«…Украшенная мастера рукой, она под звездами нашла себе покой.»
(Код да Винчи. Дэн Браун)
Отношение к истории Эвиты Перон у каждого своё, но, тем не менее, она никого не оставляет равнодушным. У одних она вызывала почти священный трепет еще при жизни, у других истовую ненависть даже после смерти. Её называли по-разному: святой и грешницей, марионеткой политического режима и знаменосцем угнетённых масс.
Сериал Родриго Гарсии и Алехандро Меси по одноименно книге Томаса Элоя Мартинеса рассказывает практически о библейских поисках святой Эвиты, сравнимых разве что с поисками Святого Грааля у Дэна Брауна. Журналист Мариано Васкес как настоящий рыцарь, во что бы то ни стало стремиться разгадать эту тайну и найти утерянное сокровище. Эти поиски сопряжены с массой опасностей как физических, так и ментальных. Многих причастных к этой истории постигла весьма печальная участь и некоторые даже лишились душевного спокойствия, попросту сойдя с ума. А для кого-то это были вполне реальные угрозы физической расправы и даже покушения на жизнь их близких.
Наталья Орейро стала просто стопроцентным попаданием в образ, на неё уже не смотришь как на «храбрую куколку», эту роль она давно успешно переросла.
Эрнесто Альтерио исполнивший роль Мури Кенига, отдельная находка, прекрасно воплотивший образ прагматичного военного постепенно скатывающегося в безумную лихорадочную одержимость.
Говорят, люди живы до тех пор, пока о них помнят. Так как тело Эвиты долгие годы считалось утраченным, народная молва породила слухи о том, что она едва ли не воскресла, или что она и вовсе не умирала.
Её обожали, ей подражали, её ненавидели и все хотели отхватить «кусочек от неё».
Нельзя отрицать, жизнь Эвы Дуарте невероятная и захватывающая, яркая как сверхновая.
При жизни это путь девушки-selfmade, после смерти это путь мученицы.
Даже спустя годы после смерти она оказывала невероятное влияние на жизни людей, на политическую расстановку сил в Аргентине, едва ли не большее, чем её супруг.
Задолго до Принцессы Ди, Товарищ Эвита стала королевой сердец.
История девочки из народа ставшей духовным лидером нации подкупала простых рабочих, её борьба за право женщин голосовать хоть и преследовала явно не феминистские идеалы, тем не менее, была весьма значительной, люди верили ей и готовы были последовать за ней куда угодно.
И они следовали за ней, где бы ни побывало её тело, она оставляла за собой мемориалы из свечей и незабудок. Люди следовали по её стопам при её жизни, после её смерти и даже 70 лет спустя она не оставляет никого равнодушным и фамильный склеп Дуарте до сих пор одно из самых посещаемых мест в Буэнос-Айресе.
Чуть ли не через тридцать лет роман Мартинеса дождался своей экранизации.
Роман, надо сказать, хорош — странная история одной из самых удивительных женщин двадцатого века, — даже не этой женщины, но её сиятельного трупа. Реальная судьба его ещё и пострашнее представленной. Гоголевского размаха там история, жуткая и мистическая.
Вернее, маркесовского размаха: книга — образчик пресловутого магического реализма, насыщенная потусторонним гудением пчёл, запредельным хлопаньем разноцветных бабочкиных крыльев и сладкими испарениями химикатов от мёртвого тела.
Сериал попроще, психоделическое повествование чуть разбавили сентиментальностью латиноамериканских мыльных опер. Но всё-таки не испортили.
К самой Эвите, как к личности, автор явно относится без симпатии, другое дело — труп. В этом он схож с одним из главных героев, ненавидевшим перониху в её жизни, но очарованным ею в смерти. Создатели сериала явно более благосклонны к живой героине, делая упор на её якобы убеждённый феминизм (модный сегодня, но настоящей супруге президента Перона вовсе не присущий).
Роль Эвиты исполняет звезда дамских сериалов Наталья Орейро, и снова-таки много более убедительной, чем живая, получается у неё исполненная нездешнего покоя трупная эвитина ипостась.
В этом, наверное, и заключён метафизический месседж произведения: отшумев и отмучась, перешагнув заключительную черту жизни и покончив с человеческим, слишком человеческим, госпожа Перон, в лице своего мёртвого тела, становится чистым символом, парадоксально наделённым куда большей властью над людьми, чем та, которую она имела при жизни.
А вот немёртвая Эвита, по сути, так и не показана. Что двигало ею, что омрачало, что заставило так быстро износиться и сгореть в возрасте Иисуса Христа? Предложенное объяснение слишком просто и неубедительно. Честолюбие, стремление уйти от бедности и повседневности — неплохие двигатели, но это только двигатели, а что с топливом, на котором они работали?
Перона тоже в фильме не пощадили, сделали этаким Кашпировским в парике Кобзона. Красавца мужчину в реальной жизни, и тоже очень сложного персонажа.
Зато главный злодей хорош, чем-то похожий на капитана Гастингса из сериала про Пуаро, но, конечно, на порядок более зловещий. Что вызывает уважение, играя злодея, он избегает показной неоднозначности, чисто по-испански корча самые свирепые рожи, — но оттого становится, неожиданно, лишь достоверней и симпатичней.
Вернёмся, однако же, к Эвите, что так трудно давалась в своём живом состоянии актрисе Орейро, всё утекала и упархивала. Это понятно: она совсем не простая была женщина, Эва Перон, не просто популистка и демагогиня. Демагогов и популистов всегда хоть пруд пруди, но она-то не просто врала и трепалась, а целыми днями торчала среди бедняков, раздавая им швейные машинки, вставные челюсти и квартиры. Получалось не всегда удачно, но народ проникся, народ запомнил, народ оценил бывшую девчонку с соседнего двора, которая, как умеет, старается помочь самым обделённым.
Нечто от земляка Гевары было у неё, нечто от нашего Гриши Распутина. Но это ничего не объясняет: она обладала своей, собственной, так и нераскрытой тайной. И нетленным хладным трупом, многолетние похождения и потустороннюю харизму которого, в отличие от этой тайны, книга и сериал раскрывают сполна.