Каково же было мое удивление, когда я узнал об еще одном новогоднем фильме ужасов, который позиционируют как французский ответ американским слэшерам вроде «Тихой ночи, смертельной ночи», где главным действующим лицом выступает маньяк в костюме Санты Клауса. Причем мое удивление было настолько высоким, что я не стал откладывать этот фильм до новогодних праздников, как я обычно это делаю, и приступил к немедленному ознакомлению.
Сюжет фильма «3615 код Деда Мороза» рассказывает о мальчике по имени Томас. Он – вундеркинд, у которого есть очень множество талантов. А благодаря тому, что он является сыном владелицы игрушечной фабрики, то у него есть не только почва для развития этих самых талантов, но еще и простор фантазии для игр (например, он переоборудовал огромный особняк, где он живет, в свою площадку для игр). Но несмотря на это, он все еще является ребенком, который отчаянно верит в Деда Мороза. Верит настолько, что готов даже искать его в интернете и вести с ним переписку, наивно веря, что не общается с педофилом, страстно желающего воспользоваться наивностью ребенка и узнать адрес его проживания.
В итоге, то что должно было стать мечтой любого ребенка, оборачивается настоящим кошмаром. Вместо того, чтобы дарить радость ребенку, прибывший в дом ребенка Дед Мороз начинает охоту непосредственно за Томасом по огромному особняку. Но это только полбеды. В доме помимо Томаса, есть еще его дед, полуслепой старик, больной диабетом, которому защита нужна не меньше, чем ребенку, а задержавшаяся на работе мать, находится на пути домой и не знает про опасность.
Звучит это все жутко, не правда ли? Но справляется ли фильм с задачей напугать зрителя? Нет. Но неплохо держит в напряжении. Раскрыв главного антагониста, события фильма начинают разворачиваться очень стремительно и не отпускают вплоть до финальных титров. Место действия в виде большого особняка также добавляет саспенса, ведь это место, которое является домом для главного героя. И теперь, там, где он мог чувствовать себя в безопасности, стало для него ловушкой, ведь особняк большой и маньяк может скрываться где угодно, а вычислить его местоположение не всегда бывает просто. Плюс главными героями являются ребенок и старик. А это дает дополнительный повод для сопереживания.
Конечно же, после такого описания фильм может вызвать ассоциацию с «Один дома», но эти два фильма объединяет лишь идея, которая заключается в том, что ребенок вынужден бороться против взрослого, используя особенности его дома и ловушки. Сказать, этот фильм вышел на волне успеха «Одного дома» нельзя, так как «3615 код Деда Мороза» вышел в 1989 году, то есть за год до выхода непосредственно «Одного дома». Да, тут есть ловушки, но реализованы они не так хорошо. Правда, фильм дает на это логическое объяснение, ведь Томас, в отличие от Кевина МакКаллистера, не знал о готовящемся нападении и был вынужден использовать лишь то, что он заранее смастерил для своих игр, либо то, что ему удавалось сделать на ходу. Но если быть честным, даже то, что показано в «3615…» выглядит намного круче, чем ловушки в «Один дома 4».
Что касается актеров, то мне хочется выделить лишь троих. Ален Лаланн, сыгравший Томаса, весьма неплохо исполнил свою роль. До харизмы, скажем, детишек из «Оно» или «Очень странных дел» не дотягивал, но нужные эмоции он старался выдавать и не раздражал. Уже неплохо для ребенка. Правда, если бы он не косил под героев боевиков 80-х до было бы лучше. Поначалу это выглядело забавно, но затем стало выглядеть очень глупо. Луи Дюкрё также неплохо сыграл дедушку. Милый старик, который очень любит своего внука и стремящийся его защитить. Но беда в том, что из-за особенностей своего здоровья ему нужна защита даже больше, чем его внуку. Между этими двумя актерами чувствовалась определенная химия, я верил в их искреннюю дружбу и поэтому сопереживать мне хотелось им еще больше. А главной звездой для меня стал Патрик Флёрем в роли маньяка. Его актерская игра прекрасна. Отчужденный, озлобленный на весь мир человек, так и не сумевший найти свое место в мире. Уже то, как его тянет к детям в открывающей сцене выглядит жутко. И чем дальше я его узнавал, тем страшнее он становился.
Теперь о недостатках. Помимо выше мной указанных ненужных отсылок к культовым боевикам 80-х, в фильме есть и глупости (к примеру, к концу маньяк начал тупить, хотя до этого показал, что он далеко не глуп) и ненужные сцены (например, «помощь» лучшего друга Томаса, которая ни на что не повлияла). Но самым большим разочарованием стало то, что фильм не слэшер. Да, убийства в фильме есть. А без хороших убийств фильм ужасов назвать слэшером нельзя. И мне не очень понятно, почему этот фильм называют ответом американским фильмам подобного жанра. Если французы хотели снять более напряженный фильм ужасов на подобную тематику и таким образом подчеркнуть, что американские фильмы на такое не способны, а берут только эксплуатационными элементами, то это действительно достойный ответ. Но если нет, то не понятно почему его так позиционируют? Поэтому, если вы хотите посмотреть этот фильм, только потому что считаете его слэшером, то забудьте. В этом плане он вас разочарует.
Остальным же, я хочу порекомендовать этот фильм. Несмотря на все недостатки, это вполне неплохой, даже по-своему оригинальный, фильм ужасов на рождественскую тематику, наполненный саспенсом и напряжением. Если вы также, как и я, любите смотреть фильмы ужасов на новогоднюю тематику, данный фильм является весьма неплохим выбором.