневого сада, покачиваются за окном, вламываются в пространство и прорастают уже в самом доме. А в саду гниёт лавочка, на которой должны бы происходить трепетные признания в любви. Но в мире исчезла любовь, за окном бесконечно падает снег, любовь ждёт звонка от человека которого нет, любовь дарит самолёты умершим, любовью называется желание смерти. И сильные женщины продолжают ждать сильных мужчин, взращивая мужчин инфантильных. И пусть пьяные, зато вечно молодые. И нет ничего удивительного в том, что злым человеком теперь стать очень просто.

Но это 13-й час, которого нет, как пустой вагон метро мчащийся между станциями. Морок забвения может рассеяться и всё это окажется красивым, хоть и жутким сном.

Ведь кто знает что ждет на следующей станции. Быть может там есть любовь.

06 февраля 2021 | 16:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: