Наверняка многие люди хотя бы раз задумывались по поводу изменения прошлого, как глобально, так и в частном порядке, начиная, например, с убийства Гитлера, что неоднократно обыгрывалось в кино и не только, а заканчивая исправлением ошибок и ситуаций, повлиявших на собственную судьбу. Главная героиня «Апории» Софи в этом плане не исключение. После того как она потеряла мужа по вине пьяного водителя, ее жизнь рухнула, а отношения с дочерью разладились. Понимая, что ничего уже не изменить, женщине остается только уповать на неотвратимость наказания, но процесс затягивается и не предвещает справедливого исхода. Тогда друг семьи Джабир предлагает необычное решение – убить виновника до трагических событий, с помощью изобретенной им машины времени, способной влиять на прошлое. Она не перемещает людей, но может поразить заданную цель сквозь время и пространство. Софи поначалу настроена скептически, но вскоре соглашается попробовать, не задумываясь о последствиях.
Очередной проект про машину времени значительно уступает своим собратьям, но провальным при этом его не назовешь. Режиссеру и сценаристу Джареду Моше удалось привнести некоторую оригинальность, взять хотя бы принцип действия устройства, да и название фильма весьма нетривиальное. Термин Апория дословно означает «безысходность», «безвыходное положение» и определяется как вымышленная, логически обоснованная ситуация, которая не может существовать в действительности. Моше словно успокаивает зрителей, мол, не беспокойтесь, это всего лишь художественный вымысел, фантазия на тему, причем довольно условная. Здесь нет крутых спецэффектов, ярких вспышек, искажений в пространстве, киноязык скуп. Лишь слабый дымок, идущий из машины, дает понять, что она функционирует. Такой подход обусловлен стремлением режиссера уделить больше внимания морально-нравственным темам, а научно-фантастический аспект, по сути, становится просто поводом для их обсуждения, что не лучшим образом сказывается на картине.
Так мы подходим к главным недостаткам «Апории» - скучности и нудности. Разговоры героев об этике использования устройства сводятся к шекспировскому «Быть или не быть», то есть стоит ли его применять, имеют ли они моральное право вершить судьбы и все в таком духе. С одной стороны совершено весомое научное открытие, а с другой – это большая ответственность, ведь фактически создано опасное оружие, при использовании которого даже во благо обязательно кто-то умрет в прошлом. Дилемма сродни «Оппенгеймеру», вышедшему в один год с «Апорией». Все рассуждения персонажей не новы, в них нет принципиальных отличий от опыта других фильмов подобного рода. История в итоге выглядит занудной, местами банальной и затянутой, а медленный темпо-ритм только подчеркивает это. Возможно, формат короткого метра больше бы ей подошел, но Моше, решил поиграть в гуманизм и в Капитана Очевидность, словно в надежде, что в 2023 году никто не слышал про «эффект бабочки» и не смотрел «Назад в будущее». Справедливости ради, стоит отметить, что режиссер отставил зрителям пространство для маневра – открытый финал.