К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Поразительно насколько «никакой» этот фильм.

Я очень старался понять, что происходит на экране, но так и не смог. Будто я два часа сидел и смотрел в стену. Мой мозг безрезультатно пытался извлечь смысл из картинки на экране: собрать воедино сюжет, слова и поведение героев. Но каждый раз сообщал, что не получает никакой связной информации.

На протяжении всего фильма меня не отпускало чувство, будто весь сценарий, все реплики и поведение героев были написаны искусственным интеллектом. Кажется герои что-то говорят — но это не имеет смысла. Кажется герои что-то делают — но это опять не имеет смысла. Как будто искусственный интеллект составил синтаксически-правильные предложения, но не вложил в них смысла, потому что не умеет.

Я не понял при чем тут матриархат: что в этом фильме про матриархат кроме этого слова? Разве вы показываете сильных женщин? Вроде бы нет, вы показываете мстительных, нелогичных женщин, которые не уважают друг друга.

Удивительно насколько мало знакомит с героями выбранный в фильме метод повествования. Театральную постановку экранизировали и в итоге не получился ни спектакль, ни фильм. Получился какой то несуразный безликий слепок.

Произносимые слова не несут смысла, следовательно не могут рассказать о том, кем является персонаж. Поведение абсурдно, актерская игра гиперболизирована, похожа на кривляния, из-за этого нельзя понять как персонаж относится к тем или иным событиям. Таким образом каждый герой остается невидимкой, будто у него нет личности.

А в какой-то момент вам просто перестанут показывать некоторых персонажей, не потрудившись объяснить? куда они исчезли и что с ними случилось, будто их и не было никогда.

Этот фильм просто никакой. Кажется, что только благодаря этому он кому-то может понравиться. Зритель сам может заложить какой угодно смысл в это пустое, белое полотно, а потом оправдать словами «Это глубоко и концептуально.» и «Ты не понимаешь, это не объяснить словами.»

19 февраля 2021 | 15:10
  • тип рецензии:

Давно и упоением наблюдаю за творческим союзом Литвиновой-Рамазановой, тем паче что работы и той и другой выходят крайне редко, поэтому ждала фильм с интересом и некоторой боязнью разочарования.

Безумная красота костюмов, интерьеров, декораций и сцен на которых хочется задержаться взглядом, разглядывать внимательно и подолгу, общая эстетика, женственность и тема любви, причем разной у каждого героя. Здесь много курят, говорят театрально и угловато, встречают Новый год и, конечно пьют шампанское. Общая шероховатость и некоторая недосказанность сюжета, хаотичный сюрреализм словно все происходящее - один большой сон, где все повторяется, непонятно откуда начинается, к чему ведет и чем завершается, и в этом характерная черта и дух режиссера, ее индивидуальность и шарм.

Так не снимает никто, и это глоток свежего воздуха, и если хотите, тех самых Северных ветров среди душного российского кинематографа и его ТНТ-шными персонажами, нелепым юмором, Петровыми, Бортичами, Чиповской и прочей мусорной одноразовой, бессмысленной и бездарной ерунды без толики смысла. Этот фильм обязательно оценят любители и поклонники предыдущих работ Ренаты Муратовны (хотя 'Богиня' и 'Последняя сказака Риты' мне понравились несколько больше). К слову, и здесь нас ждал маленький привет от Маргариты Готье из 'Увлечений' и 'Риты' в лице имени главной героини, что является реверансом и бесконечной благодарностью Кире Георгиевне, которой и был посвящен фильм.

Забавно, что и тут бабушка Ренаты не осталась без внимания - героиня Фаина носит её имя, Вечная Алиса - Алиса Михайловна, мама, Михаил, камердинер - её дед также теперь дочь Ренаты участвует в общем семейном кинопразднике.

Спасибо, всем причастным, спасибо за то, что этот февраль принес нам замечательную историю Северного клана с Северных полей!

Наливайте терпкого вина, нарезайте фруктов, сделайте прическу, надевайте самое красивое платье и погружайтесь в загадочную историю царящего матриархата!

'Я - твой человек!'

19 февраля 2021 | 09:26
  • тип рецензии:

Если мир, который приоткрыла для нас Литвинова - сказка, то мы все ее персонажи. Интересно, что цепляет больше не основная линия сюжета с любовью к Фанни 'до гроба и после гроба', но множество второстепенных (на первый взгляд) эпизодов. Мужчины здесь не совершают поступков, а, если и совершают - то жалкие: оборванный подол у платья из мечты возжелать, пришитый обратно нос из желания отомстить. Женщины мечтают о сильных мужчинах, а из тех, кто их окружает, вьют веревки (ну или жгутики). И каждая не счастлива в этом всем, но делает выбор и совершает поступки. И ждет того самого - сильного, а дождется?

Ну вот тогда, когда кажется, что матриархату нет конца, Хьюго обязательно позвонит. Надо просто еще чуть-чуть подождать.

На самом деле, в голове гораздо больше, но не все получается выразить.

Вот еще одна важная вещь. В зале было много женщин, и смеялись они над монологом Лотты, где она признается, что любви никогда не было, а мечта последняя ее об индийском актере, которого видела однажды. Мне эта сцена показалась одной из самых горьких. Видимо, защитная реакция такая, смех, в ответ на больную тему для нас, девочек

И последнее. Время неумолимо уносится и уносит все за собой. Никогда уже не будет так, как сейчас. Истина простая, но вот я только учусь постигать

16 февраля 2021 | 23:26
  • тип рецензии:

Рената Литвинова самой сутью своего таланта обречена либо на обожание, либо на небрежение. Но в одном точно ей не откажешь — в самобытности. Однако, при всей холодности (к зрителю) и отстраненности (от него же) её режиссерских работ, все они никогда не были «вещью в себе», которая светит мрачноватым таким потусторонним светом, но не греет.

Греет, еще как, а порой и обжигает.

Понятно, что воспринимать «Северный ветер» в пустом полумраке кинотеатра (и это всего на второй неделе проката!) непросто. Хронометраж (два с лишним часа), рваный ритм, барочная избыточность кадра, акустическая палитра голосов и звуков — все настраивает скорее на мутную медитацию, чем на интеллектуальное усилие.

Послевкусие приходит позже (меня накрыло уже по пустой полуночной дороге домой).

Сначала начинаешь загибать пальцы, перечисляя прямые и не очень цитаты. Кира Муратова, Гринуэй — это лежит на поверхности. Вспоминают Бессона (сцена с оперной дивой), «Крестного отца» (не скажу где - спойлер), «Зеркало» Тарковского и даже Маркеса («Сто лет одиночества»). Но, прежде всего, эта сама Рената (имена, да и образы, героинь её предыдущих фильмов отчетливо аукаются и здесь). И если «Богиня...» и «Последняя сказка...» для меня выстроились в отчетливую дилогию (правда, когда на местной премьере второго фильма я это озвучил, сама Литвинова небрежно отмахнулась: «ну, это вы себе придумали»), то сейчас понятно, что речь идет о создании собственной вселенной, ну, в кинематографическом смысле, как минимум.

Хотя бы ради этого уже стоит идти в кино (настаиваю — на большой экран, в мониторе потеряется половина, если не больше).

Что еще? Прекрасный кастинг (эпизод Ходченковой — отдельный респект), выверенный саундтрек (обязательно досидите до финальной песни на титрах, она прекрасна), несколько (у каждого они будут свои) кадров — из тех, что прямо сейчас просятся в рамочку и на стену, костюмы, неподражаемые интонации самой Литвиновой и то, как она прекрасно и бесстрашно стареет в кадре.

Так о чем этот фильм? Конечно, о любви. Вернее, о невозможности любви, в ее высшем платоновском смысле (любовь как идея и архетип). «Обладать и принадлежать» - так называлась ее повесть, ставшая основой «Страны глухих» Тодоровского, одного из лучших кинопортретов наших 90-х (кстати, там героиню тоже зовут Маргарита). Обреченность именно на этот сценарий не дает никому, несмотря на все доступные чудеса, вроде 25-го часа на циферблате, вырваться из спирали - в центре которой неизбежны вырождение, гниение и распад. Любовь не дана нам изначально, недостижима в принципе и, в общем-то, нами не заслужена.

Ну да, мы не заслужили света. Но и покой нам только снится.

16 февраля 2021 | 18:45
  • тип рецензии:

Outstanding. Хотя бы потому, что в поисковике Яндекса половина ответов на запрос о фильме – это «как понять». И это учитывая, что у российского зрителя есть масса возможностей тренироваться на фильмах-эстетических головоломках, которые регулярно дарят нам творцы от Эйзенштейна до Балабанова. К слову сказать, когда я думала об уровне метафоризации в этом фильме, ближайшим по времени сравнением вспомнился именно Балабановский «Про уродов и людей».

Итак, картина «Северный ветер» - это выдающееся кино. Режиссерский замысел придумал поместить довольно простой (как все гениальное) месседж в очень насыщенную визуально-персонажную оболочку. Часть критики фильма летит как раз за это – зачем так сложно? Затем, мне кажется, что все идеи уже давно высказаны, и решающим становится только глубина и разнообразие творческих ассоциаций. И здесь все блестяще.

Линейка персонажей – каждый из которых наследует Гоголя, если бы Гоголь был женщиной – зачеркнуто – более чувственным художником (ибо не вся чувственность отдана женщинам, тут я против).

Насыщенный второй план – социальный, и даже политический. Гниющие в земле сундуки с деньгами и непролазная тайга перед Спасской башней – это блис-та-тель-но! Рената, как чуткий человек, спокойно смешивает эти палитры в кино, которое вроде бы о чувствах. И тут я ей аплодирую вдвойне – мы не можем, увы и ура, жить и любить вне своего предметного мира. Точнее, МЫ думаем, что можем, а Творец понимает, что нет.

Сюжета, который по Голливудским меркам определяется, в фильме нет, ждать его не надо. Но драмы при этом достаточно. Да и это, наверное, пока только Кристофер Нолан делает – чтобы и головоломка в каждой сцене, и психологизм, и события, как из пулемета, да еще все перемешаны во времени. Да и не нужно это здесь, «Северный ветер» предполагает спокойное созерцание себя в окне киноэкрана.

Музыка. Этот главный для многих манок к фильму я упомяну только кратко. Некоторые вещи нет смысла обсуждать, особенно если это гений Земфиры. Можно только порадоваться, что она продолжает писать музыку, что есть для этого Рената.

И наконец, об актерах. В конце моего восторженного эпоса, ибо тут происходит одно из главных Чудес Кино, сопровождающее вдохновенных и уверенных режиссеров. Актеры, все хорошо знакомые нам, получают небывалый простор для новой самопрезентации! Только в сильных авторских вещах можно увидеть столь яркие и неожиданные образы от понятных вроде бы актеров. В частности, я люблю Светлану Ходченкову, но даже я не знала, что она ТАК может! В своей эпизодической в общем-то роли. Это счастье.

В общем, ребята, посмотрите этот фильм! Не расстраивайтесь, если покажется, что мало чего поняли – это не так, фильм залезет вам прямо в фантазию и прорастет решениями и ответами через сутки-двое, как было у меня! Несколько смысловых линий и возможность как следует в них покопаться украсят досуг синефила!

16 февраля 2021 | 11:38
  • тип рецензии:

С первым кадром будто бы оказываешься в партере театра.

Сцена первая: великолепная Рената Литвинова в образе Маргариты ведет нас по готическому замку-лабиринту, в котором обитает матриархальный клан, властвующий в неких бескрайних Северных полях.

Затем действие перемещается в центральную залу, за праздничным столом в честь нового года собирается вся семья. Закадровый голос представляет нам всех действующих лиц этой пьесы.

Внимание фокусируется на прелестной Фанни, рассказывающей свою историю любви с Бенедиктом, сыном Маргариты.

Все разделяют радость от предстоящей свадьбы молодых, на лицах улыбки, воодушевление. Но несмотря на внешнее счастье, у зрителя уже начинает закрадываться предчувствие неизбежности беды.

Несчастье — это то, что испытывает каждый член этого семейства: и женщины, и мужчины. Только вот женщины в этом роду способны переживать это несчастье, принимать его, условно мириться с ним, однако не переставать надеяться на то, что их ждет любовь и обретение счастья.

Великий матриархат, как сама называет его главная героиня, — это не более чем вынужденная мера, нежели желание власти. Ни один из мужчин в этой картине не способен свергнуть владычество женщин, да они и не стремятся к этому. Им комфортно соглашаться на предлагаемые условия, хотя они могут быть им и противны, и причинять страдания и унижения. Но выбирают: либо не приходить, когда их так ждут, либо убегать на войну, когда их просят остаться, либо забываются в алкоголе, не имея воли и самостоятельности в принятии решения, либо мелочно мстят, когда стоило бы проявить мужскую гордость и достоинство.

Фильм в целом — это скопление замысловатых образов, фантазий, полнейший хаос, сюр, гротеск. По сюжету невозможно определить время действия. Это что-то из прошлого, но в то же время никогда не существовавшего в действительности. Это вполне себе правдоподобный рассказ об актуальном, жизненных отношениях, но вместе с тем карикатурный и парадоксальный. Одним словом необъяснимый, но однозначно притягательно-чарующий и магический.

Бесконечно красивый. В каждой сцене, повороте головы, грации движений, невероятных платьях, пронзительном взгляде, вдохе и выдохе кольцами дыма. Рената Литвинова занимает все пространство, овладевает вниманием зрителя с первого взгляда и уже оторваться невозможно.

Кадр, когда Маргарита в метель едет на автомобиле и курит, курит, курит, завораживает, а усилителем служит музыка и повторяющиеся слова 'Я злой человек. Твой человек. Смотри на меня, падает снег', написанная Земфирой специально для этого фильма.

16 февраля 2021 | 02:12
  • тип рецензии:

Фильм 'Северный Ветер' Ренаты Литвиновой... Честно, думал, писать ли о нём - потому как... это всё на внутреннем, личном уровне. Но... всё же напишу - потому что... потому что о настоящем нельзя не писать.

Скажу сразу, что мне очень жаль, потому как, видимо, этот фильм так останется непонятым в большинстве своём - сейчас я уже почитал комментарии на разных ресурсах - и от этого ещё более грустно... И получается, что этот фильм действительно 'не для всех' - но тем обиднее, с осознанием того, какие именно вещи и глубины этот фильм затрагивает.

Да, я не буду его рекомендовать всем - и тут не работает 'от противного' - потому как фильм, к сожалению, действительно окажется не для всех. Но... это очень сильно. А ещё - этот фильм беспощадно правдив, жестоко, до слёз правдив, если откинуть всю прекрасную фантасмагорию (которая воплощена действительно завораживающе). И сквозь все метафоры, красивые, а иногда наоборот, в какие-то моменты истина буквально проговаривается вслух, неприкрытая и беззащитная, и от этого ещё сильнее, до слёз больно и горько.

И не хочется говорить о 'технической' стороне фильма, но визуально он очень красив в своём воплощении - и не только своей фантасмагоричностью и эстетикой - но и... декадентской красотой. И насколько для меня обычно не важно визуальное, тут сложно не обращать на это внимание и не отдавать должное.

И 'театральный' дух проходит через всю картину из пьесы-первоисточника, разворачиваясь по-настоящему и ещё больше вовлекая в этот такой нереальный (?) мир. Актёры просто на высоте - настолько, что можно было бы об этом не писать - настолько всё... по-настоящему и... как должно быть - но не упомянуть нельзя - поэтому просто спасибо.

И, конечно, музыка - Земфира раскрасила этот холст, сделав эффект от него ещё сильнее.

И это первый фильм Ренаты Литвиновой, который я посмотрел - раньше я почему-то до них не доходил... И кто-то пишет, что это самый личный фильм Ренаты - да, пожалуй, так и есть - и где-то это... слишком на грани, чтобы кого-то ещё допускать - но именно через личное раскрываются самые настоящие и глубокие, глобальные и такие важные вещи...

Поэтому я не буду говорить о сюжете и о том, о чём этот фильм и сколько в нём спрятано (а порой и буквально говорится вслух, без всего лишнего) - и не буду рекомендовать его всем - потому что тут либо поймёшь и почувствуешь - либо, как ни грустно, наоборот. Я бы очень хотел, чтобы этот фильм поняли - но, наверное, он отзовётся именно в тех, в ком должен отозваться.

И кто-то говорит, что это 'женский фильм' - и отчасти это тоже, пожалуй, так - но если бы я всё же стал его рекомендовать, то в первую очередь именно мужчинам. Но опять же, надеюсь, его посмотрят те, кто должен.

Так что всё, что я написал - это... не рецензия и рекомендация - это благодарность всем тем, кто чувствует и создаёт настоящее - Спасибо, Рената, спасибо, Земфира и спасибо всем участвовавшим в создании этого фильма.

А без Любви всё грех и становится мёртвым. Но она есть.

15 февраля 2021 | 23:31
  • тип рецензии:

От очередного фильма Ренаты Литвиновой хотелось оригинальности, глубины, красоты, а главное сочности сценария. Но в целом фильм оставил неудовлетворительное впечатление. Во-первых, из-за сценария. Единая линия прослеживается не четко. Фильм больше похож на отдельные движущиеся картины слабо между собой связанные. Персонажи все абсолютно неживые, это скорее отдельные мысли автора о людях. Жизни, характера, своих желаний у них нет. Это тени людей, витающие в туманном сознании автора. С самого начала фильма присутствует ощущение бутафорности всего действия, ни на минуту не веришь, что действительно может существовать такой мир и такие люди. Многие моменты, красивые сами по себе, никак не соотносятся ни с героями, ни с сюжетом. Например, кадры с оленем или выступление оперной дивы, которое чем-то напомнило '5 элемент'. Из-за этой разорванности фильм остается совершенно непонятным, рваным и пустым. Похоже, что жизнь ушла не только из Северных полей, но и из творчества Ренаты. Герои страдают от ушедшей любви, но у самого автора похоже тоже нет никакой любви к этим героям, скорее холодное и пустое сетование на происходящее.

Фильм оживляет только замечательная музыка Земфиры, интересные костюмы и некоторые детали антуража.

13 февраля 2021 | 21:29
  • тип рецензии:

«Нет смерти для меня» - так называлась первая режиссерская работа Литвиновой. И кажется, что для нее эта всегда открытая тема остается не иссякающим источником вдохновения.

Как и куда убежать от смерти? В предыдущем фильме «Последняя сказка Риты» зритель утешался тем, что смерть – не уродливая старуха, а красивая женщина с бокалом шампанского; в «Северном ветре» ему намекают, что от нее можно и вовсе ускользнуть, выйти на другой станции.

Год за годом в ожидании чуда могущественный семейный клан «Северного ветра» собирается за одним столом на Новый год. У клана есть семейная тайна: каждый из его членов обладает лишним 13 (25) часом в сутках. Но в этот праздник происходит несчастье - и с этого момента что-то ломается, все начинает идти наперекосяк.

Рассказывая историю семьи, тянущуюся через года, с интригами, несчастьями, признаниями и вновь и вновь приходящим Новым годом Литвинова погружает зрителя в свой особый мир, похожий на зазеркалье. Так часто бывает во сне: ты попадаешь в привычную повседневность, но она наполнена несвойственными ей вещами, словами, поступками.

Создается впечатление, что поместье «Северного ветра» находится где-то между мирами, в безвременье. По сюжету ты вроде знаешь, что это в России, где бесконечно меняется власть и идет война, вдалеке виднеется Кремль, но откуда на него смотрят герои не опознать. Дом укутан сигаретным дымом, занесен вечным снегом и наполнен ворохом мелких деталей, которые хочется рассматривать и разгадывать. Населяют его бесконечно красивые женщины: от юной Фанни (Ульяна Добровская) до «вечной» Алисы (Татьяна Пилецкая) и так и не повзрослевшие мужчины. Но, лишенный любви, мир этот неизбежно начинает гнить и ломаться.

Мне кажется, что Литвиновой прекрасно удалось уловить эстетику распада, расщепления (и людей, и вещей, и окружающей реальности). Но в конце дать зрителю надежду, что не всякий уход страшен, а некоторые и вовсе могут наколдовать себе второй шанс.

Я получила настоящее удовольствие: и от визуального решения, и от сюжета, и от текста, приправленного «фирменным» литвиновским юмором иногда черным, иногда абсурдным, и от музыкального сопровождения (бессменный соратник режиссера Земфира).

9 из 10

13 февраля 2021 | 01:08
  • тип рецензии:

Хороший фильм. Не прекрасный, не отличный, но хороший. Фильм посвящен блеску и нищете отечественного матриархата. То, что в России царит матриархат – давно очевидно. Когда-то я разговорился с московским таксистом: «В Москве мужиков много, мужчин нет!» Вот на этом послании и основана вся сюжетная линия фильма-спектакля: «Мужчин нет!»

Называть этот фильм полноценным произведением кинематографа абсолютно неверно. Это спектакль, снятый на кинокамеру. И это первый обман, который раздражает зрителя. Но может быть так и задумано? Может быть в этом и замысел режиссера? Все персонажи этого действа не живут полноценной жизнью, а играют свои роли. Громко и внятно кричат зрителю: «Мы живём в отхожем месте и делаем вид, что так и нужно жить! Смотрите на это, услышьте нас! Увидьте наш спектакль, от которого мы и сами давно устали!»

Примечательно, что эту историю сочинила и сняла женщина, она же сыграла главную роль. Можно сказать, что этот фильм манифест Ренаты Литвиновой. Её послание обществу. Я когда шёл на «Северный ветер», то думал, что буду сидеть в полупустом зале. Ошибся, пришлось сидеть в первом ряду, поскольку зал оказался практически полон. И это радует. Людям интересен этот манифест российских женщин. Совершенно очевидно, что сними похожую историю мужчина – фильм имел бы совершенно другой эффект. Создателя бы обвинили в шовинизме. А здесь нет шовинизма, есть женская боль по поводу отсутствия мужчин. Куда они делись? Этого в фильме не показано, но показано, куда уходят подростки, мужчины в которых есть хоть чуть-чуть мужского, они уходят на какую-нибудь войну. И не возвращаются. А женщины ждут?! Нет, не ждут. Они поступают в соответствии с природными законами. Когда в курятнике нет ни одного настоящего петуха, то кур начинает топтать самая мужественная курица. Никогда не задумывались, что словосочетание «мужественная женщина» — это практически оскорбление. А не предмет гордости. Захочет ли какой-нибудь настоящий мужчина добровольно прийти в логово мужественных женщин?!

Итак, о чем вся история? История о некоем матриархальном мире под условным названием «Северные поля», в котором существует некая влиятельная семья. Матриархальная. Обитатели этой семьи практически не выходят из-за стола, а почётного матриарха зовут Вечная Алиса. Если в 'Алисе' Кэрролла всегда было «время пить чай», то в этой истории всегда есть время отмечать Новый год. «С утра пьют шампанское аристократы и дегенераты!» - сказано в известной комедии Гайдая. Вот и здесь. Шампанское пьют то ли аристократы, то ли дегенераты.

Всё действо наполнено множественным символизмом. Любое событие можно рассматривать либо как просто действо, либо как метафорическое послание. Но поскольку вся история метафорическая послание, то просто действий в этом фильме нет.

Каково послание? Послание двойственное. С одной стороны манифестируется 'мы ждем мужчин', с другой стороны всякое мужское проявление просто блокируется, останавливается. Чтобы быть живым мужчиной в матриархальном пространстве из него надо уходить, улетать, уплывать, уезжать. А женщины? Чтобы быть живой женщиной в матриархальном пространстве из него надо уходить, убегать, уплывать, хотя бы на тот свет.

Можно ли спасти, исцелить, оздоровить матриархальное пространство?! На это нет ответа. И в этом трагикомичный парадокс «Северного ветра». Чтобы в сценарии и в фильме появился ответ на главный вопрос матриархата: «Где взять мужчин?!» Самой создательнице фильма стоило привлечь к написанию сценария и съемках фильма достойного мужчину. Самой пройти дальше собственных ограничений.

Потому вся история так и осталась с двойственным посланием: «Нам нужна ваша любовь, но мы не хотим, чтобы вы приходили, поскольку боимся потерять свою власть!»

Добро пожаловать в современную Россию, детка. Стоит ли смотреть? Да. Это наш фильм про нашу жизнь. Стоит ли строго судить? Нет не стоит. Это попытка российских женщин сказать о наболевшем за последние пару сотен лет нашей истории. И мне хочется поприветствовать эту попытку. Добавлю за это один бал. За храбрость самой Ренаты Литвиновой.

8 из 10

12 февраля 2021 | 12:39
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: