К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Ельцинская Новая Россия' и стык веков. Бунтарская свобода слова без ксенофобии и национальных предрассудков. Простые люди, простые правила, простые разговоры. Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый. Процесс важнее цели. 'Дорожная история', где одиночество возведено в абсолют и является краеугольным камнем всего перформанса. Ты, да я, да мы с тобой. От неприязни до дружбы один шаг.

'Купе номер 6' - это именно такое кино: неровное, шероховатое, снятое на пленочную ручную камеру, побуждающее на дискурс законченными самостоятельными тезисами-ванлайнами. Простое, как железная дорога. Меланхоличное, как сигаретный дым в тамбуре. Искреннее, как диалог после выпитого литра 'горячительного'. Честное, как похмелье после знакомства. Воодушевляющее, как взор в окно во время движения поезда.

Не устану повторять фразу 'Каждому режиссеру нужен свой 'Гараж'', и Коусманен 'выдал базу' - бессюжетный 'слайс-оф-лайф' на час-сорок, который попросту интересно смотреть, вникать, поглощать. Которому хочется сопереживать. Литературная основа во всей красе: ставки на диалоги-поединки, колоритных персонажей, пущай и без проработанной и показанной экспозиции в кадре, а так же рифма с 'Особенностями национальной охоты' - взгляд на Россию глазами финки и пресловутое кредо 'свой среди чужих, чужой среди своих'. Лучше и не напишешь: соотечественник 'в крысу' ворует видеокамеру, а иностранец всячески помогает двигать протагонистку к изначальной цели, невзирая на полную противоположность и непонимание со своей стороны. По всем заветам Данилы Багрова а-ля 'Русские своих не бросают' в контексте истории главная героиня трансформируется из обычной студентки по обмену в свою, исконно-русскую дивчину, которой невозможно отказать, ибо 'кодекс пацана' не позволяет. Так оно и вышло, что мне понравилось то, что я увидел, хотя назвать 'Купе...' слишком уж увлекательным фильмом язык не поворачивается. Медленно, медитативно, размеренно. Любителям 'жизненного' и разговорного кино - мой рекомендасьен. Фестивальная форма соблюдена в полной мере, и это не может не радовать.

Актерские работы отличные: Борисов, как обычно, ворует все экранное время, хоть и является персонажем второго плана. Сейди Хаарла - украшение сего проекта: милая, невинная, чужая, отстраненная, ищущая пути к самосовершенствованию. Прекрасная химия между героями, которая приятно 'работает' с кино-проекторного экрана и западает прямо в душу. Операторская работа и монтаж - ок. Саунд-дизайн и пост-продакшен в DTS удивили, хотя и являются избыточными.

Гран-при в Каннах, номинация на 'Оскар' в категории 'Лучший иностранный фильм', отзыв прокатного удостоверения в РФ, что само по себе бред - Юхо Коусманен снял максимально правдивое кино про 'русскую душу', которую нельзя понять, а можно только прочувствовать. Порой, действительно нужно купить 'one way ticket', а дальше будь, что будет. Живи настоящим, смотри в будущее. Приятного просмотра.

7 из 10

16 апреля 2024 | 09:05
  • тип рецензии:

Что же соединило такие страны как Финляндия, Эстония, Россия и Германия для создания ленты, получившей Гран-при в Каннах? Конечно же, 90ые, во всей красе - кинематографическая классика лихих годов истории России. Полная разруха, море алкоголя, шансон на фоне в угнанной «Жигули. Все, кто хоть как-то близок к теме, колорит оценят по достоинству!

Отсутствие динамики в сюжете может отпугнуть неискушенного зрителя, должным образом не настроенного на формат Каннского фестиваля, и это следует учитывать заранее. В фильме достаточно жизненной философии. От позитивно описываемой в светских кругах до реальности поездной романтики, где главная героиня постоянно находится в поисках себя и насущного смысла.

К теме, про роль музыки в фильме, - с помощью неё раскрывается суть происходящего, в тот или иной момент. Сюжет про историю неразделённой любви. Про разлуку, длиною в маршрут Москва – Мурманск, и горячий финский темперамент напротив суровости русского работяги…

Возвращаясь к мелодичным композициям, от легких мелодичных, близких к стандартам Евровидения и до ностальгических танцевальных, актуальных на тот момент. Подборкой занимались точечно, в попытке одновременно связывать их с чувствами героев и событиями картины. Вроде как и получилось, но местами не очень.

Впрочем, что меня немного раздосадовало, так это непонимание отсылок к Чехову, если такие и планировались. Может, с моей стороны не до конца произошло погружение в скрытые смыслы автора картины Юхо Куосманена. В защиту режиссера хотелось бы отметить тот факт, что рассмотреть романтику в Мурманске зимой – это уже уровень, достойный номинации по мнению жюри фестиваля. С чем необязательно быть согласным.

Подобные фильмы зачастую разделяются категоричным мнением зрителей 50/50. Я всё же больше склоняюсь к тем, кто досмотрит до конца и не будет при этом раздосадован произошедшим. Но далеко не факт, что вспомню название спустя несколько недель после этого.

16 февраля 2024 | 22:10
  • тип рецензии:

Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля. Претендует на кучу других наград. В том числе и на Оскар. Четыре месяца хотел посмотреть эту картину. Посмотрел. Фильм, честно сказать, получился хороший. У финского режиссера Кусоманена получилось взглянуть на российскую действительность немного под другим углом. Жанра фильма можно охарактеризовать как Ж/Д-муви. Действие на протяжении почти всего фильма происходит в поезде. Одна 'купешка', в которой приходится уживаться двум главным героям. И эта поездка, наверное, немного меняет их жизнь и взгляды. Русский гопник Лёха (Юра Борисов) на деле оказывается более тонким сентиментальным романтиком. Главная героиня (финка) предстает перед нами доверчивой и наивной студенткой с ценностями 'Це Европы'. Но в ходе развития сюжета, её мировоззрение и амбиции претерпевают изменения. Главных героев, наверное, объединяет чувство одиночества. Только парень давно понял это. А вот девушка ещё не до конца. И дорога на поезде ведёт не в конкретный Мурманск с условными петроглифами. Она несёт героев к чувствам, за которыми всё остальное кажется уже менее важным. Фильм наполнен контрастами. Извините за незначительные спойлеры. Режиссёр показывает нам финского интеллигента, который в реальности оказывается простым проходимцем. Мужики из гаража раздают иностранцам халявную водку. Проводница поезда не берёт деньги за смену койко-места. Очень интересно было посмотреть на подобную художественную интерпретацию российских реалий. Ну и романтика поездов передана шикарно. Я с радостью вспомнил свои поездки в дальнее путешествие на поезде. Желаю фильму завоевать кучу премий и продвинуться. Потому что фильм точно будет интересен иностранному зрителю. Ну и рекомендую всем посмотреть, кто ещё не смотрел. В фильме, конечно, есть парочка откровенных зашкваров и доля кринжатины, без которой, на мой взгляд, можно было бы обойтись. Здесь точно без спойлеров. Кому надо - тот поймет. Кроме того, многие комментаторы после просмотра увидят попытку создателей выйти на Европу и Америку. Но художник видит картину иначе. А, значит, довольствуемся тем, что есть. Спасибо за внимание, друзья!

28 ноября 2023 | 10:56
  • тип рецензии:

Такое кино максимум бесплатно стоит выкладывать в интернет, потянет на студенческую работу, но участие в Каннах, это какая-то фантастика для данной картины.

Юра Борисов практически с самого начала отдаёт образом Багрова. Никакой предыстории героя, непонятны некоторые поступки из-за отсутствия биографии.

Практически до конца фильма было непонятно в какое время происходит действие фильма, из-за машин позже пришла догадка, что это 90-е.

Про возраст студентки сильно возмущаться, конечно, не стоит, так как учёба в любом возрасте - это норма, но также не хватает предыстории героини.

Концовку похоже просто отрезали, сделав конец на красивом моменте, будто хотели сделать что-то вроде хэппи-энда, который бы явно не помешал, и с подробностями.

Весь фильм задаёшься вопросами: куда, к кому, зачем, почему, на какие деньги?

Слабый фильм, но идея очень даже ничего.

20 ноября 2023 | 12:46
  • тип рецензии:

Уж если зашел разговор о роуд муви, то.. Вечер, небо, самолет Москва-Дубай. Покидая Родину, я спешу насладиться российским фильмом «Вагон номер шесть», который я заприметила в развлекательной программе авиакомпании Эмирейтс. Почему бы не скоротать полет за фильмом, который уже был в моем списке обязательных к просмотру? К тому же, мне интересен Юра Борисов. Так что, win-win situation.. (беспроигрышная ситуация).

У всех есть путешествие всей жизни. Для кого-то это вокруг света за 80 дней, для кого-то - увидеть Париж и умереть, кто то едет в индийские ашрамы, кто-то в ретрит на Бали, а финская девушка сгорает от желания ознакомиться с загадочными и труднодоступными петроглифами в Мурманске.

Вагон с номером шесть неслучаен. Русские не могут жить степенно, без приключений, ибо имеют внутренних цыплят в голове, не дающих им покоя. И ладно сами бы только так жили. Ан нет, заражают финнов. Тем скучно жить без надрыва, без того, что так нравится финской девушке Лауре - без высоких потолков, обоев с узорами, вечеринок, компаний, профессоров литературы и экспериментов в виде нетрадиционных сексуальных отношений. Однако, все хорошо в меру. И если заниматься экспериментами по молодости во студенчестве сам бог велел, то застревать в них в зрелом возрасте нежелательно. Иносказательно,, кто не куролесит в молодости, тот не имеет сердца. А кто не умеет вовремя остановиться - не имеет мозгов. И кто бы мог подумать, что вовремя остановиться финской девушке поможет случайный попутчик по купе, сам без царя в голове - недалекий на вид на пропойца, который даже не в состоянии выговорить слово «петроглиф» с пятой попытки. Работник горного комбината открывает запутавшейся финке немудреную истину. Живи просто - ешь, пей, люби. А если наступает чувство пресыщения, как с поднадоевшей лесбийской любовью, и чувствуешь фальшь с натянутостью - то беги, размыкая круг.

«Вагон номер шесть» - это история дружбы двух совершенно непохожих людей, противоположностей, оказывающих друг другу далеко не медвежью услугу. Один становится способен на души прекрасные порывы. Другая, наконец понимает, что ей делать - сходить ли с поезда на остановку раньше, возвращаться назад к своей фамм фаталь или ехать на встречу с петроглифами. А ведь понять, что в жизни нужно, дорогого стоит, чтобы не тратить впустую драгоценное время и молодость.

Юра Борисов победоносно шагает по экранам, и опять не в одиночку. Финский акцент бывает такой же шарман, не хуже французского, а валяния в снегу под аккомпанемент завывающей метели столь же романтичны, как прогулки под луной.

В газете Ilta-Sanomat рецензия вышла с заголовком «„Купе номер 6“ — лучшее, что произошло между Россией и Финляндией за долгие годы». Ну что же, дай то бог..

8 из 10

11 ноября 2023 | 16:43
  • тип рецензии:

Почему фильм называется именно 'Купе № 6'? Не 5, не 3, не 8? В этом я не вижу нумерологических хитростей. Тут лишь отсылка на классику, 'Палату номер шестой' Антона Павловича.

Видимо авторы ленты как раз и хотели показать безумие отечественного быта на примере одного из самых заурядных купе. В нем оказываются двое - мужчина и женщина. Они и очень разные, но их молодость и желание жить создают романтическую атмосферу там, где и не должно было быть.

На фоне этого мы видим дорожные зарисовки, картинки из жизни страны. И вот в этом заключается главное препятствие для положительной оценки этой ленты.

Прежде всего время действия не обозначено. Вероятно речь идет о промежутке между концом 80х началом 90х. А если быть точнее, то подсказка в музыке. Если исполняемая в такси Desireless - Voyage, voyage, вышла в 1987 году, то 'Владимирский централ' Круга в 1998 в альбоме 'Мадам'. Но для 1998 года тут совсем нет предпосылок. В картине напрочь отсутствуют зарубежные машины, турецкая одежда и многие другие атрибуты конца 90-х.

И это очень значимый момент. Ибо если время действия не подчеркнуть, то далекому от российского быта зрителю может показаться, что дело обстоит сейчас. А ведь фильм показывали в Каннах. И может сложиться кардинально неправильное впечатление, что сквозь сумрачные барьеры пытается иностранка познать петроглифы, до которых никому из местных и дела нет.

А между тем, сейчас подобных вагонов с такими устаревшими купе уже и нет в парке РЖД. Да и сотрудники РЖД не ведут себя так. Не ведут себя так развязно и пассажиры. Вероятно, и не вели себя они так никогда. Грубость, алкоголь, отсутствие манер... Все это был лишь частный случай, но не более.

На мой взгляд, куда интереснее выглядела бы история об иностранке, которая едет в наши дни в поисках петроглифов. Было бы здорово показать культурные несоответствия, сделать кинопортреты ночного Петрозаводска и зимнего Мурманска. В таком разрезе концовка ленты так и вовсе могла бы остаться без серьезных изменений.

Только это была бы уже совсем другая повестка. Россия бы была изображена интересно, с учетом многовекового колорита. Нужны ли такие зарисовке современным организаторам Каннского фестиваля? Получил бы такой фильм один из главных призов?

А предложенное возвращение постперестроечных нуаров видимо попало в самую точку таких ожиданий.

3 из 10

14 мая 2023 | 12:29
  • тип рецензии:

Вот кажется, что человек целеустремленный отправляется в дальнюю дорогу, указав свой труднодостижимый пункт назначения и цель.

Его ничто не остановит. Преодолевая собственные страхи и любые препятствия, он устремляется к заветной мечте.

Поезд отправляется, попутчики рассаживаются в купе. Ну и как повелось, ты оказываешься лицом к лицу на долгие двое суток с тем, кто тебе, вполне вероятно, неприятен и чужд, утомительно балагурит, ест, выпивает и подозрительно прилипчив.

Но Москва остаётся далеко позади, а впереди впервые посещаемый Мурманск, с таинственным артефактами прошлого, которые тебе нужны для твоей профессиональной гордости и ещё чего-то.

И оказывается, что путешествие - совсем не цель, а средство убежать от себя и одиночества. Попытка наощупь найти тепло и такое неуловимое счастье.

Я посмотрела российскую киноисторию, рассказанную финским режиссером Юхо Куосманен, оператор и актриса в главной роли тоже финны. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 2021 году и выдвинут Финляндией на «Оскар».

И несмотря на то, что действие происходит в России, пейзаж узнаваем, психологические типажи и мотивы героев понятны, ракурс и взгляд все-таки новый, в чем-то удивительный, открывающий в нас самих что-то новое и не всегда плохое или хорошее, а особенное и человеческое, индивидуальное и объединяющее.

04 декабря 2022 | 21:36
  • тип рецензии:

Идея обладает огромным потенциалом - но исполнение, имхо, подкачало.

Итак, замкнутая финка (хе) едет из богемной Москвы через всю Россию ради петроглифов - и вынуждена делить купе с простым русским парнем Лехой, который катится в ту же сторону на заработки. Ну и как бы контраст скандинавской зажатости и русской шир-роты, пр-ростоты высекает искру взаимопонимания и так далее.

Но.

Почему-то простой русский парень, выражение глубинного народного очарования, в глазах режиссера (финна) должен а) мрачно бухать, б) оскорблять только что встретившуюся девушку намеками на проституцию, в) простите, пердеть ('Маяк номер 6'), г) угонять привокзальные авто и так далее.

Ну и как бы... как бы в итоге не веришь ни в просыпающиеся чувства главной героини (стокгольмский, разве что, синдром), ни в раскрытие образа Лехи, который из блевотного маргинала начала фильма по щелчку пальца становится грубой, но не понятой жертвой социума середины и финала. И весь фильм рушится - потому что видишь не Леху и Лору, а режиссера по имени Юхо, который в чем-то зрителя пытается убедить.

А еще присутствуют: еще более маргинальный маргинал, чем Леха, от которого героиню Лехе надо спасать; еще более маргинальный, чем более маргинальный, чем Леха, маргинал, финн aka символ загнивающего, бездуховного и пластикового запада, от которого героиню должно отвернуть; водка-самогонка-спиртяга-бухло, потому что ну Россия же, как иначе; угрюмые хамы-провинциалы, потому что потому же, ну; персонажи, объясняющие, как надо к Лехе относиться. Ну и, повторюсь, дико карикатурный на первых порах гопник, которого и в Даешь молодежь взяли бы вряд ли.

Что в фильме хорошего (ибо сделан он хорошо): формат роуд-муви, атмосфера угрюмого поезда начала нулевых, игра Юры Борисова (натуральненько), исследование поезда и дороги как самостоятельной формы пространства - на контрасте с пространством 'обычной' жизни, отличное качество съемки.

В общем, посмотреть можно - но только ради того, чтобы понимать, что сейчас снимают.

18 сентября 2022 | 19:27
  • тип рецензии:

Во-первых, здесь, вероятно лучший Борисов. Кто-то скажет, да что там, матерящегося гопника и алкаша играть — ок, попробуйте. Во-вторых, аутентика. Финский режиссер Юхо Куосманен явно не раз ездил в советском/российском поезде, так что вместе с героями, хамоватыми проводницами и ночными остановками снова проедемся и мы.

Долго крутил собственные впечатления в голове, стараясь облечь в какие-то верные слова то, что мне действительно здесь понравилось вне съемок и кастинга. По итогу пришел к мысли, что КУПЕ умеренно удачно раскрывает тему странствующего одиночества («Мы все одиноки» — бросает случайный финский сосед центрального тандема, а, как вы, вероятно, знаете, я любитель притянуть к мелким эпизодическим репликам общую суть) и боли расставания — той самой, что жутко щемит в груди после того, как пусть и за небольшой временной отрезок успеваешь привязаться к человеку, поначалу вызывавшему полное отторжение. Профессиональные мечты сбываются и результат, как водится, дарит куда меньше радости, чем процесс; чем путь к тому, что когда-то казалось важным. Нащупали, попали, ага.

09 мая 2022 | 12:57
  • тип рецензии:

Застать меня за просмотром отечественных «кинопопыток» почти невозможно и когда «Купе №6» крутили-идти на него причин не было, а когда они появились в связи с его отбором на «Оскар» и «Канны»-крутить его уже перестали.

Затянуло мгновенно и не только потому, что и я ездил смотреть на петроглифы, а еще и потому, что фильм этот каким-то образом поместил себя в серию «и смотреть невозможно, и невозможно выключить».

Если как-то собраться и пережить начало, которое попробует сбросить вас за борт «повесткой» (которой не ясно, зачем следовать, если можно не следовать), дальше можно увидеть что-то очень ценное.

Мы не будем исследовать мотивы режиссера, которому было уберважно «прийтись ко двору» и «пройтись по дорожке», пропуском куда и является сам факт прогиба. Сосредоточимся на том, ЧТО у него получилось:

Итак, финская Джесси Бакли, чьего парня зовут Ирина, отправляется в сомнительное путешествие в Мурманск на поиски петроглифов посредством РЖД. Страдая от скуки, продолжительности аферы и качества еды из вагона-ресторана, она оказывается в одном купе с Лехой, ни разу не считающим, что «синька-чмо». По сути (кроме гитары), это-все, чем и планирует заняться Леха в дороге, и несмотря на то, что финка и не думает о смене нательного белья все эти 35 часов-Леха и не думает переставать к ней «подкатывать».

По дороге к ним подсаживается финн, отнимая у Лёхи лавры «первого парня шестого купе», а у главной героини-самое дорогое, превращая все ее воспоминания в пыль, пока они соревнуются с Лехой, кто из них более ужасный человек…

Водки тут столько, что позавидуют даже Балабанов с Звягинцевым, ну а дальше-все, как мы любим: барсетки, кожанки, «Жигули» с «Владимирским централом» и шлепки на носки…Непросто, но…

Все становится возможным, если есть ЦЕЛЬ, и весь этот фильм существует только ради одной сцены, добраться до которой вы сможете уже совсем другим человеком…

Жесточайший артхаус, которым, если быть честными, и является наша жизнь.

19 апреля 2022 | 11:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: